Кировская железная. Узкоколейные железные дороги кировской области

Горьковская магистраль обслуживает Среднее Поволжье и Предуралье. Связывает центральные и северо-западные районы России с Уралом, открывая выход в Сибирь и на Дальний Восток. В основном обслуживается Приволжский федеральный округ, но несколько сотен километров ее линий проходят по соседним Центральному и Уральскому округу, одна станция есть в Северо-Западном.

Всего в зону обслуживания Горьковской железной дороги попадает 15 регионов России, среди которых6 респуб-лик:

  • Республика Мордовия;
  • Чувашская Республика;
  • Удмуртская Республика;
  • Республика Татарстан;
  • Республика Марий-Эл;
  • Республика Башкортос-тан.

И8 областей:

  • Московская;
  • Вла-димирская;
  • Нижегородская;
  • Киров-ская;
  • Свердловская;
  • Вологодская;
  • Рязанская;
  • Ульяновская;
  • Пермс-кий край.

Нижегородская область - 77 тысяч кв.км. территории и 3,5 млн. жителей.

ВНижнем Новгороде находитсясамый крупный на Горьковской железной дороге железнодорожный вокзал.

Рядом с центром региона находится лидер дороги по погрузке(станция Зелецино) .

Важный грузоотправитель региона -ОАО "Выксунский металлургический завод" - крупнейший в мире производитель колес для рельсового транспорта.

На станции Нижний Новгород - Сортировочный формируется до 70 поездов.

Республика Марий Эл - 23 тысячи кв.км. и 750 тысяч жителей. Из республики отправляют стройматериалы, лес, стекло, нефтепродукты.

Чувашская Республика - 18 тысяч кв.км. и 1,35 млн. жителей. Химическое, литейное, машиностроительное производства, вагоностроение и вагоноремонт получают продукцию, сырье железнодорожным транспортом.

Кировская область - 120 тысяч кв.км. и 1,5 млн. жителей. Железнодорожный вокзал, который расположен в центре Кирова входит на дороге в первую тройку по числу отправляемых пассажиров. Крупная сотрировочная станция - Лянгасово.

Удмуртская Республика - 42 тысячи кв.км. и 1,6 млн. жителей. Многие предприятия, расположенные в Ижевске, Глазове, Сарапуле ежедневно отправляют и получают десятки вагонов с грузами.

Владимирская область - линии дороги проходят по центру, южной и восточной частях региона. Станции находятся в крупнейших городах: Владимир, Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный. Предприятия строительной индустрии, стекольной промышленности и машиностроительной получают продукцию железнодорожным транспортом.

Республика Татарстан - 67,8 тысяч кв.км. и 1,1 млн. жителей. Две крупные сортировочные станции - Агрыз и Юдино. ГЖД работает с предприятиями города Зеленодольска, с производителями сельхозпродукции.

В настоящее время в состав магистрали входит 5 региональных центров:

  • Муромский;
  • Горьковский;
  • Кировский;
  • Казанский;
  • Ижевский.

Главные пути магистрали - это два параллельных широтных направления, связанные между собой:

Москва - Нижний Новгород - Киров ;

Москва - Казань - Екатеринбург.

Главные пути дороги оснащены в основном рельсами тяжелого типа Р-65.

По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистрали, отсюда ее большое транзитное значение. Тем не менее, зона ответ-ственности ГЖД также является тер-риторией значительного исходного отправления грузов, среди которых- нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий и предприятии, производящих сельхозудобрения, предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы.

Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов , где проживает более 14 миллионов человек . Проходя по территориям, где сосредоточено наи-большее количество российских городов-миллионников, ГЖД явля-ется одной из дорог с наибольшим пассажиропотоком.

На Горьковской железной дороге действует 373 станции . Выше 250 станций ведут грузовые операции. Крупные сортировочные станции сети ОАО "Российские железные дороги" - Нижний Новгород-Сортировочный, Лянгасово, Агрыз, Юдино.

ГЖД - одна из самых техничес-ки оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов .

Эксплуатационная длина дороги - 5 331,4 км.

Общая развернутая длина путей - 11 873,2 км.

Развернутая длина подъездных путей - 677,84 км.

Развернутая длина станционных путей - 3 129,98 км.

Общая длина электрифицированных путей - 7 318,1 км.

74 города стоят на линиях ГЖД, в непосредственной близости с ними или на подъездных путях, ведущих к ее станциям.

