Конспект занятия по развитию речи «Звук и буква» и «. Конспект занятия по развитию речи Тема: Звук «У»

МБОУ ДОД « ДЮЦ ПРИОБСКИЙ»

Конспект

занятия по развитию речи

Тема: Звук «У». Буква У

Выполнила педагог

дополнительного образования Кожуховская С. В.

г. Бийск

Педагог Кожуховская Светлана Васильевна.

Возраст обучающихся 5 лет

Тема занятия : «Звук «У». Буква У

Цель: создать условия для совершенствования артикуляции и произношения гласного звука «у», его дифференциации, умение определять позицию звука в слове.

Задачи:

образовательные :

1) знакомство со звукам «у»;

2) учить выделять звук «у», в начале слова, в середине и на конце.

3) упражнять в изолированном произношении звуков «у», а также в сочетании с другими звуками и в словах;

4) Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении.

развивающие:

1) способствовать развитию артикуляционного аппарата, фонематического

слуха (умение узнавать звук «у», дифференцировать его).

2) способствовать развитию мелкой моторики;

3) способствовать развитию памяти, внимания, мышления.

Воспитательные:

1) воспитывать доброе отношение к окружающим; интерес к предмету

2) воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.

3) воспитывать умение слушать других.

Социализирующие:

Обеспечение психологического комфорта на занятии

Тип занятия: учебное (изучение и первичное закрепление новых знаний).

Форма проведения : занятие.

Методы обучения:

Оснащение занятия: Дидактический: изображение кота Леопольда, удочка, поплавок, 3 ведерка, силуэты рыбок с наклеенными картинками для д/и.

Раздаточный: фланелеграфы, фасоль, фишки красного цвета, буквы А и У.

1. Организационный момент.

Цель: мотивировать детей на включение в деятельность.

Задачи: 1)актуализировать знания детей о рыбалке;

2)способствовать развитию артикуляционного аппарата.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Да.

Рыбаки, рыболовы.

Рыбаками.

Удочку, поплавок, ведерко.

Без удочки.

- Ребята, у нас в гостях наш хороший знакомый кот Леопольд. Сегодня он идет на рыбалку и приглашает вас с собой. Вы согласны?

А как называют людей, занимающихся рыбной ловлей?

Значит, кем мы сегодня будем?

Прежде всего, нам нужно выбрать те предметы, которые необходимы для рыбалки. Что вы возьмете?

Без какого предмета нельзя поймать рыбу?

Послушайте, как я произнесу это слово. Какой звук вы слышите в начале слова?

С каким звуком сегодня мы будем знакомиться?

Примечание 1

Показываю картинки.

Произношу слово удочка.

2.Изучение нового материала.

Цель: знакомство со звуком «у», буквой «у».

Задачи: 1) способствовать развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата.

    способствовать развитию произвольного внимания, памяти.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети поворачиваются друг к другу произносят звук (У)

Вытягиваются в трубочку.

Нет преграды.

Гласный.

Красного.

Потому что гласные звуки обозначаем красным цветом.

Звук слышим и произносим, а букву пишем и видим.

Останавливаются.

Потягиваются, крутят головой.

Шагают на месте маршевым шагом.

Садятся на стульчики.

А сейчас встаньте парами, повернитесь друг к другу и произнесите звук (У)

Что происходит с губами?

Как выходит воздух?

Значит, какой это звук?

А вот и хозяин звука- Звуковичок. Какого он цвета?

Почему?

Звук обозначают буквой (У). А чем отличается звук от буквы?

А теперь пора отправляться в путь.

Мы шагаем дружно, бодро,

Вместе к речке мы идём,

Не спешим, не отстаём.

Нам пора передохнуть,

Потянулись и вздохнули,

Покрутили головой

И усталость вся долой.

Снова мы идём по лесу,

А вокруг - так интересно.

Отдохнуть пора, дружок,

Мы присядем на пенёк.

Показываю Звуковичок.

Физкультминутка.

Читаю стихи и показываю движения.

3. Практическая работа.

