Патриотизм, любовь к Родине – аргументы ЕГЭ. Равнодушие и отзывчивость

"Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего"(М.Е. Салтыков-Щедрин)

Равнодушие... Что же это такое? Что скрывает за собой это слово?Равнодушие-это безучастность, холодность по отношению к людям. Я бы даже сказал, что это душевная глухота, душевная неразвитость. Ничто не вызывает отклика в такой душе. Отсутствует сострадание, жалость, сочувствие, способность к самопожертвованию.

Такая эмоциональная пустота обедняет внутренний мир человека, делает его грубым и примитивным. Равнодушные не умеют любить. Ведь недаром на Руси говорили:"любить-значит жалеть". Любовь занимает очень важное место в душе человека, и чем душа богаче, тем любовь ярче и сложнее. Любовь к родине-это высшая форма любви. Она включает в себя многие чувства: любовь к родной земле и природе, к людям, к культуре и к родному языку, к дому. Без родины человек бесконечно одинок, как лист, оторвавшийся от ветки дерева. Настоящий патриотизм-это служение своему отечеству, стремление быть полезным людям, гордость за свою страну. Равнодушный человек с его духовной бедностью и внутренней пустотой не способен на такие чувства, так как всё его нутро заполняет эгоистическая любовь к самому себе. Он и к судьбе родины так же равнодушен, как к людям.

Так, в повести А.С. Пушкина"Капитанская дочка" офицер Швабрин добивается любви Маши Мироновой грубыми и подлыми способами. Он пытается помешать сближению Гринёва и Маши тем, что рассказывает Петру о Маше грязную клевету, доносит в письме отцу Гринёва обстоятельства дуэли, а позже, пользуясь своей властью, насильно держит девушку взаперти на хлебе и воде, принуждая её к замужеству. Разве можно это назвать любовью? Нет, это безнравственные эгоистические интересы бездушного человека. Швабрин легко и без колебаний изменяет присяге как русский офицер и переходит на сторону Пугачёва. В повести есть эпизод, когда он стоит на коленях перед Пугачёвым и целует ему руку, прося о помиловании. На то, как русский дворянин без чести и достоинства валяется в ногах у самозванца, с отвращением смотрит Гринёв. Пушкин хорошо показал моральную деградацию Швабрина. Если вначале это подлые поступки бездушного человека-клевета и донос, то потом это уже преступления такие, как насилие, предательство, измена отечеству.

В повести В. Быкова "Сотников" мы тоже наблюдаем за нравственной дуэлью двух персонажей, Рыбаком и Сотниковым. Во время Великой Отечественной войны два партизана выполняют задание, которое заканчивается для них провалом. Они схвачены полицаями, и им грозит смертная казнь. Автор знакомит нас с тем, как формировались эти люди, в каких семьях росли, чем интересовались. Конечно, внутренний мир Сотникова значительно богаче, сложнее и тоньше, чем у Рыбака. Рыбак никогда не ставил перед собой сложных жизненных вопросов, он не любил читать и размышлять над загадками бытия, он "пренебрежительно относится к слабым и болезненным", довольно легко забыл девушку Зоську, семья которой прятала его раненого от немцев в сарае и с которой у него были любовные отношения. На мой взгляд, у Рыбака не было в душе той нравственной опоры, той духовной силы, которая помогла бы ему сделать главный правильный выбор. Перед лицом смерти он предал родину, стал полицаем. Он уговорил себя, что это временно, что он убежит к партизанам при первой возможности. Как духовно слабый человек, он переложил вину за своё предательство на Сотникова. Якобы из-за раны и болезни Сотников стал обузой для Рыбака, а без него Рыбак бы быстро выполнил задание и вернулся в партизанский лагерь. Вместе с родиной он предаёт своего военного товарища, Сотникова. Равнодушие, эгоизм убивают Рыбака изнутри как человека, как личность.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что человеческое равнодушие -это яд, который таится в его душе и отравляет её. Человеком начинает править эгоизм, он становится равнодушным ко всему, даже к своей родине.