Общая протяженность главных железнодорожных путей - 7 959,4 км (это сопоставимо с общей длиной сети железных дорог в Венгрии).

Площадь территории, которую обслуживает Горьковская железная дорога - 390 000 м2 (это больше по размерам, чем, например, Япония, Германия или Финляндия).

ГЖД - это наглядный пример того, как уникальный опыт старейших представителей отрасли умело дополняется новыми технологиями и современными подходами к управлению бизнес-процессами.

Горьковская - единственная в мире железная дорога, которая носит имя писателя. Но также справедливо утверждение, что она названа в честь железнодорожника. Ведь свой первый опубликованный рассказ "Макар Чудра" Максим Горький написал летом 1892 года, работая в мастерских Закавказских железных дорог в Тифлисе. Кстати, один из самых любимых пассажирских фирменных поездов - "Буревестник" - тоже получил свое имя в память о писателе.

Новую страницу в истории маги-страли открыл проект скоростного движения на линииНижний Новгород- Москва- Санкт-Петербург. До запуска проекта скоростного движения время курсирования поездов составляло от 5 часов 20 минут до 8 часов. Сегодня оно составляет3 час. 35 мин.

28 апреля 2013 года на Горьковской магистрали запущен скоростной электропоезд "Ласточка", преодолевающий расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода за 4 часа.

1 июня 2015 года на Курском вокзале Москвы состоялось торжественное мероприятие, посвященное отправлению в первый рейс с пассажирами нового скоростного электропоезда Talgo 250 под брендовым названием"Стриж" по маршруту Москва - Нижний Новгород. Поезд "Стриж" Москва - Нижний Новгород способен перевозить за рейссвыше 400 пассажиров . В состав поезда включены вагоны с местами для сидения 1-го и 2-го классов, вагоны СВ (VIP), вагон-буфет и вагон-ресторан. Все вагоны оснащены системами кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами. Время в пути составляет3 часа 35 минут .

3 августа 2014 года, в первое воскресенье августа - день, когда работники железных дорог России традиционно отмечают свой профессиональный праздник, - открылся Музей истории и развития Горьковской железной дороги.

Основные задачи Горьковской железной дороги - своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Горьковская дорогаграничит с железными дорогами:

  • Московской (ст.Петушки и Черусти);
  • Свердловской (ст. Чепца, Дружинино);
  • Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча);
  • Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна, Алнаши).

В 2012 году компания запустила первый собственный проект в жилом строительстве - высокотехнологичный коттеджный поселок iLand. В каждом доме предусмотрена не только система «Умный дом», когда контролировать все (свет, аудио, видео, безопасность и климат-контроль) можно с одного устройства и на расстоянии, но и в каждой квартире установлена комплексная система контроля над климатом внутри дома (температура, кондиционирование, а также очистка и контроль влажности воздуха).

Диплом официального партнера строительной компании «Железно»

После успешно сданных объектов, компания Железно взяла ориентир на управление исключительно собственными объектами комплексного жилищного строительства.

И первым стал проект строительства нового микрорайона Метроград в 2012 году.

В 2014 году была сдана первая очередь квартир и запущен новый проект - эко-комплекс Ёлки-парк, в котором впервые в Кирове застройщик представил новый формат жилья - это дома повышенной комфортности, двухуровневые квартиры, таунхаусы.

В 2016 году началось строительство еще более масштабного жилого комплекса ZNAK.

В 2017 году компания "Железно" объединилась с компанией "АТЕКС" и взяла под свое управление еще один жилой комплекс в мкр Радужный - Васильки.

Новостройки от застройщика «Железно»

Компания строит только из кирпича. Все дома облицованы японскими энергосберегающими фасадами. Новые дома жилого комплекса оборудованы собственной газовой котельной, что позволяет самостоятельно регулировать температуру в своей квартире.

Застройщик предлагает квартиры как в черновой, так и в чистовой отделке по очень демократичным ценам, а также различные варианты планировок.

Компания-застройщик прочно заняла свою нишу на кировском рынке недвижимости и у покупателей пользуется большой популярностью.

Жилой комплекс «Метроград»

Жилой комплекс малоэтажных домов Метроград подарил Юго-Западному району Кирова 80 000 кв.м. комфортного жилья. Уютные улочки, кирпичные малоэтажные (3-5 этажей) дома, детские площадки с безопасным покрытием, наличие в шаговой доступности всего необходимого для жизни создает достойную картину для проживания.

