Образы крестьян в поэме кому на руси. Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными. Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой. Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот ). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля - недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Великий русский поэт Н. А. Некрасов родился и вырос в сельской глубинке, среди бесконечных лугов и полей. Мальчиком он любил убегать из дома к своим деревенским друзьям. Здесь же он знакомился с простым рабочим народом. Позже, став поэтом, он создал ряд правдивых произведений о простых бедных людях, их быте, речи, а также русской природе.

Об их социальном положении говорят даже названия деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайко и другие. Об их бедственном положении поведал и встретившийся им поп: «Крестьянин сам нуждается, и рад бы дал, да нечего…».

С одной стороны, подводит погода: то постоянно идут дожди, то нещадно палит солнце, сжигая урожай. С другой стороны, большую часть собранного урожая приходится отдать в виде податей:

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин

Крестьяне у Некрасова – великие труженики:

Не белоручки нежные,

А люди мы великие,

В работе и в гульбе!

Одним из таких представителей является Яким Нагой:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!

Другой представитель «людей великих» - Ермила Гирин показан как честный, справедливый, совестливый мужик. Он пользуется уважением среди крестьян. Об огромном доверии к нему соотечественников говорит тот факт, что когда Ермила обратился к народу за помощью, то все скинулись и выручили Гирина. Тот, в свою очередь, вернул все до копеечки. А оставшийся невостребованным рубль отдал слепому.

Находясь на службе, он всем старался помочь и не брал за это ни копеечки: «Худую совесть надобно – крестьянину с крестьянина копейку вымочить».

Однажды оступившись и отправив в рекруты вместо своего брата другого, Гирин мучается душевно до того, что готов свести счеты с жизнью.

В общем образ Гирина трагический. Странники узнают, что он сидит в остроге за помощь бунтующему селу.

Столь же безрадостна доля крестьянской женщины. В образе Матрены Тимофеевны автор показывает стойкость и выносливость русской женщины.

Судьба Матрены включает и тяжелую, наравне с мужчинами, работу, и отношения в семье, и смерть первенца. Но все удары судьбы она сносит безропотно. А когда дело касается ее близких, она заступается за них. Выходит, и среди женщин нет счастливых:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны, у Бога самого!

Поддерживает Матрену Тимофеевну один Савелий. Это старик, некогда бывший богатырем святорусским, но растратившим силу на тяжелой работе и на каторге:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

Савелий ослаб физически, но вера его в лучшее будущее жива. Он постоянно повторяет: «Клейменый, да не раб!»

Оказывается, Савелий был отправлен на каторгу за то, что живым закопал немца Фогеля, опостылевшего мужикам тем, что нещадно издевался над ними и притеснял их.

Некрасов называет Савелия «богатырем святорусским»:

И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

У князя Переметьева

Я был любимый раб.

Лакей князя Утятина Ипат восторгается своим барином.

Об этих крестьянах-рабах Некрасов говорит так:

Люди холопского звания

Сущие псы иногда.

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

На самом деле, психология рабства так въелась в их души, что убила в них полностью человеческое достоинство.

Таким образом, крестьяне у Некрасова неоднородны, как и любое общество людей. Но в большинстве своем они честные, трудолюбивые, стремящиеся к свободе, а значит, и к счастью, представители крестьянства.

Неслучайно поэма завершается песней о Руси, в которой слышится надежда на прозрение русского народа:

Рать подымается неисчислимая,

Сила в ней скажется несокрушимая!

Обновлено: 2017-12-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Наиболее обширным по замыслу и исполнению произведением Н. А. Некрасова, синтезом основных мотивов его поэзии, поистине энциклопедией целой эпохи жизни русского народа является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Предположительно работа над ней была начата в 1863 г. В первом номере «Современника» за 1866 г. был опубликован «Пролог» поэмы. В 1869-1870 гг. новый некрасовский журнал - «Отечественные записки» - помещает главы первой части. Две части - «Последыш» и «Крестьянка» были написаны почти одновременно и опубликованы в 1873-1874 гг. (последовательность расположения этих частей внутри поэмы была и остается спорной). Наконец, к 1876 г. относится часть, которой суждено было стать последней - «Пир на весь мир».