Цель: закрепить умение различать на слух звук «у», упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Задачи: 1) способствовать развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата;

2) способствовать развитию произвольной памяти, внимания.

3) способствовать развитию мелкой моторики;

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Когда дети слышат звук [у], хлопают в ладоши.

Дети выходят по одному, берут рыбку, показывают детям и говорят где звук (У), в начале, середине или в конце слова. Кладут в нужное ведерко.

Выкладывают из фасоли на фланелеграфе букву У.

Вот мы и подошли к реке.

Ребята, кот Леопольд хочет посмотреть, какие вы внимательные. Сейчас мы поиграем в игру «Внимательные ушки».

Я буду называть звуки, а когда вы услышат звук [у], хлопнете в ладоши.

Молодцы!

А ловить мы сегодня будем необычную рыбу. На каждой рыбке нарисована картинка. Вам нужно определить, есть ли в названии предмета звук [у], где он расположен: в начале, в конце или в середине слова. Всех рыбок будем складывать в ведёрки.

- В первое - если звук в начале слова, во второе - если в середине слова, в третье -если в конце слова.

Ребята, у вас на столах стоят лоточки в которых лежит фасоль. Сейчас мы с вам выложим букву(У) из фасоли на фланелеграфе для кота Леопольда.

Молодцы, вы очень постарались, у вас получилась красивая буква У. Коту Леопольду очень нравиться.

Игра « Внимательные ушки».

Называю звуки: (А),(О),(И), (У), (О), (У), (И), (А), (У).

Приложение 2.

Ставлю три ведерка, раскладываю карточки-рыбки с картинками на столе.

Помогаю детям у которых не получается.

4.Закрепление учебного материала.

Цель: создать условия для закрепления полученных знаний.

Задачи: 1) способствовать закреплению умения различать звуки на слух;

2) упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

АУ.

А.

Гласный.

Потому что мы его можем пропеть.

Красным.

Дети кладут перед собой красную фишку.

У.

Гласный.

Кладут вторую красную фишку.

Два.

Кладут под фишками буквы: (А), (У).

АУ.

- Леопольд любит путешествовать. Однажды он заблудился, стал звать на помощь.

Что произносят, если кто-то заблудился в лесу?

Послушайте ещё раз это слово.

Какой первый звук в этом слове?

Какой это звук?

Почему?

Каким цветом возьмём фишку, чтобы обозначить звук [а].

Положите перед собой красную фишку.

- Какой второй звук?

Какой это звук?

Положите вторую фишку.

Сколько всего звуков в этом слове?

- - У каждого звука есть верный друг - буква. Под каждой фишкой положите нужную букву.

А теперь прочитайте, какое слово мы составили.

Молодцы! Теперь кота Леопольда обязательно найдут.

Произношу слово АУ

Приложение 3.

5.Итог занятия.

Цель: Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии.

Задачи:1) создать ситуацию успеха.

2) способствовать развитию произвольной памяти.

Методы: словесные.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Со звуком (У).

Гласный.

Потому что его можно пропеть.

Красным.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук?

Почему вы так думаете?

Каким цветом обозначаем гласные звуки?

Приложение № 3

Конспект фронтального занятия по развитию речи.

Тема: звук [Ж].

Цель : познакомить детей со звуком [Ж].

Задачи:

1. Образовательная:

· уточнитьартикуляции звука [Ж]

· дать характеристику звуку

· знакомство с буквой Ж (печатный вариант)

· развивать грамматические навыки: учить согласовывать прилагательное с существительным, составление слов со звуком [Ж]

· составление предложений по опорному слову

· отработка навыка звукобуквенного анализа (нахождение звука [Ж] в слове).

· активизировать и расширить словарь детей.

2. Коррекционно-развивающая :

· развитие фонематического слуха

· развитие слухового и зрительного внимания

· развитие кратковременной и зрительной памяти

· развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия.

· коррекция речи.

3. Воспитательная:

· воспитание культуры поведения на занятии

· воспитание чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий.