С начала строительства в 2013 году «города за городом», как его называют, Метроград получил множество благодарных отзывов потребителей за практичные планировки (площадь жилых помещений увеличена за счет уменьшения подсобных помещений), экономичные цены, обеспечение безопасности жителей микрорайона.

Также к 2017 году планируется запуск городского маршрута внутри жилого комплекса, строительство хоккейной площадки и закладка детского сада на 200 мест.

Жилой комплекс «Елки-Парк»

Инновационный подход к строительству, лидерство ДК Железно можно увидеть и в строительстве эко-поселка Елки-Парк. Комплекс расположен в экологически чистом районе (рядом Дендропарк и берег реки Вятка). Жилой комплекс вмещает многоквартирные дома, дома повышенной комфортности и таунхаусы. Планировка поселка не позволит двигаться автомобилям по придомовой территории. Там должны располагаться детские площадки и зоны отдыха. Парковки предусмотрены с задней части зданий. Система вентиляции воздуха и индивидуальное газовое отопление снизит расходы и обеспечит комфорт для проживания.

Жилой комплекс «ZNAK»

Самый большой проект компании, дома повышенной комфортности. При проектировании этого жилого комплекса застройщик использовал технологию «умные планировки» - строительство квартир под портрет его будущих жильцов. И сделал любой тип квартир максимально комфортным для жизни: это студии с 2 окнами, 2-комнатные квартиры с 2 санузлам, «евротрешки» и т.д. В ЖК ZNAK запланировано строительство самой современной школы Кирова на 1000 учащихся.

Жилой комплекс «Васильки»

Это современный и функциональный экопарк с малоэтажными застройками - трехэтажные дома, таунхаусы и дома по индивидуальным проектам. Главным достоинством является расположение вблизи живописных природных объектов - лес, Дендропарк и берег реки Вятки.

Строительство Мурманской железной дороги. Начало XX в.
Из фондов МОКМ

МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА , (Кировская железная дорога с 1935, Мурманское отделение Октябрьской ж. д. с 1959), железнодорожная магистраль от Мурманска до С.‑Петербурга в 987 верст (1044 км). Впервые вопрос о ее строительстве рассмотрен в 1894 комиссией, которую возглавлял товарищ (заместитель) министра путей сообщения генерал-лейтенант Петров. Активным сторонником ее сооружения явился архангельский губернатор А. П. Энгельгардт . Средства на подготовительные работы выделялись уже на 1903–1904, но помешала разразившаяся русско-японская война. Окончательное решение о строительстве принято 01.01.1915 . Изыскательские работы выполнены за 3 месяца. Строительство началось в марте 1915, на северном участке - в начале июня. Строили дорогу завербованные из средней полосы России крестьяне и с Д. Востока китайцы, а также военнопленные Первой мировой войны (тысячи венгров, немцев, словаков, чехов). Использовался труд в общей сложности около 70 тыс. чел. (по др. данным - до 100 тыс. чел.). Многие добирались из‑за бездорожья через Финляндию, Норвегию и Швецию, для этого Скандинавские страны предоставляли специальные транзитные поезда. Строительство велось на 3 участках одновременно: Петрозаводск–Сорока, Сорока–Кандалакша, Кандалакша–Мурманск. Усложняла работу горно-болотистая местность. Только от Петрозаводска до Мурманска построено около 1100 мостов. Укладка рельсов началась в августе 1915. Конечной станцией был выбран поселок у Семеновской бухты Кольского залива. 23.04.1916 открылся северный участок дороги - Кандалакша–Мурманск, а сквозное движение началось 03.11.1916 . В этот день после совершения молебна около населенного пункта Пояконда был забит последний костыль на смычке сплошного рельсового пути Петрозаводск–Романов‑на‑Мурмане. Это сделал специально присланный Императором Николаем II генерал‑майор князь Багратион‑Мухранский. Руководитель стройки инженер Горячковский послал Императору телеграмму: «Счастливы порадовать Вас, Государь, и Россию, что сего 3 ноября в 12 часов дня на 537 версте от Петрозаводска мною сомкнута линия Великого Северного пути, выводящая Россию на исконно русские земли, на простор свободного океана…»
На строительство дороги планировались затраты в 180 млн золотых рублей, фактически составили 350 млн Но страна получала доступ к незамерзающему круглый год морскому порту и, тогда еще не зная об этом, к огромным запасам полезных ископаемых. Решением Временного правительства 18.04.1917 к Мурманской дороге была присоединена Олонецкая железная дорога. К осени 1917 дорога не имела и 25% проектной мощности. Во время Гражданской войны около 80% паровозов, 60% вагонов и значительная часть пути М. ж. д. были разрушены. 02.06.1920 В. И. Ленин подписал постановление Совета Труда и Обороны об эксплуатации и достройке М. ж. д. 25.05.1923 СТО объявил о колонизации, хозяйственном освоении Кольского края, что поручалось железной дороге (Колонизация Карело‑Мурманского края).
Управление дороги в разное время находилось в Петрозаводске, Петрограде, Беломорске. Вокзал в Мурманске открыли 23.03.1923 . Поезда с Севера на Ленинград пошли летом 1924. Восстановили все утраченное к концу 1920‑х гг. В 1929 начали строить железнодорожную ветку к будущему г. Кировску.
Приказом Народного Комиссариата путей сообщения от 27.01.1935 Мурманская железная дорога была переименована в Кировскую железную дорогу.
Дорога сильно пострадала в 1941–1944. Германская авиация совершила на нее 2800 налетов. Сброшено более 90 тыс. бомб. Разрушены 1126 железнодорожных зданий и сооружений, повреждены свыше 500 паровозов и 4950 вагонов. Но дорога действовала все годы ВОВ (по причине захвата войсками Финляндии Петрозаводска и участка пути от Масельги до Свири поезда шли по специально срочно возведенной рокадной дороге Сорокская–Обозерская). Из Мурманска отправлено в глубь страны 1246 тыс. т боевой техники и военных материалов, оборудования и продовольствия, полученных от союзников по ленд-лизу .
В 1950‑е гг. вошли в строй железнодорожные ветки Мурмаши–Никель, а затем к пос. Ревда, г. Ковдор. Отсутствуют железнодорожные подъездные пути к 2 районным центрам - с. Ловозеро и пос. Умба.
В 1959 Кировская железная дорога была присоединена к Октябрьской железной дороге (Мурманское отделение).
В 1990‑е гг. закрыто 8 станций, в т. ч. Килпъявр, Печенга, Сафоново, а т. ж. прекратили деятельность участки Мурманск–Ваенга, Пяйве–Килпъявр, Ручьи Карельские - Алакуртти.

