Герой нашего времени направление в литературе. Сборник идеальных эссе по обществознанию Герой нашего времени направление произведения

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах. Роман был заявлен в оригинальном стиле, состоящий из нескольких повестей и связанных между собой главным персонажем Г.Печориным. Михаил Юрьевич Лермонтов воссоздал новаторский жанр в литературе 30 годов под названием социально-психологический роман. Этот вид жанра, в итоге, стали наследовать многие известные писатели.

Роман «Евгений Онегин» был взят за основу для написания образа в романе Михаила Лермонтова.

Роман в прозе «Герой нашего времени» - роман с глубоким смыслом для размышления и печальный конец необыкновенной личности в обстановке России 30-х годов XIX века. Реальность романа состоит в постановке самых важных вопросов злободневности и образ классического образца эпохи - «лишнего человека».

В романе «Герой нашего времени» духовная жизнь выступает на первом месте, а внешняя обстановка жизни является фоном, в котором развивается сюжет.Такая задумка Михаила Юрьевича Лермонтова, показывает, что эволюция и духовная жизнь главного персонажа в этом произведении является главным. Для показания своего замысла автор использует диалоги, внутренние монологи. Духовный мир главного героя раскрывается как явление эпохи.

«Герой нашего времени» несхож с русскими романами XIX века. Главной композицией данного романа является нарушение последовательности хронологических событий и у каждого события индивидуальное направление. Тем, что автор меняет порядок глав, он раскрывает сложную натуру Печорина.

Жанр и композиция данного романа дает возможность сделать выводы, что повести, составная часть романа, служат отражением тем и сюжетов, свойственных литературе того времени.

В первой повести «Бэла» читатель узнает об обычном русском офицере Максим Максимыче, тот тесно знаком с Печориным. Максим Максимыч до самого конца не может разгадать поведение своего знакомого, но не осуждает его, а наоборот – сочувствует.

Во второй повести «Максим Максимыч», читателю становится известно, что Григорий Александрович Печорин внезапно умер по пути из Персии, и рассказчику попался его журнал, в котором Печорин сознавался в своих плотских грехах и горечи жизни.

В остальных повестях романа речь пойдет уже о дневнике Григория Александровича. В дневнике речь идет о происходящих событиях случившихся с ним до того как встретил Бэлу и познакомился с Максимом Максимычем.

Все образы в произведении, а особенно женские раскрывают личность «героя времени».

Затем читатель знакомится с дневниками Печорина, которые являются исповедью, из этого читатель познает «обнаженную» душу главного персонажа, понимает его характер и поведение. Печорин безжалостно раскрывал собственные недостатки и пороки.

В романе, композиция и стиль играют важную роль в понимании как можно сильнее и всесторонне раскрыть душу героя, его образ, ведь прототипом главного персонажа является самая мелкая душа человека. Обнаженная душа, в которой нет тщеславия. Подтверждением этому служит предисловие «История души человеческой…».

Роман «Герой нашего времени» сыграл огромную роль в развитии литературы. Хоть Михаил Юрьевич Лермонтов и взял пример с романа «Евгений Онегин», но они отличаются во многом друг от друга. В романе М. Ю. Лермонтов показал разногласие и сложность «героя времени», этим самым Лермонтов заложил основы для разработки этой темы для других писателей проживавших в XIX века. Но другие писатели, в отличие от Лермонтова, видят в таком типе человека недостатки, а не достоинства.

Характерным для романа «Герой нашего времени» стало внимательное отношение к миру личностных переживаний героев, и реалистичное описание поступков героев в стремлении поисков ценностей. Проблема поиска «героя времени» в романе М. Ю. Лермонтова остается злободневной и в наше время.

Несколько интересных сочинений

    Каждый день нас сталкивает с теми или иными людьми, с которыми завязываются или продолжаются какие – то отношения. Что же характерно для этих взаимоотношений?

К ка­ко­му роду ли­те­ра­ту­ры принадлежит «Герой на­ше­го времени»?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.

Разве я похож на убийцу?..

Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Укажите на­зва­ние главы «Героя на­ше­го времени», из ко­то­рой взят при­ве­ден­ный фрагмент.

Ответ: княжнаМери

Установите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в при­ве­ден­ном фрагменте, и их характеристикой, дан­ной в романе.

ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКА

Б) Грушницкий

В) Печорин

1) «Производить эф­фект - их наслаждение; они нра­вят­ся романтическим про­вин­ци­ал­кам до безумия».
2) «...взгляд его - непродолжительный, но про­ни­ца­тель­ный и тяжелый, остав­лял по себе не­при­ят­ное впечатление не­скром­но­го вопроса и мог бы ка­зать­ся дерзким, если б не был столь рав­но­душ­но спокоен».
3) «Он ка­зал­ся лет пятидесяти; смуг­лый цвет лица его показывал, что оно давно зна­ко­мо с за­кав­каз­ским солнцем, и преж­де­вре­мен­но поседевшие усы не со­от­вет­ство­ва­ли его твер­дой походке и бодро­му ВИДУ».
4) «Он изу­чал все живые стру­ны сердца человеческого, как изу­ча­ют жилы трупа, но ни­ко­гда не умел он вос­поль­зо­вать­ся своим знанием».
A Б В

Пояснение.

А-4. Вернер — доктор, вот по­че­му при его хар-ке ис­поль­зу­ют­ся анатомические термины («жилы, труп»). Не­смот­ря на при­зем­лен­ность своей профессии, Вер­нер поэтичен («изучал стру­ны сердца»), добр и непрактичен, он ни­ко­гда не упо­треб­лял свое зна­ние человеческого сердца, чтобы ма­ни­пу­ли­ро­вать людьми (в от­ли­чие от Печорина).

Б-1. Грушницкий — позер, глав­ное для него — про­из­ве­сти впечатление на окружающих. Его разо­ча­ро­ван­ность в жизни - не след­ствие печального опыта, как у Печорина, а дань моде, кра­си­вая поза. Груш­ниц­кий украшает себя не­обык­но­вен­ны­ми чувствами, как аксессуарами.

В-2. Печорин — важ­ное место в ро­ма­не занимает пси­хо­ло­ги­че­ский портрет Печорина, ос­но­ван­ный на кон­трастах во внеш­но­сти и по­ве­де­нии героя. Глав­ное в об­ли­ке Печорина — его глаза, на дне ко­то­рых читалось как глу­бо­кое знание людей, так и пре­зре­ние к ним и ко­то­рые «не смеялись, когда он смеялся», от­че­го его взгляд производил тя­же­лое впечатление.

Ответ: 412.

Ответ: 412

Установите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и их даль­ней­шей судьбой. Ответ за­пи­ши­те цифрами.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

Пояснение.

Вернер (4) — мас­ки­ру­ет последствия дуэли, так как дуэли в то время были за­пре­ще­ны законом.

Грушницкий (1) — убит на дуэли Печориным, став жерт­вой собственной ин­три­ги (распространил сплет­ню про Мери и Печорина, ко­то­рый вступился за честь девушки, вы­звав клеветника на дуэль; в ходе под­го­тов­ки к дуэли Груш­ниц­кий и его се­кун­дант договорились не вкла­ды­вать пулю в пи­сто­лет Печорина, тем самым пре­вра­щая честный по­еди­нок в под­лое убийство, вслед­ствие чего был убит Печориным, когда от­ка­зал­ся принести свои извинения).

Печорин (2) — убит по до­ро­ге из Персии, куда отправился, пе­ре­жив ряд лич­ных трагедий, свя­зан­ных с по­те­рей Веры, ги­бе­лью Грушницкого, смер­тью Бэлы, с опу­сто­шен­ной душой и хо­лод­ным сердцем, не ожи­дая от жизни ни­че­го хорошего, может быть, в по­ис­ках смерти, ко­то­рую и находит.

Ответ: 412.

Ответ: 412

Как на­зы­ва­ет­ся прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии («добро - зло», «ласкал - оскорбляли», «угрюм - весел» и др.), ис­поль­зо­ван­ный ав­то­ром в мо­но­ло­ге Печорина?

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся антитеза. Дадим определение.

Антитеза - обо­рот по­э­ти­че­ской речи, в ко­то­ром для уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти резко про­ти­во­по­став­ле­ны прямо про­ти­во­по­лож­ные понятия, мысли, черты ха­рак­те­ра дей­ству­ю­щих лиц.

Ответ: антитеза.

Ответ: антитеза|контраст

Как в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии называют раз­но­вид­ность комического, ос­но­ван­ную на скрытой, за­ву­а­ли­ро­ван­ной насмешке, ха­рак­тер­ную для са­мо­ана­ли­за героя в дан­ном фрагменте?

