Братья третьяковы. Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи: биография, семья, интересные факты Личная жизнь третьякова павла михайловича

27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи.

Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков родился 27 (15 по старому стилю) декабря 1832 года в Москве в купеческой семье.

Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле , работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства . Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году — это были работы "Искушение" Николая Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова (именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Одним из заметных событий празднования 150-летия Третьяковской галереи стал приезд в Москву потомков П.М. Третьякова, живущих в США. Благодаря усилиям сотрудников и руководства галереи, разыскавших семью Зилоти и сделавших ее визит в Россию реальностью, здесь впервые состоялась встреча тех, кто принадлежит к некогда многочисленному семейству, обитавшему в доме Третьяковых в Толмачах.

Семья Третьяковых.
Слева направо: Вера, Ваня, Вера Николаевна, Маша и Миша, Мария Ивановна, Павел Михайлович, Саша и Люба.
Москва. 1884

«Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным» - так писала в своих воспоминаниях Вера Павловна Зилоти, старшая дочь Павла Михайловича и Веры Николаевны Третьяковых, об атмосфере, царившей в их доме. Эта атмосфера любви, взаимного уважения, согласия была краеугольным камнем существования семьи на протяжении не одного поколения. Все, знавшие Павла Михайловича, вспоминали о его доверительных отношениях с «маменькой», как он называл ее до конца жизни, Александрой Даниловной, о дружбе с братом Сергеем Михайловичем, о внимании и заботе, которые Третьяков проявлял к многочисленным близким и дальним родственникам.

В 1865 году Павел Михайлович женился на Вере Николаевне Мамонтовой, происходившей из большой купеческой семьи. Брак этот оказался не просто удачным, его можно назвать идеальным. Вера Николаевна полностью разделяла взгляды и убеждения мужа, и, прежде всего, в том, что касалось главной цели его жизни - создания музея отечественного изобразительного искусства. Будучи матерью шестерых детей, хозяйкой большого дома, где постоянно бывало много гостей, Вера Николаевна находила время и силы на благотворительную деятельность: с октября 1867 года, по предложению городской Думы, она стала попечительницей только что открывшегося Пятницкого городского начального женского училища, а затем и членом попечительского комитета Арнольдовского училища для глухонемых детей. Она принимала самое активное участие в жизни училищ и приобщала к этому дочерей, о чем вспоминала В.П. Зилоти: «Мы бывали на всех экзаменах, на ежегодной елке, играли с детьми в игры. Всех знали по именам, знали судьбу каждой девочки. И были там своими. В моей жизни это было так до моего замужества и отъезда за границу. Мои сестры, жившие в Москве, впоследствии стояли близко к училищу».

Объединяла семью Третьяковых и любовь к искусству. Посещение театров, прежде всего оперы, концертов, музеев в Москве и во время путешествий по России и Европе было неотъемлемой частью их жизни. Обладавшая тонким вкусом и несомненным музыкальным дарованием, Вера Николаевна, сама серьезно занимавшаяся музыкой, стремилась передать свое отношение к искусству и детям. «Вера Николаевна играла дома всякий день по утрам. Я хорошо помню ясное утро: я сижу на теплом от солнечных лучей паркете в гостиной и играю в кукольный театр. А рядом в зале, соединенном с гостиной аркой, играет мать. Какие вещи она играла, я узнала много позднее, но я знала эти вещи и не помнила себя без них. Она играла ноктюрны Фильда, этюды Гензельта и Шопена. Шопена без конца.

Точно также я не помню себя без картин на стенах. Они были всегда», - писала в своей книге «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве» А.П. Боткина.

На память детям Вера Николаевна вела дневник, в который записывала не только забавные истории из их жизни, но и свои размышления об их развитии. В предисловии, адресованном дочери Александре, она писала: «Желая доставить себе удовольствие переживать с Вами каждый час Вашей жизни, я решила записать особенно приятные минуты, проявление особенной привязанности в Вас к чему-нибудь, также постепенное развитие в Вас духовной жизни, я думала сделать тебе этим приятное и оставить по себе и отце память как о людях, заботящихся сделать из Вас настоящих людей. Желание это было настолько искренне и сильно, что нельзя было бы сомневаться хотя вполовину за хорошее влияние всех начинаний».