Таким образом, поэма осталась неоконченной. В рамках произведения нет встречи мужиков с чиновником, купцом, «вельможным боярином, министром государевым», царем, между тем как Некрасов хотел удовлетворить любопытство всех семи мужиков. «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо», - говорил поэт перед смертью. Легко заметить, что поначалу он работал с большей интенсивностью. Работа после окончания первой части продвигалась трудно, с перерывами, жизнь не давала однозначного ответа на вопросы, поставленные в поэме, и когда Некрасова «донимали» в беседе, «кому живется весело, вольготно на Руси», он отвечал полушутя и уклончиво: «Хмелю».

Путеводной нитью в понимании замысла и содержания поэмы является интерес Некрасова к историческим судьбам русского крестьянства, хотя о крестьянском счастье речь идет только в ироническом смысле - это дырявое и горбатое счастье крестьян Подтянутой губернии. Но пока не решен вопрос о довольстве и счастье русского крестьянина, представляющего подавляющее большинство народа - имя ему легион — никто не может быть счастливым на Руси. Чего ищут некрасовские странники? Об этом они сами говорят в главе «Последыш»:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошенной волости,

Избыткова села.

Ищут — и не находят. Вопрос о судьбах крестьянства - это вопрос, почему нет счастья крестьянину и где «ключи от этого счастья».

Поэма была начата Некрасовым сразу после реформы, и поэтому в ней, как и в других произведениях поэта этого периода, естественны размышления о том, изменилась ли жизнь народа к лучшему. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» содержит попытку если не дать ответ, то по крайней мере поставить этот вопрос во всей его глубине и сложности. «Крестьянские порядки нескончаемы», - говорит героиня главы «Крестьянка» Матрена Тимофеевна Корчагина. Зависимость и после реформы осталась прежней, лишь изменив свои формы:

... Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь, и господин.

И хотя у крестьян нет оснований, подобно Оболту-Оболдуеву, тосковать о недавних временах, они вынуждены признать, что в горьких сетованиях помещика («На всей тебе, Русь-матушка, - Как клейма на преступнике, - Как на коне тавро, - Два слова нацарапаны - «Навынос и распивочно») есть своя правда. Крепостнический порядок строился на произволе, внеэкономическом принуждении («кого хочу - помилую, кого хочу - казню»), но был все же определенным «порядком». Теперь же, заявляет Оболт-Оболдуев, «поля - недоработаны, посевы - недосеяны, порядку нет следа!» И некрасовские «временнообязанные» не без опасений воспринимают новый, только формирующийся уклад жизни.

В части поэмы, названной «Пир на весь мир», праздничная Вахлачина, которой напомнили о великом крестьянском грехе, вдруг видит себя не такой, как представляли подвыпившие и расхрабрившиеся мужики, а такой, какова она на самом деле:

Пропали люди гордые,

С уверенной походкою,

Остались вахлаки,

Досыта не едавшие,

Несолоно хлебавшие,

Которых вместо барина

Драть будет волостной.

В этих условиях формируется тип поведения русского крестьянина, в котором причудливо переплетаются терпение и гнев, хитрость и наивность, трудолюбие и апатия, доброжелательность и вспыльчивость.

Где же выход? Ответ на этот вопрос не прост и не однозначен. Он дается всей системой образов произведения. В этом ответе не только уверенность, но и горькие раздумья и сомнения. Русь великая и жалкая, могучая и бессильная во всех ее многообразных проявлениях предстает в поэме.

В чем же величие крестьянской Руси? Прежде всего в труде тяжелом, поистине богатырском, но плохо вознаграждаемом и, чаще всего, подневольном. Величие крестьянской Руси и в том, что, задавленная рабством, она сохранила веру в лучшую жизнь, доверие и сердечность. Случайному прохожему, страннику, незнакомому человеку в русской деревне дадут пищу и ночлег, будут рады разговору с ним.

Убожество крестьянской Руси - в ее темноте, невежестве, отсталости (в том числе и нравственной отсталости), доходящей до дикости. Странники с удивлением видят, как вахлаки ни за что ни про что бьют человека.