Оборудование:

· картинки (ежик, снежинка, жираф, жук, ежевика, крыжовник, медвежонок, художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка)

· наборное полотно

· карточки с заданием

· картонный цветок с разноцветными лепестками

· маски пчел

· карточка с буквой Ж.

Ход занятия

Этап занятия

Хронометраж

Организационный

Дети стоят в кругу.

Игра «Подбери слово правильно» (с мячом). Бросаю мяч ребенку,

называя прилагательное, ребенок должен подобрать

существительное, бросает мяч обратно.

Инструкция: к моему слову вы должны подобрать подходящее по смыслу.

Например: синий... (дом).

Слова: желтый, желтая, желтое, кожаный, рыжая, красный.

Игра «Вспомни и назови». Дети передают друг другу мяч, называя

заданный звук (гласный или согласный).

Игра «Ромашка».

На полу лежит цветок с разноцветными лепестками, на обратной

стороне лепестков картинки: ежевика, крыжовник, медвежонок,

художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка. Дети по

очереди берут по одному лепестку, называют его цвет, и что

изображено. Садятся на свои места.

Инструкция: запомните, что изображено на вашей картинке и цвет лепестка.

Введение в тему занятия.

Ребята, назовите каждый свою картинку. Как вы думаете, что

общего в названии этих картинок? (в названии картинок есть звук

[ж]). Тема нашего занятия «Звук [Ж]».

Изучение нового материала.

Ребята, когда я шла в детский сад, почтальон

вручил мне письмо, но это письмо необычное, в нем пропущена буква и я не смогла его прочитать. Давайте сделаем это вместе. (по ходу чтения вставляем пропущенную букву).

«Здравствуйте, дети! Меня зовут...ук...ора. Я...иву в лесу. У

меня много друзей. Я Дру..у с ё..иком, ...ирафом, с маленьким

медве..онком. зимой мы любим кататься на лы... ах».

Ребята, кокой звук пропущен? ([Ж]).послушайте я еще раз

прочитаю это письмо. Назовите слова, в которых пропущен звук [Ж]. Давайте по цепочке произнесем этот звук.

А кто мне скажет, кокой это звук гласный или согласный?

(согласный).. Почему? (его нельзя петь, воздушная струя встречает

преграду). Молодцы!!! А еще какой он - звонкий или глухой?

(звонкий). Поднесите руку к горлышку и произнесите звук [Ж].

Чувствуете вибрацию. А теперь закройте ушки ладошками, слышите этот звук? Значит он кокой... (звонкий). Ребята, а как вы думаете, этот звук твердый или мягкий?(произношу утрировано звук [Ж]).Запомните, звук [Ж] всегда твердый.

А где находится наш язычок, когда мы произносим этот звук? (наверху). А губы слегка выдвинуты вперед и округлены. [Ж] [Ж] [Ж].

Ребята, в гости к звуку [Ж] пришел звук [О] и получился слог ЖО. [Ж] - [А]; [Ж] - ; [Ж] - [У]. (спрашиваю каждого ребенка) Посмотрите, кто это? (пчела) А когда пчела летит, какой звук она издает? (Ж-Ж-Ж).Значит, что она делает? (жужжит).

Физкульминутка.

Игра «Пчелы в паутине».

Часть детей изображают пчел (на головах у них маски пчел), другая часть - паутина. Дети, которые изображают паутину, становятся в круг и берутся за руки. Пчелы летают в паутине и жужжат. По сигналу воспитателя. Дети опускают руки, а пчелы, которые остались в кругу, садятся на свои места.

Игра повторяется 3 -4 раза.

Закрепление материала.

Ребята, жук Жора прислал нам еще загадки. Давайте их отгадаем. Но загадки эти не простые, если в отгадке есть звук [Ж], то отгадку мы произносим громко, если звука [Ж] нет, отгадку произносим тихо. Итак, слушайте внимательно загадки. ..

Ползун ползет, иголки везет.

На землю упало пуховое одеяло

Лето пришло - одеяло все сошло.

С неба звезды падают, лягут на поля, Пусть под ними скроется черная земля, Много - много звездочек, тонких как стекло, Звездочки холодные, а земле тепло.

