Приколы вооруженные силы индии в настоящее время. Вооруженные силы индии

В настоящее время Индия уверенно входит в первую десятку мировых держав по своему военному потенциалу. Вооруженные силы Индии уступают армиям США, России и Китая, но все равно очень сильны и многочисленны. По-другому в стране с населением около 1,3 миллиарда человек быть и не могло. По уровню военных расходов в 2014 году Индия располагалась на 7 месте в мире - 50 миллиардов долларов (данные Стокгольмского института исследования проблем мира).

В вооруженных силах Индии служит более 1,3 миллиона человек (3 место в мире) . Говоря о вооруженных силах Индии, стоит помнить, что Индия является крупнейшим в мире импортером вооружений (по данным на 2012 год), а также обладает ядерным оружием и средствами его доставки.

Помимо непосредственно вооруженных сил, в Индии имеются разнообразные военизированные формирования, в которых служит около 1,1 миллиона человек: национальные силы безопасности, специальные пограничные силы, специальные военизированные силы. По данным на 2015 год, население Индии составляет 1 миллиард 276 миллионов человек (2-я в мире численность населения, после Китая). При этом мобилизационные ресурсы страны оцениваются минимум в 270 миллионов человек, из которых 160 миллионов полностью годны к военной службе .

Вооруженные силы Индии предназначены для организации обороны Республики, защиты свободы и независимости страны, это одно из важнейших орудий политической власти. Личный состав индийских вооруженных сил обладает высоким уровнем морально-психологической и боевой подготовки и несет службу на контрактной основе, обязательный призыв на военную службу в Индии отсутствует . Для Индии из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование вооруженных сил по призыву просто не представляется возможным.

Говоря о вооруженных силах Индии, можно отметить, что они сравнительно молоды. Вооруженные силы независимой Республики Индия появились только в 1947 году. При этом они были образованы на базе воинских контингентов, которые отошли к стране при ее разделе на два британских доминиона - Индийский союз и Пакистан. При этом в состав вооруженных сил Индии вошли части с личным составом, исповедующим индуизм и другие религии за исключением ислама, а в пакистанскую армию включили военнослужащих-мусульман. Официальной датой образования национальных вооруженных сил Индии считается 15 августа 1949 года.

Особенностью индийских вооруженных сил является очень тесное сотрудничество с российским оборонно-промышленным комплексом. На вооружении индийской армии находится огромное количество боевой техники и образцов вооружений производства Советского Союза и России. К примеру, самым большим в мире парком танков Т-90 обладает вовсе не Россия, а именно Индия. При этом обе страны активно сотрудничают в военно-технической сфере, осуществляя совместную разработку различных вооружений. В настоящее время Индия является важнейшим импортером российского оружия, в то же время страна довольно тесно сотрудничает с Великобританией, Францией и в последнее время с США.

В настоящее время российско-индийское сотрудничество носит эксклюзивный характер. И дело не в том, что Индия на протяжении десятилетий покупает в Росси оружие. Дели и Москва совместно работают над созданием современных систем вооружений, причем достаточно уникальных, таких как ракета «Брамос», или истребитель 5-го поколения - FGFA. Не имеет в мировой практике аналогов и сдача в лизинг атомной подводной лодки (Россия передала Индии в аренду АПЛ «Нерпа» на 10 лет), аналогичный опыт в этой области был у СССР в 1980-е годы с той же Индией.

При этом Индия располагает собственным военно-промышленным комплексом, который в состоянии производить вооружение и технику всех классов, в том числе ядерное оружие и средства доставки. Однако это больше в теории, так как созданные в самой Индии образцы вооружений, как правило, обладают более низкими тактико-техническими характеристиками в сравнении с иностранным аналогами, а их разработка ведется десятилетиями. Самый наглядный пример в этом плане - это индийский танк «Арджун», разработка которого продолжалась около 37 лет.

Не самыми надежными являются и собранные в стране по иностранным лицензиям образцы техники. К примеру, как отмечают эксперты, высокий уровень аварийности в ВВС Индии может быть связан именно с этим фактором. Однако, несмотря на все перечисленное, у Индии есть все, для того чтобы уже в XXI веке стать одной из основных мировых сверхдержав.

Сухопутные войска Индии

Сухопутные войска Индии являются самой многочисленной компонентой вооруженных сил страны, в них несут службу не менее 1,1 миллиона человек (имеется 990 тысяч резервистов). В своем составе сухопутные войска имеют Учебное командование (штаб в Шимле), а также 6 территориальных командований - Центральное, Северное, Западное, Юго-Западное, Южное и Восточное. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск Индии находится 50-я бригада ВДВ, два полка ПУ БРСД «Агни», один полк ПУ ОТР «Притхви-1» и четыре полка, вооруженных крылатыми ракетами «Брамос».

Индийские сухопутные войска имеют в своем составе 12 штабов армейских корпусов, 36 дивизий (18 пехотных, 3 бронетанковых, 4 дивизии быстрого развертывания, 10 горно-пехотных и одну артиллерийскую). Помимо этого в составе СВ насчитывается 15 отдельных бригад (5 бронетанковых, 7 пехотных, две горно-пехотных и одна парашютно-десантная), а также 12 бригад ПВО, 3 инженерных бригады и 22 вертолетных эскадрильи армейской авиации.

Индийский Т-90

В настоящее время Индия обладает довольно внушительным танковым парком, который в основном оснащен современными машинами. В армию поставлено 124 танка собственной разработки «Арджун», планируется поставить еще 124, при этом ведется работа над модернизированной версией «Арджун-2». Также в войсках имеется 1250 современных российских ОБТ Т-90, планируется произвести по лицензии еще 750 данных танков. Также в наличии до 2400 советских ОБТ Т-72М, которые прошли или проходят модернизацию. Помимо этого, на хранении находится до 1100 старых танков «Виджаянта» собственного производства (британские «Виккерс» Мк1) и до 700 советских танков Т-55.

В отличие от танков с остальным вооружением все обстоит гораздо хуже. В основном парк другой индийской бронетехники является устаревшим. В стране имеется около 100 БРДМ-2, примерно 1200 БМП-2 и до 300 различных БТР. В настоящее время парк БМП-2 модернизируется. В 2006 году 123 машины было переделано в вариант БМП-2К, бронемашины собирают по российской лицензии в Индии, при этом Минобороны Индии планирует приобрести еще 149 БМП-2К.

Устаревшим является и большинство индийской артиллерии. В войсках имеется до 100 САУ «Катапульта» собственной разработки - 130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта», еще около 80 таких машин находится на хранении. Также имеется 110 советских 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и 80 английских 105-мм САУ «Аббот».

Любопытно, что в сентябре 2015 года Индия провела конкурс по закупке 155-мм САУ, победу в котором одержала южно-корейская артсистема K9 Thunder, обошедшая российскую . Данная южно-корейская САУ определенно пользуется успехом на международном рынке, она же была выбрана в качестве основной и в вооруженных силах Турции. Производство САУ K9 Thunder будет развернуто в Индии, сообщается, что вооруженные силы закупят не менее 500 таких САУ.

БМП-2 индийской армии

Помимо этого, на вооружении находится около 4,3 тысяч буксируемых орудий различных калибров, более 3-х тысяч на хранении и порядка 7 тысяч минометов. Современных образцов среди них также практически нет. При этом с 2010 года Индия пытается приобрести у США 145 легких 155-мм гаубиц М-777, сделка обсуждается уже 5 лет, но, похоже, в мае 2015 года дело сдвинулось с мертвой точки и гаубицы будут поставлены в страну.

Аналогичная в плане наличия новых образцов ситуация и с РСЗО. В Индии имеется около 150 советских (122 мм), 80 РСЗО собственной разработки «Пинака» (214 мм) и 62 российских системы «Смерч» (300 мм). При этом «Пинака» и «Смерч» можно отнести к современным реактивным системам залпового огня.

Также на вооружении сухопутных войск находится около 250 ПТРК «Корнет» российского производства, 13 самоходных ПТРК «Намика» (индийский ПТРК «Наг» на шасси БМП-2), помимо этого имеется несколько тысяч советских и российских ПТРК «Малютка», «Фагот», «Конкурс», «Штурм», французских ПТРК «Милан».