В поле зрения поэта и такие обычные явления русского народного быта, как пьянство и сквернословие. «Без ругани, как водится,- Словечко не промолвится, - Шальная, непотребная, - Слышней всего она!»(из главы «Пьяная ночь»). Эта особенность народного общения получает афористическое выражение: «...мужику не лаяться - едино, что молчать». Масштабы народного пьянства в изображении Некрасова поистине чудовищны. Недаром в условно-сказочном «Прологе» волшебная птица-пеночка предупреждает мужиков:

А водки можно требовать

В день ровно по ведру.

Коли вы больше спросите,

И раз и два - исполнится

По вашему желанию,

А в третий быть беде!

Заветное «ведро» чрезвычайно облегчает странникам поиски счастливого, открывает души и развязывает языки. Старый пахарь Яким Нагой сам говорит о себе:

Он до смерти работает.

До полусмерти пьет.

Убожество крестьянской Руси - в ее вековом терпении. Припоминаются презрительные реплики старого бунтаря Савелия: «Погибшие... пропащие...», «Эх вы, Аники-воины! - Со стариками, с бабами - Вам только воевать!», «Недотерпеть-пропасть,-Перетерпеть-пропасть!» Бог, царь и господин - это не только повелители мужика, это нередко идолы, которым он привык поклоняться. Конечно, Савелий, богатырь святорусский - тип русского крестьянина, но и холоп примерный, Яков верный - это тоже тип русского крестьянина. Рабская зависимость порождает «сущих псов», гордящихся своей рабской участью - вплоть до таких, как дворовый князя Переметьева, который гордится тем, что «с французским лучшим трюфелем» лизал тарелки, допивал из рюмок иностранные напитки и болен благородною болезнью, «какая только водится у первых лиц в империи», или дворовый князя Утятина Ипат, который до старости с гордостью рассказывает, как подгулявший барин выкупал его зимой в проруби.

Некрасову дорога идея единения, солидарности крестьян, крестьянского «мира». Выразительна сцена, когда в тяжбе совестливого, честного и любимого мужиками Ермила Ильича Гирина с купцом Алтынниковым поддержка крестьян помогает ему одержать победу:

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны...

Но «мир» плохо сознает собственные интересы, излишне доверчив к своим господам; в «Последыше», например, крестьянская община позволяет помещику издеваться над мужиками - в надежде на честное слово его наследников - отдать им после смерти князя Утятина поемные луга. Но Последыш умирает, а вахлаки по-прежнему ведут тяжбу за луга с молодыми Утятиными.

Особенно занимают писателя лучшие проявления русского крестьянского характера, зарождение самосознания в народной среде. Зачатки этого самосознания есть уже у придавленного нуждой и непосильным трудом Якима Нагого . Этот человек тридцать лет жарится под солнцем за сохой. И вот этот жалкий убогий пахарь произносит страстный, полный достоинства монолог в защиту мужика. Якиму свойственны и зачатки эстетического чувства, и понимание людей и их отношений, и живет он «не хлебом единым».

С особым лиризмом и проникновенностью представлена в поэме исповедь Матрены Тимофеевны Корчагиной . Чувство собственного достоинства далось ей дорогой ценой. Матрене Тимофеевне пришлось испытать и глумление над ее материнским чувством, и наглые домогательства господского управляющего Ситникова, и плеть. И ласковое заступничество губернаторши, которая избавила от рекрутчины мужа Матрены Тимофеевны питерщика Филиппа, не способно вытравить из сердца перенесенных ею горьких обид и оскорблений.

«Гневное сердце» Матрены Тимофеевны не исключение. Даже неисправимого холопа Якова верного мутит от непрерывных надругательств, и его самоубийство — это тоже своего рода луч света в темном царстве. Накопление горючего материала в народной среде очевидно, и потому эта среда должна выдвинуть своих лидеров, «заступников». Типы народных заступников появляются и в поэме Некрасова.

