Долгосрочный проект в средней группе мой театр. Театрализованная деятельность в средней группе – путешествие в мир творчества

Тип: практико — ориентированный
Март
Проблема: Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности.

Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.

Цель: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театральной деятельности.

Задачи:
1.Пробудить интерес детей и родителей к театру.
2.Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение).
3.Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Выполнение проекта:
В начале и в конце проекта воспитателями был проведён опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?» и исследовательское наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду!»

Решение поставленных задач с детьми:

    Просмотр музыкального, кукольного спектакля: «Путешествие тигрёнка» (Театр – студия «Сказ») и беседа об увиденном. Проведение экскурсии в Драматический театр с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада реквизита, музея и т. д. Презентация для детей разных видов театра «Путешествие Колобка!». Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра. Обыгрывание этюдов, потешек, мини — сценок и т. д. в индивидуальной работе. Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита). Репетиции с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале настоящим зрителям: детям и родителям.

Решение поставленных задач с родителями:
Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, мастер – класс по изготовлению театров.
Аншлаг спектаклей для детей в городе, драматическом театре с приглашением посетить и сделать фотографии запоминающих встреч с театром.
Выставка — презентация разных видов театра «Поиграйте с нами!» (рассматривание театров, варианты их изготовления, кукловождения).
Репетиции спектакля для детей «Маша и медведь» с помощью авторского прихваточного театра.
Изготовление в группу новых видов театра.


Решение поставленных задач с детьми и родителями:

    Дружеская встреча, посвящённая Всемирному дню театра 27 марта!

(В ходе встречи были показаны детьми варианты обыгрывания разных произведений: сказка «Репка», потешка «Сидит белка на тележке…», мини – сценка «Петрушка и ёж», этюд « Молчок». Родители показали для детей сказку «Маша и медведь»).

Результат проекта

    Участие в проекте 78\% семей группы. Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. При проведении опроса в конце проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?», возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр. Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 4 – 5 лет. Фотоотчёт проекта « Театр для всех!». Слова благодарности в тетради отзывов и предложений!

Обыгрывание этюда, потешки, мини — сценки
В индивидуальной работе.
Этюд.
По стихотворению А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришёл Молчок.
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел.
С нами песенок не пел.
А потом, глядим привык:
Словно зайка скок да прыг!
До чего ж я осмелел.
Даже песенку запел!(песенка).
Потешка.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке — сестричке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому,
Волчонку зубастому,
Петушку горластому,
Кукареку!
Мини — сценка.

По стихотворению Л. Корчагиной.

Был бы ёж ты хорош,
Только в руки не возьмёшь!
Нехорош? Ну и что ж!
Без иголок я не ёж!

Игра — драматизация
«Кошки – мышки!»
Эта ручка – Мышка,
Эта ручка – Кошка,
«В кошки – мышки поиграть,
Можем мы немножко».
Мышка лапками скребёт,
Мышка корочку грызёт.
Кошка это слышит
И крадётся к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка всё сидит и ждёт,
«Что же Мышка не идёт?».

Сказка «Репка»

Жили были дед, баба, да внучка! Вот раз баба с внучкой пошли кашу варить. А дед решил репку посадить!
ДЕД: Пойду-ка я, посажу репку! Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!
Вот и выросла репка, сладкá, крепкá, большая-пребольшая.
ДЕД: Пора репку из земли тянуть!
Тянет, потянет, а вытянуть не может! Позвал дед бабку!
ДЕД: Бабка иди помогать, репку тянуть!
БАБКА: Иду, иду, сейчас помогу!
Бабка за дедку, дедка за репку-
Позвала бабка внучку.
БАБКА: Внучка беги нам помогать, репку тянуть!
ВНУЧКА: Бегу, бегу, Вам помогу!
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку —
Вместе: Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала внучка Жучку.
ВНУЧКА: Жучка, помоги нам репку тянуть!
ЖУЧКА: Гав — гав, помогу, уже к вам бегу!
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку –
Вместе: Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала Жучка кошку.
ЖУЧКА: Кошка помоги, с нами репку потяни!
КОШКА: Мяу – мяу, к вам на помощь иду!
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку –
Вместе: Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала кошка мышку.
КОШКА: Мышка, где ты, к нам беги, помоги!
МЫШКА: Пи — пи, уже спешу, вам всем помогу!
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку -
ВМЕСТЕ: Тянем –потянем - и вытянули репку.
Все остались довольны и счастливы! Дружно репку из земли вытащили! Теперь каша из репки бабка сварит вкусную да сладкую! А сказке конец, а кто слушал молодец!

Татьяна Щепетова
Проект «Мир театра в жизни детей средней группы»

МБДОУ Детский сад №62

Итоговая работа по курсу : «Психолого-педагогические условия развития личности мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в контексте ФГОС ДО»

Проект

на тему : «Мир театра в жизни детей средней группы »

Выполнила работу :

воспитатель 1 квалификационной категории

Щепетова Татьяна Александровна

Дзержинск-2017

Тип проекта :

Практико-ориентированный

Продолжительность :

Долгосрочный

Возраст детей :

средняя группа

Участники проекта :

Воспитатели,

Родители

Актуальность : «Театр-это волшебный мир . Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей » (Б. М. Теплов) .

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность . Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это основная часть социально-экономических и духовных направлений современного и общественного устройства. Особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности , всем видам детского театра , потому что они помогают сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, приобщить к духовным ценностям, познакомить его с детской литературой, музыкой, ИЗО, правилами этикета, обрядами, традициями. Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Проблема : неумение передавать эмоциональный характер героев. Недостаточный словарный запас и связанной речи.

Цель проекта : последовательно знакомить детей с различными видами театра , развивать инициативу, самостоятельность, связанную речь, воображение и фантазию.

Задачи и приёмы театрализации в ДОУ

Занятия по театрализации решают множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка.

Образовательные задачи :

1. Начальные основы театральной культуры . Ребята знакомятся с театральной терминологией , разновидностями театрального искусства , учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре .

2. Театральная игра . У дошкольников совершенствуется умение ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке, выстраивать диалог с партнёром по постановке на определённую тему и запоминать слова персонажей театрального этюда .

3. Работа над спектаклем. У ребят развиваются навыки манипуляций с воображаемыми предметами. Ребята учатся воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации , мимики и пантомимики.

4. Ритмопластика. Дошкольники учатся реагировать на музыкальный сигнал либо команду, при этом действовать согласованно, запоминать различные позы и передавать их образно.

5. Речевая культура. У малышей происходит становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развивается умение изменять интонацию, сочинять коротенькие рассказы и сказки, находить элементарные рифмы.

Развивающие задачи :

1. Театрализованная деятельность прививает ребятам навыки публичного выступления.

2. У детей активизируется словарь, обогащается словарный запас, совершенствуется интонационный строй, развивается диалогическая речь.

Воспитательные задачи :

1. Повышается общая культура ребёнка, происходит приобщение к духовным ценностям.

2. Театрализованная деятельность воспитывает в дошкольнике самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться с ровесниками и взрослыми.

Организуя в среднем дошкольном возрасте театрализованную деятельность , воспитатель опирается на определённые приёмы :

1. Словесные : чтение коротких сказок и рассказов (которые потом трансформируются в сценарий спектакля, беседы с малышами, обращение к своему личному опыту, конкурс чтецов.

2. Наглядные : совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотр театральных постановок в детском саду (их организуют педагоги либо приглашаются профессиональные актёры) .

3. Практические : сюда относятся игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из конкретных сказок и рассказов, изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок и прочих элементов костюмов

Задачи проекта :

Развивать у детей выразительность речи;

Вызвать у детей интерес к театру , желание участвовать в театральной деятельности ;

Содействовать развитию творческой активности детей ;

Развитие мелкой моторики рук.

Для родителей :

Привлечь родителей к изготовлению персонажей по сказкам;

Выставка рисунков «Мы из сказки» ;

Сформировать у детей и родителей интереса к театру и совместной театральной деятельности ;

Фото-вернисаж «В кукольный театр вместе с семьей »

Для педагога :

Разработать план на год;

Разработать сценарии открытых мероприятий на год.

Ожидаемый результат :

Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия о театрализованной деятельности детей ;

Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства ;

Развитие эмоционального фона и речи дошкольников, пополнение театрального уголка ;

Увлеченное использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели актерского мастерства для детей 4-5 лет .

1 этап-подготовительный, информационно-исследовательский :

Создание совместно педагога с родителями и детьми разные виды театра ;

Чтение художественных произведений (сказки, рассказы) ;

Пальчиковая гимнастика;

Разработка сценария развлечения для детей .

Второй этап основной :

Сентябрь.

Предварительная работа театра к сказке «Пых» обраб. Н. Мялика.

Знакомство детей с белорусской сказкой «Пых» обраб. Н. Мялика.

Рассматривание героев кукольного театра .

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Пых» .

Предварительная работа : родители совместно с детьми изготовили персонажи картанажного театра к сказке «Репка» .

«Репка» .

Рассматривание героев картанажного театра .

Повторное чтение сказки.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами сказки.

Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Репка» .

Предварительная работа : родители совместно с детьми изготовили персонажи кукольного театра к сказке «Теремок» .

Чтение русской народной сказки «Теремок» .

Рассматривание героев кукольного театра .

Повторное чтение сказки.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами сказки.

Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Теремок» .

Предварительная работа театра к сказке «Заюшкина избушка» .

Чтение сказки «Заюшкина избушка» .

Рассматривание героев пальчиково театра .

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Репетиция рассказа.

Показ сказки «Заюшкина избушка» .

Предварительная работа : родители совместно с детьми изготовили персонажи пальчиково театра к сказке «Зимовье» обраб. И. Соколова-Микитова.

Знакомство детей с русской народной сказкой «Зимовье» обраб. И. Соколова-Микитова.

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами сказки.

Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Зимовье» .

Предварительная работа театра к сказке «Колобок» .

Чтение русской народной сказки «Колобок» .

театра .

Повторное чтение сказки.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами по передачи характера персонажа.

Индивидуальная работа с персонажами.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Колобок» .

Предварительная работа : родители совместно с детьми изготовили персонажи картонажного театра к сказке «Три медведя» .

Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя» .

Рассматривание героев картонажного театра .

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами сказки.

Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.

Репетиция сказки.

Показ сказки Л. Н. Толстого «Три медведя» .

Предварительная работа : родители совместно с детьми изготовили персонажи пальчикова театра к рассказу Т . Караманенко «Еж и грибок» .

Чтение рассказа «Еж и грибок» .

Рассматривание героев пальчикова театра .

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами рассказа.

Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев рассказа.

Репетиция рассказа.

Показ рассказа «Еж и грибок» .

Предварительная работа : инсценировка сказки «Маша и медведь» .

Чтение русской народной

Повторное чтение.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с героями сказки.

Индивидуальная работа с героями на звукоподражание.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Маша и медведь» .

Создание условий для самостоятельной деятельности :

Познание : рассматривание книг с яркими иллюстрациями;

Социализация : сюжетно-ролевая игра «Театр » ;

Художественное творчество : раскраски по сказкам, рисование сказочных героев;

Театральный уголок : игровая самостоятельность детей с различными видами театра ;

Физическая линия : пальчиковая гимнастика.

Работа с родителями :

Консультация для родителей, анкета «Театр и дети » ;

Помощь в изготовлении разных видов театра ;

Участие в выставке рисунков «Мы из сказки» .

3 этап – Общение опыта

Театрализованная сказка «Маша и медведь»

Виды театра

Таблица : фрагменты конспектов занятий по театрализованной деятельности в средней группе

Хлебникова Н. А.

