Сочинение на тему Особенности композиции романа «Обломов. В помощь школьнику Сюжетно-композиционное построение «Обломова»

Композиция - это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Какое же значение она в себе несет? Уже само слово «композиция» мы сможем связать с понятием «позиция автора». Значит, композиция выражает позицию Гончарова в романе и помогает автору при раскрытии главной идеи.
Важную роль в произведении играет «сон Обломова». Это частичка далекого детства, прошлого Обломова, врезающаяся в настоящее, приходящая, как сон. Эта глава дает понять читателю, откуда пришел Обломов, и, может быть, предугадывает будущее. Гончаров в «сне Обломова» рисует картину райской, размеренной жизни целой деревни, где никто не привык трудиться, а маленького Илью стараются подольше беречь от работы и от учения. Мы понимаем, что Илья Ильич в детстве был живым, бойким мальчиком, но его способностям помешала развиться среда, окружавшая его.
Сном Обломова заканчивается первая часть романа. Герой просыпается и обнаруживает у себя Штольца - героя своего сна, своего лучшего друга еще с детства, искренне любившего Илью.
С приездом Штольца резко нарушается привычный для Обломова ход вещей. Друзья едут к Ольге Ильинской, и вскоре Обломов влюбляется в нее. Далее все события развиваются естественно, автор не забегает вперед и не возвращается к прошлому. Но такой ход событий, то есть развитие романа Ольги и Обломова, заканчивается разрывом отношений между этими героями. Это - кульминация романа; в этот момент Ольга понимает, что не может больше оставаться с Ильей. Ей не удалось расшевелить его, оживить - видно, заложенного в детстве изменить в герое нельзя.
Заканчивается яркая полоса в жизни Обломова. Он переезжает на Выборгскую сторону и продолжает старую жизнь. Хозяйка его квартиры, Агафья Пшеницына, становится женой Ильи Обломова. Но вскоре герой умирает. Роман начинается и заканчивается сном Ильи Ильича.
В начале произведения - это сон о прошлом, «весточка» из детства. А теперь тот вечный сон Обломова. Но несмотря на внешнее спокойствие тела и души, Обломов был живым, он был способен любить - и любил. В середине произведения, во время романа с Ольгой, Обломов жил полноценной жизнью, он почти стряхнул с себя привычный сон. Но именно из-за того, что герой не смог расстаться со своей обломовщиной, закончился его роман с Ильинской.
Итак, роман можно разделить на смысловые части: с начала до встречи с Ольгой, от влюбленности в Ольгу до расставания с ней и от переезда на Выборгскую сторону до конца романа. Композиция зеркальна: она начинается и заканчивается сном главного героя. Кульминацией является расставание с Ольгой.
В самом конце произведения Гончаров прибегает к «рамочной» конструкции: Штольц и его знакомый писатель - очевидно, сам Гончаров - встречают нищего слугу Ильи Ильича, Захара. Он рассказывает им, что довело его до нищеты; а сам Штольц рассказывает писателю «все, что здесь написано». Наверное, таким приемом «повторения истории по кругу», то есть перехода от конца романа к началу, автор хотел показать, что со смертью Обломова обломовщина не исчезла. История героя романа повторится еще много раз, он - вечный образ не только литературы, но и нашей реальной жизни.

