Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем. Лучшие картины, пейзажи Над вечным левитан

Написал прекрасное полотно "Над вечным покоем" Левитан. Картина, над которой он начал работать летом 1893 года, теперь хранится в Третьяковской галерее. Исаак Ильич жил тогда на Тверской земле среди лесов, рек и озер.

Во время одной из прогулок по окрестностям художник увидел озеро Удомле. На берегу бедный сельский погост, над водой - большая Сильный ветер раскачивал вершины кладбищенской рощи. Именно этот вид рождает у Левитана замысел новой большой картины.

Произведение, говорящее со зрителем

Кисть художника заставляет заговорить пространство пейзажа "Над вечным покоем". Левитан, картина которого была представлена широкому кругу зрителей, надеялся поведать им о самых важных для человека вещах. И когда это произведение появится в 1894 году на выставке передвижников, проницательные критики увидят, что это даже не пейзаж - это картина души человека.

Картину "Над вечным покоем" зрители ценят прежде всего за то, как светятся ее краски. Надо прямо сказать о том, что Исаак Ильич Левитан - художник, сделавший величайшее открытие в русском искусстве. Он заново открыл то, что впоследствии замечательный исследователь академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал пейзажным мышлением.

Противопоставление двух миров

Оказывается, на Руси издавна существовала древняя традиция созерцания пространственных образов. Наблюдение за природой, как говорили в старину, "умными очами", то есть умозрением. Или иначе - духовным размышлением о таинственных вещах, окружающих человека. О Боге и душе, о жизни и смерти, о быстротечности земного существования.

При помощи противопоставления торжественной высоты неба и пустынного, почти безжизненного пространства озера создается трагический строй картины, которую написал Исаак Левитан, - "Над вечным покоем". Потому что зритель чувствует здесь присутствие двух миров: времени и вечности. Противостояние простых человеческих забот божественному совершенству.

"Над вечным покоем". Левитан. Описание особенного духовного восприятия

Озеро на полотне выглядит бескрайним, практически как море. А венчающая косогор церковь с крестом на луковичной главке словно уподоблена кораблю. По давней Евангелической традиции глава церкви - Христос, и только он может спасти человека, жизнь которого не что иное, как трудное и опасное путешествие по морю житейскому.

Сентиментальность или уникальный дар

Исаак Ильич Левитан - художник, обладающий уникальным даром духовного восприятия мира. И картина "Над вечным покоем" неоспоримо свидетельствует об этом. Но есть еще одно очень драгоценное свидетельство, которое содержится в мемуарах близко знавшего Исаака Ильича художника Константина Алексеевича Коровина.

В его воспоминаниях описывается, как Левитан мог летом целыми часами лежать на траве и вглядываться в бескрайние небесные просторы. Небо восхищало и вдохновляло его. Это удивительные вспоминания. Потому что на российскую природу, в самом деле, можно смотреть разными глазами, и каждый воспринимает ее по-своему.

Глядя сентиментально, многие люди ощущают на сердце сладкую грусть, и у некоторых это вызывает даже слезы. Также и Константин Алексеевич Коровин, увидев их в глазах Левитана, решил, что Исаак Ильич чересчур сентиментален. Но создатель картины "Над вечным покоем" совершенно иначе смотрел на окружающую природу. Он созерцал российский пейзаж как Божье творение. И не сладкая грусть, а глубокая тоска по чему-то высшему и недостижимому наполняла его. Так смотрят глубоко верующие люди на икону.

Завещание потомкам

Это безгранично талантливый шедевр - "Над вечным покоем"! Левитан, картина которого сегодня занимает одно из почетнейших мест в залах знаменитой Третьяковской галереи, был настоящим великим человеком, гением и Божьим избранником. Все, что он создал, безумно прекрасно, ново и необыкновенно. Зрители, созерцающие его творения, переполняются самыми разными чувствами. Кто-то задумывается о несбывшихся надеждах, другие - о смысле или ничтожности человеческой жизни.

Но самой замечательной вещью, написанной Исааком Ильичом, безусловно, является творение "Над вечным покоем". Самая светлая и радостная картина, которая осталась как завещание для потомков, чтобы они как можно чаще смотрели на небо и восхищались его бескрайними просторами, не забывая о смысле собственного существования.

Глядя на умиротворяющие пейзажи Исаака Левитана, сложно поверить, что художник часто страдал депрессиями, из-за него женщины готовы были покончить жизнь самоубийством и сам он чуть не застрелился. 30 августа исполнилось 156 лет со дня рождения гениального художника-пейзажиста. Левитан не дожил до своего 40-летия несколько недель, половину своей жизни он посвятил живописи. В день рождения художника вспоминаем одну из самых знаменитых его картин «Над вечным покоем» и малоизвестные факты его биографии.