Обращаясь к Вере, старшей дочери, Вера Николаевна написала: «Чувствуя, что музыка облагораживает человека, делает его счастливым, как я это видела на себе и на тете Зине (Зинаиде Николаевне Якунчиковой, старшей сестре Веры Николаевны. - Е.Х.), я решила как только возможно лучше передать вам это искусство.

Папаша твой тоже любил и понимал музыку, все-таки был он больше привязан к живописи и с полной преданностью служил этому искусству, покупая самые лучшие произведения старой и новейшей школы. ...Меня многие утешали, что для первого возраста ребенка лучше вашей обстановки нельзя было бы желать. Вследствие впечатления глаза, ты должна была размышлять, а музыка развивала в тебе другие стороны, более духовные, чувствительные».

В такой обстановке росли дети Третьяковых - Вера (р. 1866), Александра (р. 1867), Любовь (р. 1870), Михаил (р. 1871), Мария (р. 1875) и Иван (р. 1878). И думается, что именно особая духовная атмосфера этой семьи всегда помогала выдерживать испытания, выпадавшие на ее долю.

Павлу Михайловичу и Вере Николаевне пришлось вынести два самых трагических для родителей переживания - неизлечимую болезнь сына Михаила, родившегося с дефектом психики, и скоропостижную смерть от скарлатины восьмилетнего Вани, всеобщего любимца, на редкость чуткого и одаренного ребенка.

Вскоре после кончины Вани старшая дочь Третьяковых Вера вышла замуж за музыканта Александра Зилоти, сыгравшего значительную роль в истории русской культуры. Выдающийся пианист, любимый ученик Н.Г. Рубинштейна и Ф. Листа, двоюродный брат и учитель С.В. Рахманинова, близкий друг П.И. Чайковского, Зилоти был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, затем главным дирижером Московского Филармонического общества, но самую широкую известность он приобрел как организатор и участник знаменитых «Концертов А. Зилоти». В этих концертах, проходивших до 1917 года в Петербурге, где с 1903 года жила семья Зилоти, принимали участие крупнейшие музыканты мира.

Вера Павловна в определенной степени повторила характер и судьбу своей матери - она тоже была человеком широких культурных интересов, талантливой музыкантшей, ее брак был таким же удачным и долгим, у нее тоже было шестеро детей, ей тоже пришлось пережить болезнь и смерть семилетнего сына. Но ей, как и двум другим дочерям Третьяковых - Любови и Марии, пришлось перенести то, чего никогда не могли даже предположить их родители, - потерю родины и связи с родными. В 1919 году, когда возникла реальная угроза для жизни
Александра Ильича, семья Зилоти вынуждена была уехать за границу, сначала в Финляндию, затем в Германию, а в 1922 году - в США. «На сто процентов «Московка», как она себя называла, Вера Павловна скончалась в 1940 году в Нью-Йорке, где незадолго до смерти написала замечательную книгу воспоминаний «В доме Третьякова», изданную в Америке в 1954 году, а в России лишь в 1998-ом.

Следующей, в 1920 году, уехала из России со своей семьей Мария Павловна. Ее муж, Александр Сергеевич Боткин, потомственный врач, морской офицер, участник многих экспедиций, занимавший в годы Первой мировой войны почетную должность Военного посредника в Финляндии, во время гражданской войны принял сторону Белого движения. Из Крыма Боткины уехали в Италию и с 1923 года поселились в Сан-Ремо, где вместе с ними жила и Любовь Павловна.

Семейная жизнь Любови Павловны сложилась не так удачно, как у ее сестер. Ее первый муж художник-маринист Николай Николаевич Гриценко, ученик А.П. Боголюбова, через шесть лет скончался от туберкулеза. Второй же брак, с художником Львом Бакстом, быстро распался, хотя именно Бакст, живший с 1910 года в Париже, был инициатором и организатором отъезда из России в 1922 году Любови Павловны и их сына Андрея, тоже ставшего впоследствии художником.

Таким образом, единственной из детей Третьяковых в России после революции осталась Александра Павловна. Возможно, в этом была своя закономерность: по характеру она более всего походила на отца, в ней была та же внешняя сдержанность, которую позже А.Н. Бенуа определил выражением «молчаливая монументальность», рассудительность, углубленность и при этом, как отмечала ее мать, особая чуткость «ко всему хорошему и великому». Недаром в одном из писем Павел Михайлович назвал ее «самой любимой моей девочкой».

