Почему «русский Рафаэль» Алексей Егоров попал в опалу и был забыт на долгие годы. Русские художники


Если верить легенде его происхождения, мальчика нашли казаки в калмыцкой степи, привезли в Москву и устроили в Воспитательный дом, недавно построенный и курируемый самой императрицей. В метриках записали дату рождения - 1776 год. И вряд ли тогда кто-то мог предположить, что вся его жизнь будет связана с Петербургской Академией Художеств, а у современники будут называть его "русским Рафаэлем".

Академия


Художник Алексей Егоров с шести лет учился в Академии художеств. Уже в раннем детстве он проявил талант искусного графика. Вместе со своим учителем Угрюмовым они подолгу трудились над рисунками с античной натуры. Алексей частенько превосходил Григория Ивановича.


С 1798 года Егоров преподавал рисование в той же Академии. Считал строгий рисунок основой мастерства. Он умел не только передать, но и поставить сложную композицию. Ему были свойственны четкость, разнообразие комбинаций, колоритность, эстетика.

Римские «каникулы»


В 1803 году Егоров и его товарищи Шебуев, Демут-Малиновский, Дудин были направлены для обмена опытом в Италию. Вскоре такие командировки стали традицией для Русской школы. О римских деяниях Алексея Егоровича рассказали его друзья. Первое, что он сделал: нарисовал фигуру в натурном классе в таком труднейшем ракурсе, что сразу приобрел репутацию большого мастера.

Однажды он поспорил с итальянцем о способности русского художника изобразить фигуру человека в полный рост. Взяв в руки уголь наш рисовальщик начал движение с большого пальца левой ноги. Не отходя от стены он изобразил очертания человека полностью со всеми мускулами и без ошибок.


Среди итальянских художников эскизы Егорова пользовались большой популярностью. Стоимость одного рисунка для ценителей искусства определялась по количеству золотых монет, помещавшихся на его поверхности. Егоров был атлетически сильный, образованный и общительный молодой человек.

Алексей Егорович пел и играл на гитаре. В Риме его знали и любили все до последнего попрошайки. Сам Папа Пий VII называл его великим и предлагал остаться в Ватикане. В 1806 году группа товарищей вынуждена была покинуть Италию. Добирались по военным дорогам очень долго, в Россию вернулись только летом 1807 года. В сентябре Егоров снова преподавал рисунок, уже в должности академика.

Наставник


От учеников Алексей Егорович требовал досконального знания анатомии и античных образцов. Если тело натурщика было не идеальным, он предлагал на рисунке облагородить детали, но без копирования с антики. Кроме того, он считал, что рисовать может научиться каждый, сравнивал искусство академической графики с математикой.

Егоров мог по памяти воспроизвести любую классическую статую и в своих работах всегда был верен точности, передавал корректно мышцы и кости. Профессор Буяльский водил своих студентов в Эрмитаж изучать анатомию, искать ошибки художников. Егорова он отличал как единственного автора, пишущего безошибочно.

Живопись


Основные темы живописных картин художника: масштабные полотна и складни на библейский сюжет, портреты великосветских особ. Жизненные работы Егорова были небольшого формата, но зато написаны от души. А вот церковные композиции и лица скорее, отдают холодом. У Алексея Егоровича всегда было много заказов, его не обделяли славой и титулами, он помогал молодым художникам и был любим учениками, которые ждали его возле дома перед занятиями и сопровождали до классов.

Опала


Так продолжалось до тех пор, пока до искусства не добрался Николай I, прозванный в народе Палкиным. На седьмой год правления царь решил провести рейд по галереям. Сам он считал себя экспертом в искусстве и мнение советников спрашивал только за тем, чтобы остаться при своем. Ему не понравились художники, любимые его батюшкой.

Так целый ряд картин оказался на аукционе, в том числе и работы Егорова. Пожилого художника уволили из Академии, объявив его «неспособным к преподаванию». Картины сняли в Эрмитаже и Царском селе. Некоторые современники вину за увольнение академиков кладут на плечи руководителя Академии Оленина.