1. За успехи в живописи Левитан не платил за учебу

Исаак Левитан родился в местечке Кибартай (сейчас входит в состав Литвы). Глава семейства в поисках больших заработков перевез в 1870 году семью в Москву. Здесь будущий художник в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавали у Левитана известные мастера – Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В семье Левитана произошло несчастье. В 1975 мая умерла мать, а через два года не стало и отца, который заболел тифом. Для Исаака, его брата и двух сестер настало очень трудное время. Левитану за его успехи в искусстве разрешили не платить за обучение. Талантливого юношу поддерживали его учителя. Саврасов взял Исаака в свой пейзажный класс. Уже в 16 лет Левитан получил признание. В 1877 году прошла выставка, где начинающий художник представил две своих картины. За них он получил малую серебряную медаль и 220 рублей, чтобы продолжать занятия живописью.

Позже Левитан вспоминал, что время учебы в училище было дня него очень тяжелым. Он недоедал, ходил в поношенной одежде, стыдился своих рваных ботинок. Иногда ему приходилось ночевать в училище. Художник часто оказывался в трудном материальном положении. Позже он снимал комнату в Москве на Тверской, за которую платил только картинами. Причем хозяйка очень придирчиво выбирала, на ее взгляд, самые красивые работы. Еще и ворчала, почему на них нет курочек, козочек и другой живности.

2. Левитан получил диплом учителя чистописания

Удивительно, но после окончания училища Левитану не выдали диплом художника, хотя он считался одним из самых талантливых учеников. А не дали ему диплом из-за мести его преподавателю Алексею Саврасову. Мастер, когда выпивал, часто нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. И эти коллеги на выпускном решили отыграться на Левитане. Любимому ученику Саврасова прочили Большую серебряную медаль, но ему ничего не вручили, а выдали диплом учителя чистописания.

3. Василий Поленов написал с Левитана Христа

У Исаака Левитана была яркая внешность – утонченные черты лица, глубокий взгляд темных, печальных глаз. Эта задумчивость художника вдохновила Василия Поленова, который изобразил Левитана в образе Иисуса Христа в картине «Мечты» 1894 года.

Левитан вдохновил Василия Поленова на картину «Мечты» («На горе)

4. У художника длился восемь лет роман с замужней женщиной

Исаак Левитан благодаря своему таланту и природной красоте всегда был в центре женского внимания. Хотя у художника часто были романы, он так ни на ком и не женился. Левитан говорил, что даже лучшие из женщин по своей натуре собственники. «Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует», - считал пейзажист.

Исаак Левитан «Автопортрет», 1880

И все же были у художника и долгие романы. Один из них продлился восемь лет с Софьей Кувшинниковой, в чей салон однажды попал художник. Эта замужняя дама была старше его. Кувшинникова оказалась личностью весьма неординарной. Софья увлекалась охотой, живописью, носила элементы мужского костюма, дом ее был оформлен в русском стиле, а на окнах вместо занавесок висели рыболовные сети, в ее спальне жил ручной журавль. В общем, дама эта явно отличалась от большинства женщин того времени, что и заинтересовало художника. Кувшинникова, восхищавшаяся работами Левитана, стала брать у него частные уроки. Летом они ездили на этюды на Волгу.

5. Левитан поругался с Чеховым из-за женщины

Исаак Левитан и Антон Чехов дружили всю жизнь, теплые отношения у них возникли еще задолго до того, как оба стали известными. Познакомились они через брата писателя художника Николая Чехова. Антон Павлович даже придумал особый термин в отношении работ своего друга-художника. Он их называл «левитанистыми». Причем по мнению Чехова картины художника обладали разной степенью «левитанистости».

Левитан не раз становился прототипом некоторых персонажей произведений Чехова. Писатель не одобрял романа своего друга с Кувшинниковой, он считал ее грубой. Тогда Антон Павлович написал рассказ «Попрыгунья», в героях которого можно узнать Исаака и Софью. Сначала Левитан посмеивался, мол, уж кому, но только не Чехову учить его нравственности. Но сплетни вокруг Кувшинниковой и ее романе с художником стали разрастаться, и она уговорила Левитана написать Чехову обидное письмо. Писатель тоже ответил в резком тоне. После этого три года друзья не общались.

6. Левитан находил утешенье в природе

Художник страдал частыми депрессиями. Хотя он понимал силу своего таланта, периодически на него накатывали сомнения в своем призвании, он был часто собой не доволен. В периоды таких мрачных настроений Левитан не мог видеть людей, он брал с собой свою собаку Весту и уходил на охоту. На самом деле он не охотился, а бродил, наслаждаясь природой, в которой находил утешение.