Пояснение.

Эта раз­но­вид­ность называется иронией. Дадим определение.

Ирония как сред­ство самохарактеристики - одна из ос­нов­ных черт, свой­ствен­ных Печорину, про­яв­ля­ю­ща­я­ся во мно­гих ситуациях (в частности, при под­ве­де­нии итогов сво­е­го общения с контрабандистами). Это свой­ство выдает в нем ин­тел­ли­гент­но­го человека, спо­соб­но­го критически к себе относиться, и вы­зы­ва­ет симпатию к нему читателя.

Ответ: ирония.

Ответ: ирония

Как в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии называют сред­ство иносказательной выразительности, ис­поль­зо­ван­ное автором для пе­ре­да­чи чувства ге­ро­и­ни (строка «Сострадание - чувство, ко­то­ро­му покоряются так легко все женщины, впу­сти­ло свои когти в ее не­опыт­ное сердце»)?

Пояснение.

Такое сред­ство называется метафора. Дадим определение.

Метафора,в дан­ном случае ос­но­ван­ная на сход­стве ощущений: как яст­реб вонзает свои когти в тело добычи, так и со­стра­да­ние охватывает душу не­опыт­ной девушки, слу­ша­ю­щей исповедь Печорина.

Ответ: метафора.

Ответ: метафора

Как Лер­мон­тов опре­де­ля­ет свою глав­ную ху­до­же­ствен­ную за­да­чу в ро­ма­не "Герой на­ше­го времени"?

Пояснение.

Роман «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, и один из совершенных образцов этого жанра. Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа, композиция которого причудлива нарушением хронологической последовательности основных его частей. В романе «Герой нашего времени» композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. По признанию автора, Печорин – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор не просто показывает героя, но хочет объяснить и обосновать его характер условиями той жизни, которую ведет Печорин. В этом Лермонтов видит свою главную художественную задачу.

На про­тя­же­нии всего- ро­ма­на Печорин стал­ки­ва­ет­ся с раз­ны­ми людьми, но вся­кий раз Лер­мон­тов ставит сво­е­го героя выше их. Вза­и­мо­от­но­ше­ния Печорина и дру­гих героев ро­ма­на очень на­по­ми­на­ют психологический эксперимент, ко­то­рый служит той же цели - по­ка­зать внутренний мир, рас­крыть характер героев. Так про­ис­хо­дит и в приведённом раз­го­во­ре Печорина с Мери. Лер­мон­тов ста­ра­ет­ся понять ис­то­рию души человеческой, за­гля­нуть в эту душу, найти там то особенное, что тол­ка­ет героев на те или иные поступки.

Продолжателем тра­ди­ций Лермонтова в про­ник­но­ве­нии во внут­рен­нее состояние героя ста­но­вит­ся Ф.М. Достоевский. Рас­коль­ни­ков мучается, его пе­ре­жи­ва­ния показаны во всей пол­но­те чувств опять же через столк­но­ве­ния с раз­ны­ми людьми, сны, раз­ду­мья героя.

Знаменитое «люди как реки» Тол­сто­го также дает нам ос­но­ва­ния считать его про­дол­жа­те­лем традиций Лермонтова: с глу­бо­ким психологизмом рас­кры­ва­ет писатель внут­рен­ний мир своих героев.

Пояснение.

«Герой на­ше­го времени» от­но­сит­ся к эпосу. Дадим определение.

Эпос - это:

1) народно-поэтическая раз­но­вид­ность повествовательных про­из­ве­де­ний в прозе и сти­хах (народный эпос). Как об­ра­зец устного твор­че­ства эпос свя­зан с со­про­вож­да­ю­щей мелодией (напевом) и ис­кус­ством исполнителя.

2) один из трех родов ху­до­же­ствен­ной литературы (наряду с ли­ри­кой и драмой) - повествовательный.

3) ли­те­ра­тур­ный род, в ко­то­ром объектом изоб­ра­же­ния могут быть любые яв­ле­ния внешнего мира (люди, события, предметы) в их слож­ных отношениях и взаимосвязях, а также внут­рен­ний мир людей. Ос­но­ва эпоса - повествование, в прин­ци­пе не име­ю­щее ограничений во вре­ме­ни и пространстве. Воз­мож­но­сти изображения пред­мет­но­го мира, пси­хо­ло­гии людей, идей и на­стро­е­ний самих пи­са­те­лей тоже прак­ти­че­ски безграничны. Ос­нов­ные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма.