Модернизированный индийский ОБТ «Арджун»

Основу армейской ПВО составляют советские/российские ЗРК «Стрела-10» (250), Оса (80), «Тунгуска» (184), «Шилка» (75), а также индийские ЗРК малой дальности «Акаш» (300). На вооружении армейской авиации имеется порядка 300 вертолетов, почти все индийского производства.

ВВС Индии

По числу самолетов ВВС Индии находятся на четвертом месте в мире, уступая США, России и КНР. При этом в ВВС имеется около 1800 самолетов всех типов, в том числе около 900 боевых машин . В ВВС Индии несут службу около 150 тысяч человек. Организационно они являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и противовоздушной обороны (ПВО). ВВС страны имеют 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации, в стране имеется развития сеть аэродромов.

Прошлое и настоящие индийских ВВС: МиГ-21 и Су-30МКИ

Штаб ВВС Индии состоит из следующих отделов: оперативного планирования, разведки, боевой подготовки, РЭБ, метеорологического, финансового и связи. Также штабу подчинены 5 авиационных командований и одно учебное (штаб в Бангалоре), которые осуществляют руководство подразделениями ВВС на местах: Центральное (Аллахабад), Западное (Дели), Восточное (Шиллонг), Южное (Тривандрум) и Юго-Западное (Гандинагар).

Серьезной проблемой индийских ВВС на протяжении долгих лет является высокий уровень аварийности. С начала 1970-х годов по начало 2000-х годов ВВС Индии каждый год теряли в среднем 23 самолета и вертолета. При этом самое большое количество летных происшествий приходится на советские , которые производились в Индии, и долгое время составляли основу ее авиапарка. В индийских ВВС эти самолеты заработали себе репутацию «летающих гробов» и «вдоводелов». С 1971 по апрель 2012 года в Индии разбилось 482 таких истребителя (это более половины из 872 МиГ-21, которые были получены Индией). При этом в строю остается еще не менее 150 таких машин, 120 из которых планируется эксплуатировать как минимум до 2019 года.

В целом основу индийских ВВС составляют самолеты и вертолеты советского/российского производства. Ударная авиация была представлена советскими МиГ-27 (113 машин), большинство из них планировалось списать в 2015 году, и примерно 120 английскими истребителями-бомбардировщиками «Ягуар». Все эти самолеты строились в Индии по лицензии и сегодня являются устаревшими.

Су-30МКИ

Гораздо лучше дело обстоит с истребительной авиацией. В составе ВВС имеется около 220 современных российских , общее их количество будет доведено до 272 . По количеству имеющихся в строю истребителей Су-30 ВВС Индии обходят российские ВВС. Также на вооружении имеется 62 истребителя МиГ-29, все они были модернизированы до версий МиГ-29UPG (53) и МиГ-29УБ-UPG.

Помимо этого имеется 50 французских истребителей «Мираж-2000» и еще 11 таких учебных машин. Планируется провести их модернизацию до уровня «Мираж 2000-5», что позволит продлить период их эксплуатации еще на 20 лет. Помимо этого, в ВВС Индии начинает поступать легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения собственной разработки - HAL Tejas, с 2014 года построено 14 истребителей, включая прототипы. Всего для ВВС Индии планируется построить около 200 таких самолетов, которые должны полностью заменить МиГ-21 и МиГ-27.

Располагает Индия и самолетами ДРЛО, имеется три российских А-50ЭИ и три самолета DRDO AEW&CS совместной индийско-бразильской разработки. Также имеется три американских самолета радиоэлектронной разведки «Гольфстрим-4», шесть российских самолетов-заправщиков Ил-78, будет поставлено еще 6 европейских Airbus A330 MRTT.

В транспортной авиации насчитывается 17 Ил-76МД, 105 Ан-32, часть самолетов с 2009 года модернизируется на Украине, остальные будут модернизированы непосредственно в Индии. При этом Индия планирует заменить все советские Ил-76МД, которые эксплуатируются более 28 лет, на новейшие американские транспортники C-17 Globemaster III. В 2010 году был подписан контракт на покупку 10 таких самолетов, с возможным опционом на покупку еще 6 машин. Первый самолет был передан индийским ВВС в январе 2013 года.

Легкий многоцелевой истребитель HAL Tejas

На вооружении ВВС находится около 30 боевых вертолетов, в том числе 24 российских Ми-35 , 4 вертолета собственного производства «Рудра» и 2 LCH. Помимо этого эксплуатируется около 360 многоцелевых и транспортных вертолетов, среди которых большое количество советских Ми-8 и российских Ми-17, Ми-17В5, а также Ми-26 .

ВМС Индии

Военно-морские силы Индии включают в себя военно-морской флот, военно-морскую авиацию и подразделения специального назначения. В настоящее время на флоте служит порядка 58 тысяч человек, в том числе около 1,2 тысяч в морской пехоте и около 5 тысяч в морской авиации. На вооружении ВМС находится более 180 кораблей и 200 самолетов . Для базирования боевых кораблей ВМС Индии используют три основных военно-морских базы - Кадамба (в районе Гоа), Мумбай и Вишакхапатнам. При этом ВМС включает в свой состав три командования - Западное (Бомбей), Южное (Кочин) и Восточное (Вишакхапатнам).

В составе индийского подводного флота находится одна собственной разработки с 12 БРПЛ К-15 (дальность 700 км), предполагается построить еще 3 подводных лодки данного типа. При этом дальность пуска ракет довольно скромная. Также в лизинге находится одна российская АПЛ «Нерпа» проекта 971, получившая индийское название «Чакра». Помимо этого в строю находится 9 российских дизельных подводных лодок проекта 877 «Палтус» и 4 немецких подлодки проекта 209/1500. Также ведется строительство 3-х современных французских подводных лодки типа «Скорпен», всего планируется построить 6 таких субмарин.

На палубе авианосца «Викрамадитья».

В настоящее время в составе индийского флота есть два авианосца - «Вираат» (бывший английский «Гермес») и «Викрамадитья» (бывший советский «Адмирал Горшков»). Помимо этого ведется строительство двух собственных авианосцев типа «Викрант». На вооружении морской авиации Индии имеется 63 палубных истребителя - 45 МиГ-29К (в том числе 8 учебно-боевых МиГ-29КУБ) и 18 «Харриер». Истребители МиГ-29К предназначены для вооружения авианосца «Викрамадитья» (состав авиагруппы - 14-16 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ, до 10 вертолетов) и строящихся авианосцев типа «Викрант», «Харриеры» используются на «Вираате».

Противолодочная авиация представлена старыми советскими Ил-38 - 5 самолетов, Ту-142М - 7 самолетов (один на хранении) и тремя современными американскими Р-8I (всего было заказано 12). Помимо этого в индийском морской авиации имеется 12 российских вертолетов ДРЛО Ка-31, 41 противолодочный вертолет, в том числе 18 советских Ка-28 и 5 Ка-25, а также 18 английских «Си Кинг» Мк42В.

Фрегат типа «Тальвар»

Надводные силы флота достаточно разномастные. Имеется 9 эсминцев: 5 типа «Раджпут» (советские проекта 61), 3 собственных типа «Дели» и один типа «Калькутта» (будет построено еще 2-3 эсминца данного типа). Также в строю находится 6 современных фрегатов российской постройки типа «Тальвар» (проект 11356) и 3 еще более современных собственной постройки типа «Шивалик». В составе ВМС имеется новейший корвет «Каморта» (будет построено от 4 до 12 единиц), 4 корвета типа «Кора», 4 типа «Хукри», 4 типа «Абхай» (советский проект 1241П).

Стоит отметить, что все эсминцы, фрегаты и корветы (кроме «Абхай») индийского флота вооружены современными российскими и российско-индийскими крылатыми ракетами морского базирования и противокорабельными ракетами «Калибр», «Брамос», X-35.

Ядерные силы Индии

В структуре вооруженных сил Индии для управления имеющимися ядерными силами была создана специальная структура - NCA (Nuclear Command Authority), Администрация ядерного командования. При этом данный орган управления не только военный, но и военно-политический. Данное командование занимается вопросами ядерного планирования в интересах обороны, а также отвечает за принятие и реализацию решения о применении ядерного оружия для отражения внешней агрессии, во главе командования стоит премьер-министр страны.