Обновлено: 2017-12-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

  • Патриотизм может быть как истинным, так и ложным
  • Настоящий патриот не посмеет предать Родину даже под угрозой смерти
  • Патриотизм проявляется в желании сделать родную страну лучше, чище, защитить ее от врага
  • Огромное количество ярких примеров проявления патриотизма можно найти в военное время
  • Патриот готов даже на самый безрассудный поступок, который хоть немного может приблизить людей к спасению страны
  • Истинный патриот верен присяге и собственным моральным принципам

Аргументы

М. Шолохов “Судьба человека”. За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод – прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди – достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

Мне кажется, что всё в мире связано. Например, человек улыбнулся – его улыбка вызвала доброе чувство в другом человеке. Маленькое «добро» порождает большое. Так же, как равнодушие, проявленное всего лишь к одному конкретному человеку, может обернуться равнодушием ко всем людям, равнодушием к своей Родине. Равнодушие является следствием эгоизма.

Автор романа «Заговор равнодушных» Бруно Ясенский говорил, что не следует бояться злых и ненавидящих, а нужно бояться равнодушных, потому что с их молчаливого согласия совершаются на земле все предательства и убийства. Очень жёстко, но точно сказано.

Именно равнодушие граничит с предательством. Равнодушный утрачивает способность любить, дружить, радоваться красоте. Своим равнодушием он часто развязывает руки негодяям. Но и сам равнодушный может окончательно пасть, оставив своих близких в беде, предать Родину.

Равнодушие – тоже эмоция, чувство, отклик, только злой. Равнодушие не предполагает диалога, взаимопонимания. Равнодушие способствует разобщению людей. Примером, иллюстрирующим мои мысли, могут стать литературные персонажи. Это Алексей Швабрин из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и Николай Зарецкий из романа Е.Г.Водолазкина «Авиатор».

Нравственное падение Алексея Ивановича Швабрина, героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», началось, видимо, ещё за пределами событий произведения. Он оказался в Белгорской крепости, по словам Василисы Егоровны, за «смертоубийство». Читатель понимает, что это произошло на дуэли. Швабрин никого в крепости не уважает. Приехавшему Гринёву говорит, что увидел наконец человеческое лицо. Значит, никого из жителей Белогорской крепости он не уважает. Он оклеветал Машу Миронову, бесчестно вёл себя во время дуэли. Вполне логичным оказывается его переход на сторону бунтовщиков, измена присяге равнозначна измене Екатерине II, измене Родине.

В романе нашего современника Е.Г. Водолазкина есть очень интересный персонаж. Это человек, работающий на мясокомбинате, ворующий там колбасу, считающий, что после революции он, пролетарий, «стал всем». В литературе 19 века этот образ бы отнесли к типу «маленького человека», над которым плакала и которому сочувствовала вся русская словесность. Но такой герой как Николай Зарецкий в новое время стал олицетворять новый тип человека – равнодушного, самодовольного, мечтающего о личной славе. Я понимаю, что сочувствие бедным, униженным и оскорбленным никогда не должно перерастать в сентиментальность, потому что униженные и оскорбленные ничуть не лучше тех, кто их унижает и оскорбляет. Их униженное и даже гордое равнодушие к унижающим вполне может обернуться ненавистью к окружающим, к Родине, которая не соответствует их запросам. А потом и предательством Родины. Примером может служить поступок Зарецкого, когда он пишет донос на своего соседа по коммунальной квартире.

Как видим, равнодушие к отдельно взятому человеку – это и равнодушие ко всем окружающим и, следовательно, равнодушие к своей стране.

Наша страна - наша крепость. Мы чувствуем себя защищёнными благодаря политической обстановки, которой добивался президент не один год. Мы пожинаем сладкие плоды горьких моментов, таких как: войны, революции, бунты и мятежи. Опасность равнодушия заключается в массовой силе такого настроя. Сначала один человек высказывает своё равнодушие к стране, потом его поддерживает второй. Обсуждая эту тему со знакомыми, всё больше людей становятся равнодушными. Такой феномен связан с тем, что люди не считают, что именно от них может зависеть жизнь страны. Они решают, что всё уже решено за них и не высказывают своё мнение относительно государственного порядка.

Литературные произведения показывают равнодушие к своей стране и всевозможные последствия такой позиции. Так, эта тема поднимается в романе Толстого «Война и мир». Эпизод, когда Берг скупает мебель для подарков, а отдаёт подводы для раненых солдат, возвращающихся со сражения. Можно ли представить, что Наташа бы разрешила вывезти ему мебель и оставить без средства передвижения раненых бойцов. Неравнодушная Ростова помогает им быстрее добраться в тыл.