Ответ: эпос.

Ответ: эпос

Михаил Лермонтов сочетал в себе редкие дарования: виртуозное стихосложение и мастерство прозаика. Его роман известен ничуть не меньше, чем его лирика и драма, а может и больше, ведь в «Герое нашего времени» автор отразил болезнь целого поколения, исторические особенности своей эпохи и психологизм героя-романтика, ставшего голосом своего времени и самобытным проявлением русского романтизма.

Создание романа «Герой нашего времени» покрыто тайной. Нет ни одного документального подтверждения точной даты начала написания этого произведения. В своих записках и письмах писатель умалчивает об этом. Принято считать, что окончание работы над книгой датируется 1838 годом.

Первыми были «Бэла» и «Тамань». Дата выпуска этих глав приходится на 1839 год. Они, как самостоятельные повести, публиковались в литературном журнале «Отечественные записки» и имели огромный спрос у читателей. В феврале 1840 появляется «Фаталист», в конце которой редакторы обещают скорый выход целой книги Лермонтова. Автор дописал главы «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри» и в мае того же года выпустил роман «Герой нашего времени». Позднее он еще раз издал свой труд, но уже с «предисловием», в котором дал своеобразный отпор критике.

Изначально М.Ю. Лермонтов не задумывал данный текст как что-то целостное. Это были своего рода путевые заметки, со своей историей, на которые его вдохновил Кавказ. Только после успеха повестей в «Отечественных записках» писатель дописал еще 2 главы и соединил все части общим сюжетом. Следует отметить, что писатель очень часто бывал на Кавказе, поскольку с детства здоровье его было слабым, и бабушка, опасаясь смерти внука, часто привозила его в горы.

Смысл названия

Заглавие уже вводит читателя в курс дела, открывая истинные замыслы художника. Лермонтов с самого начала предвидел, что критики сочтут его произведение личным откровением или же банальной беллетристикой. Поэтому он решил сразу же обозначить суть книги. Смысл названия романа «Герой нашего времени» заключается в том, чтобы заявить тему произведения – изображение типичного представителя 30-х годов 19 века. Произведение посвящено не личной драме какого-то выдуманного персонажа, а тому, что чувствовало целое поколение. Григорий Печорин вобрал в себя все тонкие, но аутентичные для молодых людей той эпохи, характеристики, позволяющие понять атмосферу и трагедию личности того времени.

О чем книга

В романе М.Ю. Лермонтова ведется повествование о жизни Григория Печорина. Он – дворянин и офицер, о нем мы впервые узнаем «из уст» Максима Максимыча в главе «Бэла». Старый солдат поведал читателю об эксцентричности своего молодого приятеля: всегда добивается своих целей, чего бы ему это не стоило, при этом не боится общественного осуждения и даже боле серьезных последствий. Выкрав прекрасную горянку, он жаждал ее любви, которая со временем зародилось в сердце Бэлы, другой вопрос, что Григорию это стало уже не надо. Своим безрассудным поступком он в один миг подписал смертный приговор девушке, ведь позднее Казбич в порыве ревности, решает увезти красавицу от похитителя, а когда поймет, что с женщиной в руках ему не уйти – смертельно ранит ее.

В главе «Максим максимыч» раскрывается холодность и чувственный барьер Григория, которые он не готов переступить. Печорин очень сдержанно приветствует старого друга — штабс-капитана – чем очень сильно огорчает старика.

Глава «Тамань» приоткрывает завесу совести героя. Григорий искренне раскаивается, что влез в дела «честных контрабандистов». Волевая сила характера так же показана в этом фрагменте в момент борьбы в лодке с Ундиной. Наш герой любознателен и не хочет оставаться в неведение дел, происходящих вокруг него, именно поэтому он следует за слепым мальчиком посередине ночи, допрашивает девушку на предмет ночных деяний ее бадны.

По-настоящему таинства души Печорина открываются в части «Княжна Мэри». Здесь он подобно Онегину, что от скуки «волочился» за дамами, принимается разыгрывать пылкого влюбленного. Смекалка и чувство справедливости героя в момент дуэли с Грушницким поражают читателя, ведь в холодной душе живет и жалость, Григорий давал шанс товарищу на раскаяние, но тот его упустил. Главная линия в этой главе — любовная. Мы видим героя любящим, все-таки он умеет чувствовать. Вера растопила все «льды», заставив старые чувства загореться еще ярче в сердце избранника. Но жизнь его не создана для семьи, его образ мыслей и свободолюбие косвенно влияют на исход отношений с возлюбленной. Всю жизнь Печорин разбивал сердца молоденьких дам, а теперь он получает от судьбы «бумеранг». Она не уготовила для светского франта семейного счастья и тепла домашнего очага.