Ярким воплощением крестьянской силы и непокорства является Савелий , «богатырь святорусский». Действительно, в нем есть нечто от былинного богатыря, поднявшего страшную тягу и ушедшего в землю «с натуги». Не случайно и то, что увидев в губернском городе памятник Ивану Сусанину, Матрена Тимофеевна вспоминает дедушку Савелия:

Стоит из меди кованный,

Точь-в-точь Савелий дедушка,

Мужик на площади.

Савелий - из породы тех мужиков, которые под предводительством Разина и Пугачева вешали и сбрасывали с колоколен дворян, потрясали Москвой и всей помещичьей Русью. Бывший каторжник, который под русское слово «Наддай!» вместе с другими крестьянами закопал в землю немца-управителя и, по его собственным словам, «лютее зверя был», Савелий, однако, до конца жизни гордо несет свое человеческое достоинство: «Клейменый, да не раб!..». Савелий хранит еще память о тех давних временах, когда крестьянская община, пользуясь дремучими лесами и топкими болотами, действительно отстаивала вольность, когда Корежина и под розгами стойко стояла за свои права. Но времена эти - в прошлом, и героический дух деда Савелия далек от настоящей жизни. Он уходит из жизни непокоренным, но в убеждении, что судьбу русского крестьянина не изменить и «правды не найти».

И все же память о вольности жива в русском крестьянине, как жива легенда о разбойнике Кудеяре, искупившем свои грехи убийством помещика - пана Глуховского, «богатого, знатного, первого в той стороне». Некрасов, таким образом, допускает насилие как один из возможных путей в справедливом переустройстве общественных отношений. Но не только через насилие возможно изменение к лучшему взаимоотношений между людьми. Другой путь обозначен поэтом в образе Ермила Гирина.

Ермил Гирин - грамотный крестьянин, что само по себе было редкостью. Еще большей редкостью были его совестливость и бескорыстие, проявившиеся еще в ту пору, когда двадцатилетний Ермил был писарем в конторе. И это в стране, где взятка была таким же обычным явлением, как пьянство и сквернословие! Крестьяне оценили Гирина и избрали его старостой. Один раз оступился Ермил: спас брата от рекрутчины, поставив не в очередь другого молодого парня, и этот свой неверный шаг пережил как настоящую трагедию, добившись восстановления справедливости и отказавшись от должности старосты. И в новом своем положении, став владельцем мельницы, которую выторговал у Алтынникова, Гирин остался верен себе:

...И стал он пуще прежнего

Всему народу люб:

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал

<…>

Порядок строгий вел!

Были бы люди разных сословий похожи на Ермила - не пришлось бы долго мужикам разыскивать счастливого, не нужно было бы восстанавливать справедливость при помощи насилия. Но люди, похожие на Ермила, явление на Руси исключительное, а рассказ о Ермиле обрывается на том, что он сидит в остроге. На пути законности и правосознания добиться справедливости оказывается невозможным...

С проблемой коренного изменения крестьянской жизни связан и образ Григория Добросклонова . Григорий - сын полунищего деревенского дьячка, переживший тяжелое детство, раннюю смерть матери и выживший благодаря сердобольным односельчанам. Григорий Добросклонов - дитя Вахлачины, он хорошо знаком с крестьянской долей и крестьянским трудом, однако путь у него иной. Он семинарист, мечтает об университете, но с детства твердо знает, кому будут принадлежать его ум и знания. Заветная мысль поэта о возвращении интеллигенцией своего долга народу выражена здесь в самом простом варианте, но несомненно, что Некрасов тем самым исследует и проблему формирования демократической интеллигенции в целом, генезис ее твердой преданности интересам крестьянства, «униженных» и «обиженных», и в то же время - ее трагическое одиночество, обозначенное в судьбе Григория Добросклонова. В песнях Григория Добросклонова просматривается исторический оптимизм поэта, предчувствие им коренных перемен в русской жизни.

