Ассамблея петровских времён. Основные понятия и государственные институты петровской эпохи из чьей семьи

Ассамблея

АССАМБЛЕ́Я -и; ж. [франц. assemblée].

1. Общее собрание какой-л. (преимущественно международной) организации; её высший орган; съезд, конгресс. А. народов Азии и Африки. Генеральная А. ООН (один из главных органов ООН, состоящий из представителей всех входящих в её состав государств).

2. В России в эпоху Петра I: увеселительный вечер, бал.

ассамбле́я

(от франц. assemblée - собрание), 1) собрание. 2) Название высшего органа государственной власти в ряде стран, а также высшего органа некоторых международных организаций. 3) Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введённые и регламентированные (1718) Петром I.

АССАМБЛЕЯ

АССАМБЛЕ́Я (от франц. assemblée - собрание), название высших органов государственной власти в ряде стран, а также высших органов некоторых международных организаций. В 18 веке в России ассамблеями называли собрания-балы с участием женщин в домах знати, введенные и регламентированные (1718) Петром I Великим (см. ПЕТР I Великий) . Заранее составлялся календарь ассамблей, который строго соблюдался. Петербургская и московская знать затрачивала на ассамблеи большие средства. В 1719 году Петр установил, чтобы на ассамблеи обязательно являлись все «чиновные особы», а также дворяне, купцы, корабельные мастера с женами и подросшими детьми. Гости съезжались к пяти часам вечера, вели себя свободно. Жены иностранных шкиперов, например, могли позволить себе заниматься вязанием. Кульминацией ассамблеи был приезд царской четы Петра и Екатерины, которым представлялись гости. Специальные помещения были отведены для курения, танцев, игр в шахматы и шашки. Карты на ассамблеи не допускались, поскольку были запрещены императором.
Танцы сопровождались духовой музыкой. Предпочтение отдавалось английским, польским танцам, можно было наблюдать и русские пляски. Дамы и кавалеры приглашались свободно, многие учились танцевальным движениям непосредственно во время танцев. Женщинам не возбранялось пить спиртное наравне с мужчинами. В указе 1718 года было сказано, что ассамблеи служат «не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить». Обязательство дам участвовать в ассамблеях ликвидировало прежнее затворничество женщин из боярской среды. Ассамблеи нанесли удар по бытовой косности русского дворянства. Духовенство имело свои особые ассамблеи.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ассамблея" в других словарях:

    - (фр. assemblée собрание): Ассамблея название руководящего органа организации (обычно достаточно крупной, часто международной): Генеральная ассамблея верховный орган управления некоторых крупных организаций. Национальная… … Википедия

    - [фр. assemblee собрание] общее собрание какой л. организации дипломатического, политического или научного характера. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. АССАМБЛЕЯ вечернее собрание, род бала или вечеринки; введены Петром I для развития… … Словарь иностранных слов русского языка

    ассамблея - и, ж. assemblée f. 1. Собрание членов какого л. политического органа. Сл. 18. Граф Кронгиелм яко президент от канцелярии учинил, по том преизрядную речь асамблее от Королевиной стороне. Вед. 1719 2 271. Сие письмо получил я, будучи на асамблеи у… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Собрание, сбор, общество; бал, парламент Словарь русских синонимов. ассамблея сущ., кол во синонимов: 4 бал (6) … Словарь синонимов

    АССАМБЛЕЯ, 1) собрание. 2) В некоторых странах название парламентов или их высших палат, а также высшего органа ряда международных организаций … Современная энциклопедия

    - (от франц. assemblee собрание) ..1) собрание2)] Название высшего органа государственной власти в ряде стран, а также высшего органа некоторых международных организаций3) Собрания балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и… … Большой Энциклопедический словарь

    Собраніе, съѣздъ (при дворѣ Петра I). Ассамблейный посѣщающій ассамблею, принадлежащій къ ней. Ср. Явился вдругъ Вашъ возвратившійся супругъ Съ офиціальной ассамблеи. А. Майковъ. Барышнѣ. Ср. Иной бы радъ былъ запереть жену, а ее съ барабаннымъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    АССАМБЛЕЯ, и, жен. 1. Общее собрание какой н. международной организации; её высший орган. Генеральная А. Организации Объединённых Наций. 2. При Петре I: бал, увеселительный вечер. | прил. ассамблейный, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

