Василий Суриков, "Боярыня Морозова": описание картины, интересные факты истории. Боярыня Морозова - легендарная личность

Картина «Боярыня Морозова» - самая известная работа Василия Сурикова. Масштабное полотно (его размеры составляют 306 на 587 см) было создано в 1887 году, а темой работы стал церковный раскол XVII века.

Церковные реформы, проводимые Патриархом Никоном, одобренные царем Алексеем Михайловичем, вызвали протест значительной части общества. Изменения вносились в церковные книги и правила богослужения. Так, креститься необходимо было тремя пальцами вместо двух, земные поклоны заменялись на поясные, вводились и другие новшества. Церковь вела непримиримую борьбу с теми, кто выступал против новых уставов. Протестующих называли раскольниками и жестоко наказывали.

В центре картины изображена боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, которая не собиралась отрекаться от старых правил и убеждений. На полотне Василия Сурикова мы видим, как боярыню Морозову, закованную в цепи, везут в крестьянских санях в заключение. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Фигура Феодосии, словно черный треугольник, разделяет народ на две части: справа - взволнованные и сочувствующие, а слева - равнодушные и глумящиеся над ней.

Первоначально автор написал разноликую толпу, выделяющуюся очень яркими личностями. Посмотрите на юродивого, сидящего на снегу. Художник нашел натурщика на рынке, он продавал там огурцы и согласился позировать на снегу в одной холщовой рубахе. Чтобы он не замерз, Васнецов растирал его озябшие ноги водкой, а за работу наградил тремя рублями. Для крестьянина это были огромные деньги.

Три боярыни придерживаются старой веры и явно сочувствуют главной героине. На голове одной из них платок золотистого цвета, он загнулся, что говорит о поклоне до самой земли в знак почтения Феодосии.

Долго не мог найти живописец типаж для главной героини, не теряющийся среди разноликой толпы. Когда же наконец он увидел старообрядку, некую Анастасию Михайловну, приехавшую с Урала, этюд был написан за два часа.

Лицо боярыни Морозовой вызывает двоякие чувства - мы видим истощенную и измученную женщину, и в то же время она не сломлена пытками, это сильная духом личность, призывающая народ твердо стоять за старую веру.

Справа изображена родная сестра Феодосии - княгиня Евдокия Урусова, также примкнувшая к раскольникам и разделившая участь своей сестры. Обеих женщин заточили в тюрьму в Боровске и заморили голодом.

Церковный раскол, ставший для России трагедией, привел к гибели тысяч старообрядцев. Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова» - это вершина творчества художника. Историческая правда полотна была столь сильна, что автора обвиняли в поддержке и защите старообрядчества и ему пришлось доказывать, что он не разделяет их взглядов. Вместе с тем, мы видим, что живописец выступает за свободу вероисповедания и против подавления свободы личности.

Изобразить конфликт личности и государства, противостояние черного пятна фону - для Сурикова художественные задачи одинаковой важности. «Боярыни Морозовой» вообще могло не быть, если бы не ворона в зимнем пейзаже.

…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», - вспоминал Василий Суриков о том, как появился замысел картины. На создание «Утра стрелецкой казни», полотна, сделавшего его знаменитым, Сурикова вдохновили интересные рефлексы на белой рубахе от пламени зажженной свечи при дневном свете. Художник, детство которого прошло в Сибири, похожим образом вспоминал палача, проводившего публичные казни на городской площади Красноярска: «Черный эшафот, красная рубаха - красота!

На картине Сурикова изображены события 29 ноября (по н. ст. - прим. «Вокруг света») 1671 года, когда Феодосию увозили из Москвы в заключение

Неизвестный современник героини в «Повести о боярыне Морозовой» рассказывает: «И везена бысть мимо Чудова (монастыря в Кремле, куда ее ранее конвоировали на допрос. - прим. «Вокруг света») под царские переходы. Руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше ».