Нельзя, однако, не видеть, что образ «народного заступника» чрезвычайно романтизирован, и только на уровне романтизированного сознания Григорий может чувствовать себя счастливым («Быть бы нашим странникам под родною крышею, - Если б знать могли они, что творилось с Гришею»). На фоне народной отсталости, столь убедительно показанной и в жизни его родной Вахлачины, крайней редкости в народной среде людей, подобных Ермилу Гирину, крайней немногочисленности и в самой интеллигентной среде людей, для которых действительно дороже всего «доля народа, счастье его, свет и свобода», финал поэмы остается открытым, и следует помнить, что, по замыслу Некрасова, «Пир на весь мир» не завершает его произведения. Достаточно ли в народной среде сил для нравственного обновления? Способен ли русский народ счастливо устроить свою жизнь, научится ли он «быть гражданином» или ему со своим «золотым» сердцем суждено оказаться на задворках цивилизации? Останутся ли верны «народные заступники» заветам «ангела милосердия»? Ответа на эти вопросы в поэме нет, как не завершена и сама поэма; ответ этот теряется в тумане исторической перспективы...

Несмотря на незавершенность, «Кому на Руси жить хорошо» - не только крупнейшее произведение Некрасова, но и одно из крупнейших в русской поэзии. По масштабу и глубине изображения народной жизни, многоплановости поэтического повествования, постижению народного характера как в его массовых проявлениях, так и в индивидуальных судьбах «Кому на Руси жить хорошо» действительно является народной эпопеей. Начиная с «Пролога», органически входит в ткань литературного произведения народно-поэтическая стихия: сказочные и песенные мотивы, причитания (особенно в главе «Крестьянка»), малые жанры - поговорки, пословицы, загадки. Но необходимо учитывать, что Некрасов подходил к фольклору не как подражатель, робкий эпигон, а как уверенный в себе и взыскательный мастер, зрелый поэт, имеющий сложившееся определенное отношение к народу и его слову. И к фольклору он никогда не относился слепо, а распоряжался им совершенно свободно, подчинял его своим идейным задачам и своему собственному, некрасовскому стилю.

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

«Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо? В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н.А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: "Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана". Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь. Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии. «Как зубы с голоду» работает у каждого проворная рука.

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства.

Выслушав рассказ попа о его "счастье", получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали: ты мимо их, помещиков! Известны нам они! Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно "слово христианское". «Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам!» Они обладают чувством собственного достоинства. В главе "Счастливые" сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: "Проваливай!" Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему: «На, выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего. Ты счастлив - слова нет.»

Главное внимание автор уделяет крестьянам. Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

Более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо...

Грудь впалая, как вдавленный живот. У глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле...Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается "дольщиками", которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян. «Работаешь один, а чуть работа кончена, гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!» Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, "как липочка ободранный, вернулся он на родину". Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос - голос самых решительных крестьян. Яким понимает, что крестьянство - великая сила. Он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова...

А все вином кончается...

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян: «В семь лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в семь лет не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил...» Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой». Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда: «бунтовалась вотчина помещика Обрубкова…» Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.

Еще один герой произведения - Савелий. Савелий, богатырь святорусский - борец за народное дело. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живого немца Фогеля. "Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения" получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. "Клейменый, да не раб!" - говорил он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель: «наши топоры лежали - до поры!» О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие... пропащие». Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Образ Савелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера.

некрасов поэма крестьянство русь

В последней главе, названной "Бабья притча", крестьянка говорит об общей женской доле: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого» Но Некрасов уверен, что "ключи" должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова: «Еще ты в семействе покуда - раба, но мать уже вольного сына!»

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе "Счастливые" крестьяне-правдоискатели встречаются с "разбитым на ноги дворовым человеком", который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его "дочка - вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны". А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится "близостью" к господам и своей "почетной" болезнью - подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена "воля": «А я князей Утятиных Холоп - и весь тут сказ!»

С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: «выкупал меня, раба последнего, зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: в одну опустит в неводе, в другую мигом вытянет и водки поднесет.» Не мог Ипат забыть господских "милостей" того, что после купанья в проруби князь "водки поднесет", то посадит "рядом, недостойного, с своей персоной княжеской".

Покорный раб показан также в образе "холопа примерного - Якова верного". Яков служил у жестокого господина Поливанова, который "в зубы холопа примерного... походя дул каблуком". Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков "задурил". Сначала "мертвую запил", а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил "вольную", данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем "на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей". Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда.