«Играем в театр » Воспитатель входит в образе сказочницы и беседует с детьми о том, где можно увидеть сказки. Ребятам предлагается перевоплотиться в артистов - учиться передавать чувства выражением лица и жестами. Игра-разминка «Передавалки» .

По заданию педагога дети должны передавать друг другу конкретные эмоции : улыбку, «сердилку» , «испуг» , «страшилку» .

Следующее задание - передать по кругу определённое количество хлопков.

Сказочница сообщает дошкольникам, что к ним в гости пришёл котёнок. Дети вспоминают мультфильмы и сказки, в которых есть этот герой, а затем передают друг другу игрушечного котёнка, гладят его, говорят ласковые слова.

Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Кискино горе»

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

Беседа по содержанию. Несколько детей рассказывают его грустно, другие - весело. Педагог предлагает ребятам самим превратиться в котёнка, который хочет украсть сосиски. Нужно встать со стульчика, как киска, на задние лапки, покрутиться возле стола, вдохнуть ароматный запах сосисок. Но вот входит хозяйка - котёнок убегает. Чтение стихотворения Л. П. Савиной :

Киска, кисонька, кисуля! -

Позвала котёнка Юля. -

Не спеши постой, постой! -

И погладила рукой.

Ребятам предлагается представить, как они рукой гладят кошечку.

Сказочнице пора возвращаться домой. Она интересуется у ребят, что им понравилось на занятии больше всего, какие интересные вещи они узнали

Воспитатель рассказывает детям, что по дороге в детский сад она нашла красивую коробочку. Чтобы открыть её, нужно отгадать загадки (по ходу отгадывания демонстрируются игрушки) :

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки, боится кошки. (Мышка) .

Зелёная я, как трава,

Моя песенка «ква-ква» . (Лягушка)

По полю скачет - ушки прячет.

Встанет столбом - ушки торчком. (Зайка) .

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса) .

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

Ребята догадываются, что звери - герои сказки «Теремок» . Педагог предлагает разыграть эту сказку, произносит волшебные слова, и ребята превращаются в лесных жителей - надевают шапочки-маски. Кто-то из ребят играет роль солнышка и ёлочек (соответствующие маски) .

Проводится физкультминутка «Строим дом» .

Стук-стук молотком,

(Имитация молотка) .

Строим, строим новый дом.

(Ходьба на месте) .

Ты, пила, пили быстрей,

(Имитация пилы) .

Домик строим для зверей.

(Прыжки на месте) .

Дружно работали,

дом быстро построили -

каждому по комнате.

Звери дружно жили, не тужили,

печку в домике топили.

Вот и сказке конец,

а кто слушал молодец!

А теперь надо вновь превратиться из лесных зверят в ребят!

(воспитатель снимает с детей шапочки-маски ) .

Детям предлагается сесть за столы и выложить из счётных палочек теремок.

Анализ занятия. Педагог выясняет у дошкольников, что им больше всего понравилось, а что было трудным.

Ташпаева Дания Даниловна МАДОУ «Золушка» Воспитатель г. Когалым, ХМАО

«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир!»

С.И. Мерзлякова

Пояснительная записка

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории» . Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли» .

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо…

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.

Проблема.

  • недостаточно внимание родителей и детей к театру;
  • мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве» ;
  • недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
  • застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей.
  2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
  3. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения

образа, а также их исполнительские умения.

4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

  1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
  4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
  5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Ожидаемый результат проекта

  • Обогащённая среда в группе;
  • Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
  • Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
  • Активизация творческих способностей детей;
  • Активное участие родителей в жизни группы;

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры – драматизации;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Просмотр сказки;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Заучивание стихов;
  • Театрализованная деятельность.

Участники проекта:

  • Воспитатели группы
  • Дети 4-5 лет
  • Родители

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь-май)

Материально-технические ресурсы:

  • Сказки, иллюстрации
  • Аудио, видеоматериалы
  • Мультимедийная техника
  • Костюмы для театрализованной деятельности
  • Атрибуты для разных видов театров.

Этапы реализации проекта

  1. этап: подготовительный
  2. этап: основной
  3. этап: итоговый
  4. этап: Подготовительный

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» Пермский край, г. Соликамск

Краткосрочный проект "Музыка и театр"

Овчинникова Альбина Викторовна

Музыкальный руководитель

Краткосрочный проект на тему: «Музыка и театр»

(Средняя группа 4-5 лет)

«Музыка и театр».

Тип: Творческий, групповой.

Участники: Музыкальный руководитель,дети от 5до 6 лет, родители воспитанников, воспитатели, специалисты МАДОУ.

Масштаб: Краткосрочный.

Цель : развитие речи, коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать у детей театрально-творческие способности, знания и навыки театральной культуры.
  2. .Развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи, артистические способности, через театрализованную игру.

3. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и пополнении музыкального уголка новыми экспонатами.

4. Создать условия для развития творческой активности детей.

5. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

Предполагаемый результат проекта:

- Дети научатся инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, простейшим приемам кукло - вождения настольных кукол;

- получат представления о театре, о его разновидностях;

Познакомятся с многообразием музыкальных инструментов;

Научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов;

Разовьется умение пользоваться собственным голосом, используя его разные возможности;

Театральный уголок группы пополнится различными видами театра, музыкальный – новыми инструментами;

Повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду;

Итоговые мероприятия:

  1. Драматизация русской народной сказки «Колобок».
  2. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала.

Технологическая карта №1

Вопросы к утреннему сбору, которые направлены на выбор темы и деятельности.

Какая у нас тема?
Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?
Что мы уже знаем о театре?
Что еще можно узнать?
Чем бы ты хотел заняться сегодня?
Какой план у тебя на сегодня?
Как ты это будешь делать? С чего ты начнешь?
Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?
С кем ты будешь вместе работать?

Технологическая карта №2

Вопросы к вечернему сбору, которые направлены на обсуждение результатов деятельности, вариантов итогового события; планирование деятельности на следующий день.

Кто хочет рассказать о своей работе?

Что было самое интересное?

Что ты узнал нового о театре?