Органом военного оперативно-технического управления, подчиненным непосредственно NCA и председателю комитета начальников штабов вооруженных сил Индии, является SFC - Strategic Forces Command, Командование стратегических сил, которое было создано в 2003 году. Данное командование отвечает за координацию действий ядерных компонентов сухопутных войск и ВВС страны, представленных частями сухопутных войск, оснащенных баллистическими ракетами наземного базирования и авиационными эскадрильями, вооруженными самолетами-носителями ядерных бомб. В обозримом будущем SFC возьмет контроль и над создаваемыми морскими стратегическими ядерными силами Индии.

Большая часть ракетно-ядерного потенциала Индии сосредоточена в сухопутных войсках, в которых имеется два полка по 8 ПУ баллистических ракет средней дальности «Агни». Всего, предположительно, в Индии имеется 80-100 ракет «Агни-1» (700-900 км), до 20-25 ракет «Агни-2» (2000-3000 км) и некоторое количество баллистических ракет увеличенной дальности типа «Агни-3» (3500-5000 км) . Также в единственном полку оперативно-тактических ракет «Притхви-1» (150 км) имеется 12 ПУ для данных ракет.

Все перечисленные ракеты могут быть носителями как обычных боевых частей, так и ядерных. Носителями ядерного оружия в индийских ВВС могут быть как российские истребители Су-30МКИ, так и французские «Мираж-2000».

По оценкам экспертов, сегодня Индия располагает ограниченным запасом ядерных зарядов, в боеготовом состоянии - около 30-35 зарядов. При этом в стране имеется определенное количество готовых компонентов для комплектации новых зарядов. Считается, что в случае необходимости довольно быстро Индия сможет произвести еще 50-90 ядерных боезарядов.

Вооруженные силы стран мира

Индия вместе с КНДР и Израилем входит во вторую тройку стран мира по военному потенциалу (первую тройку, разумеется, составляют США, КНР и РФ). Личный состав ВС Индии имеет высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки, хотя и набирается по найму. В Индии, как и в Пакистане, из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование ВС по призыву не представляется возможным.

Страна является важнейшим импортером вооружений из России, ведет тесное военно-техническое сотрудничество с Францией и Великобританией, а в последнее время – и с США. При этом Индия имеет огромный собственный ВПК, который, теоретически, способен производить вооружение и технику всех классов, включая ядерное оружие и средства его доставки. Впрочем, образцы вооружений, разработанные в самой Индии (танк «Арджун», истребитель «Теджас», вертолет «Дхрув» и др.), как правило, обладают весьма низкими ТТХ, а их разработка ведется десятилетиями. Качество сборки техники по иностранным лицензиям оказывается часто весьма низким, из-за этого ВВС Индии имеют самый высокий в мире уровень аварийности. Тем не менее, Индия имеет все основания претендовать на звание одной из сверхдержав мирового уровня уже в ХХI веке.

Сухопутные войска Индии имеют в своем составе Учебное командование (штаб в городе Шимла) и шесть территориальных командований. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск находятся 50-я бригада ВДВ, 2 полка (группы) БРСД «Агни» (334-й с "Агни-1", 335-й с "Агни-2"), 333-й полк (группа) ОТР «Притхви-1», 4 полка (861-й, 862-й, 863-й, 864-й) КРНБ «Брамос».

Центральное командование (штаб в городе Лакнау) включает один армейский корпус - 1-й АК (штаб в г. Матура). В его составе – 4-я пехотная дивизия (Аллахабад), 6-я горная дивизия (Барейлли), 33-я бронетанковая дивизия (Хиссар). В настоящее время 1-й АК временно передан в состав Юго-Западного командования, поэтому Центральное командование, фактически, не имеет в своем составе боевых сил.

Северное командование (Удхампур) включает три армейских корпуса – 14-й, 15-й, 16-й.

14-й АК (Лех) имеет в своем составе 3-ю пехотную (Лех) и 8-ю горную (Драс) дивизии.

15-й АК (Сринагар) имеет в своем составе 19-ю пехотную (Барамулла) и 28-ю горную (Гурез) дивизии.

16-й АК (Нагрота) имеет в своем составе 10-ю (Ахнур), 25-ю (Раджаури), 39-ю (Ёл) пехотные дивизии, 10-ю артиллерийскую бригаду.

Западное командование (Чандимандир) включает 40-ю артиллерийскую дивизию (Амбала) и три АК – 2-й, 9-й, 11-й.

2-й АК (Амбала) имеет в своем составе 1-ю бронетанковую дивизию (Патиала), 14-ю дивизию СБР (Дехрадун), 22-ю пехотную дивизию (Мирут), 474-ю инженерную, 612-ю ПВО бригады.

9-й АК (Ёл) имеет в своем составе 26-ю (Джамму) и 29-ю (Патанкот) пехотные дивизии, 2-ю, 3-ю, 16-ю бронетанковые бригады.

11-й АК (Джаландар) имеет в своем составе 7-ю (Фирозпур), 9-ю (Мирут), 15-ю (Амритсар) пехотные дивизии, 23-ю бронетанковую и 55-ю механизированную бригады.

Юго-Западное командование (Джайпур) включает 42-ю артиллерийскую дивизию (Джайпур), 1-й АК, временно переданный из Центрального командования (описан выше), и 10-й АК (Бхатинда), который имеет в своем составе 16-ю пехотную дивизию (Ганганагар), 18-ю (Кота) и 24-ю (Биканер) дивизии СБР, 6-ю бронетанковую, 615-ю ПВО, 471-ю инженерную бригады.

Южное командование (Пуна ) включает 41-ю артиллерийскую дивизию (Пуна) и два АК – 12-й и 21-й.

12-й АК (Джодхпур) имеет в своем составе 11-ю (Ахмадабад) и 12-ю (Джодхпур) пехотные дивизии, 4-ю бронетанковую и 340-ю механизированную бригады.

21-й АК (Бхопал) имеет в своем составе 31-ю бронетанковую дивизию (Джханси), 36-ю дивизию СБР (Сагар), 54-ю пехотную дивизию (Хайдерабад), артиллерийскую, ПВО, 475-ю инженерную бригады.

Восточное командование (Калькутта) включает 23-ю пехотную дивизию (Ранчи) и четыре АК (3-й, 4-й, 17-й, 33-й).

3-й АК (Димапур) – 2-я (Дибругар), 56-я (Захама), 57-я (Леймахонг) горные дивизии.

4-й АК (Тезпур) – 5-я (Бомдила), 21-я (Рангия), 71-я (Миссамари) горные дивизии.

17-й АК (Панагар) – 59-я (Панагар), 72-я (Патханкот) пехотные дивизии.

33-й АК (Силигури) – 17-я (Гангток), 20-я (Биннагури), 27-я (Калимпонг) горные дивизии.

В двух полках имеется 20 ПУ БРСД «Агни-1» и 8 ПУ "Агни-2". Всего предположительно имеется 80-100 ракет «Агни-1» (дальность полета - 1500 км), и 20-25 «Агни-2» (2-4 тыс. км). Возможно, в 335-м полку развернуты первые 4 ПУ БРСД "Агни-3" (3200 км). В единственном полку ОТР «Притхви-1» (дальность - 150 км) имеется 12-15 ПУ и 75-100 ракет. Все эти баллистические ракеты разработаны в самой Индии, могут нести как ядерные, так и обычные БЧ. Каждый из 4 полков крылатых ракет «Брамос» (совместная разработка России и Индии) имеет по 4-6 батарей, в каждой по 3-4 ПУ. Общее число ПУ КРНБ «Брамос» составляет 72.

Танковый парк Индии включает 124 танка собственной разработки «Арджун» (их производство продолжается), 1402 новейших российских Т-90 (всего предполагается иметь 2011 таких танков) и до 2414 советских Т-72М, прошедших модернизацию в Индии (носят местное название "Аджейя"). Кроме того, до 815 старых советских Т-55 и до 2000 не менее старых танков «Виджаянта» собственного производства (английский «Виккерс» Мк1) находятся на хранении.