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог - высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога - это надежда на лучшую жизнь.

Некрасов заключает характеристики типическим обобщением: «люди холопского звания - сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа.» Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту, и он верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем будет хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь для русского народа. «Еще народу русскому пределы не поставлены: пред ним широкий путь» Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это - сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.

В основном замысле поэмы Некрасова легло отображение русских крестьян со времени, когда было отменено крепостное право. В течении всей поэмы герои путешествуют по всей Руси в целях ответа на вопрос: "Кому живется весело, вольготно на Руси?", кто находится в полном достатке, счастлив, а кто нет.

Мужики, ищущие правды

Вперёд выходят главные герои произведения, семеро мужиков, странствующие по русским посёлкам и деревням, ища ответа на весьма трудный вопрос. В образе крестьян находятся основные черты бедности простых русских мужиков, такие как: нищета, любопытство неприхотливость. Эти мужики задают один и тот же вопрос всем, кто встречается у них на пути. В их представлении счастливчиками выдвигаются поп, купец, помещик, дворянин и сам царь батюшка. Однако основное место в творчестве автора уделено крестьянскому сословию.

Яким Нагой

Он работает до самой смерти, но живет бедно и постоянно голодает, как и основная масса жильцов Босово. Яким понимает, что крестьяне великая сила и он гордится, что принадлежит к ним, он знает слабые и сильные места характера крестьян. Предполагает, что главная враг мужиков - алкоголь, губящий их.

Ермила Гирин

Ермила получил от Некрасова честность и ум. Живет он для населения, справедливый, не оставит в горе никого. Было одно нечестное дело, сберег он племянника она набора в рекруты. Но это сделал не ради себя, а ради семьи. Отправил вместо племянника сына от вдовы. Его так замучила собственная ложь, что чуть не довела его до повешения. Потом он поправил ошибку и выступил вместе с бунтарями, после этого его посадили в острог.

Савелий-богатырь

Автор допускает замысел, как то, что обычные мужики сроду богатырям русским. Здесь появляется образ Савелия - святорусского богатыря. Савелий от всего сердца сопереживает Матрене, тяжело переносит смерть Демушки. Данный герой содержит в себе доброту, искренность, подмога другим людям в трудной ситуации.

Матрена Тимофеевна

Все женщины-крестьянки показаны в облике этой женщины. Она имеет мощную душу и силы воли. На протяжении все своей жизни борется за свободу и радость женщины. Жизнь её подобна множеству тогдашним крестьянкам. Учитывая то, что после брака попадает в семейство, презирающее её. Муж однажды побил её, первого ребенка сожрали поросята, а оставшуюся жизнь она работает в поле.

Сочинение Крестьяне (Кому на Руси жить хорошо)

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов поднимает и рассматривает одну из главных проблем Российского государства, которая актуальна и по сей день. Образы крестьян, как главных героев этой проблемы и соответственно поэмы раскрывает всю ее суть.

Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов. Автор обозначает черты странников: бедность, любознательность, независимость. Некрасов четко указывает на неприязнь крестьян к тем, кто живет и богатеет за их труд, в то время как бедные крестьяне чистые сердцем, честные трудом, добрые душой. Это можно увидеть в описываемом случае с Матреной Тимофеевной, когда на помощь с урожаем к ней пришли обычные мужики.

Образ Якима Нагой олицетворяет всех крестьян, которые работают не покладая рук а живут в голодной бедности. ОН настолько много работает, что уже сливается с землей, которую опахивает день и ночь.

И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо...

Миф о том, что все крестьяне бедны из-за пьянства не подтверждается, на самом деле причина в судьбе работать на хозяина.

Ермила Гирин располагает к себе читателя своей честностью и великим умом. После того, как он подставил в солдаты соседского паренька, вместо своего брата его мучает совесть. Его посещает мысль о самоубийстве, но все же он идет покаяться к народу. Образ Савелия автор вводит для демонстрации мысли о том, что народ - это богатыри. Несмотря на свою болезнь он умеет сопереживать другим. Некрасов дает ему роль философа.