7. Левитан картину «Над вечным покоем» мечтал передать в коллекцию Третьякова

Одну из своих самых философских картин «Над вечным покоем» Исаак Левитан написал в 1894 году, за шесть лет до своей смерти. Над этим произведением он работал в Тверской губернии. Изображенную на картине церковь художник перенес из ранее созданного этюда на Плесе, куда он ездил с Кувшинниковой.

Пространство в картине представлено в виде обобщенных плоскостей воды и неба. В этом произведении Левитану удалось отразить противостояние вечности жизни природы и бренности человеческого существования. Мрачному величию природы противостоит только теплый огонек в окне маленькой церкви.

Исаак Левитан «Над вечным покоем», 1894

Левитан картину «Над вечным покоем» считал одним из своих главных произведений. Он говорил, что счастлив передать эту картину коллекционеру Павлу Третьякову. Художник говорил о своей работе: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!». Левитан писал Третьякову о картине «Над вечным покоем»: «…в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание…». Сейчас картина «Над вечным покоем» (150х206 см, холст, масло) хранится в Третьяковской галерее.

8. Левитан стрелялся из-за любви

Художник много времени проводил с Софьей, часто они вместе ездили рисовать. Так они поехали на озеро Островное Вышневолоцкого уезда. Неподалеку располагалось имение питерского сенатора Ивана Турчанинова, где жили его жена Анна Николаевна и ее дочь Варя. Анна Николаевна была ровесницей Кувшинниковой. Обе дамы развернули борьбу за внимание художника, а он забавлялся тем, что кокетничал с каждой по очереди.

Софья понимала, что Левитан больше не испытывает к ней былых чувств и попыталась отравиться. Она соскребла со спичек серу, добавила ее в воду и выпила. Ее успели спасти – в доме, где она остановилась, гостил доктор. Левитану же была нужна новая муза и он порвал с Софьей. На беду в художника влюбилась дочь Анны Николаевны 20-летня Варя. Она закатывала Левитану истерики, требовала бросить мать и грозила, что покончит с собой. Художник уже не мог этого выносить и выстрелил себе в голову. Пуля прошла через кожные покровы, не задев черепа.

Об этом узнал Чехов и приехал спасать друга. Серьезной помощи художнику не требовалось. Писатель встретил Левитана с черной повязкой на голове, тот снял ее и пошел на охоту. Он вернулся с убитой чайкой, которую бросил к ногам Анны Николаевны. Внимательные читатели произведений Чехова обратят внимание, что он использовал это происшествие в «Чайке».

Исаак Левитан страдал от болезни сердца. Анна Николаевна была с художником до конца его дней. Левитан скоропостижно скончался в июле 1900 года на 40-м году жизни.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является заключением драматической трилогии, которую художник создал в начале 1890-х годов. К этой трилогии принято относить картину «У омута» и «Владимиркой». Многие улавливают в картине «Над вечным покоем» не только воспевание вечной красоты природы, но и философское размышление о бренности человеческого бытия. Ветхая деревянная церквушка стоит на пустынном берегу огромного озера под клубящимися свинцово-лиловыми тучами. На заднем плане изображен унылый погост, над которым согнулись под резкими порывами ветра деревья. Вокруг ни души, лишь свет, мерцающий в окне церкви, дает страннику небольшую надежду на спасение. Картина переполнена чувством глубокой тоски, одиночества и бессилия. Художник не случайно определил ракурс отображения образа. Чувствуется точка зрения автора картины, которая устремляет взоры зрителя ввысь наперекор холодным воздушным потокам.

Работа Левитана «Над вечным покоем» по праву является наиболее яркой и значительной в творчестве художника. В своих письмах к П.Третьякову, Левитан писал, что полностью сам воплотился в нее. Своим содержанием и психологическим состоянием она полностью соответствует его настрою. Не случайно один из друзей Левитана назвал эту работу «Реквиемом самому себе». Рождалось это произведение под печальную торжественную музыку Бетховена, а именно, траурный марш из «Героической симфонии».

Левитан считается художником печального пейзажа. Его пейзажи часто вызывают боль и уныние. Многие связывают это с воспоминаниями о далеком и грустном детстве автора, ведь пейзаж всегда печален, когда печален человек. Рассматривать картину Левитана «Над вечным покоем» лучше медленно и вдумчиво. Как и многие другие работы, она не ошеломляет глаз, а наоборот точна и скромна, подобна рассказам Чехова, но чем глубже всматриваешься в нее, тем милее становится глубина и ее пронзительность. Ощутив прелесть дождей, художник создал знаменитые полотна «После дождя» и «Над вечным покоем». Написана картина «Над вечным покоем» была в Тверской губернии, на берегу озера Удомли. В ней поэзия ненастного дождливого дня выражена с большой силой.

Пожалуй, нельзя назвать другого художника кроме Левитана, который мог передать неизмеримые просторы русского ненастья с такой печальной силой. Величие этого ненастья ощущается через покой и торжество.


Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.