В отличие от танков, другая бронетехника сухопутных войск Индии, в основном, сильно устарела. Имеется до 598 советских БРДМ-2, до 48 английских бронеавтомобилей «Феррет», до 2000 БМП-2 (в т.ч. 123 командирских БМП-2К), 300 чехословацких БТР OT-64, 462 южноафриканских бронеавтомобилей «Касспир», 12 английских БТР FV432. Из всей перечисленной техники лишь БМП-2 можно считать новыми, причем весьма условно. Кроме того, до 700 старых БМП-1, до 200 совсем старых советских БТР-50, до 250 БТР-152, до 55 БТР-60, до 299 чехословацких ОТ-62 находятся на хранении.

Также устарела большая часть индийской артиллерии. Имеется 20 САУ «Катапульта» собственной разработки (130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта»; еще 80 таких САУ на хранении), 68 английских «Аббот» (105 мм), 10 К9 "Ваджра" (155 мм). Буксируемые орудия - 215 югославских горных М48 (76 мм), от 700 до 1300 собственных IFG Mk1/Mk2/Mk3 и от 700 до 800 LFG, 50 итальянских M-56 (105 мм), 400 советских Д-30 (122 мм), 210 английских FH-77В, 180 М-46 с новым стволом, 3 американских М777 (155 мм), 40 советских С-23 (180 мм); еще до 721 М-46 и 200 FH-77В, а также 900 горных орудий (75 мм), 800 британских пушек (88 мм), 350 советских БС-3 (100 мм) находятся на хранении. Минометы – 5000 собственных Е1 и 220 самоходных СМТ на шассии БМП-2 (81 мм), 500 французских АМ-50 (120 мм), 207 финских М-58 «Тампелла» и 500 советских М-160 (160 мм). РСЗО – до 200 советских БМ-21 (122 мм), 80 собственных «Пинака» (214 мм), 42 российских «Смерч» (300 мм). Из всех перечисленных артсистем современными можно считать лишь южнокорейские САУ К9 (производятся в Индии по лицензии), американские гаубицы М777 (также производятся по лицензии), РСЗО «Пинака» и «Смерч».

Тамильский военный эксперт Кришнасвами Субрахманьям.
Фото с сайта www.foreignpolicy.com

Любая война способствует глубокой трансформации армии и пересмотру основных подходов обеспечения безопасности государства. Именно это произошло в 1999 году, после трехмесячной войны между Пакистаном и Индией на территории спорного района Каргил провинции Кашмир (Kargil, Kashmir), завершившейся победой Индии. Это был уже 4-й военный индо-пакистанский конфликт – после Первой Кашмирской войны 1947 года (First Kashmir War), пакистанской операции «Гибралтар» 1965 года (Pakistan’s Operation Gibraltar) и пакистанской операции «Поиск света» в ходе Войны за освобождение Бангладеш 1971 года (Operation Searchlight, Bangladesh Liberation War).

Казалось бы, эта конфликтогенная зона не вызывает удивления в мировом сообществе – регион взрывоопасен. Однако принципиальное отличие 4-го эпизода обострения отношений Индии и Пакистана заключено в том, что это была реальная война двух ядерных держав. Индия вошла в ядерный клуб еще в 1974 году, Пакистан – в 1998 году.

ЧЕТЫРЕ БАЗОВЫХ ТРЕБОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Военно-практическая «ценность» Каргильского конфликта, заставившая вынести определенные уроки, включает три критических фактора: развязывание военных действий со стороны Пакистана и вторжение его армии было относительно неожиданным для индийского руководства (включая спецслужбы страны); военные столкновения двух стран «традиционно» оборачиваются большими человеческими жертвами; к ожесточенному противостоянию прибавился ядерный вопрос. Все это в совокупности послужило поводом серьезных трансформационных изменений в Индийской армии.

Один из важных документов индийского оборонного истеблишмента уровня Think-Tank называется «Посткризисные военные реформы Индии 1998–2010 годов» (Post-Crises Defence Reforms in India, 1998–2010). Доклад был подготовлен на основе рекомендаций специально созданного Комитета по обзору Каргильского конфликта (Kargil Review Committee) при непосредственном участии Делийского Института оборонных исследований и анализа (Institute for Defence Studies and Analyses) и представлен в парламент Индии.

Несмотря на выявленные существенные недостатки в армии Индии, в ее управлении и подготовке войск (особенно в аспекте ведения действий в горной местности), экспертами был выбран не кардинальный революционный вариант трансформирования ВС, а поэтапный мягкий «benign» – подход с постепенным наращиванием необходимых способностей. На этом настоял известный тамильский военный эксперт Кришнасвами Субрахманьям, дуайен оборонных экспертных кругов Индии, основатель Делийского Института оборонных исследований и анализа, глава Комитета по обзору Каргильского конфликта (скончавшийся в феврале этого года).

В формирование рекомендаций доклада внесли существенный вклад четыре экс-министра военного ведомства Индии: Нариндер Натх Вохра, Аджай Викрам Сингх, Нареш Чандра и Джасвант Сингх, а также представители штабов трех видов ВС Индии и секретарь Комитета по обзору Каргильского конфликта Сатиш Чандра, который возглавляет главный разведывательный аналитический центр Индии – Объединенный разведывательный комитет (Joint Intelligence Committee, JIC).

Под руководством г-на Субрахманьяма Комитет по обзору Каргильского конфликта разработал несколько четких рекомендаций или требований, выполняемых в настоящее время в ходе строительства ВС Индии. Первое, на что было обращено внимание – состояние Национального Совета безопасности (National Security Council), внутриполитическое влияние которого было усилено. Также был усилен с предоставлением больших полномочий Объединенный разведывательный комитет, который интегрировали с Национальным Советом безопасности.

В целом Комитет по обзору Каргильского конфликта пришел к выводу, что слабость разведывательных структур Индии весьма осложнила ход Каргильской войны 1999 года. Было создано Оборонное разведывательное агентство (Defence Intelligence Agency, DIA), призванное глубоко интегрировать разведку в оборонное ведомство.

Не менее важное место в пункте рекомендаций, касающихся различных вопросов разведки, Комитет по обзору Каргильского конфликта отвел стимулированию в экспертной среде так называемого «мозгового штурма», поощрению обмена мнениями и открытых дискуссий экспертов и политиков (по-западному, Think-Tanks) с целью поиска путей совершенствования аналитики, разведки и прогноза. По мнению экспертов, в настоящее время в Индии наблюдается недостаток стратегических аналитических оборонных концепций. «Мозговому штурму» должны способствовать большая открытость военных для СМИ и ретроспективные исследования истории индо-пакистанского конфликта, желательно на основе рассекреченных документов (что в Индии пока не торопятся делать).

Второе требование Комитета по обзору Каргильского конфликта касалось создания индийской спутниковой разведывательной группировки (первый подобный спутник уже запущен) и разработки флота беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Помимо этого, в 2004 году была создана специальная структура электронной и информационной разведки Индии, которая называется Национальная организация технических исследований (National Technical Research Organisation, NTRO) по аналогии с американским Национальным агентством безопасности – National Security Agency.

В аспекте освоения новых технологий, в частноти БЛА, стоит отметить, что созданный индийцами параллельно для выработки рекомендаций по ОПК Келькарский комитет (Kelkar Committee) резюмировал, что для достижения технологического прорыва необходимо интегрировать оборонное производство в частный сектор экономики, а также придерживаться большей открытости для общества в оборонном планировании.

Третье требование Комитета по обзору Каргильского конфликта, следующее после важных структурных изменений и решений в разведывательной сфере, посвящено контртеррористической деятельности. Примечательно, что индийцы внедрили ключевой подход, наблюдаемый в западных странах и, к сожалению, пока еще не имеющий должного развития в России (страдающей регулярно от массовых терактов). Подход заключен в создании «околоармейских», полицейских сил для противодействия терроризму. Однако это решение все равно остается неординарным с точки зрения общепринятых понятий о функциях традиционной армии, поэтому его выполнение вызывает достаточное сопротивление в политических кругах Индии.

Следующее, четвертое требование Комитета по обзору Каргильского конфликта касается создания оперативно-тактических пограничных сил (Task force on border management) и специального комитета, который должен заниматься политикой в сфере охраны границ.