Коллекция отца была для Александры Павловны неотъемлемой частью жизни. Когда во дворе дома Третьяковых заложили первый кирпич для постройки нового помещения галереи, ей было пять лет. На ее глазах строилась галерея, происходила развеска картин, открыли свободный доступ для посетителей.

Решение Павла Михайловича о передаче в 1892 году своего собрания в дар городу Москве не было для Александры Павловны, как и для всей семьи, неожиданностью. Не было у нее и сожаления - воистину дочь своего отца, она также была убеждена, что это собрание является национальным достоянием. Галерея по-прежнему оставалась для Александры Павловны родным домом, хотя к этому времени она уже была замужем за Сергеем Сергеевичем Боткиным и жила в Петербурге.

Когда после кончины П.М. Третьякова в 1898 году решался вопрос, кто, согласно выраженной в его завещании воле, войдет от семьи в Совет галереи, И.С. Остроухов написал И.Е. Репину: «Все мы надеемся, что семья выберет либо Александру Павловну, либо Сергея Сергеевича, что одно и то же». На что Репин ответил: «Ее никак нельзя обойти. Ближайшая наследница Павла Михайловича, ближе всех знакомая с симпатиями и планами покойного отца. Хотя еще и молодая, но умная, энергичная особа, с большой любовью и пониманием искусства как выросшая в этой галерее».

В Совете галереи Александра Павловна деятельно работала в течение двенадцати лет, после чего ее заменила Вера Павловна. В числе своих задач Совет считал создание мемориальной комнаты и обширной биографии П.М. Третьякова. В сборе архивных материалов для осуществления этого Александра Павловна принимала самое активное участие. Занималась она и отбором произведений для галереи на всевозможных выставках и в мастерских художников.

Более других дочерей Александра Павловна унаследовала от отца и влечение к собирательству произведений искусства. Определенным толчком к развитию этого влечения послужил ее брак с Сергеем Сергеевичем Боткиным. Пошедший по стопам отца, Сергея Петровича Боткина, он стал известным медиком, профессором Военно-медицинской академии. В семье Боткиных любовь к искусству и страсть к коллекционированию являлись фамильной чертой. Дядя Сергея Сергеевича, Михаил Петрович Боткин, был известным живописцем; другой дядя, Дмитрий Петрович, имел одну из лучших в России коллекций западной живописи; крупными коллекционерами стали его двоюродные братья - Петр и Сергей Ивановичи Щукины.

Сергей Сергеевич собирал произведения русского искусства, главным образом рисунки русских художников. В 1901 году журнал «Новое время» назвал его коллекцию такой богатой и редкой, «которой может, пожалуй, позавидовать даже и Третьяковская галерея». Безусловно, в пополнении этой коллекции участвовала и Александра Павловна.

Дом Боткиных в Петербурге был таким же уютным и гостеприимным, как и дом Третьяковых в Москве. И как когда-то в семье Третьяковых, в доме Боткиных постоянно бывали художники, музыканты, артисты. Следуя семейным традициям, Сергей Сергеевич и Александра Павловна постоянно оказывали художникам материальную помощь. Когда из-за недостатка средств был на грани закрытия журнал «Мир искусства», Боткины поддержали его материально, причем сделано это было, по словам Д. Философова, «без шума, как-то незаметно и скромно».

Скоропостижная кончина Сергея Сергеевича в январе 1910 года была страшным потрясением не только для семьи, но и для всех друзей и знакомых. После смерти мужа судьба коллекции стала предметом особой заботы Александры Павловны. В 1912 году она начала работать над подготовкой издания иллюстрированного каталога, но начавшаяся Первая мировая война и последовавшая затем революция помешали осуществлению ее замысла. За неделю до октябрьского переворота Александра Павловна, по совету П.И. Нерадовского, отдала коллекцию на временное хранение в Русский музей, где она и находится по сию пору.

Дом Боткиных в Петербурге был национализирован и передан под коммунальные квартиры. Александра Павловна вернулась в Москву, где жила ее старшая дочь Шура, ставшая женой артиста Московского Художественного театра К.П. Хохлова. По странному скрещению судеб отец Константина Павловича, Павел Иванович Хохлов, когда-то был служащим в магазине П.М. Третьякова, о нем вспоминает в своей книге В.П. Зилоти.