(1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны… очи твои молниеносны », - говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа », по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину - она всех победила ». Разъезжавшую до опалы в роскошных экипажах боярыню везут в крестьянских санях, чтобы народ видел ее унижение. Фигура Морозовой - черный треугольник - не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих - справа и равнодушных и глумящихся - слева.

(2) Двоеперстие. Так складывают пальцы, крестясь, старообрядцы, тогда как Никон насаждал троеперстие. Креститься двумя пальцами на Руси было принято издавна. Два пальца символизируют единство двойной природы Исуса Христа - божественной и человеческой, а загнутые и соединенные три оставшихся - Троицу.

(3) Снег. Интересен живописцу тем, что меняет, обогащает колористику находящихся на нем предметов. «На снегу писать - все иное получается , - говорил Суриков. - Вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых, вон как одежда боярыни Морозовой - верхняя, черная; и рубаха в толпе…»

(4) Дровни. «В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах , - восторгался живописец. - А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые… Ведь русские дровни воспеть нужно!..» В переулке рядом с московской квартирой Сурикова зимой наметало сугробы, и туда часто заезжали крестьянские сани. Художник ходил следом за дровнями и зарисовывал борозды, оставленные ими на свежем снегу. Суриков долго искал то расстояние между санями и краем картины, которое даст им динамику, заставит «поехать ».

(5) Одежда боярыни. В конце 1670 года Морозова тайно постриглась в монахини под именем Феодоры и поэтому носит строгие, хоть и дорогие, черные одежды.

(6) Лестовка (у боярыни на руке и у странника справа). Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы - символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы.

(7) Смеющийся поп. Создавая персонажей, живописец выбирал самые яркие типажи из народа. Прототип этого священника - дьячок Варсонофий Закоурцев. Суриков вспоминал, как в возрасте восьми лет ему пришлось всю ночь править лошадьми на опасной дороге, поскольку дьячок, его попутчик, по обыкновению, напился.

(8) Церковь. Написана с храма Николы Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Каменный храм построили в 1703 году. Здание сохранилось до наших дней, но требует реставрации. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками, изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.

(9) Княгиня Евдокия Урусова. Родная сестра Морозовой под ее влиянием тоже примкнула к раскольникам и в итоге разделила участь Феодосии в Боровском остроге.

(10) Старуха и девушки. Эти типажи Суриков нашел в старообрядческой общине на Преображенском кладбище. Там его хорошо знали, и женщины соглашались позировать. «Нравилось им, что я казак и не курю », - рассказывал художник.

(11) Завернувшийся платок. Случайная находка художника еще на стадии этюда. Задравшийся кверху край дает понять, что боярышня только что поклонилась осужденной низко, до земли, в знак глубокого почтения.

(12) Монахиня. Ее Суриков писал с приятельницы, дочери московского священника, готовившейся принять постриг.

(13) Посох. Суриков увидел такой в руке у старухи-паломницы, что шла по тракту на Троице-Сергиеву лавру. «Я схватил акварель да за ней , - вспоминал художник. - А она уже отошла. Кричу ей: «Бабушка! Бабушка! Дай посох! А она и посох-то бросила - думала, разбойник я ».

(14) Странник. Подобные типажи скитальцев-богомольцев с посохами и котомками встречались и в конце XIX века. Этот странник - идейный союзник Морозовой: он снял шапку, провожая осужденную; у него такие же, как у нее, старообрядческие четки. Среди этюдов к этому образу есть автопортреты: когда художник решил изменить поворот головы персонажа, паломника, который ему позировал изначально, было уже не найти.

(15) Юродивый в веригах. Сочувствуя Морозовой, он крестит ее таким же раскольничьим двоеперстием и не боится наказания: юродивых на Руси не трогали. Подходящего натурщика художник нашел на рынке. Мужичок, торговавший огурцами, согласился позировать на снегу в одной холщовой рубахе, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал , - рассказывал Суриков. - Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был ».