Комитет по обзору Каргильского конфликта уделил внимание модернизации армии (но не такой интенсивной, как, например, в России), созданию и закупкам новых вооружений (ключевое ответственное агентство – Организация оборонных исследований и разработок, Defence Research and Development Organisation, DRDO). Кстати, мощнейшим направлением развития ОПК Индии являются ракетные технологии. «НВО» подробно рассказывало о проекте «БраМос» в одном из предыдущих номеров (см. статью «БраМос: пятая высота» в НВО № 30 от 12.08.11). Индия планирует создать целый флот сверх- и гиперзвуковых крылатых ракет и поставлять их не только в свои войска, но и страны-союзницы (в том числе своим соседям Индонезии и Малайзии).

Последние испытания новых модификаций ракет БраМос были посвящены отработке ее боевого применения в условиях горного рельефа. И это не случайно, так как зона Каргильского конфликта – это, по сути, Гималайский регион (самые высокогорные места планеты). В более широком масштабе горный гималайский рельеф объединяет не только Индию и Пакистан, но и такие страны, как Непал, Тибет (Китай), Бутан, Бирму (Мьянма), и даже Афганистан. Однозначно можно отметить, что индийские военные рассматривают продолжение вооруженного противостояния в этой горной зоне как реальность.

Конечно, в рекомендациях была в очередной раз пересмотрена и ядерная программа Индии. Комментируя ядерный вопрос на одном из телемостов Москва–Дели в РИА Новости, старший научный сотрудник по направлению исследований Евразии Делийского Института оборонных исследований и анализа Смита Пурушоттам подчеркнула, что сегодня политика Индии в отношении ядерного оружия очень ответственная, государство строго придерживается стратегии нераспространения ядерного ОМУ в регионе и мире в целом. Ядерная политика Индии имеет две установки: отказ от стратегии первого удара и минимизация ядерного арсенала в интересах обороны государства и сдерживания. Индия продолжает выполнять добровольный мораторий на ядрные испытания с 1998 года. Сегодня особое внимание в стране уделяется войскам, охраняющим ядерные арсеналы.

ВЫСШАЯ КАСТА В АРМИИ ИНДИИ

Исторически свой отчет военное ведомство Индии ведет с 1776 года, когда было создано Министерство обороны в Калькутте. С 1895 года армия Индии стала единой с четырьмя военными региональными округами. С 1906 года Минобороны Индии было разделено на два ведомства – армейское и военных поставок. Затем снова было объединение, и начиная с 1947 года Минобороны Индии перешло в подчинение правительства (кабинета министров), а каждый из трех видов ВС имел своего главнокомандующего.

Верховным главнокомандующим ВС Индии является президент страны. В Индии есть должность министра обороны, сейчас ее занимает (с 2006 года) Аракапарамбил Куриен Энтони. И есть еще шесть должностей в ранге министров оборонного ведомства: государственный министр обороны (Minister of State for Defence) и пять специальных министров-секретарей. Группа министров (Group of Ministers, GOM) определяет национальную доктрину по безопасности (National Security Doctrine), директивы (Defence Minister’s Directives), долгосрочные интеграционные перспективные планы строительства ВС (Long Term Integrated Perspective Plans, LTIPP) и объединенный межвидовой план для войск (Joint Services Plan).

Должности начальника Генерального штаба в Индии нет. Есть Объединенный штаб обороны (Integrated Defence Staff, IDS), созданный согласно рекомендациям Комитета по обзору Каргильского конфликта в 2001 году с целью глубокой межвидовой интеграции в Индийской армии. Штаб IDS координирует и ВС, и ОПК. У IDS есть свой глава штаба – начальник Объединенного штаба (Chief of Integrated Staff), в настоящее время этот пост занимает вице-адмирал Шекхар Синха. Ему подчиняется председатель Комитета начальников штабов (Chairman of Chiefs of Staff Committee, CISC) и сам Комитет.

Комитет начальников штабов ответственен за все виды ВС Индии – Сухопутные войска (Indian Army), Военно-морской флот (Indian Navy), Военно-воздушные силы (Indian Air Force) и Береговую охрану (Indian Coast Guard), а также координирует работу Оборонной Группы кризисного регулирования (Defence Crisis Management Group, DCMG). Комитет начальников штабов осуществляет оборонное планирование в рамках пятилетних планов и рекомендаций для формирования ежегодных бюджетов, работает с доктринальными документами, определяет приоритеты строительства ВС.

Базовые недостатки Индийской армии, определенные докладом «Посткризисные военные реформы Индии 1998–2010 годов» следующие: отсутствие интеграции видов и родов войск, а также разведслужб; неоптимизированная вертикаль управления армией; неудовлетворительное оборонное планирование. Именно эти области остаются наиболее сложными в процессе трансформации индийских ВС. Особенно подвергается критике недоработка в определении четких внутривидовых приоритетов, от чего страдает общий интеграционный процесс.

Индия четко ориентирована на копирование американской системы управления войсками, то есть общепринятой западной, натовской. По аналогии с американскими структурами в Индии созданы Военно-учебное командование (Army Training Command, ARTRAC), Управление общих оценок (Office of Net Assessment, ONA) и Центр по оценке и изучению опыта боевых операций (Centre for Army Lessons Learnt, CALL).

Существенным условием выполнения трансформации ВС по западным «лекалам» является достижение интероперабельности различных видов и родов войск в формате объединенных и мобильных группировок. Если в России это направление трансформации буксует из-за излишней централизации управления армией – тяжеловесной командной системы, унаследованной с советских времен, то в Индии все наоборот. В армии отсутствуют эффективные коммуникации между командованиями трех видов ВС, что также делает невозможным продвижение к интероперабельности. В целом наблюдается даже некий внутриармейский раскол, который осложнился тремя проблемами.

Первая проблема заключена в том, что трудно осуществлять четкое военное планирование в масштабах всех индийских ВС, недостижимо согласование общего оперативного плана. Наибольшие разногласия вызывает вопрос поддержки с воздуха войск (Close Air Support, CAS). Командиры-сухопутчики видят задачи ВВС как обеспечение поддержки начальной фазы наступления Сухопутных войск. Авиационные командиры рассматривают свою миссию как самостоятельный воздушный бой с достижением превосходства в воздухе на ТВД и контроля воздушного пространства в зоне военных действий. Расхождение в приоритетах и взглядах на функции ВВС не преодолено, что напрямую отражается на оборонном заказе – сухопутчики требуют увеличения числа грузовой армейской авиации, авиаторы – истребителей для воздушных боев.

В докладе «Посткризисные военные реформы Индии 1998–2010 годов» делается особый акцент на сложившейся ситуации в ВВС. В ходе модернизации Индийской армии именно авиационное командование (признанная элита Индийской армии) стало всерьез беспокоиться о потере своего внутриармейского самостоятельного «суверенитета» – высказываются опасения, что ВВС превратится в подносчиков боеприпасов, силы поддержки и только. Против военных авиаторов объединились командования СВ и ВМС Индии.

Вторая проблема, обусловленная рассогласованием в трехвидовой структуре индийских ВС, касается финансового и военно-технического дублирования. В условиях существовавшего отсутствия комплексного подхода к планированию закупок вооружений и асимметрии информированности военных чиновников о нуждах различных армейских подразделений наблюдалось и наблюдается неэффективное расходование финансовых средств, выделяемых государством на армию. Над этим индийцы работают, совершенствуя процедуры закупок вооружений. Стараются сменить мышление с закупок, ориентированных только на один вид войск (single-service thinking), что обусловлено историческими, социальными и культурными особенностями армейской среды Индии – существенной нехваткой должного взаимодействия между тремя видами ВС. Разработаны специальные требования по обеспечению единых качественных закупок для всех видов и родов войск (Joint Services Quality Requirement, JSQR).

Третья проблема связана с тем, что на одной территории, где осуществляется тренировка или действия войск, командования разных видов ВС не объединяются между собой единым центром. Для изменения ситуации были созданы передовые воздушные командования (Forward Air Commands).

ПОСТКАРГИЛЬСКОЕ И ПОСТДАМАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Зачастую благодаря инерционному мышлению экспертам не удается высветить те новые «разломы», которые незаметно формируются на фоне исторических тектонических подвижек. Почти все международные эксперты сегодня согласны с тем, что главные события на международной арене будут развиваться в Азиатском регионе. Спорным остается лишь одно – какая страна все-таки будет определять главный азиатский вектор развития и соответственно какая международная организация.