Что еще хочешь узнать?

Получилось ли у тебя то, что ты задумал?

Что бы ты хотел изменить?

Тебе было трудно или легко?

Что легче всего было сделать?

Почему ты использовал эти материалы?

Что можно изменить?

Эта работа была для тебя интересна?

Какие материалы вы использовали?

Вы полностью выполнили свой план?

Планируете ли вы продолжить свою работу?

Ты выполнил свой план?

Технологическая карта №3

Примерное комплексно - тематическое планирование

Образовательные области

Интеграция

Педагогические задачи

Планируемые результаты

Познание Конструирование

«Социализация», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация».

«Чтение художественной литературы».

Тема: «Колобок»

Познание: продолжать учить детей строить домик, используя кубики разного размера.

Развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность (большой - маленький) кубик.

Развивать первые навыки драматизации.

Социализация: способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Физическая культура: формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Коммуникация:

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Чтение художественной литературы:

Развивать умение понимать смысл текста и выполнять движения в соответствии с ним.

Выполняет постройку по образцу.

Общается в процессе работы с детьми и воспитателем, отвечает на заданные вопросы.

Имеет первоначальные навыки драматизации – интонационно передает характер героя, имитирует движения.

Умеет развить сюжет игры, используя собственную постройку.

Соблюдает правила м/п игры, согласовывает движения с музыкальным сопровождением.

Понимает смысл сказки, помнит героев, последовательность их появления.

Познание ФЭМП

«В гости к нам пришёл зайчонок» .

Фэмп: Закреплять умение группировать предметы по цвету;

продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результата определения в речи;

закреплять понятия «короткий» и «»длинный»;

продолжать учить узнавать и правильно называть геометрические фигуры.

Социализация: воспитывать активность, открытость, свободу общения, готовность прийти на помощь.

Умеет составлять группы предметов по определенным признакам.

Определяет где много, а где один предмет.

Знает и называет геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

Различает предметы по длине.

Познание (ФЦКМ).

«Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация».

Тема: «Путешествие в театр».

Познакомить детей с понятием "театр", разновидности театров (кукольный, теневой, балет) и особенности данного места. Рассказать о правилах поведения в театре.

Познакомить с профессиями людей, которые работают в театре.

Учить различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями.

Развивать воображение, мышление, память, воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.

воспитывать интерес к образовательной деятельности, дружеские взаимоотношения;

Тема: Весёлое путешествие с другом музыкой.

Закрепить понятие о том, что музыка является другом человека, что надо слушать красивую и приятную, полезную для здоровья музыку.
Обогащать музыкальный опыт детей, активизировать осмысленное восприятие музыки, учить думать, размышлять о музыке.
Воспитывать музыкальный вкус.

Знает, что такое театр, профессии тех, кто работает в театре.

Знаком с разновидностями театра.

Знает правила поведения в театре.

Умеет по картинке определить эмоции человека.

Коммуникация.

Чтение художественной литературы, «Художественное творчество», «Социализация».

«Познание», «Музыка», «Социализация».

Тема: пересказ русской народной сказки «Колобок».

Продолжать учить, эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц;

Учить пересказывать русскую народную сказку «Колобок» при помощи метода моделирования;

Учить, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа;

Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать героям сказки;

Продолжать учить детей отгадывать загадки.

«Музыкальные игрушки». (Звуковая культура речи).

Закреплять правильное произношение звуков [в], [б].

Учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов, учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке;

воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Умеет слушать сказку, воспринимает содержание, помнит героев – участников действия сказки, последовательность их появления.

Может пересказать сказку, используя речевые обороты героев.

Умеет отгадывать загадки.

умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;

Правильно произносит изолированные звуки [в], [б].

Образует глаголы от названий музыкальных инструментов.

Составляет короткий рассказ об игрушке – музыкальный клоун.

С удовольствием принимает участие в игре на музыкальных инструментах.

Чтение художественной литературы.

«Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Труд», «Познание» (ФЦКМ)

«Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Познание» (ФЦКМ), «Художественное творчество»

Чтение В.Сутеев «Кто сказал мяу?».

Развивать умение внимательно слушать рассказ взросло­го, активно отвечать на вопросы по содержанию; сформировать интерес к сказкам; развивать звукоподражание.

Развивать умение выразительно имитировать движения, характерные для различных животных под музыку.

Развивать произвольное внимание и воображение.

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».

Познакомить с русской народной сказкой,понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

Конструирование

Внимательно слушает сказку;

активно отвечает на заданные вопросы.

Внимательно слушает сказку, отвечает на вопросы по содержанию.

Понимает смысл сказки, может объяснить понятие «малец-удалец».

Умеет построить домики, отличающиеся друг от друга (домики лисы и зайца).

активно и доброжелательно воздействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач

Физическая культура.

«Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание» (ФЭМП).

«Играем с героями сказок».

Закрепление навыков основных движений в игровой форме;

закрепление умения слушать и отгадывать загадки;

закрепление умения выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением;

закреплять знание основных цветов; закрепление умения быстро находить свое место в игре.

Правильно выполняет основные движения;

Внимательно слушает и отгадывает загадки;

Выполняет движения, согласуя их с музыкальным сопровождением;

Знает цвета – красный, желтый, зеленый;

Соблюдает правила игры.

Музыка.

«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Труд»

«Ах, эта музыка, музыка, музыка…»

Приобщение и формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

- прослушивание музыкальных произведений разных жанров;

- игры на музыкальных инструментах, организация оркестра в группе;

- знакомство с различными музыкальными инструментами.

Внимательно слушает музыкальное произведение.

Принимает активное участие в игре на музыкальных инструментах в общем оркестре.

Знает некоторые музыкальные инструменты – бубен, колокольчик, металлофон, шумовые инструменты.

Художественное творчество.

«Коммуникация»,

«Физическая культура», «Музыка», «Труд»

Аппликация «Колобок».