В начале двадцатых годов Александре Павловне, как и большинству людей ее круга, пришлось перенести многие тяготы того времени - лишение в правах, уплотнение, отсутствие средств, полуголодное существование в перенаселенной коммунальной квартире и, главное, расставание с близкими - уехавшими, арестованными, расстрелянными, исчезнувшими навсегда.

Но, несмотря на все пережитое, Александра Павловна никогда не жаловалась. Она помогала дочерям - Александре, ставшей киноактрисой, и Анастасии, работавшей в театральном музее в Ленинграде, воспитывала внука, вновь вернулась в галерею, где много лет была членом ученого совета, а в 1937 году начала работать над книгой об истории создания Третьяковской галереи. Эту книгу, первое издание которой вышло в 1951 году, а сейчас готовится шестое, Александра Павловна посвятила памяти отца - Павла Михайловича Третьякова.

Павел Михайлович Третьяков. Родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве - умер 4 (16) декабря 1898 года в Москве. Российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства. Основатель Третьяковской галереи. Почетный гражданин Москвы (1896).

Павел Третьяков родился 15 (27 по новому стилю) декабря 1832 в Москве в купеческой семье.

Отец - Михаил Захарович Третьяков, имел небольшие лавки в Гостином дворе, владел бумагокрасильной и отделочной фабриками.

Мать - Александра Даниловна Третьякова, дочь коммерсанта.

Младший брат - Сергей Михайлович Третьяков (19 (31) января 1834, Москва - 25 июля (6 августа) 1892, Петергоф), предприниматель, меценат, коллекционер, действительный статский советник, один из основателей Третьяковской галереи.

Всего в семье было двенадцать детей, Павел был самым старшим.

Павел и Сергей были погодки, поэтому с детства всегда все делали вместе, очень дружили. При этом у них были разные характеры и темпераменты: немногословный, сдержанный и сосредоточенный Павел, тогда как Сергей обычно был весел и выглядел даже легкомысленным. Образование братья получили с помощью домашних педагогов, которых нанимал отец. Когда мальчики подросли, отец стал привлекать их к работе в своих лавках: Павел и Сергей выполняли указания приказчика, зазывали покупателей, делали уборку.

В 1848 году в семье Третьяковых из-за скарлатины умерли четверо детей, что сказалось на здоровье отца. Михаил Третьяков незадолго до смерти составил завещание, согласно которому весь «благоприобретённый капитал» переходил к жене Александре Даниловне. При этом отдельным пунктом Михаил Захарович отметил сыновей: «Сыновей до совершений лет воспитывать и прилично образовывать. Ежели моей супругой будет замечено, что сыновья будут брать деньги не на доброе дело, а на какую-нибудь слабость или распутство, то даю полную волю запретить выдачу денег до формального раздела».

В 1851 году большая семья Третьяковых переехала в двухэтажный замоскворецкий дом с флигелем, кухней, прачечной, конюшней и каретным сараем. Первый этаж был отдан Павлу, Сергею и их сестре Елизавете. На втором поселилась Александра Даниловна с младшими детьми.

Через несколько лет Павел и Сергей получили от матери все права на управление делами и, взяв в компаньоны зятя, основали фирму «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». В новой фирме каждый из владельцев отвечал за свой участок: Владимир Дмитриевич работал непосредственно в магазине, Сергей курировал зарубежные торговые операции, Павел вёл всю бухгалтерию.

Дела шли успешно, в 1866 году братья открыли в Костроме бумагопрядильную и ткацкую мануфактуру, на которых было занято несколько тысяч человек.

Основание Третьяковской галереи

Осенью 1852 года Павел Третьяков побывал в Петербурге. Более двух недель он ходил по театрам, выставкам, бродил в залах Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств. Он писал матери: «Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

После этой поездки он увлекся коллекционированием живописи - стремление собирать картины русских художников стало смыслом его жизни.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Первые картины он приобрёл 4 июня 1856 года, это были работы «Искушение» и «Стычка с финляндскими контрабандистами» . Это были первые полотна будущей знаменитой .

Далее коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие» .