В этой связи больше внимания уделяется Китаю, освоившему ядерные и космические технологии, ставшему одной из ведущих экономик мира. Именно отношения с Китаем, а точнее, урегулирование приграничных споров между Россией и Китаем, заложили основу уникального международного формата – Шанхайской организации сотрудничества. В этом году ШОС отметила свое десятилетие. Сегодня членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия; странами-наблюдателями – Индия (на юбилейном саммите ШОС летом этого года Индия подала заявку на официальное вступление в ШОС), Иран, Монголия и Пакистан (также подавший заявку на вступление в организацию); и новыми партнерами по диалогу – Шри-Ланка и Беларусь. О своем интересе к ШОС заявлял официальный Афганистан.

Какой же фактор упущен аналитиками сегодня? То, что мир уже пережил две войны между ядерными государствами – военный конфликт между Россией и Китаем в 1969 году (на острове Даманский) и Каргильскую войну между Индией и Пакистаном в 1999 году. Все четыре государства сегодня так или иначе объединены форматом ШОС, то есть организация имеет уникальное наследие в сфере безопасности.

Можно даже «нарисовать» такой исторический ядерный вектор с Запада на Восток (кстати, именно Восточный вектор является определяющим в трансформации структур НАТО с учетом вызовов и угроз нового века). Разработка ядерного оружия началась на Западе, первый ядерный «звоночек» прогремел в 1945 году, когда США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Затем в 1962 году случился Карибский кризис в связи с размещением ядерных ракет СССР на Кубе, чуть не обернувшийся началом боевых действий между США и СССР. Далее – военный конфликт СССР с ядерным Китаем (китайцы до этого провели первое ядерное испытание в 1964 году). И, наконец, Южная Азия – Каргильская война, уже без участия США и СССР.

Изменился с учетом Восточного вектора состав лидеров ядерного клуба по объему ядерных боеголовок. Сегодня по мнению экспертов (см. статью «Игра на опережение с бикфордовым шнуром» в «НВО» № 28 от 29.07.11) пятерка ядерных «передовиков» включает США (с 1945 года), Россию (с 1949 года), Китай, Пакистан и Израиль (который предположительно обладает значительным ядерным арсеналом с конца 1960-х – начала 1970-х годов). КНДР заявила о создании ядерного оружия в середине 2005 года, первое испытание его было проведено в октябре 2006 года. А Великобритания (в ядерном клубе с 1952 года) и Франция (с 1960 года) существенно сократили свои ядерные арсеналы в рамках коллективной обороны под гарантированной защитой Америки.

Таким образом, от отдельных хладнокровных ядерных ударов и в большей степени словесных политических угроз (при вовлечении Запада) мир перешел в иную реальность – к неуправляемым военным территориальным конфликтам в перенаселенной ядерной Южной Азии и, о чем все больше и больше предупреждают эксперты, к реальной возможности захвата азиатских ядерных арсеналов террористическими группировками. Поэтому можно дать более четкое определение известному в западных кругах Восточному вектору угроз – это не просто Восточный вектор, это уже Ядерный Восточный вектор.

Возможность решать проблему распространения ядерного оружия также зародилась на Западе, как и само ядерное оружие: США и Россия достаточно успешно развивают практику ядерного сдерживания и нераспространения. Сегодня этот вопрос контролируется не только на двустороннем уровне, но и в расширенном западном формате, который можно обозначить как Совет Россия–НАТО.

А вот в Азии таких усилий никто не предпринимает! И первое, что приходит на ум (учитывая все уникальные факторы, собравшиеся в одной организации ШОС): почему региональный формат ШОС не задействован до сих пор для обеспечения гарантированного нераспространения ядерного оружия в Азии? В этом ключе совсем по-другому можно взглянуть на «болезнь роста» этой организации сегодня, когда ШОС активно пытается определить свою идентичность, свою «особость» и свой смысл на разнородном геополитическом ландшафте XXI века.

Полезно вспомнить и такой исторический факт, когда отказ СССР быть активно вовлеченным в вопрос обретения Китаем ядерного потенциала через пять лет неожиданно «бумерангом» ударил Даманским конфликтом, над которым ядерный вопрос «висел» как дамоклов меч. Сегодня напрашивается аналогия с Ираном (вовлеченным в ШОС), игнорирование ядерного развития которого также через несколько лет может привести к неожиданному военному инциденту (учитывая, например, наиболее близкую конфликтогенную территорию, связанную с Ираном и национально, и исторически, и ментально – Азербайджан, Нагорный Карабах). Так или иначе, ШОС определенно становится важнейшим форматом стран Восточной Евразии в аспекте нераспространения ядерного оружия и предотвращения ядерного терроризма.

Заместитель директора Индийского Совета по социальным исследованиям, профессор Ниведита Кунду, выступая на одном из телемостов Москва–Дели в РИА Новости, отметила, что Индия весьма обеспокоена нарастанием террористических угроз в Азии. Свои антитеррористические усилия Индия твердо намерена объединить со странами ШОС. Принимая во внимание основные направления трансформации Индийской армии, определенные на основе посткаргильских событий и с учетом ядерного вопроса – развитие разведывательных, пограничных и контртеррористических структур, – Индии есть, чем усилить ШОС.

Ниведита Кунду подчеркивает, что центром нестабильности региона является Афганистан, поэтому особенно важны приграничный контроль и противодействие терроризму и экстремизму. Именно по этим направлениям в настоящее время Индия сближает позиции с Россией и Китаем (чему дополнительно способствует взаимодействие в формате БРИКС), и даже с Пакистаном на двусторонней основе.

Многие российские эксперты убеждены, что в ближайшем будущем ШОС может превратиться в серьезную региональную антитеррористическую структуру, консолидируя уникальные формат и опыт стран. Но пока антитеррористическое взаимодействие в рамках ШОС не очень эффективно, оно осуществляется на уровне учебных офицерских обменов и показательных учений. Недавно, в мае, при координирующей роли Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, в рамках «Программы сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010–2012 годы», прошли совместные антитеррористические учения спецслужб и правоохранительных органов «Тянь-Шань-2-2011» на территории Китайской Народной Республики. На учениях присутствовали представители стран-наблюдателей: Индии, Пакистана и Монголии.

Но одно дело – учения, а другое дело – настоящие совместные операции, говорят российские эксперты. Недостаточно даже только делиться разведданными, нужны войска и силовые методы. Россия заинтересована в расширении диапазона работы РАТС, распространении опыта ОДКБ, углублении взаимодействия и заимствования опыта Китая и Индии (с которой регулярно проводятся двусторонние военные учения «Индра» с 2003 года). Все это свидетельствует об отсутствии существенных препятствий для проведения совместных операций – нет особых секретов в оперативной тактике в борьбе с терроризмом. Есть только правовые, организационные проблемы и вопрос интероперабельности сил и средств.

Индийский эксперт в области безопасности и антитеррористической деятельности, генерал Рахул Бхонсле убежден, что военная составляющая в ШОС нужна. Сейчас ее нет. Основой ее может стать военное стратегическое партнерство Индии и России, которое продолжается уже долгие годы. Более того, среди трех евразийских гигантов – России, Индии и Китая – связка первых двух наиболее сильна.

Рахул Бхонсле подчеркивает, что без ШОС Индия не сможет адекватно обеспечивать свою безопасность. Поэтому Индия вполне может поддержать идею создания объединенных сил быстрого реагирования в рамках ШОС (по аналогии с КСОР ОДКБ), но для этого нужно достичь более высокого уровня доверия между странами внутри ШОС, сказал Рахул Бхонсле на одном из телемостов Москва–Дели.

Индийский эксперт отмечает, что при создании военного компонента ШОС нужно ориентироваться и на опыт России (ОДКБ), и на опыт НАТО (американский вариант создания Объединенных сил быстрого реагирования), и на опыт Индии и других стран Азии. Совершенствуя антитеррористический механизм РАТС, Россия и Индия вместе с другими странами могли бы на площадке ШОС сформировать соответствующую международную правовую базу для создания коллективных сил, которые можно будет задействовать в спецоперациях в регионе ответственности и на территориях третьих стран.