(снежинки)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный?

Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей, А питается он листьями- ­листьями деревьев.

(картинки с отгадкой, в которой есть звук [Ж], выставляю на наборное полотно).

Молодцы, ребята!!!

Давайте еще раз назовем отгадки, в которых есть звук [Ж].

А кто мне скажет, какой звук [Ж]? (согласный, твердый, звонкий)

Знакомство с буквой Ж

Посмотрите, это буква Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом словно жук

Издает жужжащий звук:

Какой звук издает буква Ж?

На столах у детей карточки с различными буквами.

Задание: обведи все буквы Ж.

Итог занятия.

Ребята, вспомните цвет своего лепестка и картинку на нем. Найдите свой лепесток, назовите картинку и придумайте предложение с этим словом.

Молодцы, ребята!!!

Итак, какой звук сегодня приходил к нам в гости? (Ж).

Какой он? (согласный, твердый, звонкий)

Молодцы!!!


Воронкова Ирина Дмитриевна

Занятие по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи «Звуки Ш-Ж. В гостях у лесных жителей»

Хомяк Лариса Александровна, учитель-логопед МДОУ №13 г.Алексеевка, Белгородская область

Тема: Звуки Ш - Ж. В гостях у лесных жителей.

Цель:

  • Учить слухо - произносительной дифференциации звуков Ш-Ж.
  • Закрепить правильное произношение звуков Ш-Ж в слогах, словах,
  • предложениях.
  • Учить самостоятельно производить звуко - слоговой анализ слов.
  • Развивать слухо - речевую память.
  • Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать желание говорить правильно.

Оборудование: Шапочки-жуки, игрушки (Еж, Мишка) , плоскостные фигурки (2 вазы, речка цветочная поляна, камушки, гусеница) ,

2 мольберта, маленькие мягкие подушечки (синие, зеленые, красные) , Колокольчики (бумажные и металлические) по количеству детей.

Содержание деятельности:

1. Организационный момент.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в очередное путешествие.

Закрываем глазки и представим, что мы летающие жуки. Сегодня мы с вами полетим в сказочный лесной бор. Открываем глаза и готовимся к полету. Как жужжат жуки?

(Дети изображают летающих, веселых жуков и жужжат. Логопед одевает на детей шапочки жуков.)

Вот мы и на сказочной поляне поляне. Закрываем глаза, превращаемся в ползущу. Как змея шипит?

(Дети, взяв друг друга за плечи, ходят по поляне, шипят.

2. Сравнение звуков.

(Поляна, цветы, Мишка, Еж, пеньки, речка, колокольчики.)

Полюбуйся, вот так чудо!

Мишка, еж, цветы, от куда?

В лес волшебный мы попали,

И не сколько не устали.

Цветы будем собирать,

И на вопросы отвечать.

Скажите, пожалуйста, дети, кто уже догадался с какими звуками мы будем играть на поляне?

(Ответы детей.)

Произнесем звук Ш, какой он? Почему? Что делают наши губки? Что делает наш язычок?

(Ответы детей.)

Дети, кто хочет произнести звук Ж и рассказать об этом звуке?

(Несколько детей произносят этот звук и дают ему характеристику) .

Молодцы, ребята, а теперь соберем красивые букеты из цветов.

(Дети срывают бумажные цветы колокольчики, а под ними находятся металлические) .

Играем в дидактическую игру «Позвони в колокольчик», цель этой игры определить звонкий и глухой звуки. Услышав от педагога повторяемые звуки звуки, в соответствии звонят в колокольчики.

3. Произнесение звуков в слогах.

Ребята, посмотрите какой быстрый ручеек! Как же нам перейти его, что бы попасть к лесным жителям?

(Ответы детей) .

А помогут нам в этом волшебные камни! Идти нужно осторожно, повторяя за мной волшебные слоги!

(Дети по одному шагают по камушкам, повторяя за логопедом слоги)

4. Произнесение звуков в словах и словосочетаниях.

(Обращаю внимание на то, что Ежонок и медведь - Мишка сидят на пенечках) .