    - (от французского assemblee собрание), собрания балы с участием женщин в домах российской знати. Введены и регламентированы в 1718 Петром I. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    - (Assemblee) этим словом означается на французском языкевсякое собрание, между прочим и собрания народные и сословные. Согласнос принципом, лежащим в основании последних, они разделяются наAssemblees provinciales, созываемые для защиты особых… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от франц. assemblee собрание) 1) название высших органов государственной власти в ряде стран, а также высших органов некоторых международных организаций; 2) в 18 веке в России ассамблеями называли собрания балы с участием женщин в домах знати,… … Политология. Словарь.

Книги

  • Предел обороны , Игорь Огай. Ассамблея миров, благодаря которой на Земле поддерживается хрупкое равновесие между конкурирующими древними расами, вновь подвергается испытанию на прочность. Изиных пространств на улицы…
  • - Собрание...

  • - Название высшего органа государственной власти в ряде стран, а также высшего органа некоторых международных организаций...

  • - Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные (1718) Петром I.


Эпиграф

  • «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»

  • В.М. Васнецов

  • «Знать историю в строгом смысле слова – это значит знать ВСЁ»

  • С.И. Танеев

  • «Не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно » Н.Г. Чернышевский


люди и события


Династия Романовых



  • Расставьте по хронологии правителей

  • (кто такой,

  • годы правления и жизни,

  • из чьей семьи,

  • их фамилии и отчества)



ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725)

  • ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725)

  • российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича. Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-21, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-23 и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при д. Лесная (1708) и под Полтавой (1709). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-06, Булавинское 1707-09 и др.), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией странами Зап. Европы авторитета великой державы.


Пётр I


история и литература


Что это за событие?


Схемы сражений Гренгам, Нарва, Полтава, у Лесной, Гангут


Схемы битв и сражений


Расставить в хронологическом порядке сражения.

  • а) Нарва, Полтава, у Лесной, Гангут;

  • а) Нарва,

  • б) строительство Санкт-Петербурга, в) у Лесной,

  • г)Полтава,

  • д) Гангут;


СЕВЕРНЫЙ СОЮЗ

  • антишведская коалиция России, Дании, Саксонии и Польши.

  • Заключен в 1699. Распался в начале Северной войны 1700-21. Потерпев поражение, Дания вышла из войны в 1700, Польша и Саксония - в 1706. После Полтавской битвы 1709 возобновлен с участием Пруссии (1713).


Внешняя политика. Международ. отношения. Посольский приказ или Коллегия Иностранных дел . в каких отношениях была

  • Россия,

  • Швеция,

  • Дания,

  • Речь Посполитая,

  • Турция


Фильм Петрова «Пётр I»


Военная реформа регулярная армия


Неотосланные депеши (Кто? Когда? Кем? С чем мог послать каждое из этих донесений?)

  • «Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят»


Кто лишний и почему?

  • Пётр I, царевна Софья, Иван V, Карл XII

  • Россия, Швеция, Дания, Англия, Речь Посполитая (Польша)

  • Нарва, Полтава, у Лесной, Азов


Противники или союзники

  • Мазепа и Пётр I,

  • Карл XII и турецкий султан,

  • Пётр I и Август II,

  • Булавин и Меньшиков,

  • Пётр I и Софья,

  • Карл XII и датская королева


«Было или не было» (Найди правильный ответ, происходило ли это событие в петровское время, если да или нет, то почему и когда произошло)

  • Северная война, Ливонская война, Стрелецкие бунты, Куликовская битва, Невская битва со шведами,

  • Крестьянская война во главе К. А. Булавина,

  • Великое посольство,

  • строительство новой столицы,

  • воссоединение Украины с Россией,

  • Крестьянская война во главе С. Разина.


Исторический диктант Самая исторически грамотная кумпанства


Слова исторические термины XVII - XVIII в. объясните их значение и принадлежность

  • рекруты, регулярная армия,

  • подушная подать, абсолютная монархия, поссесионные крестьяне, меркантилизм, коллегии, «Табель о рангах», император, подворное обложение.