Важность развития мер доверия с Китаем заложена в основу ШОС, а сегодня эта организация стала еще и стратегической площадкой для стабилизации стран Центральной Азии и укрепления регионального лидерства Казахстана. Настало время осознать необходимость вовлечения Индии (и Южной Азии в более широком составе) в партнерский формат ШОС. Эта организация может и должна строить пространство безопасности в стремительно растущем Азиатском регионе, опираясь на уникальный опыт двух локальных войн четырех ядерных держав Евразии.

Индия на основе своих посткаргильских выводов имеет потенциал существенно повлиять на развитие системы безопасности региона в правильном направлении ≈ разведка, пограничные силы, внутренние полицейские силы, антитеррористические силы, охрана ядерных арсеналов. К этому следует добавить, что только у ШОС есть реальная возможность предотвратить излишнюю пролиферацию ракетных технологий Индии в регионе и эскалацию конфликта с ядерным Пакистаном.

Вооружённые силы Индии
भारतीय सशस्‍त्र सेनाएँ

Эмблема Вооружённых сил Индии
Подразделения Сухопутные войска
Воздушные силы
Военно-морские силы
Командование
Верховный главнокомандующий Рам Натх Ковинд
Министр обороны Нирмала Ситхараман
Военные силы
Призывной возраст с 18 до 27 лет
Занято в армии 1 395 100 (2018) (2-е место)
Запас 1 155 000 (2018)
Финансы
Бюджет 52,5 миллиардов долларов (2017)
Проценты ВНП 2,5% (2016 год)
Промышленность
Внутренние поставщики
  • Ordnance Factories Board
  • Bharat Earth Movers Limited
  • Bharat Dynamics Limited
  • Mazagon Dock Limited
  • Goa Shipyard Limited
  • Garden Reach Shipbuilders and Engineers
  • Mishra Dhatu Nigam
  • Ashok Leyland Group
  • TATA Group
  • Larsen & Toubro Group
  • Mahindra Group
  • Reliance Defence
  • Kalyani Group
История индийской армии
Армия империи Маурьев
Военное дело Индии в классический период
Армия Делийского султаната
Армия Виджаянагарской империи
Сикхская армия
Маратхская армия
Армия империи Великих Моголов
Армии президентств
Британская Индийская армия
Вооружённые силы Индии

Индия занимает первое место в мире по объёму импорта вооружений (2012) . Индия обладает ядерным оружием.

На 2018 год занимает четвёртое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США , РФ и Китая .

Общие сведения

В вооружённых силах Индии служит более 1,3 миллиона человек (3-е место в мире). По уровню военных расходов в 2014 году Индия занимала 7-е место в мире - 50 миллиардов долларов.

Официальной датой образования национальных вооружённых сил Индии считается 15 августа 1949 года, когда армию впервые возглавил индийский генерал Кодандера Кариаппа (англ.) русск. . Они были образованы на базе воинских частей армии Британской Индии , Королевских военно-воздушных сил Индии и кораблей флота Британской Индии, которые получил Индийский Союз при разделе Британской Индии в 1947 г. При этом в состав вооружённых сил Индии вошли части с личным составом, исповедующим индуизм и другие религии за исключением ислама .

Общее руководство и финансирование вооружённых сил осуществляет министерство обороны . Традиционно его возглавляет гражданское лицо. Большинство сотрудников министерства обороны, в том числе и оба заместителя министра, также являются гражданскими лицами. Высший орган военного управления - комитет начальников штабов, в его состав входят начальники штабов (командующие) сухопутных войск, ВВС и ВМС, которые занимают должность председателя по очереди.

В военно-административном отношении территория страны делится на пять военных округов: Северный, Западный, Центральный, Южный, Восточный.

Вооружённые силы комплектуются за счёт вербовки добровольцев из числа индийских граждан независимо от их религиозной или кастовой принадлежности. Однако многие воинские части комплектуются по этнорегиональному принципу . Офицерский корпус подразделяется на офицеров кадровой и некадровой службы. Кадровый офицерский состав комплектуется за счёт выпускников военных учебных заведений. Некадровый офицерский состав набирается, главным образом, из числа гражданских лиц, имеющих высшее образование и желающих временно служить в вооружённых силах.

Первоначальная трёхлетняя подготовка офицеров ведётся в Национальной военной академии в Кхадаквасле (англ.) русск. и в колледже сухопутных войск в Мхоу (англ.) русск. . По окончании учёбы курсанты направляются для дальнейшей подготовки в Индийскую военную академию в Дехра Дун (англ.) русск. и академию ВВС (англ.) русск. со сроком обучения 1-1,5 года, после чего им присваиваются офицерские звания. Выпускникам военно-морского отделения Национальной военной академии офицерские звания присваиваются после полутора лет службы на учебных и боевых кораблях.

В штабном колледже (англ.) русск. проходят подготовку офицеры с выслугой не менее шести лет, с должностей командира роты, им равных и выше (до командира дивизии). Резерв вооружённых сил (535 тыс. человек) состоит из резерва первой очереди сухопутных войск - 300 тыс. человек, прослуживших не менее 5 лет в регулярных частях (в военное время может быть набрано ещё 500 тыс. человек в возрасте до 50 лет), территориальной армии (добровольческая армия) - 40 тыс., резерва ВВС - 140 тыс. и резерва ВМС - 55 тыс. человек.

Состав вооружённых сил

Регулярные Вооружённые Силы Индии, включают

Кроме того, в Индии имеются различные военизированные формирования (около 1,090 тыс. человек): национальные силы безопасности, специальные военизированные силы, специальные пограничные силы и ряд других. Мобилизационные ресурсы страны 770 млн человек, из них 560 млн годных к военной службе.

Береговая охрана

Береговая охрана - около 8 тыс. человек, 12 патрульных кораблей, 22 патрульных катера, 20 самолётов, 15 вертолётов.

Ядерное оружие

Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхаран в штате Раджастхан. Официально ядерной державой Индия стала в 1998 году, совершив серию из 5-ти подземных ядерных испытаний «Шакти-98».

В структуре индийских вооружённых сил для управления ядерными силами создана специальная структура - NCA (Nuclear Command Authority), Администрация ядерного командования. Это не только военный, но и военно-политический орган управления. Ядерное командование занимается ядерным планированием в интересах обороны, отвечает за принятие и реализацию решения об использовании ядерного оружия для отражения внешней агрессии, во главе него стоит премьер-министр.

Органом оперативно-технического военного управления, подчинённым непосредственно NCA и председателю комитета начальников штабов вооружённых сил Индии, является сформированное в 2003 году Командование стратегических сил (Strategic Forces Command - SFC). Оно осуществляет координацию действий ядерных компонентов сухопутных войск и ВВС, представленных частями СВ, оснащёнными баллистическими ракетами наземного базирования и авиационными эскадрильями самолётов-носителей ядерных бомб. В обозримом будущем в сферу ответственности SFC также войдут ныне создаваемые морские стратегические ядерные силы.

Командование стратегических сил имеет в своём распоряжении, в составе сухопутных войск, две группы тактических баллистических ракет «Притхви-2» , по одной группе баллистических ракет оперативно-тактического назначения «Агни-1» и средней дальности «Агни-2», «Агни-3», «Агни-4». В ВВС Индии носителями ядерного оружия могут быть французские тактические истребители «Мираж-2000Н» и русские Су-30МКИ. Морскую компоненту своих ядерных сил Индия начала создавать ещё с помощью СССР. В 1988 году в аренду индийским ВМС была передана АПЛ К-43 проекта 670. В Индии её назвали «Чакра», за три года её аренды индийские моряки получили уникальный опыт её использования. В РФ продолжили эту добрую традицию, для ВМС Индии предназначена построенная в Комсомольске-на-Амуре многоцелевая АПЛ К-152 («Нерпа») проекта 971И. Срок аренды будет до 10 лет, индийцы её также назвали «Чакра». Кроме того, индийцы и сами строят АПЛ, причём стратегические, вооружённые ядерными баллистическими ракетами. По программе ATV (Advanced Technology Vessel - «Судно передовой технологии») строятся три АПЛ, проект был создан ещё в конце 80-х годов. Головная АПЛ «Арихант» (на санскрите означает «Истребитель врагов») будет введена в строй в этом или 2012 году. Её ударную мощь составляют 12 баллистических ракет средней дальности К-15 «Сагарика». Эту ракету разработал Хайдарабадский центр ракетостроения Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) - орган государственной власти Индии, отвечающий за развитие технологий в военных целях и находящийся в подчинении Министерства обороны Индии.