Данный пример доказывает то, что неравнодушие к своей стране, к людям, которые ее защищают, помогает спасти жизни и облегчить ее другим.

В противовес достойного поступка Наташи, Элен и Анатоль оказались менее гуманными. В тяжёлый 1812 год брат и сестра не помогали народу, были повержены своим эгоизмом и малодушием. Становится понятно, что если бы и они были добрее, то смогли бы спасли больше людей, стать человечнее. Равнодушие к своей стране, которое они проявили, не только обесчестило их, но и подвергло угрозе других, ни в чем неповинных людей.

Таким образом, равнодушие к стране, к ее жителям, несёт за собой только трагичные последствия. Нужно быть отзывчивым человеком, даже в те моменты, когда ты рискуешь чем-либо своими или переступаешь через свои принципы. Есть такие ситуации, в которых твоё отношение к стране, может быть решающим. Главное, суметь вовремя принять участие в жизни страны, сделать всё, что в твоих силах. Ведь мы, жители одной страны - одна большая семья. Сегодня ты помог нуждающемуся, а завтра помогут тебе. Но нельзя рассчитывать на помощь из вне, если ты сам оказался безучастным в чужом горе. Проявляя добро к жителям страны, ты помогаешь всей стране, ведь общий настрой очень важен для государства.

Пьесы Н.Гоголя и А.Чехова – комедии. Смысл этого жанра – высмеивание пороков. Объединяет их ещё та особенность, что в них нет или почти отсутствуют (у Чехова) положительные персонажи. ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТОбе пьесы населены равнодушными, безответственными героями. КОММЕНТАРИЙУ Гоголя все чиновники уездного города боятся приезда ревизора, потому что служат плохо и не равнодушны только к своему материальному положению. Они безразличны, безучастны ко всему тому, что является их прямыми обязанностями. Автор награждает их говорящими фамилиями: судья Ляпкин-Тяпкин - это характеристика его судейского служения; полицейский Держиморда, и понятно, как он относится к горожанам – обижает правого и виноватого. Хозяин города Сквозник-Дмухановский так боится ревизии, что готов на любое неправедное действие. В них нет ненависти, они просто безответственно и равнодушно тянут свою лямку, а в городе в это время из-а их безответственности и равношушия царят хаос и беззаконие. Второму изданию комедии Гоголь предпослал эпиграф: На зеркало неча кивать, коли рожа крива». Эта самая «кривая рожа» объясняется не только безразличием и отстранённостью, но и пассивностью, желанием только личного комфорта и приводит к пустоте, утрате совести, становится вершиной бесчеловечности. ВТОРОЙ АРГУМЕНТВ пьесе Чехова в центре внимания автора как будто всё неплохие люди. Это вовсе не гоголевские монстры, у которых нет ни чести, ни совести. КОММЕНТАРИЙНо давайте прислушаемся и присмотримся к их словам и поступкам. Хозяева имения дворяне Раневская и Гаев внешне достойные и уважаемые люди. Гаев много говорит, произносит пафосную речь, обращённую к «дорогому, многоуважаемому шкафу». Он живёт, ни о чём не задумываясь: «всё состояние проел на леденцах» иронизирует автор. Любит вкусно поесть, поиграть в биллиард, а к остальному абсолютно равнодушен. Ещё интереснее и сложнее окажется образ Раневской. Она внешне добра, очень сентиментальна. Утверждает, что любит своих дочерей Аню и Варю – и бросает их на произвол судьбы. Она влюблена в свой сад, много раз говорит о том, что его нельзя продавать, произносит много красивых слов, как будто всем внешне сострадает, но в итоге забирает деньги и уезжает в Париж к любовнику. Интересен образ другого помещика – Симеонова-Пищика. Сама фамилия становится его характеристикой: первая часть торжественная, высокая, а вторая – смешная и абсолютно сниженная. Он разорён и теперь готов продать всё. Продаёт свою землю по кусочкам англичанам, они нашли там какие-то полезные ископаемые. А то, что сад и эта земля – их родина, напрочь забыто ими. Вероятно, из-за стремления к комфорту, успеху свернулась и скукожилась их душа. Они стали не просто равнодушными, они стали людьми, для которых смешались ценностные основы жизни. Равнодушие, отстранённость, безучастность, бесчувственность, стремление только к личному успеху может привести человека к деградации. Почти все герои пьесы «недотёпы». Я думаю, что именно поэтому. (401 слово)