В главе «Фаталист» ведутся рассуждения о предначертании человеческой жизни. Печорин вновь проявляет мужество, проникая в дом к казаку, зарубившему шашкой Вулича. Здесь нам представлены размышления Григория о судьбе, о предопределении и о смерти.

Основные темы

Лишний человек. Григорий Печорин — умный, интеллигентный юноша. Он не показывает эмоциональности, как бы сильно сам не захотел этого. Холодность, расчетливость, циничность, умение анализировать все свои поступки – эти качества выделяют молодого офицера из всех персонажей романа. Он всегда в окружении какого-либо общества, но всегда там «чужой». И дело не в том, что героя не принимает высший свет, отнюдь, он становится объектом внимания каждого. Но он сам себя отодвигает от окружения, и причина кроется в его развитии, которое ушло дальше «века сего». Склонность к анализу и трезвому рассуждению – вот, что поистине выдает в Григории личность, а, значит, и объяснение его неудач в «социальной» сфере. Люди, которые видят больше, чем мы хотим показывать, нам никогда не понравятся.

Печорин сам признается, что избалован высшим светом, в нем же и причина пресыщения. После освобождения от опеки родителей Григорий, как и многие молодые люди любого времени, начинает изучать удовольствия жизни, доступные за деньги. Но нашему герою быстро наскучивают эти развлечения, разум гложет скука. Ведь и княжну Мэри он влюбляет в себя ради потехи, ему это было не нужно. От скуки Печорин начинает играть в крупные «игры», невольно разрушая судьбы людей вокруг себя. Так, Мэри остается с разбитым сердцем, Грушницкий убит, Бэла стала жертвой Казбича, Максим Максимыч «обезоружен» холодностью героя, «честным» контрабандистам приходится покинуть любимый берег и оставить слепого мальчика на волю судьбы.

Судьба поколения

Роман был написан в период «безвременья». Тогда потеряли смысл светлые идеалы деятельных и активных людей, которые мечтали изменить страну к лучшему. Государство в ответ надругалось над этими благами намерениями и показательно наказало декабристов, поэтому вслед за ними пришло потерянное поколение, разочаровавшееся в служении родине и пресыщенное светскими увеселениями. Их не могли удовлетворить врожденные привилегии, они же прекрасно видели, что все остальные сословия прозябают в невежестве и нищете. Но помочь им дворяне не могли, с их мнением не считались. И в лице своего героя Григория Печорина М.Ю. Лермонтов собирает пороки той апатичной и праздной эпохи, не случайно роман назван «Герой нашего времени».

Юноши и девушки получали должное воспитание и образование, но реализовать свои возможности было невозможно. Из-за этого молодость их проходит не за удовлетворением амбиций путем достижения целей, а за постоянными весельями, отсюда и берет начало пресыщение. Но Лермонтов не корит своего героя за его действия, задача произведения состоит в другом – писатель старается показать, как Григорий пришел к такому положению дел, он старается показать психологические мотивы, по которым персонаж действует тем или иным образом. Конечно, ответом на вопрос является эпоха. После неудач декабристов, казней лучших представителей общества молодые люди, на глазах которых вершилось подобное, никому не верили. Их приучили к хладности разума и чувств, сомнению во всем. Люди живут, оглядываясь по сторонам, но при этом, не выказывая виду. Эти качества и вобрал в себя герой романа М.Ю. Лермонтова — Печорин.

В чем смысл?

Когда читатель впервые знакомится с Печориным, у него появляется антипатия к герою. В дальнейшем эта неприязнь уменьшается, нам раскрываются новые грани души Григория. Его действия оценивает не автор, а рассказчики, но и они не судят юного офицера. Почему? В ответе на этот вопрос и кроется смысл романа «Герой нашего времени». М.Ю. Лермонтов своим произведением дает отпор николаевскому времени, а через образ лишнего человека показывает, к чему человека приводит «страна рабов, страна господ».