(16) Икона «Богоматерь Умиление». На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям. Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха, и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения.

Противостояние угловатого черного пятна фону - для художника драма такая же захватывающая, как и конфликт сильной личности с монаршей властью. Передать игру цветовых рефлексов на одежде и лицах автору не менее важно, чем показать спектр эмоций в провожающей осужденную толпе. Для Сурикова эти творческие задачи не существовали по отдельности. «Отвлеченность и условность - это бичи искусства», - утверждал он.

ХУДОЖНИК

Василий Иванович Суриков

1848 - Родился в Красноярске в казачьей семье.
1869–1875 - Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор.
1877 - Поселился в Москве.
1878 - Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре.
1878–1881 - Писал картину «Утро стрелецкой казни».
1881 - Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок.
1883 - Создал полотно «Меншиков в Березове».
1883–1884 - Путешествовал по Европе.
1884–1887 - Работал над картиной «Боярыня Морозова». После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи.
1888 - Овдовел и переживал депрессию.
1891 - Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка».
1916 - Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.


Суриков Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как исторический живописец. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».

Рассказы о Боярыне Морозовой Суриков услышал еще в детстве от своей крестной, которая знала о известной раскольнице по рассказам многочисленных раскольников. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши, которые имела, ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Простой народ признал ее и сохранил такой в своей памяти.

То что можно увидеть на картине Сурикова произошло 18 ноября в 1671 году. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Во время пути сани поравнялись с Чудовым монастырем, Боярыня Морозова подняла свою правую руку и ясно изобразила сложенный перст над людьми. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте.

На полотне живописца, Морозова обращается к российскому народу, к простым людям – к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и другим людям, а они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице.
Суриков восхищался самоотверженностью боярыни, которая отказалась от своего богатства и встала на дорогу жестокой борьбы с церковью и царской властью. Власти сослали ее в Боровский монастырь, в котором она пробыла два года и умерла в земляной тюрьме.

На картине Суриков представил зрителю образ настоящей несломленной царскими властями женщины, которую перевозят в острог.
Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. В центре картины изображена боярыня Морозова, которую перевозят в санях по московским улицам. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Ее лицо бескровно и сурово глаза блестят лихорадочным огнем, правая рука поднята в верх в служении по старообрядческому канону. Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца.


Среди людей есть такие, которые считают что она сумасбродка, но большинство людей переживают происходящие события как настоящую трагедию. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Художник изобразил себя в толпе – в роле старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой.


Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Посредством живописи художник смог показать, какой мужественной и самоотверженной может быть русская душа.



В истории своего государства. Эта женщина стала воплощением бесстрашности и упрямства, это настоящий борец за свои принципы и идеалы. Отношение к боярыне неоднозначное, для кого-то она обычная фанатичка, готовая пойти на смерть, лишь бы не отказываться от собственных убеждений, у других она вызывает уважение своей стойкостью и верностью принятой вере. Как бы там ни было, но это - легендарная личность, а благодаря картине Сурикова помнить об истории Морозовой будет еще не одно поколение.

Происхождение боярыни Морозовой

Феодосия Прокопьевна родилась 21 мая 1632 года в Москве, ее отец - Соковнин Прокопий Федорович - был окольничим, состоял в родственных связях с первой женой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Муж был представителем знатного рода, состоял в родственных связях с семьей Романовых, под Москвой имел роскошную усадьбу Зюзино, приходился дядькой царевичу и служил царским спальником. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Скончался он в 1662 году, а поскольку потомством он так и не обзавелся, то все перешло ближайшему родственнику.

Богатство и влияние боярыни

После смерти Глеба Ивановича состояние обоих братьев переходит малолетнему Ивану Глебовичу, сыну Глеба и Феодосии, а фактическим распорядителем богатства становится его мать. История жизни боярыни Морозовой очень интересна, потому как эта женщина имела собственные взгляды на жизнь. Феодосия Прокопьевна занимала место верховой боярыни, обладала большим влиянием, была приближенной к царю. Ее богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила свой дом по западному образцу. На то время это была самая роскошная усадьба.