Освоение техники обрывной аппликации (листья);

Закрепить умение наносить клей на готовую форму и наклеивать ее на лист;

Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Лепка «Колобок».

Закрепление умения лепить предметы округлой формы.

Формирование интереса к лепке.

Закрепление цвета – желтый, зеленый.

Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции.

Обогащение словаря прилагательных.

Умеет правильно использовать площадь листа.

Аккуратно работает с клеем, пользуясь салфеткой и клеенкой.

Выполняет работу самостоятельно.

Умеет лепить предметы округлой формы.

Знает желтый, зеленый цвет.

Умеет координировать движения со словами;

Использует в речи прилагательные, обозначающие ласковые слова

владеет навыками самообслуживания

Социализация.

«Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация»

Привлекать детей к посильному участию в театрализованных представлениях, забавах, развлечениях по сказкам. Способствовать формированию навыка перевоплощения в сказочных героев.

Развивать интерес к различным видам театрализованных, музыкальных игр;

развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игры;

формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Слышит музыкальное сопровождение, выполняет музыкально-ритмические движения. Принимает участие в театрализованных играх, забавах.

Здоровье.

«Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация»

Развивать умение заботиться о своём здоровье;

продолжать развивать культурно - гигиенические навыки;

продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Соблюдает элементарные правила приема пищи, гигиены. Выполняет физические упражнения на укрепление организма.

Труд

Чтение художественной литературы, «Художественное творчество», «Труд», «Социализация».

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный матери­ал, игрушки; помогать, воспитателю подклеивать книги, коробки.
Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы все убирать со стола (рисование, лепка, аппликация).

Замечает беспорядок в группе и самостоятельно устраняет его;

Убирает на место игрушки и игры после игры;

Помогает воспитателю в ремонте книг, прочих материалов.

Самостоятельно приводит в порядок свое рабочее место после образовательной деятельности.

Безопасность.

«Социализация», «Коммуникация», «Познание» (ФЦКМ).

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов; активизировать предлоги, глаголы в предложениях; познакомить детей с правилами пожарной безопасности

Знает элементарные правила обращения с огнем, свободно отвечает на заданные вопросы по теме, используя в речи предлоги и глаголы.

Технологическая карта №4 « Материалы и оборудование».

Социально – личностное развитие

Безопасность

Социализация

Труд

Рассматривание альбомов с картинками, рассматривание и обсуждение иллюстраций из книг. Объяснение детям как можно вести себя в театре.

Музыкальные игры «Угадай, что звучит», «Тихо – громко». Настольный театр «Заюшкина избушка», « Смоляной бычок», пальчиковый театр «Репка».

Салфетки для уборки столов после образовательной деятельности;

материалы для мелкого ремонта книг, коробок, пособий.

художественно – творческое развитие

Аппликация/лепка

Развитие детского творчества

Приобщение к изобразительному искусству.

Материалы и инструменты для творчества: бумага, карандаши, пластилин.

Клей, ватман, природный и бросовый материал.

Альбомы с иллюстрациями музыкальных инструментов;

музыкально-дидактические игры;

муз.игрушки и детские музыкальные инструменты;

фланелеграф с набором сказочных персонажей.

Карандаши, краски, кисти, бумага для рисования, различные трафареты. Раскраски «Русские народные сказки», «Музыкальные инструменты».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Волшебный весёлый бубен» (малой подвижности), «Совушка» (музыка тихо – ночь, громко – день), «Ложки по кругу», «Хоровод с колокольчиком».

Познавательно-речевое развитие

Познание Коммуникация

ФЦКМ

ФЭМП

Худ.литер

Развитие речи

Иллюстрации к сказкам, рассматривание картин. Набор картинок «Музыкальные инструменты». Звучащие музыкальные и шумовые инструменты.

Д/и « Угадай, что звучит», «Узнай сказку», «Кто так говорит?».

Счетные палочки, д/у «Много – мало». «Матрешки – подружки». Игры «Закрой двери в домиках», «Кто, где живет», «Подбери чашку к блюдцу».

Книги с русскими народными сказками, альбомы с потешками, поговорками.

Пальчиковые упражнения:

«Ладушки-ладушки»,

«Братцы»,

«Солнышко».

Наборы картинок со сказочными сюжетами; игра «Расскажи сказку», кубики – мякиши со сказками.

Технологическая карта №5

« Виды деятельности и формы организации».

Музыкально-художественная деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность.

Продуктивная деятельность:

Слушание русской народной песни «Во - саду ли, в огороде.. ».

Игра – драматизация «Кошки – мышки».

Раскрашивание по трафарету героев русских народных сказок.

Мини – сценка по стихотворению А.Барто «Идет бычок, качается».

«Солнечные зайчики», «Куда дует ветерок?» - опыты на прогулке.

«Что звучит громче? Что звучит тише?».

Рисование:« Герои русских сказок », лепка «Репка», аппликация «Репка», конструирование «Стоит в поле теремок».

Конструктивная деятельность

Игровая деятельность :

Познавательно-исследовательская деятельность:

Конструирование «Стоит в поле теремок».

«Играем со счётными палочками».

Строительство теремка из крупного строительного материала.

Сюжетная игра «День рождения куклы».

Сенсорные игры: «Чудесный мешочек», «Пазлы на резиновой основе», «Собери теремок».

«Большой – маленький» - сравнение предметов по величине. «Кто самый большой? Кто самый маленький?».

Коммуникативная деятельность :

Двигательная активность:

Сотрудничество с родителями :

Дидактические игры: «Кто – кто в теремочке живет?»; «Из какой сказки?», «Кто самый смелый в сказках?», «Кого все боятся в сказках?».

П/и «Хитрый кот», музыкальная п/игра «Колокольчик», «Где позвонили?».

Пополнение уголка различными видами театра: плоскостной, пальчиковый, театр вязаных шапочек.

Приобретение музыкальных инструментов.

Изготовление детских музыкальных инструментов своими руками из бросового материала.