На самом деле, последний предложил сделать царю подарок в виде награждения Аракчеева, как близкого к императору человека титулом Академии. Но Егоров его остановил, пошутив, по поводу кучера, который императору ближе. Художник был вынужден переехать из шикарных апартаментов в жилище поскромнее, лишился каких-то крупных заказов.

Так он и прожил оставшиеся 20 лет забытый властью, но не бросивший карандаш до последнего дня. Молодые художники и старые ученики не забывали Егорова, приходили советоваться, послушать рассказы, получить напутственное слово перед поездкой в Италию. Егоров умер в 1851 году. До сих пор считается, что его уровня мастерства в изображении человеческого тела не достиг никто.

БОНУС


(1776 ) Дата смерти: Гражданство: Влияние на:

К. П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина

Работы на Викискладе

Алексе́й Его́рович Его́ров ( - 10 (22) сентября , Петербург) - русский живописец и рисовальщик , профессор исторической живописи, как преподаватель Академии художеств оказал большое влияние на русское искусство; под его руководством совершенствовались Брюллов , Басин , Марков и другие.

Биография

Калмычонок, захваченный казаками, был помещен в московский Воспитательный дом; место рождения и происхождение его неизвестны; единственными воспоминаниями его детства были богатый шёлковый халат, вышитые сапоги и кибитка - всё это, вместе с татарским его обликом, подтверждало его азиатское происхождение.

Явление Христа Марии Магдалине, 1818 год

Человек вполне русских вкусов, в молодости коренастый богатырь, Егоров в Италии пользовался удивительной популярностью; его знали все - одни звали его великим русским рисовальщиком, другие - «русским медведем». Все кварталы Рима были полны слухами о его геркулесовских подвигах.

Семья

Егоров был женат на Вере Ивановне Мартос, дочери скульптура И. П. Мартоса . В домашнем быту Егоров был великим самодуром. Дочерям своим он не дал никакого образования, считая, что девицам не надо учиться, всё равно забудут, были бы деньги - женихи будут. Жениха одной из них Булгакова он едва не выгнал из дома, заподозрив, что он масон , только потому, что молодой офицер за обедом сложил крестом нож с вилкой. Кроме того, Егоров к старости стал скуп, подозрителен и полон всяких чудачеств. М. Ф. Каменская , дочь графа Толстого , писала :

… В грязнейшем халате, в такой же ермолке на голове, Егоров всегда стоял перед мольбертом и писал какой-нибудь большой образ; около него на кресле, в пунцовом ситцевом платье, прикрывая ковровым платком свой громадный живот, всегда сидела на натуре очень еще красивая собой жена его (я не помню её иначе как в почтенном положении) Вера Ивановна; у него все Богородицы выходили - жена его, а все ангелы - старшая дочь его хорошенькая Наденька...

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1776 году
  • Умершие 22 сентября
  • Умершие в 1851 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники России XIX века
  • Похороненные на Тихвинском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Егоров, Алексей Егорович" в других словарях:

    Большая биографическая энциклопедия - (1776 1851), русский живописец и рисовальщик. Калмык по происхождению. Представитель классицизма. Учился в петербургской Академии художеств (1782 97) у И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова; преподавал там же (1798 1803, 1807 40), среди учеников … Художественная энциклопедия

    - (1776 1851) российский живописец. Представитель классицизма. Мастер лирического изящного рисунка. Картины на религиозные и мифологические темы, росписи, портреты (Голова юноши, 1812) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1776 1851), российский живописец. По происхождению калмык. Представитель классицизма. Мастер лирического изящного рисунка. Картины на религиозные и мифологические темы, росписи, портреты («Голова юноши», 1812). * * * ЕГОРОВ Алексей Егорович… … Энциклопедический словарь