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Якоби, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Бабушкины сказки» В. М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант». В дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В 1864 году в собрании появляется картина, написанная на тему русской истории - «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф. А. Бронникову картину «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

По промышленным делам Павел Третьяков часто бывал за границей, где знакомился не только с техническими новинками, но также и с живописью. В Германии, Франции, Италии, Англии, Австрии он посещал выставки и музеи.

Также в тонкости изобразительного искусства его посвящали художники. В петербургских мастерских коллекционер узнавал технологию живописи, умел крыть картины лаком или без помощи реставратора удалить повреждение на холсте. Иван Крамской вспоминал: «Манера его держаться в мастерской и на выставках - величайшая скромность и молчаливость».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения.

Большое количество картин в его коллекцию попало от художников-передвижников. Это: «Грачи прилетели» Саврасова и «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Христос в пустыне» Крамского и «Березовая роща» Куинджи. И еще многие сотни работ. Павел Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями. Например, у Василия Верещагина в 1874-м он приобрел сразу 144 картины и этюда, а также 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова. Стали частью собрания и живописные впечатления от поездки по Ближнему Востоку Василия Поленова - 102 этюда. Картины художников ХVIII - начала ХIХ века Третьяков собирал по антикварным магазинам и частным лавкам.

Павел Третьяков - портрет работы Ильи Репина

31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о своём решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи - городу. «Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию» , - писал Павел Третьяков.

В 1893 году это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Пайщик Московского купеческого банка.

После открытия галереи, по воспоминаниям современников, намеревался пожаловать Третьякову дворянство, но Павел Михайлович отказался: «Я купцом родился, купцом и умру».

Последнее приобретение Третьякова для своей галереи - эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем».

К концу жизни Третьяков получил звание коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также с 1893 года - действительным членом Петербургской Академии художеств.

Вместе с братом владел несколькими доходными домами в Москве, в т.ч.: Доходный дом Третьяковых (Улица Кузнецкий Мост, 13/9 - Улица Рождественка, 9/13); Доходный дом Третьяковых (Улица Кузнецкий Мост, 9/10 - Неглинная улица, 10/9).

Состояние Павла Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн руб.

Скончался 4 (16) декабря 1898. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

В Москве перед зданием Третьяковской галереи Павлу Третьякову установлен памятник.

На острове Новая земля в проливе Маточкин Шар есть ледник Третьякова.

Павел Михайлович Третьяков (документальный фильм)

Личная жизнь Павла Третьякова:

Жена - Вера Николаевна Мамонтова, двоюродная сестра Саввы Мамонтова. Поженились в августе 1865 года. По воспоминаниям современников Третьякова, их брак был гармоничным и счастливым.

В браке родилось шестеро детей:

Вера (1866-1940);
Александра (1867-1959);
Любовь (1870-1928);
Михаил (1871-1912);
Мария (1875-1952);
Иван (1878-1887).

Старший сын Михаил родился больным и слабоумным. Младший сын Иван рано умер (от скарлатины, осложнённой менингитом), что было тяжелым ударом для Павла Третьякова.

Дочь Вера Третьякова, оставившая воспоминания, писала об атмосфере, царившей в семье: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».

Павел Михайлович Третьяков был прихожанином Храма Николая Чудотворца в Толмачах.

Семья имела дом в Лаврушинском переулке.


27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи.

Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков родился 27 (15 по старому стилю) декабря 1832 года в Москве в купеческой семье.

Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле , работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства . Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году — это были работы "Искушение" Николая Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова (именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Павел Михайлович Третьяков женился в августе 1865 года на Вере Николаевне Мамонтовой, двоюродной сестре известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. За пять следующих лет у них родились три дочери - Вера, Александра и Любовь. Следующий сын Михаил стал для семьи проблемой, так как родился слабоумным. Потом на свет появились Мария и младший, самый любимый сын Иван, проявивший большие способности к музыке. Но он прожил недолго: восьми лет от роду мальчик скончался от менингита. Горе Павла Михайловича было бесконечно.