Приложение 1

Итоговые мероприятия:

1. Драматизация русской народной сказки «Колобок».

Задачи:

1. Формировать у детей правильные оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а так же зачатки с помощью загадок и сказок о животных, где добро побеждает зло.

2. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

3. Учить детей имитировать характерные действия персонажей в сказке «Колобок», а так же сопровождать движения героев простыми песенками под музыкальное сопровождение. Поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов. Вызывать желание у детей играть роли в костюмах, выступать перед своими сверстниками в определенной последовательности.

4. Развивать умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку «Колобок». Развивать речь, мышление, воображение.

5. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно, чувство прекрасного, сострадание к происходящему, желание помочь.

Режисёр постановки: Овчинникова Альбина Викторовна, музыкальный руководитель

Инсценированная сказка «Колобок»

Слова и муз. Боромыковой О.С. Текст песни Караманенко Т.Н.

Ведущий: один или трое детей:

Бабка с дедкою вдвоем

Жили в домике своем.

И сказать о них нам нужно:

Жили вместе они дружно.

Вот зима уже проходит,

А еды запас выходит.

Хоть весна стучится в дверь,

В доме голодно теперь.

На печи они сидят,

О еде лишь говорят,

Дед толкает бабку в бок:

Дед: Испеки мне колобок!

Бабка: Я давно бы испекла,

Только кончилась мука.

Дед: По сусекам поскреби,

Может быть, найдешь муки.

Ведущий: Бабка веничек взяла

И сама в амбар пошла.

Там немного помела

И мучицы наскребла.

Замесила тесто впрок,

Так и вышел колобок.

Бабка: Глянь, дедуля, Колобок!

У него румяный бок!

Дед: Положи – ка на окошко,

Пусть остынет хоть немножко.

Ведущий: Положили на оконце,

Там, где дует ветерок, -

Охладить румяный бок.

Колобок лежал немного

И решил: «Пора в дорогу».

Колобок: Ай да бабка, ай да дед,

Съесть меня решили? Нет!

Здесь остаться не могу,

Лучше в лес я убегу.

Ведущий: Убежать он был готов,

Прыгнул вниз и был таков.

По троминке покатился

И в лесу вмиг очутился.

А на встречу, ой-ой-ой,

Идет Заинька – косой.

Заяц: Ты, конечно, не капуста,

Ну а пахнешь очень вкусно.

Меня живот пустой:

Съем тебя сейчас, друг мой!

Колобок: Не спеши, успеешь скушать.

Хочешь песенку послушать?

Заяц: Ну, конечно, спой, дружок,

Мой веселый Колобок!

Волк: Здравствуй, здравствуй, колобок,

Съесть тебя хочу, дружок!

Колобок: Не спеши, успеешь скушать.

Хочешь песенку послушать?

Волк: Ладно, пой! Да только быстро,

Не люблю я вас, артистов!

Исполняется музыкальный куплет « Песенка Колобка». Затем музыкальный куплет «Колобок катится».

Ведущий: Укатился колобок,

Замелькал румяный бок.

Волк скорей за ним погнался,

Но, увы, ни с чем остался,

А навстречу, ой-ой-ой,

К нему медведь идет большой.

Медведь оглядывает: У него румяный бок!

Да ведь это Колобок!

Вот малинка, вот медок,

Съем тебя я, мой дружок!

Колобок: Не спеши, успеешь скушать.

Хочешь песенку послушать?

Медведь: Так и быть, скорее пой,

Шутки плохи ведь со мной!

Исполняется « Песенка Колобка». Затем «Колобок катится».

Ведущий: Укатился Колобок,

Замелькал румяный бок.

И медведь вслед побежал,

Но куда там, не догнал!

А навстречу, ой-ой-ой,

Шла Лиса тропой лесной.

Лиса: Это кто предо мной

На тропиночке лесной?

Него румяный бок,

Да ведь это Колобок!

Ну, попался ты, дружок,

Съем тебя я, Колобок!

Колобок: Не спеши, успеешь скушать,

Лучше песенку послушай.

Лиса: Ну конечно, друг мой, спой,

Все равно ты будешь мой!

Исполняется «Песенка Колобка», но последние слова в ней такие: «Пусть ты рыжая краса, но не съешь меня, Лиса!»

Лиса: Я лисичка, я сестричка,

Я хожу не слышно,

Рано утром на прогулку

Погулять я вышла.

Хвостик рыжий у меня,

Шерстка золотая

Посмотрите на меня

Проект для дошкольников ДОУ «Театр, где сказка живет»

Предлагаемый проект необходим для раскрытия творческой одаренности ребенка, для успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, для социально-коммуникативных способностей, для сплоченности семьи и детского сада.
Проект направлен на обучение детей искусству театра во всех видах театрализованной деятельности, на создание собственных сценариев к спектаклям всеми участниками проекта, на показ театрализованных представлений детям и родителям.
Театральная деятельность помогает развитию творческой одаренности ребенка и его всестороннему развитию, учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Используя методы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества в ходе реализации проекта, участниками театральной студии будут создаваться новые сказки и сценарии к спектаклям.
Вовлечение родителей в совместную работу, создаст радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Проект рассчитан на три возрастные группы дошкольников 4-7 лет.
Участники проекта: Творческая группа педагогов, дети и их родители.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать!
У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками.
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления.
Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
И в моей работе возникают проблемы:
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество.
Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания.
В моей работе с детьми важными задачами являются раскрытие творческой одаренности детей, снижение уровня тревожности, неуверенности в себе, избавление от застенчивости. Эти задачи можно решить посредством театрализованной деятельности.
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра и развития одаренных детей. Поэтому для меня театрализованная деятельность является самым основным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.
Для эффективной работы, создания благоприятных условий и проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.
Поэтому у меня появилась идея открыть в детском саду театральную студию для более углубленной работы с детьми по театрализованной деятельности, начиная со средней группы дошкольников, с её поэтапным развитием, которая бы стала реализацией моего проекта: «Театр, где сказка живет».