Кроме того, в произведении автор в подробностях описал романтического героя в российских реалиях. Тогда это направление было популярно в нашей стране, поэтому многие художники слова пытались воплотить свежие тенденции в искусстве и философские веяния в литературе. Отличительной чертой новаторского мотива был психологизм, которым как раз и прославился роман. Для Лермонтова образ Печорина и глубина его изображения стали необыкновенной творческой удачей. Можно сказать, что идеей книги является психоанализ его поколения, завороженного и вдохновленного романтизмом (статья « » подробнее расскажет вам об этом).

Характеристика главных героев

  1. Княжна Мэри – не обделенная красотой девушка, завидная невеста, любит мужское внимание, хоть и не выдает этого желания, в меру горда. Прибывает с матерью в Пятигорске, где и знакомится с Печориным. Влюбляется в Григория, но безответно.
  2. Бэла – черкешенка, дочь князя. Ее красота не похожа на красоту девушек высшего света, это что-то необузданное и дикое. Печорин замечает прекрасную Бэлу на свадьбе у князя и тайком крадет ее из дома. Она горда, но после долгих ухаживаний Григория ее сердце оттаяло, позволив любви овладеть им. Но ему она уже стала не интересна, ведь только запретный плод действительно сладок. Погибает от руки Казбича. мы описали в сочинении.
  3. Вера – единственный человек, который любит Печорина таким, какой он есть, со всеми недостатками и странностями. Когда-то Григорий любил ее в Петербурге, и, встретив снова в Пятигорске, вновь испытывает к Вере теплые и сильные чувства. Она же имеет сына и была дважды замужем. Второму мужу в порыве переживаний на фоне дуэли Печорина с Грушницким она рассказывает о ее связи с Григорием. Супруг увозит Веру, а любовник сгорает в бесплодных попытках догнать возлюбленную.
  4. Печорин – молодой офицер, дворянин. Григорию было дано блестящее образование и воспитание. Он эгоистичен, холоден сердцем и разумом, анализирует каждое действие, умен, красив и богат. Доверяет только себе, он разочарован в дружбе и браке. Несчастен. Подробнее его разобран в сочинении на эту тему.
  5. Грушницкий – молодой юнкер; эмоционален, страстен, обидчив, глуп, тщеславен. Его знакомство с Печориным происходит на Кавказе, подробности этого в романе умалчиваются. В Пятигорске вновь сталкивается со старым приятелем, на этот раз у молодых людей одна узкая дорога, с которой кому-то придется сойти. Причиной ненависти Грушницкого к Григорию стала княжна Мэри. Даже подлый план с незаряженным пистолетом не помогает юнкеру избавиться от соперника, и он погибает сам.
  6. Максим Максимыч – штабс-капитан; очень добрый, открытый и умный. Знакомится с Печориным во время службы на Кавказе и искренне полюбил Григория, хотя и не понимал его странностей. Ему 50 лет, холостяк.

Герои-двойники в романе

В романе «Герой нашего времени» представлено 3 двойника главного героя – Григория Печорина – Вулич, Вернер, Грушницкий.

С Грушницким нас знакомит автор в начале главы «княжна Мэри». Данный персонаж всегда находится в игре «трагического спектакля». На каждый вопрос он всегда имеет заготовленную красивую речь, сопровождающуюся жестами и жизнеутверждающей позой. Как ни странно, именно это и делает его двойником Печорина. Но поведение юнкера, скорее, пародия на поведение Григория, нежели его точная копия.

В этом же эпизоде читатель знакомится с Вернером. Он врач, его взгляды на жизни весьма циничны, но основаны они не на внутренней философии, как у Печорина, а на врачебной практике, которая явственно говорит о смертности любого человека. Мысли молодого офицера и врача похожи, что и зарождает дружбу между ними. Доктор, как и Григорий, скептик, причем его скепсис гораздо сильнее Печоринского. Чего не скажешь о его цинизме, который только «на словах». Герой достаточно холодно относится к людям, он живет по принципу «а вдруг завтра умрешь», в общении с окружением выступает в роли покровителя. В руках у него зачастую оказываются «карты» человека, расклад которых делать ему, ведь он отвечает за жизнь пациента. Так же и Григорий играет судьбами людей, но ставит на кон и свою жизнь.