Я хочу написать о двух женщинах, которые сыграли огромную роль в жизни одного человека. Этот человек – Илья Ильич Обломов, главный герой романа И. А. Гончарова и один из моих любимых литературных персонажей. Обе эти женщины, совершенно не похожие между собой, любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь. Ольга Ильинская – девушка умная, гордая, самолюбивая. У нее страстная и деятельная натура. Она пыталась пробудить Обломова к жизни, к полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии. Вот как Гончаров пишет об Ольге: “Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины – это все равно, что внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем темным углам разольется розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет”.
Ольга встречается с Обломовым в возрасте двадцати лет. Жизнь ее содержательна и полна. Она любит музыку, прекрасно поет. Она хочет все знать, все понимать. У Ольги очень обширный круг интересов. Она читает книги, газеты, следит за литературными новинками.
С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается в его жизнь. Сначала ее просто увлекла идея спасения Обломова, но, спасая, она полюбила его. Для Ольги любовь, жизнь и чувство долга неразделимы. Она уверена, что своей любовью возвратит Илью Ильича к жизни и этим осчастливит его. Добролюбов сказал об Ольге Ильинской, что в ней есть “изумительная гармония своего сердца и воли”.
В борьбе за Обломова проявились ее естественность, правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства и умение любить. Ольга умеет жертвовать собой, в поступках ориентируется не на законы этикета, а на свой внутренний голос – голос совести и любви. Обломов, полюбив Ольгу, под ее влиянием просто преобразился. Он начал рано вставать, тщательно одеваться: “Халата не видать на нем”. Вместе с Ольгой он посещает театры, музеи, даже взбирается вслед за ней на холм. Эта дружба, которая позднее переросла в любовь, повлияла не только на Обломова. Она также ускорила духовный рост самой Ольги. Вот что сказал об этом Д. И. Писарев: “Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждою сценою грациозный образ девушки делается знакомее читателю, обрисовывается ярче и сильнее выступает из общего фона картины”.
Обломов был потрясен чудесным пением Ольги. В нем проснулась его природная духовность, о существовании которой он уже и сам забыл. Это и стало началом большого чувства: “Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь!” Но если Обломов хочет, чтобы любовь не нарушала мирного течения его жизни, покоя, к которому он привык, то Ольга ждет от любви совсем иного…
Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.
Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: “А читаете что-нибудь?”, она в ответ только “тупо посмотрела на него”.
Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? Я думаю, тем, что она оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Ее домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого домика обеспечила Обломову все необходимые условия – тишину, покой, вкусную еду. Агафья Матвеевна избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Дни текли размеренно и тихо. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья Матвеевна бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Однако своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся было в нем чел9веческие чувства. Таким образом, она завершила процесс духовной гибели Обломова, начавшийся еще в Обломовке.
Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.
Термин “композиция” часто подменяют синонимическими словами “структура”, “архитектоника”, “конструкция” и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают и чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п. – “внешняя композиция) иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу (“внутренняя композиция”).
Разница между художественно интересными и развлекательно-занимательными произведениями находит свое выражение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психологическими средствами, путем углубления характера и идейного заострения произведения; при этом обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изображения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа “Обломов” ставим опорную схему.
Первая и четвертая части романа – его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях – кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.
История любви – лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая “Обломова” словами: “он рассказал ему, что здесь написано”. Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
Стремление “к точке зрения” – так выстраивается композиция романа – Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение – это “чудо искусства”, это особый мир, живущий по своим художественным законам.
Одним из главных законов композиции является отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Н. Г. Чернышевского, дает писателю возможность “безукоризненно группировать фигуры”, то есть самой группировкой персонажей отражать жизненную правду.
Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжировку, которая задает общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая.
Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного.
Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловливается материалом, объектом изображения, мировоззрением писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе Гончарова почти ничего не происходит, но композиционная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни.
Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна – жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры но мысли об этом постоянно отравляют ему существование “Трогает жизнь, везде достает”, – сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, в них нет ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.
Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Да потому лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий “закулисный” кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточно ясно.

Сочинение по литературе на тему: Особенности композиции романа “Обломов”

Другие сочинения:

  1. В центре романа Гончарова “Обломов” – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее явными черты его личности: леность, безволие, созерцательность. Ярко выступают гоголевске традиции в изображении героя, автор акцентирует внимание на деталях Read More ......
  2. Роман “Обломов” был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно произойти переустройство общества, потому что крепостное право больше не сможет дать Read More ......
  3. Писатель-реалист, Гончаров счи­тал, что художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, что дело истинного писателя – создание устойчивых типов, которые слагаются “из долгих и многих повторений или настроений явлений и лиц”. Эти принципы и определили основу романа “Обломов”. Добролюбов дал Read More ......
  4. Роман И. А. Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году. В нем писатель правдиво изобразил современную ему жизнь русского общества. Вряд ли можно найти еще одно произведение, так ярко показавшее читателю процесс вырождения дворянства. В романе автор задается вопросами Read More ......
  5. Термин “композиция” часто подменяют синонимическими словами “структура”, “архитектоника”, “конструкция” и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают и чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и Read More ......
  6. “Евгений Онегин” – лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при этом оба начала остаются равноправными. Действие романа начинается весной 1820 года в Петербурге. Мы знакомимся с автором и Евгением Read More ......
  7. Композиция – это организация художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие его компонентов, которые обеспечивают единство формы и содержания. Она зависит от особенностей художественного мышления писателя и жанровых признаков его произведения, она включает в себя единство всех образных средств и принципы их Read More ......
  8. В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи Read More ......
Особенности композиции романа “Обломов”