Лит.: Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием ее района. - Петроград, 1916; Сурожский П. Как строилась Мурманская железная дорога // Летопись. 1917. № 7–8; Гринер Д. А. Из истории Мурмана и Мурманской железной дороги // Летопись Севера. - М.‑Л., 1949. Т. 1; Харитонов С. В. Рассказ о великом северном пути. - Петрозаводск, 1984; Хабаров В. А. Магистраль. - Мурманск, 1986; Юдков С. По тундре, по железной дороге // Мурманский вестник. 2012. 22 сентября.

Начальным пунктом Илекской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Чус, расположенный на вблизи правого берега реки Камы. Начальным пунктом Перервинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Курья (на топографических картах чаще всего обозначен как Камский), расположенный вблизи правого берега реки Камы, приблизительно в 50 километрах севернее Чуса. На протяжении длительного времени узкоколейные железные дороги работали в виде единой сети.

По информации от П. Кашина, первый участок узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Курья (Камский) был построен в 1949 году. Узкоколейная железная дорога принадлежала Перервинскому леспромхозу. Первоначально она носила официальное название «Скачковская узкоколейная железная дорога», происходившее от соседнего с Курьёй посёлка Скачок. В 1960 году было присвоено другое название - Перервинская узкоколейная железная дорога.

Илекская узкоколейная железная дорога (начальный пункт - посёлок Чус) была основан в близкий период времени. Владельцем этой узкоколейной железной дороги был Кайский леспромхоз.

Приблизительно в 1960 году Илекская и Перервинская узкоколейная железная дорога были соединены. Появилась возможность проезда по железной дороге из Чуса в Курью, что улучшило условия жизни в отдалённом посёлке Курья, не имевшем автомобильного сообщения (в Чусе автодорога к тому времени была). По маршруту Чус - Курья регулярно курсировал пассажирский поезд.

На Перервинской узкоколейной железной дороге существовал лесной посёлок Жекан (выселен в 1975 году) и значительное число вахтовых лесных посёлков, в которых проживали «вздымщики» - заготовители живицы (сосновой смолы). Заготовка живицы, наравне с заготовкой леса, в этом районе имела массовое распространение.