Военно-морские силы Командование Верховный главнокомандующий Рам Натх Ковинд Министр обороны Нирмала Ситхараман Военные силы Призывной возраст с 18 до 27 лет Занято в армии 1 395 100 (2018) (2-е место) Запас 1 155 000 (2018) Финансы Бюджет 52,5 миллиардов долларов (2017) Проценты ВНП 2,5% (2016 год) Промышленность Внутренние поставщики
  • Bharat Earth Movers Limited
  • Bharat Dynamics Limited
  • Mazagon Dock Limited
  • Goa Shipyard Limited
  • Garden Reach Shipbuilders and Engineers
  • Mishra Dhatu Nigam
  • Ashok Leyland Group
  • TATA Group
  • Larsen & Toubro Group
  • Mahindra Group
  • Reliance Defence
  • Kalyani Group
История индийской армии
Армия империи Маурьев
Военное дело Индии в классический период
Армия Делийского султаната
Армия Виджаянагарской империи
Сикхская армия
Маратхская армия
Армия империи Великих Моголов
Армии президентств
Британская Индийская армия
Вооружённые силы Индии

Вооружённые силы Индии (хинди भारतीय सशस्‍त्र सेनाएँ , англ. Indian Armed Forces ) - военная организация Индии , предназначенная для обороны Республики, защиты свободы и независимости государства, одно из важнейших орудий политической власти. Обязательный призыв отсутствует .

Индия занимает первое место в мире по объёму импорта вооружений (2012) . Индия обладает ядерным оружием.

На 2018 год занимает четвёртое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США , РФ и Китая .

Общие сведения

В вооружённых силах Индии служит более 1,3 миллиона человек (3-е место в мире). По уровню военных расходов в 2014 году Индия занимала 7-е место в мире - 50 миллиардов долларов.

Официальной датой образования национальных вооружённых сил Индии считается 15 августа 1949 года, когда армию впервые возглавил индийский генерал Кодандера Кариаппа (англ.) русск. . Они были образованы на базе воинских частей армии Британской Индии , Королевских военно-воздушных сил Индии и кораблей флота Британской Индии , которые получил Индийский Союз при разделе Британской Индии в 1947 г. При этом в состав вооружённых сил Индии вошли части с личным составом, исповедующим индуизм и другие религии за исключением ислама .

Общее руководство и финансирование вооружённых сил осуществляет министерство обороны . Традиционно его возглавляет гражданское лицо. Большинство сотрудников министерства обороны, в том числе и оба заместителя министра, также являются гражданскими лицами. Высший орган военного управления - комитет начальников штабов, в его состав входят начальники штабов (командующие) сухопутных войск, ВВС и ВМС, которые занимают должность председателя по очереди.

В военно-административном отношении территория страны делится на пять военных округов: Северный, Западный, Центральный, Южный, Восточный.

Вооружённые силы комплектуются за счёт вербовки добровольцев из числа индийских граждан независимо от их религиозной или кастовой принадлежности. Однако многие воинские части комплектуются по этнорегиональному принципу . Офицерский корпус подразделяется на офицеров кадровой и некадровой службы. Кадровый офицерский состав комплектуется за счёт выпускников военных учебных заведений. Некадровый офицерский состав набирается, главным образом, из числа гражданских лиц, имеющих высшее образование и желающих временно служить в вооружённых силах.

Первоначальная трёхлетняя подготовка офицеров ведётся в Национальной военной академии в Кхадаквасле (англ.) русск. и в колледже сухопутных войск в Мхоу (англ.) русск. . По окончании учёбы курсанты направляются для дальнейшей подготовки в Индийскую военную академию в Дехра Дун (англ.) русск. и академию ВВС (англ.) русск. со сроком обучения 1-1,5 года, после чего им присваиваются офицерские звания. Выпускникам военно-морского отделения Национальной военной академии офицерские звания присваиваются после полутора лет службы на учебных и боевых кораблях.

В штабном колледже (англ.) русск. проходят подготовку офицеры с выслугой не менее шести лет, с должностей командира роты, им равных и выше (до командира дивизии). Резерв вооружённых сил (535 тыс. человек) состоит из резерва первой очереди сухопутных войск - 300 тыс. человек, прослуживших не менее 5 лет в регулярных частях (в военное время может быть набрано ещё 500 тыс. человек в возрасте до 50 лет), территориальной армии (добровольческая армия) - 40 тыс., резерва ВВС - 140 тыс. и резерва ВМС - 55 тыс. человек.

Состав вооружённых сил

Регулярные Вооружённые Силы Индии, включают

Кроме того, в Индии имеются различные военизированные формирования (около 1,090 тыс. человек): национальные силы безопасности, специальные военизированные силы, специальные пограничные силы и ряд других. Мобилизационные ресурсы страны 770 млн человек, из них 560 млн годных к военной службе.

Береговая охрана

Береговая охрана - около 8 тыс. человек, 12 патрульных кораблей, 22 патрульных катера, 20 самолётов, 15 вертолётов.

Ядерное оружие

Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхаран в штате Раджастхан. Официально ядерной державой Индия стала в 1998 году, совершив серию из 5-ти подземных ядерных испытаний «Шакти-98».

В структуре индийских вооружённых сил для управления ядерными силами создана специальная структура - NCA (Nuclear Command Authority), Администрация ядерного командования. Это не только военный, но и военно-политический орган управления. Ядерное командование занимается ядерным планированием в интересах обороны, отвечает за принятие и реализацию решения об использовании ядерного оружия для отражения внешней агрессии, во главе него стоит премьер-министр.

Органом оперативно-технического военного управления, подчинённым непосредственно NCA и председателю комитета начальников штабов вооружённых сил Индии, является сформированное в 2003 году Командование стратегических сил (Strategic Forces Command - SFC). Оно осуществляет координацию действий ядерных компонентов сухопутных войск и ВВС, представленных частями СВ, оснащёнными баллистическими ракетами наземного базирования и авиационными эскадрильями самолётов-носителей ядерных бомб. В обозримом будущем в сферу ответственности SFC также войдут ныне создаваемые морские стратегические ядерные силы.

Командование стратегических сил имеет в своём распоряжении, в составе сухопутных войск, две группы тактических баллистических ракет «Притхви-2» , по одной группе баллистических ракет оперативно-тактического назначения «Агни-1» и средней дальности «Агни-2», «Агни-3», «Агни-4». В ВВС Индии носителями ядерного оружия могут быть французские тактические истребители «Мираж-2000Н» и русские Су-30МКИ. Морскую компоненту своих ядерных сил Индия начала создавать ещё с помощью СССР. В 1988 году в аренду индийским ВМС была передана АПЛ К-43 проекта 670. В Индии её назвали «Чакра», за три года её аренды индийские моряки получили уникальный опыт её использования. В РФ продолжили эту добрую традицию, для ВМС Индии предназначена построенная в Комсомольске-на-Амуре многоцелевая АПЛ К-152 («Нерпа») проекта 971И. Срок аренды будет до 10 лет, индийцы её также назвали «Чакра». Кроме того, индийцы и сами строят АПЛ, причём стратегические, вооружённые ядерными баллистическими ракетами. По программе ATV (Advanced Technology Vessel - «Судно передовой технологии») строятся три АПЛ, проект был создан ещё в конце 80-х годов. Головная АПЛ «Арихант» (на санскрите означает «Истребитель врагов») будет введена в строй в этом или 2012 году. Её ударную мощь составляют 12 баллистических ракет средней дальности К-15 «Сагарика». Эту ракету разработал Хайдарабадский центр ракетостроения Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) - тот же самый, что создал ракеты «Агни» и «Притхви». Первый подводный пуск «Сагарики» с погруженного испытательного понтона состоялся в 2008 году. Следующие индийские АПЛ могут получить на вооружение более дальнобойные баллистические ракеты K-X, являющиеся морским вариантом сухопутной ракеты «Агни-3». Индия планирует заложить ещё две АПЛ с ядерными ракетами.

.