Замысел романа «Обломов» возник в 1847 году, но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 году. Замысел романа «Обломов» возник в 1847 году, но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 году. …..роман, родившийся из сна


Деревня Обломовка Каков быт и образ жизни в Обломовке? Каков быт и образ жизни в Обломовке? Какие отношения царят между людьми? Какие отношения царят между людьми? Каковы главные заботы жителей? Каковы главные заботы жителей? Как вы думаете, могла ли такая деревня быть в России? Как вы думаете, могла ли такая деревня быть в России? Можно ли сказать, что в вещем «Сне Обломова» отразилась вся Россия с ее историей, национальным характером, нравами старины, верой в тихое и светлое будущее? Можно ли сказать, что в вещем «Сне Обломова» отразилась вся Россия с ее историей, национальным характером, нравами старины, верой в тихое и светлое будущее?




Какова главная тема романа? «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в…кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в…кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».И.А.Гончаров Главная тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, в истории, но не сумевшего найти правильный путь. Главная тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, в истории, но не сумевшего найти правильный путь.




Композиция романа: Экспозиция (ч.I,ч.II, гл.1,2) Экспозиция (ч.I,ч.II, гл.1,2) Завязка действия (ч.II, гл.3,5) – знакомство с Ольгой Завязка действия (ч.II, гл.3,5) – знакомство с Ольгой Развитие действия (ч.II, гл. 6-11) – чувства Обломова к Ольге Развитие действия (ч.II, гл. 6-11) – чувства Обломова к Ольге Кульминация (ч.III, гл.12) – объяснение в любви Кульминация (ч.III, гл.12) – объяснение в любви Постпозиция (ч. IV) – угасание героя Постпозиция (ч. IV) – угасание героя Эпилог (ч. IV, гл.11) – судьба героев романа Эпилог (ч. IV, гл.11) – судьба героев романа
Показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», автор показал главного героя в минуты взлетов и падения, раскрыв его борьбу с самим собой. Показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», автор показал главного героя в минуты взлетов и падения, раскрыв его борьбу с самим собой. «Пока остается хоть один русский, - и до тех пор будут помнить Обломова. И.С.Тургенев

Роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году и сразу заинтересовал современников писателя глубиной раскрытых в произведении вопросов. В романе автор впервые описал такое тенденциозное для российского общества явление как «обломовщина», остро обозначив конфликт между героями, живущими прошлым, и героями-создателями будущего. Однако не менее важным аспектом для понимания идейного смысла произведения является композиция «Обломова», построенная из четырех основных частей, отображающих разные этапы становления личности и душевного состояния Ильи Ильича.

Сюжетно-композиционное построение «Обломова»

Для понимания идейно-смысловых функций композиции романа «Обломов» Гончарова необходимо кратко пересказать основные сюжетные линии произведения.

В первой части автор рисует перед читателем один день из жизни Ильи Ильича. Ленивый, погрязший в «обломовщине» Обломов весь день проводит на постели, так и не решаясь подняться и заняться какими-либо делами. Более того, он не поднимается даже чтобы поздороваться с пришедшими к нему Волковым, Судьбинским и Пенкиным, а затем Алексеевым и Тарантьевым. Завершает первую часть глава «Сон Обломова» – единственная глава в романе, имеющая название. Это обусловлено не только историей создания произведения (задумка книги появилась еще в 1847 году, а в 1849 году Гончаров публиковал «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которое затем легло в основу романа «Обломов»), но и важностью сна для понимания явления «обломовщины», ее влияния на Илью Ильича как центральной цели его жизни.

Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.

Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Гончаров описывает как счастье возлюбленных, так и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы друг друга, в которые они влюбились, не соответствуют реальности.

Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье у Пшеницыной, которая создает для него ту самую, желанную атмосферу Обломовки. Ольга же выходит замуж за Штольца. Оканчивается роман смертью Обломова.

Смысловые особенности композиции «Обломова»

В романе «Обломов» композиция делится на четыре основные части, символизирующие четыре этапа жизни героя, соответствующие порам года. Не удивительно, что тема природы в романе занимает одно из центральных мест – все события как будто дополняются пейзажами, погодой или изображением природы.

«Весна» и «Лето» Обломова

Роман начинается с «зимы» в жизни Обломова – состояния полусна, почти «умирания», когда человек практически не встает с постели, дожидаясь своей кончины. Следующим этапом – второй частью – становится «весна» Ильи Ильича – возрождение от «зимнего» сна и шаги навстречу новой жизни и новой любви. Пограничным моментом между «зимой» первой части и «весной» второй становится сон Обломова, повествующий о фактической «весне» жизни героя – его детстве в родной деревне. Функциональная роль сна в композиции романа – это плавный переход от апатии и «зимы» к «весне» путем воспоминаний о молодости, радости и жизни сквозь сон – то есть, по сути, сон Обломова является вещим, так как далее его жизнь снова становится похожа на его молодость – наполненную чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой же стороны, приход «весны» героя во сне указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна, а не реально происходящим с героем. На это указывают также слова Ольги при их расставании о том, что она не в силе изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с «зимы» Обломова, автор указывает, что герой уже безвозвратно погружен в состояние сонной, приводящей к распаду «обломовщины».

На смену весенней влюбленности героев, символом которой становится хрупкая ветка сирени, приходит «лето» (третья часть романа) как в душе героя, так и в отношениях между Ольгой и Обломовым. Они думают о необходимости жениться, но безинициативность и страх Обломова перед будущим не дает этому случиться. Расставание возлюбленных представляет собой конец «лета» подчеркнутый снегопадом, в который попадает Обломов по дороге домой – словно напоминание о том, что герой вновь впал в зимний мертвенный сон и апатию, из которых его могли вывести только Ольга и Штольц.

«Осень» и «Зима» Обломова

Четвертая часть романа представляет собой «осень» и «зиму» личности Обломова – спокойную, мертвенно тихую жизнь у Пшеницыной. Перед смертью Ильи Ильич будто возвращается в родную Обломовку, при этом все больше погружаясь в мечтания, которым не суждено сбыться. На момент фактической смерти личность Обломова уже была мертва – он давно существовал вне реального мира, погрузившись в иллюзорный мир «зимней» полудремы.

При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.

Выводы

Главной особенностью композиции романа «Обломов» является «закольцованность» внутреннего состояния главного героя. В начале произведения Илия Ильич не только погружен в «обломовщину» он сам является частью этой далекой, оторванной от большого мира Обломовки. То же самое мы видим и в конце произведения – Обломов духовно и физически умирает, как и умирает его родная деревня. В философских масштабах композиция романа указывает на неотвратимость течения времени, смен пор года и этапов жизни, на конечность не только человека и деревни, но и целой истории рода с его традициями, на смену которым обязательно приходит что-то новое.

Данная характеристика и описание особенностей композиции романа рекомендованы к изучению 10 классам перед написание сочинения на тему «Композиции романа «Обломов»».

Тест по произведению

Роман Гончарова "Обломов" строго и отчетливо подчинен делению русского календаря на четыре времени года. Об этом говорит композиция гончаровского шедевра. Начинаются происходящие в нем события весной 1 мая. На лето приходится самое бурное действие - любовь Обломова и Ольги. А заканчивается зимой - первым снегом.

Такая композиция романа, вошедшая в годовой цикл, подводит все сюжетные линии к плавной завершенности. Создается такое впечатление, что построение романа заимствовано самим Гончаровым прямо из родной природы. Жизнь Обломова - от его любви до меню его обеда - включена в этот органический порядок и отражена в естественном годовом круговороте, находя в календаре масштаб для сравнения.

Изощренная, своеобразная структура романа Гончарова характерна для отечественной поэтики своей необычностью. Русская классика, не обремененная ветхими традициями, часто игнорировала готовые жанровые формы, предпочитая создавать их каждый раз заново, для своих специальных целей. И романы в стихах, и поэмы в прозе появлялись от переизбытка содержания, требующего оригинальной системы изложения.