    Исторический живописец (1776 1851), по происхождению калмык; род. в улусе орды, ушедшей из за Волги в китайские владения. Будучи захвачен казаками, преследовавшими орду, он, 6 ти лет от роду, попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 г …

    Исторический живописец (1776 1851), по происхождению калмык; род. в улусе орды, ушедшей из за Волги в китайские владения. Будучи захвачен казаками, преследовавшими орду, он, 6 ти лет от роду, попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Егоров. Егоров, Алексей: Егоров, Алексей Александрович (1918 1951) советский военный лётчик, подполковник. Герой Советского Союза (1945). Егоров, Алексей Егорович (1776… … Википедия

ЕГОРОВ Алексей Егорович
(1776-1851)

В достойной жизни нашего замечательного художника Алексея Егоровича Егорова много интереснейших фактов. Современники (и не только в России, но и в Италии) при жизни художника дали высшую оценку его таланта, назвав «русским Рафаэлем» (приведенные картины подтверждают, что прозвище вполне обоснованно). Еще более интересным является тот факт, что художник с такими простыми русскими фамилией, именем и отчеством является калмыком по рождению. Совсем ребенком он был подобран казаками в калмыкской степи и отдан… в Воспитательный дом в Москве - редкий пример гуманного отношения победителей к побежденному. А далее заложенный в зернышке талант дает мощный побег гениального рисовальщика и живописца. Такое возможно лишь на благодатной почве. И потому ребенка Алексея уже в 1782 году переводят в Воспитательное училище при Академии художеств. А после окончания Академии - поездка в Италию, где он поражает, а иногда и смущает своим талантом итальянских художников. Сам Папа Пий VII уговаривает его остаться в Италии придворным живописцем. Однако Алексей Егоров возвращается в Россию, где его ждет слава, напряженная работа живописца и преподавателя (среди его учеников Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.А. Иванов и др.), заслуженные награды и звания. Он типичный представитель русского высокого классицизма, пишет портреты, принимает самое активное участие в росписях церквей и соборов в Петербурге и его пригородах, Грузии, Польше. Но именно написание образов для церквей в Петербурге и Царском Селе вызвали недовольство большого знатока церковной живописи. К сожалению, этим знатоком оказался император Николай I. Последовало отстранение А.Е. Егорова, несмотря на защиту художника Советом Академии художеств, от преподавательской работы. Впрочем, к художнику за советом по-прежнему обращались даже светила отечественной живописи. Да и работал над картинами А.Е. Егоров до последних своих дней.

Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского Рафаэля". Вся его жизнь связана с Петербургской Академией Художеств.

О ранних годах художника не известно почти ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при АХ.

В академических классах Егоров учился у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры.

Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г. вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь редкая для вчерашнего выпускника.

О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми.
Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.

Егоров приобрел в Италии необычайную популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма - А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова для своих композиций. Па па Пий VII предлагал ему остаться в Италии в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства, возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность адъюнкт-профессора АХ, а уже в сентябре признан академиком за эскиз композиции "Положение во гроб" для Казанского собора.

Дальнейшая, более чем тридцатилетняя, служба в АХ принесла ему постепенное восхождение к вершинам академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в 1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической иерархии.
Самое большое место в творчестве Егорова занимают работы на религиозные сюжеты. Это иконы для петербургских церквей - лейб-гвардии Конного полка, Преображения, Казанского и Троицкого соборов, Таврического дворца, для академической церкви Святой Екатерины, малой и дворцовой церквей Царского Села, Сионского собора в Тифлисе. Пишет он и станковые картины на сюжеты Священного Писания: "Мадонна с Христом и Иоанном" (1813), "Явление Христа Марии Магдалине" (1818), "Исцеление расслабленного", "Отдых на пути в Египет" (обе б. г.) и др. Самая известная картина Егорова - "Истязание Спасителя" (1814). Многочисленные подготовительные рисунки и живописные эскизы к ней показывают, насколько тщательно маститый художник продумывал композицию. Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: "Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки".