Цель проекта: Раскрытие творческой одаренности ребенка, успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, способствующего социально-коммуникативному становлению, создание оптимального психологического климата у дошкольников посредством детской театральной студии.

Задачи для реализации проекта:
Познакомить детей с разными видами детских театров: театр масок, пальчиковый театр, настольный театр, шагающий театр, теневой театр, театр марионеток, кукольный театр «Бибабо», театр ростовых кукол, театр актеров. Обучить приемам манипуляции детских театров различных видов.
Познакомить с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать эмоциональные состояния других. Развивать эмоционально-творческий потенциал дошкольников.
Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей.
Расширять у дошкольников на основе театрального творчества общую осведомленность об окружающем мире; формировать определенный элементарный опыт профессиональных действий на железнодорожном транспорте, о труде железнодорожников и других профессий через театрализацию.
Развивать воображение, фантазию в сочинении собственных сказок методом моделирования. Формировать независимость мышления, то есть находить собственные решения, открыто излагать смелые идеи, гипотезы.
Формировать умение принимать критику без обид, а так же способности находить недостатки в собственных суждениях, оценках.
Развивать умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками совместно с родителями и детьми.
Вовлекать родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Этапы реализации проекта

1 этап – Работа со средней группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство детей с видами театра (пальчиковый театр, театр масок, шагающий театр, кукольный театр, теневой театр, театр марионеток). Обучение приемам манипуляции детских театров различных видов, навыков кукловождения.
2. Знакомство с русско-народными сказками, обучение умению их пересказывать, обыгрывание сказок во всех видах театра.
3. Знакомство с понятием «эмоции», распознание эмоций.
4. Создание клуба родителей «Театральная мастерская» по изготовлению театральных кукол для домашних театров.
5. Создание фотоальбома «Мир театра своими руками».

Летний период (июнь–август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

2 этап – Работа со старшей группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство с правилами поведения в театре, знаменитыми театрами России.
2. Моделирование сказок по выбору объекта или сюжета.
3. Составление сказок приемами развития словесного творчества совместно с родителями.
4. Дети – детям. Показ кукольных и теневых театров детям младших групп.
5. Театр марионеток «Танцующие страусята». Показ навыков кукловождения на праздниках детского сада.
6. Театр ростовых кукол. Показ детьми спектакля путем совместного творчества целевой группы проекта «Мы спасаем Колобка».
7. Создание сборника сказок совместного творчества детей и родителей «Сказки дошколят на новый лад».

Летний период (июнь-август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

3 этап – Работа с детьми подготовительной группы и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство с театром актеров, театральными терминами.
2. Знакомство с театральными профессиями (какую работу выполняют люди этих профессий, для того, чтобы поставить спектакль).
3. Игры для развития актерского мастерства «Страна эмоций», «Скажи без слов», «Пантомима» и др.
4. Постановка спектаклей по сценариям собственного сочинения методом моделирования сказок:
«Как семеро козлят пошли в детский сад»;
«Как паровозик лес спасал»;
«Вот какой рассеянный».
5. Привлечение родителей к помощи в изготовлении костюмов и декораций к спектаклям.

Условия, необходимые для полноценной реализации проекта
четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении проектной деятельности;
наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям;
овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
взаимодействия детей, родителей и педагогов ДОУ;
серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Методы реализации проекта
Предварительной работой по проекту будет проведение диагностики по изучению способностей детей к творчеству, которое важно осуществлять во взаимодействии с педагогами и родителями. В среднем дошкольном возрасте один из главных методов по выявлению признаков творчески одаренных детей – метод наблюдения. Как правило, творчески одаренным детям свойственно относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм поведения, положительных социально-эмоциональных качеств.
Показатели уровней одаренности в детском возрасте не остаются константны¬ми, поэтому некоторые методики проводятся во всех возрастных группах.
Так же для коррекции психоэмоционального состояния театральная деятельность полезна застенчивым детям с высоким уровнем тревожности. В комплекс психодиагностических методик детей среднего дошкольного возраста включены:
Методика «Три ступеньки» для изучения самооценки ребенка;

Методика изучения личности «Три желания»;
Методика определения уровня развития творческих способностей «Солнце в комнате».

Описание проекта

Работа по проекту начинается со средней группы. Дети среднего дошкольного возраста знакомятся с видами театров.
Виды театра, необходимые в проектной работе с детьми:

1.Театр масок
2.Пальчиковый театр
3.Шагающий театр
4.Настольный театр
5.Теневой театр
6.Кукольный театр «Бибабо»
7.Театр марионеток
8.Театр ростовых кукол
9.Театр актеров

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Выполнение движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, концентрирует внимание на одном виде деятельности.

Куклы шагающего театра устроены таким образом, что ребенок может просунуть указательный и средний пальцы в ее ножки (сзади) и заставить персонажа «шагать». От этого кукла «оживает» в глазах ребенка. А можно работать и разными парами пальцев, разными руками и двумя руками одновременно.

Настольный театр – это игрушки и декорации, которые можно расположить на столе. Они могут быть картонные, деревянные или резиновые. Благодаря такому виду театра, у детей происходит первичное освоение режиссёрской театрализованной игры.

В театре бибабо , используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такой театр обыгрывается за ширмой.

Теневой театр – это экран, на котором плоские картонные или фанерные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. Экран ставится так, чтобы он находился между источником света и детьми (источником света может быть лампа или окно). В теневом театре можно разыгрывать знакомые сказки. Это необычный вид кукольного театра. В тенях-силуэтах ребенок узнает знакомых персонажей, и сказка оживает в его воображении. Такие спектакли обогащают внутренний мир ребенка, учат детей представлять, развивают воображение.

Театр марионеток . Марионетка – сложная в управлении кукла, но зато она «волшебная» - кажется, что живет она отдельно от того человека, который ею управляет.