Кто это, ребята?

(Ответы детей) .

Посмотрите, какие они нарядные, я открою вам секрет, наши лесные жители сегодня именинники! Ребята, а что дарят на день рождение?

(ответы детей) .

Правильно, подарки. Но ведь мы не приготовили их. Как же быть?

(Дети придумывают, рассуждают) .

А может, соберем им букеты из цветов?

(Дети соглашаются) .

Как вы думаете, ребята, если лес необычный, то и букеты должны быть какими...? Правильно необычные. Секрет в том, что нужно определить какой звук слышится в слове Мишка - Ж или Ш, а какой звук слышится в слове Еж Ж или Ш? И соответственно собрать букеты из красивых и необычных ромашек.

(На поляне ромашки - картинки с данными звуками) .

Кому подарим эту ромашку? Почему? И т. д.

(Дети отвечают на вопросы, собирают цветы-картинки и проговаривая крепят их на плоскостные вазы, которые находятся на мольбертах, рядом с лесными жителями) .

5. Развитие мелкой моторики.

(Обращаю внимание на то, что на поляне появилась гусеница Жу-Жа) .

Дорогие ребята, Жу-Жа тоже, хочет попасть на день рождение к нашим друзьям, но у нее развязались бантики на ее прекрасных животиках. Поможем ей? Завяжем бантики?

(Дети садятся на коврике шнуруют, завязывают бантики на животиках гусеницы) .

6. Произношение звуков в предложениях.

Вот подарили мы подарки, помогли гусенице стать привлекательной, красивой, а забыли сказать пожелания нашим именинникам. Сейчас подумаем и произнесем их. Но не забывайте и пожелания должны быть необычные, чтобы слышались в словах звуки, с которыми мы сегодня играем.

(Дети придумывают пожелания, помогаю детям наводящими вопросами)

Мишка, желаю тебе медовых шариков!

Мишка, желаю тебе жить долго!

Еж, желаю тебе купить штанишки на маленькие ножки.

Еж, желаю тебе вкусного шоколада.

Мишка желаю тебе вкусного мороженого...

Мишка желаю тебе дружить и не сердиться на лесных жителей...

7. Самостоятельный звуко - слоговой анализ.

(слова: жаба, шуба)

Ребята, а что это за разноцветные кубики на коврике у наших именинников? Спросим у Мишки?

(Дети задают вопросы Мишке, в это время логопед берет в руки Мишку и говорит, что он ему шепчет на ушко) .

Мишка говорит, что все жители леса ходят в детский сад, где было задано трудное задание и просит нас помочь. Поможем нашим друзьям?

(Ответы детей) .

Нужно из этих кубиков выложить звуковую схему слов. Мы сейчас постараемся и самостоятельно выложим схему слов.

(Дети выкладывают сидя на ковре схемы слов) .

8. Закрепление ранее полученных знаний.

Молодцы, а сейчас определим, правильно ли мы выложили схемы слов.

(Логопед задает вопросы по звуковой схеме) .

Сколько в слове слогов?

Какой первый слог?

Какой второй слог?

Сколько звуков в слове?

Сколько согласных звуков?

Сколько гласных звуков? Кубиком какого цвета обозначили звуки Ж и Ш. Почему?

(Логопед обращает внимание на то, чтобы дети отвечали полными предложениями.)

9. Итог занятия. Поощрение детей.

(Педагог предлагает детям с закрытыми глазами вспомнить путь, который был пройден. Каких лесных жителей встречали? и т. д.)

Вот и закончился наш путь,

Улыбнуться не забудь.

Веселились мы, играли,

И друзей мы выручали.

Хорошо в лесном Бору,

Превратимся в детвору.

(Логопед снимает с детей шапочки жуков) .