"Обломов"- не исключение. Его можно было бы назвать особой прозаической драмой. Театральная условность (к лежебоке Обломову за один день приходят семь гостей) у Гончарова соединяется с развернутым бытописательством, риторический очерк нравов сочетается со сценически стремительной, часто абсурдной разговорной стихией. Кстати, говоря о языке, можно предположить, что образ Обломова родился из русского пристрастия к неопределенным частицам. Он - живое воплощение всех этих "кое, бы, ли, нибудь".

Фронтальное, сконденсированное, убыстренное изображение Обломова в первой части романа, по сути, исчерпывает тему "обломовщины". Вся жизнь героя - и внешняя и внутренняя, его прошлое ("Сон Обломова") и будущее - как будто уже раскрывается в этой части. Однако сам факт существования трех других частей подсказывает, что поверхностное чтение книги позволяет лишь обнаружить в ней обломовщину, но не Обломова - тип, а не образ.

Провокационно подсказывая нам выводы об Обломове в начале книги, автор на самом деле маскирует свою несравненно более сложную точку зрения на героя. Глубоко в ткань романа Гончаров вживил противоречивый голос рассказчика, который уничтожает однозначное толкование романа.

На последней странице книги мы узнаем, что всю историю Обломова рассказывает Штольц: "И он (Штольц - Авт.) рассказал ему (рассказчику - Авт.), что здесь написано". Записана эта история слушателем Штольца, в котором легко признать самого Гончарова: "Литератор, полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами".

Эти два голоса - резонерский, педантичный тон Штольца и насмешливый, но сочувственный самого автора - сопровождают Обломова на всем его пути, не давая роману стать плоской зарисовкой нравов. Сложно переплетенные интонации не контрастируют, а дополняют друг друга: первая не отрицает вторую. Из-за такого построения авторской речи возникает многослойность книги. Как это обычно бывает в русском романе, за социальным планом проступает метафизическая тема.

В "Обломове" все слова, не принадлежащие героям, следует читать не напрямую, как предварительную критику романа, а как художественно изображенное слово. Только тогда обнаружится феноменальная двойственность Обломова, героя, далеко выступающего за контуры сюжета.

Смешным Обломов кажется только в движении, например, в компании Штольца. Зато в глазах влюбленной в него вдовы Пшеницыной Обломов опять обращается в статую: "Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой - все это делает так вольно, покойно и красиво... весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает".

И в глазах самого Обломова его тогда еще возлюбленная Ольга застывает в прекрасной неподвижности: "Если бы ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии".

Первая часть романа "Обломов" по сути дела представляет собой разросшуюся на четверть книги экспозицию, где "автор устраивает парад второстепенных персонажей, каждый из которых описан по рецептам модной тогда натуральной школы. <…> Эта популярная в середине прошлого века галерея типов нужна постольку, поскольку ему надо показать, что ради их смехотворных занятий Обломову не стоит вставать с дивана. <…> Все эти малозначительные фигуры своей суетой компрометируют в глазах Обломова окружающую жизнь. Он - неподвижный центр сюжета - сразу выделяется загадочной значительностью среди этих - не характеров - типов".

Объяснение автора эпически обстоятельно и глубоко убедительно: "обломовщина" как строй - в нравах и понятиях жизни, которая основана на неоплачиваемом труде крепостных и проникнута идеалами праздности, вечного покоя и беззаботности. "Ищущие проявления силы никли и увядали" среди них роковым образом. Таким образом, в новом произведении "обломовщина" приобрела четкую социологическую конкретность. А классово-сословная определенность (особенно в главе "Сон Обломова") позволила прямо сопоставить гибель владельца трехсот крепостных, с существующими крепостническими порядками, извращающими человека и парализующими его волю. Добролюбов в знаменитой статье "Что такое обломовщина?" называл Обломова "коренным, народным нашим типом, от которого не мог отделаться ни один из наших серьезных художников". Критик видел в нем современного дворянского либерала, завершающего литературный образ "лишнего человека" с полной несостоятельностью перед "настоящим делом" - решительной борьбой с самодержавно-крепостническим строем - укладом жизни в России.