В 1850 г. знаменитый гравер Ф. И. Иордан обратился в Совет АХ с просьбой разрешить ему награвировать эту картину Егорова, которую относил к "замечательнейшим новым творениям в искусстве". Сам Егоров, придававший первостепенное значение безупречному рисунку, тщательной моделировке форм и выстроенной композиции, то есть качествам, которые особенно выявляются при гравировании, однажды сказал: "Меня поймут, когда награвируют мои работы".

С рисунков Егорова в 1846 г. были выполнены гравюры на дереве и выпущены в виде альбома. Значительно раньше, в 1814 г., появился альбом рисунков, сочиненных и награвированных самим художником карандашной манерой. Это 17 композиций на темы Священного Писания, многие из которых повторяют его живописные работы.

Помимо религиозных сюжетов Егоров писал портреты (наиболее известны изображения княгини Е. И. Голицыной, гравера Н. И. Уткина, 1798; Н. П. Буяльской, 1824; А. Р. Томилова, 1831) и жанровые сцены ("Сусанна", 1813; "Купальщицы", б. г.). Неизменно пользовавшийся уважением многочисленных учеников и коллег-художников, Егоров не мог и предположить, какой удар ожидает его на склоне лет.

В 1835 г. Николаю I, считавшему себя знатоком искусства, не понравились образа для церкви Святой Троицы Измайловского полка. Царь объявил, что они "равномерно дурно написаны", и велел внести в протокол АХ выговор тем, кто их писал. В числе таковых оказался и Егоров.
Однако настоящая беда пришла пять лет спустя, в 1840 г., когда разгневанный Николай I распорядился "отправить без промедления в Академию художеств" как не отвечающие должному художественному уровню образа, написанные Егоровым для церкви Царского Села. И хотя специально созванный Совет АХ вступился за честь художника, император "высочайше повелеть соизволил: в пример другим уволить его вовсе от службы". Егорову пришлось оставить АХ, в стенах которой прошла почти вся его жизнь.

В качестве вознаграждения за труды ему определили пенсию по 1000 рублей в год, причем удержали 400 в оплату царскосельских образов. Изгнанный из стен АХ, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников - К П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.

Егоров Алексей Егорович

Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского Рафаэля". Вся его жизнь связана с Петербургской АХ.

О ранних годах художника не известно почти ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при АХ.

В академических классах Егоров учился у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры. Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г. вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь редкая для вчерашнего выпускника.

О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми. Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.

Егоров приобрел в Италии необычайную популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма - А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова для своих композиций. Па па Пий VII предлагал ему остаться в Италии в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства, возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность адъюнкт-профессора АХ, а уже в сентябре признан академиком за эскиз композиции "Положение во гроб" для Казанского собора. Дальнейшая, более чем тридцатилетняя, служба в АХ принесла ему постепенное восхождение к вершинам академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в 1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической иерархии.

Самое большое место в творчестве Егорова занимают работы на религиозные сюжеты. Это иконы для петербургских церквей - лейб-гвардии Конного полка, Преображения, Казанского и Троицкого соборов, Таврического дворца, для академической церкви Святой Екатерины, малой и дворцовой церквей Царского Села, Сионского собора в Тифлисе. Пишет он и станковые картины на сюжеты Священного Писания: "Мадонна с Христом и Иоанном" (1813), "Явление Христа Марии Магдалине" (1818), "Исцеление расслабленного", "Отдых на пути в Египет" (обе б. г.) и др.