Благодаря таким видам театра дети обучаются приемам манипуляций с театральными куклами. Занимаясь с детьми театром, жизнь наших воспитанников будет интересной и содержательной, наполнится её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Так же дети, играя в театр, учатся пересказу русско-народных сказок.
В процессе рассказа и показа сказки ребенок развивает речь, мелкую моторику, речевую и жестовую выразительность, учится самостоятельно передавать образ сказочных персонажей.
С помощью сценок-этюдов дети знакомятся с эмоциями, умению их распознавать.
Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Для этого возникает необходимость в создании родительского клуба «Театральная мастерская» для проведения мастер-классов по изготовлению театральных кукол и театров своими руками. Участниками клуба будут родители со своими детьми. Благодаря таким способам обыгрывания театра в домашней обстановке, повышается уровень самооценки ребенка, уверенность в своих возможностях, сплоченность семьи. В виде консультаций и круглых столов родители получают информацию о значении театра в воспитании детей, так же возможность посетить с ребенком тот или иной спектакль, а потом обсудить с ним увиденное, и сделать иллюстрации.
В конце учебного года (в мае) совместно со всеми участниками родительского клуба создается фотоальбом, в котором будет вся проделанная работа театральной мастерской.

В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей старшего дошкольного возраста:

Методика исследования тревожности ребенка;
Методика изучения личности «Цветик-семицветик»;

Игровой тест «Три слова» для оценки творческого воображения.

Дети старшей группы с помощью слайдовых презентаций обучаются правилам поведения в театре, знакомятся с театрами России.
Различными видами театра детьми обыгрываются сценарии русско-народных сказок. Используя методы и приемы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества можно придумать новую сказку, сценарий к спектаклю.
Используя метод сказкотерапии, у ребенка развивается воображение, которое является психологической основой творчества, делающего его способным к созиданию нового. Например, после чтения и обсуждения РНС «Колобок», детям задается ряд вопросов: «Что произошло бы с Колобком, если бы он жил в нашем городе? Куда бы он покатился? Если бы он жил на высоком этаже? Что нужно сделать, что бы с Колобком не произошла беда? Как бы мы ему помогли? и т.д. Благодаря такому методу, у детей развиваются положительные социально-коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь. Таким образом, с детьми можно придумать новый сюжет сказки «Мы спасаем Колобка».
Метод моделирования является одним из самых эффективных методов обучения детей сочинению сказок, позволяющий формировать различные навыки сочинения сказок (по выбору объекта, сюжета и т.д.). Так как в нашем детском саду определено одно из важных направлений деятельности – это работа по ранней профориентации на железнодорожную тематику, то и уклон выбора сюжета сказок делается на железнодорожную тему. Готовых сказок и рассказов на железнодорожную тему мало, поэтому все инсценировки и спектакли, поставленные детьми – это продукт детской фантазии. Моделирование сказок происходит через общение, диалог, с множеством наводящих вопросов, правильно поставленных педагогом предварительно. А «правильные» вопросы побуждают ребенка думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Предлагается совместное творчество по сочинению сказок детям и их родителям. Взяв за основу русско-народные сказки и используя приемы словесного творчества: «перевирание сказки», «дополни сказку», «начало и конец» и т.д., получаются новые сюжеты к сказкам, которые впоследствии станут театральными представлениями.
Фантазии детей нет границ, и не все сценарии полученных сказок можно обыграть на сцене, но их можно обыграть другими видами театра: пальчиковым, теневым, кукольным театром.
Дети старшей группы закрепляют навыки приемов кукловождения. Показывают готовые спектакли детям младших групп в виде теневых и кукольных театров. Выступают на праздниках детского сада, представляя свой опыт манипуляций кукол-марионеток (в марте).
К концу учебного года (в мае) дети старшей группы готовят спектакль с использованием ростовых кукол «Мы спасаем Колобка».

Ростовая кукла позволяет ребенку быстро перевоплотиться в ту или иную роль. Ножки куклы одеваются на ноги ребенку, на ручки одеваются рукавички, голова куклы на лямочке подвешивается на шею ребенка – и ребенок «в костюме» выбранного героя.

Так же создается сборник сказок на железнодорожную тематику «Сказки дошколят на новый лад», придуманных совместно детьми и родителями (в мае).

В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей подготовительной группы:
Методика «Лесенка» для изучения самооценки ребенка;
Методика исследования тревожности ребенка;
Методика «Диагностика природной памяти»;
Методика изучения личности «Если бы я поймал золотую рыбку»;
Методика изучения творчества ребенка, тест на креативность Вильямса «Дорисуй фигуру»;
Методика моделирования сказок.

В подготовительной группе дети знакомятся с театром актеров.

Театр актеров. Самый большой и трудоемкий вид театра, в котором выступают сами дети. Играя в театр актеров, ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, творчески применяет в спектаклях знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства общения, проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
С помощью слайдовых презентаций дети знакомятся с театральными профессиями, театральными терминами. Для того, что бы развивать эмоционально-творческий потенциал и формировать невербальные средства общения, дети знакомятся с различными эмоциями, пантомимикой.
На основе сказки «Волк и семеро козлят», объединив два праздника День матери и День рождения детского сада, используя прием «начало и конец», ребята покажут спектакль «Как семеро козлят пошли в детский сад» (ноябрь). На основе сказки «Паровозик из Ромашково», взяв за основу тему экологии, ребята покажут сказку «Как Паровозик лес спасал» (февраль). Используя прием «дополни сказку» ребята покажут мюзикл «Вот какой рассеянный» (май).
Все придуманные детьми сказки требуют большой подготовки не только в заучивании ролей, но и в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов и др. Поэтому родителей воспитанников необходимо привлекать к участию в театрализованных постановках, причем в качестве не только зрителей, но и соавторов текста, изготовителей декораций и костюмов. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера и темперамента.

(Сценарии спектаклей прилагаются в рубрике в других записях)

Заключение
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации моего проекта.
Представление сказок и веселых сценок, придуманных лично детьми с любимыми персонажами, наиболее любимы для инсценировок и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.