По утверждению П. Кашина, приблизительно в 1975 году Илекская узкоколейная железная дорога, пролегающая от посёлка Чус в восточном направлении, была разобрана. С этого времени действовала только Перервинская узкоколейная железная дорога (от посёлка Курья на юг). Протяжённость магистрали составляла 22 километра, остальное было разобрано.

В 1980-х годах лесопункт в Курье постепенно переводился на автомобильную вывозку. После 1985 года регулярный вывоз леса по узкоколейной железной дороге был прекращён, с этого времени он производился лишь в период распутицы, когда становилось проблематичным движение автомобилей-лесовозов. В 1990 году последний участок узкоколейной железной дороги был разобран. Один из тепловозов ТУ6А был перевезён на Христофоровскую узкоколейную железную дорогу .

В августе 2007 года в Чусе и Курье побывали исследователи железных дорог П. Кашин и С. Костыгов. По информации от П. Кашина, в Курье сохранялась кабина мотовоза МД54-4, лежавшая на берегу Камы. В Чусе никакой подвижной состав узкоколейной железной дороги не сохранился.

Ожмеговская узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной», принадлежала Кайскому леспромхозу. Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1952 году.

Протяжённость линий узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 70 километров. На линиях узкоколейной железной дороги находилось несколько вахтовых посёлков (Князевка, Дальний Кым и другие). Посёлки были предназначены для временного проживания рабочих-вздымщиков (заготовителей живицы).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации - 1970-е годы.

__________________________________________________________________________________________________

Эта узкоколейная железная дорога была лесовозной, находилась в ведении исправительно-трудового учреждения. Начальный пункт узкоколейной железной дороги, посёлок Сосновка I, был связан ветвью широкой колеи со станцией Раздельная Гайно-Кайской железной дороги .

Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги, согласно топографическим картам, составляла около 30 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации - начало 1990-х годов. Позднее посёлок Сосновка I был ликвидирован, ведущая к нему ветвь широкой колеи была разобрана.

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.

__________________________________________________________________________________________________


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1962 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Верхнекамский фосфоритный рудник на протяжении длительного времени являлся главным предприятием Верхнекамского района Кировской области. Рудник производит добычу фосфоритной руды открытым способом.

По информации от исследователя железных дорог П. Кашина, узкоколейная железная дорога на Верхнекамском фосфоритном руднике был открыта в 1915 году - задолго до появления в этом районе железной дороги широкой колеи. Предположительно, в то время она вела к пристани на берегу реки Камы, от которой фосфоритная руда транспортировалась водным путём.

В 1930-х годах была открыта железнодорожная линия широкой колеи от станции Яр до фосфоритного рудника. С этого времени продукция рудника стала транспортироваться по железной дороге. Вблизи посёлка Рудничный было построено разноуровневое пересечение железнодорожных линий широкой и узкой колеи.

Наивысшего развития узкоколейная железная дорога достигла в начале 1980-х годов. В то время её протяжённость составляла не менее 40 километров.

В 1980-х годах было принято решение о реконструкции узкоколейной железной дороги на стандартную колею 1520 мм. По информации от П. Кашина, работы по реконструкции на широкую колею были завершены в 1987 году. Почти все работавшие на узкоколейной железной дороге тепловозы были порезаны либо переданы на другие узкоколейные железные дороги.

По состоянию на 2003 год (информация от П. Кашина), Верхнекамский фосфоритный рудник практически не работал. На железнодорожной линии широкой колеи, принадлежащей руднику, имелся один узкоколейный тепловоз, приспособленный для работы на путях широкой колеи - ТУ7-1336, и значительное число ширококолейных тепловозов (ТГМ4, ТГМ40 и другие).

По состоянию на май 2008 года, Верхнекамский фосфоритный рудник почти не работал. Принадлежащая руднику железнодорожная линия широкой колеи, ведущая на карьеры, расположенные к юго-западу от посёлка Рудничный, не действовала, но не была разобрана.

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Брусничный . Начальный пункт - посёлок Брусничный (не существует с 1970-х годов).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1962 году (восточная часть), 1967 году (западная часть).
Обозначена только в восточной части.



Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге - топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1962 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно карте, составляла около 8 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1960-е годы.

__________________________________________________________________________________________________

Лоевская (?) узкоколейная железная дорога . Начальный пункт - посёлок Лоевка (не существует с 1970-х годов).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1967 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге - топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1967 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно карте, составляла около 20 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы. Одновременно с узкоколейной железной дорогой был ликвидирован посёлок Лоевка.