Проблемы

  • Проблема поиска смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на вопросы бытия. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но вот вопрос, чего? Он старается заполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, испытать весь спектр своих возможностей, и в этих стремлениях к самопознанию губит других людей, поэтому теряет ценность собственного существования и бездарно тратит отведенное время.
  • Проблема счастья. Печорин в своем журнале напишет, что удовольствие и настоящее чувство счастья – насыщенная гордость. Он не приемлет легкодоступность. Несмотря на то, что он имеет все аспекты для насыщения своей гордости – он несчастен, поэтому герой и пускается во всякие авантюры, надеясь хоть в этот раз достаточно потешить свое самолюбие, чтобы стать счастливым. Но становится лишь удовлетворенным, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий отрезан обстоятельствами от созидательной деятельности и не видит ценности в жизни, как и возможности проявить себя, принести обществу пользу.
  • Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком рьяным циником и эгоистом, чтобы остановить себя в игре с человеческими жизнями. Мы видим постоянные размышления героя, он анализирует каждое действие. Но находит, что ни к любовному счастью, ни к крепкой долговременной дружбе не способен. Его душа наполнена недоверчивостью, нигилизмом и усталостью.
  • Социальная проблематика. Например, очевидна проблема несправедливого политического строя. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важный посыл: личность в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотичной власти не развивается. Писатель не судит Печорина, его цель показать, что таковым он стал под влиянием времени, в котором родился. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов такие явления – не редкость.

Композиция

Повести в романе «Герой нашего времени» расположены не в хронологическом порядке. Сделано это для того, чтобы более глубоко раскрыть образ Григория Печорина.

Так, в «Бэле» рассказ ведется от лица Максим Максимыча, штабс-капитан дает свою оценку молодому офицеру, описывает их взаимоотношения, события на Кавказе, приоткрывая одну часть души приятеля. В «Максим Максимыче» повествователем выступает офицер, в разговоре с которым старый солдат и вспоминал Бэлу. Здесь мы получаем описания внешности героя, поскольку видим его глазами чужого человека, который, естественно, сначала сталкивается с «оболочкой». В «Тамани», «Княжне Мэри» и «Фаталисте» о себе рассказывает сам Григорий – это его путевые заметки. В этих главах подробно описаны его душевные перевороты, его мысли, чувства и желания, мы видим, почему и как он приходит к тем или иным поступкам.

Интересно, что роман начинается с рассказа о событиях на Кавказе и заканчивается там же – кольцевая композиция. Автор сначала демонстрирует нам оценку героя чужими глазами, а потом уже раскрывает особенности устройства души и разума, найденные в результате самоанализа. Повести выстроены не в хронологическом, а в психологическом порядке.

Психологизм

Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие души человека, мастерски анализируя личность. Необычной композицией, сменой повествователя, героями-двойниками автор раскрывает таинства сокровенного внутреннего мира героя. Это и называется психологизмом: повествование направлено на то, чтобы изобразить личность, а не события или явление. Акцент смещается с действия на того, кто его выполняет и на то, зачем и почему он это делает.

Лермонтов считал бедой начала 19 века робкое молчание людей, напуганных последствиями декабристского восстания. Многие были недовольны, но снесли обиду и не одну. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях. В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: отсутствие реализации своих амбиций и нежелание за нее бороться. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но даже не попробовало что-то изменить к лучшему.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

17.3.Почему роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим? (по роману «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» - это первый в русской литературе социально-психологический роман. Также он насыщен жанровым своеобразием. Так, в главном герое, Печорине, проявляются черты романтического героя, хотя общепризнанное литературное направление «Героя нашего времени» - реализм.

Роман сочетает в себе множественные черты реализма, как например сознательное отделение себя от героя, стремление к максимальной объективности повествования, с богатым описанием внутреннего мира героя, что характерно для романтизма. Однако, многие литературные критики подчеркивали что и Лермонтов и Пушкин и Гоголь отличились от романтиков тем, что для них внутренний мир личности служит для исследования, а не для авторского самовыражения.

В предисловии к роману Лермонтов сравнивает себя с врачом, который ставит диагноз современному обществу. В качестве примера он рассматривает Печорина. Главный герой – типичный представитель своего времени. Он наделён чертами человека своей эпохи и своего социального круга. Для него характерна холодность, мятежность, страстность натуры и противопоставление себя обществу.