В 1887 году старшая дочь Вера вышла замуж за Александра Ильича Зилоти - талантливого музыканта, близкого родственника композитора Сергея Рахманинова. Вера Павловна и сама была способной пианисткой. Петр Ильич Чайковский, часто бывавший в доме Третьяковых, даже советовал ей поступить в консерваторию.Третья дочь Павла Михайловича, Любовь, с благословения отца вышла замуж за художника Н.Н. Гриценко. Вторым ее мужем стал знаменитый художник Л. С. Бакст, известный, кроме картин, еще и оформлением балетов для Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже.Две другие дочери Третьяковых стали женами сыновей известного врача-клинициста Сергея Петровича Боткина (1832-1889): Александра вышла за врача и коллекционера Сергея Сергеевича Боткина, Мария - за военного моряка, врача, изобретателя, путешественника Александра Сергеевича Боткина.

Александра позже написала замечательную книгу об отце: «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве».Жена Сергея Михайловича Третьякова, Елизавета Сергеевна, умерла рано, родив ему сына Николая и дочь Марию, умершую во младенчестве. Воспитываясь у бабушки, он получил хорошее образование, занимался музыкой и живописью, играл в театре, как отец и дядя увлекался коллекционированием произведений искусства.По воспоминаниям современника, однажды Николай Сергеевич Третьяков обратился за советом к своему знаменитому дяде, Павлу Михайловичу, с вопросом - продолжать ли ему дальнейшие занятия живописью? Тот внимательно просмотрел его работы и сказал: «Брось! Ничего не выйдет». Однако упрямый племянник не оставил рисование. Он писал и выставлял свои натюрморты, пейзажи и жанровые произведения, а в 1896 году преподнес Третьяковской галерее картину «Утром на даче» (другое ее название -«За чаем»). На ней изображена его семья: жена, дочь, сын и их воспитательница.

Но как бы ни относился Павел Михайлович к творчеству племянника, знаменитый меценат, по-видимому, высоко ценил его как личность. В частности, Павел Михайлович предполагал, что после его смерти именно Николай станет пожизненным попечителем Третьяковской галереи. Однако тот, увы, скончался в 1896 году в возрасте 39 лет, даже раньше самого Павла Михайловича..В деле коллекционирования произведений искусства братья Третьяковы, естественно, были не первыми. Собирательство различного рода,в том числе и живописных полотен, было весьма распространено в купеческой среде того времени. Известно, например, что купцы Кокорев и Сол-датенков владели большими собраниями картин. Но они хотели, прежде всего, удачно вложить капитал, в то время как Третьяковы с самого начала мечтали о создании музея русского изобразительного искусства.Праправнучка Павла Михайловича Третьякова Екатерина Хохлова, она же - правнучка Александры Павловны Третьяковой (средней дочери мецената) и Сергея Сергеевича Боткина и внучка актрисы Александры Сергеевны Хохловой и режиссера Льва Кулешова.В 1970-е, - рассказывает она, -в Москву приезжал из Америки младший сын Веры Павловны (старшей дочери мецената) и Александра Ильича Зилоти - Лев. Интересно, что сын Льва и внук Веры Павловны, Алекс носит уже фамилию Силоти, он - инженер-компьютерщик и тоже приезжал в Москву вместе с двумя племянницами. Они уже совершенно американцы, по-русски не говорят. Очень удивлялись, что их предок так знаменит в России, и практически ничего не знали про Третьяковскую галерею.

По словам Екатерины Хохловой, потомки Третьяковых остались только у Льва. Остальные внуки Павла Михайловича Третьякова были бездетны.От этой ветви, - говорит она, -из прямых родственников осталась только я, мой сын и внуки. У третьей дочери Павла Третьякова Любови было двое детей: дочь Марина от первого мужа, художника Николая Гриценко, который умер молодым от чахотки, и сын Андрей - от второго мужа, художника Льва (Леона) Бакста. Кстати, Марина Николаевна, пожалуй, единственная из наших близких родственников по линии Третьяковых, всю жизнь прожила в России и похоронена на Новодевичьем кладбище. Она не была замужем, детей у нее не было. Андрей Бакст тоже умер бездетным, но в Париже. У последней дочери Третьякова, Марии, вышедшей замуж за брата Сергея Сергеевича Боткина, была одна дочь, но она умерла бездетной. Сын Павла Михайловича Третьякова Михаил родился больным и тоже не оставил потомства. А младший сын Иван умер ребенком. Мой сын уже не Хохлов, а Фадеев. Людей, носящих фамилию Третьяковых и являющихся наследниками Павла Михайловича по прямой линии, сегодня нет.