Предмет: Развитие речи. Для детей старшей группы ДОУ
Метапредметные задачи:
1. Учить действовать по плану или инструкции
2. Закреплять умение распределять задания между членами команды.
Предметные задачи:
Закреплять умения в составлении сказки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). И у меня тоже хорошее настроение.
- Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите в одну игру поиграть? (Да) Игра называется «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.
Добро –зло
Храбрость – трусость
Трудолюбие –ленивость
Страшный – красивый
Слабый – сильный
Смелый, скромный – хвастливый
Трудно –легко
Сердитый – ласковый
Начало –конец.
В группу приходить письмо от Незнайки: «Ребята помогите, пожалуйста. Дело в том, что я в сказочной стране, а домой вернуться, не могу пока не придумаю свою сказку. Как надо придумывать сказки вам расскажет воспитатель»
- Ребята поможем Незнайке? (Да)
- А вы сможете? (Да)
Проходите за столы
- Скажите мне, пожалуйста, с чего нужно начать, чтобы последовательно вспомнить сюжет?
- Конечно, сначала нужно составить план. Давайте попробуем.
-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.) - Ребята у вашей сказки должно быть сказочное начало.
-Ребята как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются?(Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно…)
- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)
- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)
- А какие герои появляется в сказке (добрые и злые)
- Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете?(Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.)
- В сказке должно, быть всегда какое волшебство? Какое волшебство вы знаете? Как можно это зарисовать?
- Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)
- А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!)-А теперь ребята все подошли все ко мне я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова: «Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!» Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.
-А ребята сказки мы сегодня с вами будем придумывать в командах.
Вот на этом столе лежат круги, берем круг и подходим к столам и находим свое место и свою команду.
- Придумываем название команды, а я запишу на доске.
- Ребята начинаем работу. Не забудьте про наш план.
- Ребята заканчиваем придумывать сказку.
-Уважаемые сказочники, теперь договоритесь, кто от каждой команды будет рассказывать сказку. А я буду записывать ее, чтобы отправить Незнайке.
Первыми закончила команда …. Давайте послушаем
(По очереди заслушиваются сказки, придуманные всеми подгруппами, воспитатель по необходимости предлагает членам подгруппы дополнить рассказывание.)
Анализ:
- Ребята у вас получилось выполнить задание? Давайте проверим, составлена ли ваша сказка по плану. Затем воспитатель отмечает, были ли учтены при составлении жанровые особенности сказки и по плану.- Давайте, ребята Незнайку тоже научим сочинять сказки. Ребята, напомните, из каких частей состоит сказка, о чем говорится в каждой части, с чего начинается работа. Я уверена, что теперь Незнайка по нашему плану сам сможет стать сказочниками.
А каждый из вас по своему личному плану может рассказать её своим родителям дома.


Приложенные файлы

Разделы: Логопедия

  • Закрепить знания детей о согласных и гласных звуках, навык различения твердых и мягких согласных звуков.
  • Познакомить со звуками [В], [В‘], буквой В.
  • Учить определять место звуков [В], [В‘]в словах.
  • Развивать умение делить слова на слоги разными способами.
  • Формировать навыки анализа и синтеза слогов.
  • Упражнять в составлении предложений с предлогами.
  • Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

КуклаВаря,картинки – символы звуков (используются символы звуков из пособия Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова “По дороге к Азбуке”.

Рис. 1

Карта согласных звуков (представляет собой квадрат 25×25 см, состоящий из синей и зеленой полос (Рис. 2) ; картинки, в названии которых присутствуют звуки [В], [В‘], индивидуальные тетради со схематическим изображением слов, пластилин.


Рис. 2

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построение в круг. Игра “Мяч по кругу передавай, первый звук в имени соседа называй”.

Вопросы:

– Звуки [П],[М], [Н], какие? (Согласные, твердые.)

– Звуки [Д’], [К’]? (Согласные, мягкие.)

– Звуки [А], [О], какие? (Гласные.)

В вопросах используются звуки, которые были первыми в именах детей.

2. Формулирование темы занятия, постановка учебной задачи.

Детям предлагается сесть на ковер .

– Я расскажу вам историю, которая произошла с куклой Варей.

– Весной Варя вышла во двор и услышала протяжный вой В-В-В-В. Она поспешили на вой и увидела своего друга Вову.

– Почему ты так воешь Вова?