Боярыня Морозова распоряжалась восемью (!) тысячами только в ее доме жило около 300 прислуг. У Феодосии была шикарная карета, украшенная серебром и мозаикой, она часто совершала прогулки, запрягая в свой экипаж шесть, а то и двенадцать лошадей с гремящими цепями. Во время поездок боярыню сопровождали около 100 рабов и рабынь, охраняя ее от нападений. По тем временам Морозова считалась чуть ли не самым богатым человеком в Москве.

Сторонница старообрядческой веры

Боярыня Морозова являлась ярой сторонницей старой веры. Она всегда благосклонно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Кроме того, в ее доме часто собирались приверженцы старообрядчества, чтобы помолиться по древнерусским канонам у Женщина тесно общалась с протопопом Аввакумом, апологетом старой веры, не воспринимала реформ

Она носила власяницу, дабы таким образом «усмирить плоть». Но все же Аввакум был недоволен Морозовой, призывал ее выколоть себе глаза, как это сделала Мастридия, чтобы уберечь себя от любовных соблазнов. Также протопоп упрекал боярыню в незначительных милостынях, ведь при ее состоянии она могла бы облагодетельствовать намного большее количество нуждающихся. Кроме того, Феодосия, хоть и была верна старой вере, посещала церковь нового обряда, что вызывало к ней недоверие со стороны староверов.

Непослушание Морозовой

Царь знал об убеждениях верховой боярыни, и такое поведение ему совершенно не нравилось. Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна. Царь всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но все было тщетно: Морозова стояла на своем. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Женщина тайно приняла его и получила новое имя - Феодора, доказав своему окружению, что остается верна старой вере.

Царица Мария Ильинична долгое время сдерживала гнев царя, да и высокое положение боярыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.

После заточения боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перешло в царскую казну. Морозову тщательно охраняли, но все же она получала от сочувствующих ей людей одежду и еду, протопоп Аввакум писал ей письма, а один из священников старой веры причастил несчастную женщину.

Наказание царя

Боярыня Морозова, княгиня Урусова и Мария Данилова (жена стрелецкого полковника) в конце 1674 года были переведены в Ямской двор. Пытками на дыбе женщин пытались убедить принять новую веру и отказаться от своих убеждений, но те были непоколебимы. Их уже собирались сжечь на костре, но такому кощунству помешала царевна Ирина Михайловна, сестра царя и заступница бояр. Алексей Михайлович приказал сестер Евдокию и Феодосию сослать в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточить в земляную тюрьму.

Кончина боярыни

В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие старую веру. 11 сентября 1675 года от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предвидела свою скорую кончину. Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года.

Тема картины Сурикова

В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587,5 см, написана она маслом. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Картина

издалека притягивает к себе внимание зрителей, завораживает яркостью красок, живой силой образов и пространственностью. Василий Иванович за основу взял тему XVII века. Живописец хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Он сумел передать весь трагизм ситуации: главная героиня унижена, растоптана, но не сломлена,; Морозова обречена на смерть, но все же представляется в победоносном образе.

Интерес Сурикова к судьбе боярыни

Биография боярыни Морозовой заинтересовала Василия Ивановича по той причине, что сам он родом из Сибири, а ведь этот край славился огромным количеством старообрядцев. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. По всей видимости, художник был впечатлен силой воли боярыни, поэтому решил воскресить память о ней, изобразив на огромном холсте эпизод, где Морозову везут в темницу.