Самая известная картина Егорова - "Истязание Спасителя" (1814). Многочисленные подготовительные рисунки и живописные эскизы к ней показывают, насколько тщательно маститый художник продумывал композицию. Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: "Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки". В 1850 г. знаменитый гравер Ф. И. Иордан обратился в Совет АХ с просьбой разрешить ему награвировать эту картину Егорова, которую относил к "замечательнейшим новым творениям в искусстве". Сам Егоров, придававший первостепенное значение безупречному рисунку, тщательной моделировке форм и выстроенной композиции, то есть качествам, которые особенно выявляются при гравировании, однажды сказал: "Меня поймут, когда награвируют мои работы". С рисунков Егорова в 1846 г. были выполнены гравюры на дереве и выпущены в виде альбома. Значительно раньше, в 1814 г., появился альбом рисунков, сочиненных и награвированных самим художником карандашной манерой. Это 17 композиций на темы Священного Писания, многие из которых повторяют его живописные работы.

Помимо религиозных сюжетов Егоров писал портреты (наиболее известны изображения княгини Е. И. Голицыной, гравера Н. И. Уткина, 1798; Н. П. Буяльской, 1824; А. Р. Томилова, 1831) и жанровые сцены ("Сусанна", 1813; "Купальщицы", б. г.). Неизменно пользовавшийся уважением многочисленных учеников и коллег-художников, Егоров не мог и предположить, какой удар ожидает его на склоне лет. В 1835 г. Николаю I, считавшему себя знатоком искусства, не понравились образа для церкви Святой Троицы Измайловского полка. Царь объявил, что они "равномерно дурно написаны", и велел внести в протокол АХ выговор тем, кто их писал. В числе таковых оказался и Егоров. Однако настоящая беда пришла пять лет спустя, в 1840 г., когда разгневанный Николай I распорядился "отправить без промедления в Академию художеств" как не отвечающие должному художественному уровню образа, написанные Егоровым для церкви Царского Села. И хотя специально созванный Совет АХ вступился за честь художника, император "высочайше повелеть соизволил: в пример другим уволить его вовсе от службы".

Егорову пришлось оставить АХ, в стенах которой прошла почти вся его жизнь. В качестве вознаграждения за труды ему определили пенсию по 1000 рублей в год, причем удержали 4000 в оплату царскосельских образов.

Изгнанный из стен АХ, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников - К П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.

Отдых на пути в Египет. Б. г. Масло


Явление ангела апостолу Петру. 1814. Мягкий лак


Купальщица. Ок. 1813. Масло


Портрет А. Р. Томилова. 1831. Масло


Егоров Андрей Афанасьевич (1878-1954).Зимний пейзажист.

Егоров Андрей Афанасьевич (1878‑1954) родился 2 июля 1878 года в деревне Арукюла Харьюмааского уезда в Эстонии в семье крестьянина. Потомок тверских крестьян, переселенных Петром в окрестности Ревела. Из-за полученной в раннем детстве травмы он стал глухонемым . В 1887 - 1896 гг. А. А. Егоров учился в Петербурге в школе для глухонемых, причем уже там проявились его способности к рисованию.Петербургское общество попечительства о глухонемых предоставило А. А. Егорову возможность за счет этой организации в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вслед за тем он был в 1901 - 1909 гг. вольнослушателем Петербургской Академии Художеств. В Совет Императорской Академии художеств в Петербурге сын эстонского крестьянина Андрей Афанасьевич Егоров направил прошение, в котором говорилось: "Имею честь покорнейше просить... о допущении меня к испытательному экзамену на живописное отделение..." Репинская мастерская при Академии художеств в Петербурге, которой руководил Д.Кардовский, и стала духовной родиной начинающего живописца. Это было в 1901 году, а до этого глухонемого мальчика из Арукюлаской волости местный священник Кирилл Янсен помог устроить в училище глухонемых в Петербурге, где он получил образование и приобрел специальность столяра.Рисование занимало все его свободное время, и за девять лет учебы он изучил технику масляной живописи и акварели. Писал все, что видел вокруг.

На санях. Далее.... ">

Возвращение с охоты.