Женскую долю модно увидеть в Матрене Тимофеевне. Она сильная духом и стойкая. Ее внутреннему стержню может позавидовать любой успешный купец. Ее судьба настолько типична для всех русских женщин, что она не советует среди них искать счастливую. Она как кормилица семьи обязана работать и не жалеть себя и своих сил.

Такие образы крестьян возникают как последствие реформы 1861 года. Крестьяне пытаются не смотреть на жестокую действительность и живут в своем религиозном и человечном мире, который все равно жестоко к ним относится.

Вариант 3

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествуется о трудностях жизненного пути крестьян после крепостной реформы Александра II. Обычные мужики, крестьяне, решаю выяснить, кому же на Руси живется лучше всех, кто по-настоящему счастлив: помещик, купец, поп, а может быть счастлив только сам царь?

В поисках правды и ответа на свой вопрос семеро странников шагают по русской земле. На пути им встречаются самые различные герои, и странники всем помогают и оказывают всевозможную поддержку. Так странники помогают Матрене Тимофеевне, у которой погибал урожай. Также оказывают посильную подмогу мужики-крестьяне и Безграмотной губернии.

Показывая путешествия героев, автор поэмы тем самым знакомит читателей с самыми разными слоями общества. Встречаются странники с купечеством, дворянством, духовенством. В сравнении всех этих сословий крестьяне ярко выделяются своим поведением и чертами характера.

При прочтении поэмы читатель знакомится с бедным крестьянином, которого зовут Яким Нагой. Несмотря на то, что Яким трудился всю жизнь, он ничуть не разбогател, оставшись среди самых бедных людей общества. Многие жители деревни Босово такие же, как персонаж Яким Нагой.

Автор произведения сравнивает персонажа с матерью-землей. Его шея – бурая, а лицо – кирпичное. Из этого описания становится понятно, каким трудом занимается Яким. Но нашего героя его положение немало не расстраивает, потому что он искренне верит в светлое будущее всех крестьян.

Еще один крестьянин в поэме, который совершенно не похож на Якима – это Ермила Гирин. Ермила отличается умом, а также кристальной честностью. Раскрывая образ этого персонажа, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне, насколько они были сплоченными. Например, народ доверяется Ермиле при приобретении мельницы, а Гирин в ответ поддерживает бунт, тем самым принимая сторону крестьян.

Множество раз в тексте, при описании крестьян, Некрасов сравнивает их с богатырями. Например, Савелий – сильный мужчина. Однако, несмотря на сильно выраженные черты сурового мужика, Савелий очень светлый и искренний. К Матрене Тимофеевне он относится с нежным трепетом. Савелия преследуют раздумья на тему того, почему народ должен сносить все тяготы, которые валятся на него и вообще, должен ли он это терпеть?

Все женские образы в поэме Некрасов воплотил в героине Матрене Тимофеевне. Эта женщина всю жизнь изо всех сил стремилась к свободе и счастью. Можно предположить, что в ее понимании свобода уже была воплощением счастья. Она была необычайно сильной и стойкой женщиной. Выйдя замуж, она стойко восприняла все испытания, доставшиеся ей, а в конце взялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

В поэме Некрасов показывает обычных крестьян и пытается рассказать читателям, что крестьяне – это не рабочая сила, а люди со своими стремлениями, чувствами и мечтами. И, конечно же, эти люди должны быть свободными, к их мнениям тоже нужно прислушиваться.

  • Сочинение Характеристика Толстого и тонкого в рассказе Чехова Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – мастер юмористического рассказа. Через детали, разнообразные символы и образы он создает шедевры, которые будут актуальны еще у многих поколений.

  • О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор сочинение рассуждение

    Солженицына, как писателя - философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении

  • Окружающий мир мой любимый предмет сочинение-рассуждение 5 класс

    Мой любимый школьный предмет… проще говоря – урок! Это окружающий мир. Мне интересно понять, как и почему всё происходит вокруг нас. Почему идёт дождь, например. Это только наши очень древние предки думали