– Я пою песенку весеннего ветра.

– Но так воет волк.

Выставляется картинка-символ звука В.

– А веселый весенний ветерок поет: В’-В’-В’-В’.

Выставляется символ звука В’.

– Произнесите, как воет волк на выдохе. Вдохните глубоко, и сколько хватит воздуха, произносите В-В-В.

– Теперь как ветерок. Вдохните – В’-В’-В’. (Упражнения выполняются стоя)

– О каких звуках мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о звуках [В], [В’] ).

– Звук В, какой? (согласный твердый ). А звук [В’]? (согласный мягкий ).

3. Работа по теме занятия.

Работа в тетрадях.

– Садитесь за столы.

– Откройте тетради. Рассмотрите картинки.

Звуки в слове исчезают, снова появляются.
Звуки слово изменяют, сами изменяются.

– Мы с вами будем искать место звуков [В], [В’] в словах – названиях картинок.

– В слове ворона, какой звук вы слышите [ В] или [В‘]?

– Где находится звук в слове? (Звук [В] находится в начале слова .)

– Закрасьте на схеме слова первый квадрат. Какой карандаш вам понадобиться? (Синий. )

– Назовите следующее слово. (Корова. )

– Какой звук вы слышите в слове [В] или [В]’?

– Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат.

– Назовите следующее слово. (Дверь. ) Какой звук есть в этом слове? ([В’] ). Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат. Подумайте, какого цвета карандаш вам нужен.

Такая же работа проводится со словом – вишни.

– Закройте тетради. Отодвиньте на край стола.

Игра “Разложи картинки”.

– Возьмите с лотка по четыре картинки. Рассмотрите. Если в названии картинки есть звук В, положите карточку на синюю полоску, если [В’] – на зеленую.

Будьте внимательны, звуки могут быть в начале, в середине и в конце слова.

Выходите на ковер. Выполняйте вместе со мной:

Дружит гласный звук с согласным.

(Хлопки руками над головой.)
Образуя вместе слог. (Берутся за руки.)
Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем. (Шагают.)

– Посчитайте шагами количество слогов в слове ВА-ГО-НЫ – все вместе.

– Теперь оттопайте ногой в слове СО-ВА.

– Хлопками в слове ВО-ДО-ЛА-ЗЫ. Ладонь к подбородку, в слове ВО-РО-НА.

Работа со звуковыми карточками.

– Возьмите карточки, символы звуков. Найдите символ звука В.

– Выложите слог ВА. Какие звуки образуют этот слог? (В, А.)

– Замените звук А на О. Какой слог получился? (ВО.)

– Поменяйте местами звуки В и О. Произнесите, какой получился слог. (ОВ.)

– Уберите карточки.

Предлог В.

– Звук В еще обозначает маленькое слово В. Оно употребляется, когда предмет движется или прячется внутрь. Варя и Вова любят играть в прятки, но прячутся не сами, а прячут свои игрушки. Подойдите ко мне, расскажите, кто, куда спрятал игрушки. (Варя спрятала мишку в коробку. Вова спрятал робота в грузовик.)

– Составьте другие предложения со словом В.

Знакомство с буквой В.

– Звуки [В], [В’] обозначаются буквой. Показ буквы.

Вот буква В видна вдали, красивая, витая.
Как будто крендель испекли, гостей в дом поджидая.

– Назовите элементы, из которых состоит буква. (Палочка и два полукруга.)

– Давайте покажем с вами пальчиковую гимнастику про буквы и звуки.

Много звуков есть на свете,

(сжимают и разжимают кулачки)
Шелест листьев, плеск волны.
(Хлопки чередуются с ударами кулачков.)
Но бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
(Пальцы здороваются, начиная с большого.)
Звуки четко произносим, (имитируют произношение, слушание)
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем,
(качают указательными пальцами обеих рук).
Пишем их старательно. (Имитируют письмо.)

– Садитесь за столы. Вылепите букву В из волшебного пластилина.

– Полюбуйтесь буквами.


Рис. 3


Рис. 4

– Молодцы, вы хорошо работали на занятии.