Образы главных персонажей картины

При взгляде на полотно в первую очередь в глаза бросается центральный персонаж - боярыня Морозова. Описание картины говорит о том, что художник долгое время определялся с портретными этюдами, он рисовал их по отдельности, а потом собирал воедино. Протопоп Аввакум описал Феодосию, как худую женщину с бегающим, молниеносным взглядом, и Суриков долго не мог найти подобное лицо - фанатичное, бескровное, измученное, но гордое и непреклонное. В конце концов, Морозову он срисовал со старообрядки, которая встретилась Василию Ивановичу возле

Московский бедняк, торгующий огурцами, стал прототипом юродивого, а вот образ странника - это сам автор. «Боярыня Морозова» - это картина, насыщенная «цветовыми симфониями». Суриков большое значение придавал оттенкам, делал так, чтобы они казались естественными. Художник долго наблюдал за снегом, улавливая все его переливы, смотрел, как холодный воздух воздействует на цвет лица. Именно поэтому его персонажи кажутся живыми. Чтобы придать картине ощущение движения, Суриков пририсовал к саням бегущего мальчика.

Оценка работы художника

История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Кому-то нравится кому-то - нет, но все сошлись во мнении, что данное творение ему удалось на славу. Некоторые критики сравнивали полотно с пестрым потому что яркие краски так и рябили в глазах, академисты обсуждали различные огрехи картины, такие как неправильные положения рук и т. д. Но все же, самые известные и непреклонные критики при детальном изучении рисунка должны были признать - это действительно шедевр.

До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не изображал людей допетровской эпохи. В центре полотна - бледная, измученная душевными муками, изголодавшая от долгого поста женщина, вокруг нее расположились неуклюжие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях. Толпа разделилась на две части, одна сочувствует боярыне, другая - насмехается над ее бедой. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Зритель, стоящий возле полотна, чувствует себя в этой толпе и как бы переносится во времени на несколько столетий назад.

Василий Иванович реалистично изобразил событие, имевшее место в истории России. Его работа побудила людей не только узнать о судьбе боярыни Морозовой, но и задуматься над ее поступком. Кто-то воспринимает ее как фанатичку, кто-то восхищается ее несгибаемостью и верностью принципам. Во время появления картины люди сравнивали героиню с народниками и Стенькой Разиным. Это говорит лишь о том, что «боярыни Морозовы» есть в каждой эпохе, всегда найдутся люди, верные своим убеждениям.

Суриков Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как . В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
Рассказы о Боярыне Морозовой услышал еще в детстве от своей крестной, которая знала о известной раскольнице по рассказам многочисленных раскольников. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши, которые имела. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Простой народ признал ее и сохранил такой в своей памяти.
То что можно увидеть на картине Сурикова, произошло 18 ноября в 1671 году. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Во время пути сани поравнялись с Чудовым монастырем, Боярыня Морозова подняла свою правую руку и ясно изобразила сложенный перст над людьми. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте.
На полотне живописца, Морозова обращается к российскому народу, к простым людям - к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и другим людям, а они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице.
Суриков восхищался самоотверженностью боярыни. Власти сослали ее в Боровский монастырь, в котором она пробыла два года и умерла в земляной тюрьме. На картине Суриков представил зрителю образ настоящей несломленной царскими властями женщины, которую перевозят в острог.
Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. В центре картины изображена боярыня Морозова, которую перевозят в санях по московским улицам. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Ее лицо бескровно и сурово глаза блестят лихорадочным огнем, правая рука поднята в верх в служении по старообрядческому канону. Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца.
Среди людей есть такие, которые считают что она сумасбродка, но большинство людей переживают происходящие события как настоящую трагедию. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Художник изобразил себя в толпе - в роли старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой.
Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Посредством живописи художник смог показать, какой мужественной и самоотверженной может быть русская душа.

Если вам совершенно некогда выполнить курсовую или у вас масса других дел, то ваши проблемы возьмёт на себя учебный центр «Решаем». Любые курсовые работы на заказ будут выполнены в самом лучшем качестве, которые обеспечат вам стопроцентную сдачу и дальнейшее обучение.