Директор училища, видя тягу Егорова к искусству, определил его в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, а затем он блестяще выдержал конкурсный экзамен в Академию художеств.Традиция русской реалистической школы во многом определила выбор тематики его живописи, манеру исполнения. Егорову были близки пейзаж, городские мотивы, спокойная природа родной Эстонии. Самостоятельная работа А.А. Егорова в качестве художника началась в России, в числе прочего он расписывал церкви в Таганроге и Саратове. Впервые картины А. А. Егорова экспонировались на весенней выставке Академии Художеств в 1908 г. В 1913 г. - Выставка русских художников в Лондоне. В годы Гражданской войны (1919 - 1920) А.А. Егоров числился художником политотдела знаменитой красной 1-ой Конной армии.


Мостки.

Полоскание белья.

Стирка.

Возвратившись на родину в 1922 году, он оказался в пестрой круговерти течений и направлений, определявших художественную жизнь Эстонии 20-30-х годов. Он ездил по городам Эстонии, посещал острова, изучал каждый уголок старого Таллина, по-новому всматриваясь в краски родной природы. В своей книге "Живописец Андрей Егоров" Борис Энст так писал об этом периоде творчества художника: "Лишенный возможности служить, Егоров занимался "торговлей вразнос", отбирал несколько картин и шел с ними по редакциям газет и министерствам, а то и просто - на рынок. Он знал своего покупателя, уровень его обеспеченности, поэтому писал картины маленькие на дешевой фанере или картоне, да и брал за них небольшую плату. Писал зиму, виды Таллина и для туристов, которые развозили картины Егорова по всем материкам".


Сани.

В годы войны Егоров жил на Урале, преподавал рисунок в небольшом поселке. Вернулся на родину в ноябре 1944 года, много работал, был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Эстонии, участвовал в выставках. Умер художник в 1954 году в возрасте 76 лет.

Зимний пейзаж .

Зимой .

Каким же видится его творческое наследие сегодня? Много картин находится в Художественном музее Эстонии, в Тарту, в Петербурге, но больше всего живописи Егорова в частных коллекциях. Сохранились картины и во многих домах любителей живописи, видимо тех, кто приобретал их у мастера по доступной цене на том самом рынке, который так часто изображал он на своих картинах.

Старый рынок в Таллине.Ратушная площадь.

Зима.

Зимний пейзаж.

Весна.

Морской пейзаж.

Порт.

Городская улочка.

Васильки.

Ромашки.

В огороде.

Картинам уготована судьба менять своих владельцев. Галеристы могут рассказать массу интересных историй о попадающих к ним в руки картинах старых мастеров. Недавно в галерею "Риос" поступила картина Егорова, изображающая зимний пейзаж с санями. История ее такова. Однажды, остановившись на мызе, художник получил заказ от хозяина изобразить его хутор, но холста у него не было, и, сняв со стены старый портрет, он попросил художника написать картину прямо на нем. Художник выполнил просьбу, поставил свою подпись, а на обратной стороне картины на холсте осталась надпись, что этот портрет принадлежит собранию рода фон Крузенштернов. При рентгеновском освещении галеристы обнаружили портрет человека в военной форме. Кем он был и какова ценность прежней картины, это уже другая история, потому что зимний пейзаж с санями кисти Егорова приобрел новый владелец.

По воду .

Зимний пейзаж .

На последнем аукционе живописи старых мастеров, которые проводит галерея "Риос", была выставлена на продажу одна из замечательных картин Андрея Егорова "Старый рынок в Таллине", датированная 1915-1920 годами. Оценивалось это полотно в 52 тысячи крон. Продано за 56 тысяч. На картине изображен уголок старого города, давно поменявший в нашем представлении свой облик. Поэтому это не только произведение искусства, но и страница истории. Утренний свет, заливающий площадь, дворник, торопящийся убрать мостовую, первые подводы с лошадями, прибывшие в город. Вся атмосфера пронизана воздухом. Яркие краски черепичных крыш, стройный силуэт церковного купола рождают образ тихого города, живущего по своим привычным законам. Мастерство живописца и состоит в том, чтобы увидеть в каждом изображенном предмете, пейзаже, уголке города приметы вечности, каждый раз открывающиеся зрителю.