Что еще позволяет отнести назвать роман социально-психологическим? Определенно особенность композиции. Её специфика проявляется в том, что главы расположены не в хронологическом порядке. Таким образом, автор хотел постепенно раскрыть нам характер и сущность главного героя. Сначала Печорин показан нам через призму других героев («Бэла», «Максим Максимыч»). По мнению Максима Максимыча, Печорин был «славный малый… только немножко странный». Дальше рассказчик находит «журнал Печорина», где личность персонажа открывается уже с его стороны. В этих записках автор находит множество интересных ситуаций, в которых успел побывать главный герой. С каждой историей мы все глубже погружаемся в «суть души» Печорина. В каждой главе мы видим много поступков Григория Александровича, которые он пытается анализировать самостоятельно. И в результате мы находим им разумное объяснение. Да, как ни странно, все его поступки, какими бы ужасными и бесчеловечными они ни были, логично обоснованы. Чтобы испытать Печорина, Лермонтов сталкивает его с «простыми» людьми. Казалось бы, своей жестокостью выделяется в романе только Печорин. Но нет, жестокостью обладают и всё его окружение: Бэла, которая не замечала привязанности штабс-капитана, Мери, которая отвергла влюбленного в неё, Грушницкого, контрабандисты, которые бросили бедного, слепого мальчика на произвол судьбы. Именно так хотел изобразить Лермонтов жестокое поколение людей, одним из ярких представителей которого является Печорин.

Таким образом, роман обоснованно можно отнести к социально-психологическому, потому как в нём автор рассматривает внутренний мир человека, анализирует его поступки и дает им объяснение.

Обновлено: 2018-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Литературное направление в героях нашего времени лермонтова. Нужен ответ к тесту по литре. СРОЧНО!!! Заранее благодарю! и получил лучший ответ

Ответ от GERA[гуру]
«Героя нашего времени» называют монороманом, и это произведение является фактически уникальным в русской литературе. Задаче раскрытия характера Печорина как личности и как типа служат все остальные герои, а также композиция романа, испытавшая непосредственное влияние жанровых особенностей. Вследствие того, что «Герой нашего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, Лермонтов опирался в основном на опыт Пушкина и западноевропейские литературные традиции. Влияние последних выразилось в чертах романтизма «Героя нашего времени» . Так, черты, характерные для романтического героя, в полной мере отразились в образе Печорина. В первую очередь, это вязано с ореолом загадочности, окутывающем Печорина вплоть до исповедальной второй части романа, когда ситуация более или менее проясняется. Мы можем лишь предполагать, какие жизненные обстоятельства повлияли на формирование Печорина, а потому нам, к примеру, дик и непонятен его смех в сцене на крепостном валу после смерти Бэлы. Максим Максимыч, потрясенный такой реакцией героя на его слова сочувствия, отмечает: «У меня мороз пробежал по коже от этого смеха» . Однако «Герой нашего времени» – это в основе своей реалистическое произведение, и прежде всего реалистические тенденции в романе связаны с объективностью авторской позиции по отношению к герою, в чем роман Лермонтова имеет сходство с пушкинским «Евгением Онегиным» . В частности, объективности изображения способствует такой прием, как смена «точек зрения» на героя: сначала мы видим его глазами простого офицера Максима Максимыча, потом странствующего офицера и лишь затем Печорин сам рассказывает о себе в своем дневнике. Очевидно, что Печорин и Лермонтов не одно и то же лицо, хотя они и ближе друг к другу, нежели Онегин и Пушкин. В предисловии к роману Лермонтов подчеркивает эту мысль: «…Другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка!» . Таким образом, мы видим, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе признаки романтизма и реализма. Однако тем самым жанровые особенности его не исчерпываются. Поражает широта проблематики романа: он определяется как социально-психологический и философский, что является следствием того, что в центре романа стоит проблема личности. «Герой нашего времени» … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» , – пишет Лермонтов в предисловии. Эта ключевая фраза во многом определяет суть социальной проблематики романа. Печорин как социальный тип является вторым (после Онегина) «лишним человеком» в русской литературе. Однако социальный конфликт в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине» , что связано в первую очередь с тем, что Печорин, по словам Белинского, «бешено гонится за жизнью» , чего не скажешь о пассивном Онегине. Тем не менее у обоих очень много схожих типических черт: разочарованность, эгоизм, склонность к самоанализу, богатство внутреннего мира, подавляемое внешним равнодушием и глубоким скептицизмом, озлобленность, сочетающаяся с благородными порывами души.

Ответ от Дарья Боронина [активный]
Ай-яй, Слава-Слава...) А самому пошарить? Никак?