СЛОВО ПОБЕДИТЕЛЯМ Петра I


Вариант № 1045212

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

1) Реформы кня­ги­ни Ольги

2) Реформы Елены Глинской

3) Распад им­пе­рии Карла Великого

Ответ:

Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, кроме двух, от­но­сят­ся к цар­ство­ва­нию Ни­ко­лая II.

1) Государственная дума; 2) декабристы; 3) кадеты; 4) октябристы; 5) Совет Министров Российской империи;

6) верховники

Найдите и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые номера терминов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му периоду.

Ответ:

Укажите термин, о ко­то­ром идёт речь.

Собрания-балы в домах знати с уча­сти­ем женщин, введённые и ре­гла­мен­ти­ро­ван­ные Пет­ром I.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (явлениями, событиями) и фактами, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (явлениям, событиям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А Б В Г

Ответ:

Выберите из списка три исторические личности, связанные с княжением Ивана III. Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) хан Ахмат

2) хан Тохтамыш

3) Сергий Радонежский

4) Иосиф Волоцкий

5) Софья Палеолог

6) Елена Глинская

Ответ:

Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

А) «Рельсовая война» - ко­до­вое на­зва­ние опе­ра­ции со­вет­ских пар­ти­зан в ав­гу­сте - сен­тяб­ре ______ года на ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии для по­мо­щи на­сту­па­ю­щим вой­скам Крас­ной армии.

Б) В самые кри­ти­че­ские пе­ри­о­ды за­щи­ты _________ вой­ска ге­не­ра­ла В. И. Чуйкова не толь­ко вы­сто­я­ли в не­пре­рыв­ных боях, но и при­ня­ли ак­тив­ное уча­стие при раз­гро­ме не­мец­ких войск на за­вер­ша­ю­щем этапе битвы.

B) С опе­ра­ци­ей у го­ро­да ____________ связывают по­яв­ле­ние в РККА гвар­дей­ских ча­стей и соединений.

Пропущенные элементы:

3) Воронеж

4) Ленинград

6) Сталинград

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми во­е­на­чаль­ни­ков и их де­я­тель­но­стью: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го столбца. За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

ВОЕНАЧАЛЬНИК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
A) А. А. Бру­си­лов
Б) С. М. Буденный
B) А. Н. Ку­ро­пат­кин
Г) Г. К. Жуков
1) командир Пер­вой Кон­ной армии в годы Граж­дан­ской войны
2) первый за­ме­сти­тель Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны
3) командующий рус­ски­ми вой­ска­ми в русско-японской войне 1904−1905гг.
4) командующий Юго-Западным фрон­том в 1916 г. в пе­ри­од Пер­вой ми­ро­вой войны
5) начальник Ге­не­раль­но­го штаба с 1942 г., ко­ман­ду­ю­щий со­вет­ски­ми вой­ска­ми на Даль­нем Во­сто­ке в 1945 г.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Прочтите от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и ука­жи­те фа­ми­лию автора.

«До сих пор я не ре­шал­ся пе­ча­тать моих за­пи­сок о Распутине. Мне не хо­те­лось до вре­ме­ни ка­сать­ся тех событий, ко­то­рые ро­ко­вым об­ра­зом свя­за­ны с цар­ство­ва­ни­ем му­че­ни­че­ски по­гиб­ше­го Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая И. <...> Чтобы из­бе­жать тя­же­лых разо­ча­ро­ва­ний и оши­бок в будущем, не­об­хо­ди­мо знать ошиб­ки прошлого: знать прав­ду вче­раш­не­го дня. Мне, как близ­ко­му сви­де­те­лю не­ко­то­рых со­бы­тий этого вче­раш­не­го дня, и хо­чет­ся рас­ска­зать о них все, что я видел и слышал. Ради этого я решил пре­одо­леть в себе то тя­гост­ное чувство, ко­то­рое поды­ма­ет­ся в душе при близ­ком со­при­кос­но­ве­нии с минувшим, осо­бен­но при вос­по­ми­на­нии об его страш­ной раз­вяз­ке в под­ва­ле Ипа­тьев­ско­го дома. <...> Когда Рас­пу­тин чер­ной тенью стоял около престола, не­го­до­ва­ла вся Россия. Луч­шие пред­ста­ви­те­ли выс­ше­го ду­хо­вен­ства под­ни­ма­ли свой голос на за­щи­ту Церк­ви и Ро­ди­ны от по­ся­га­тельств этого пре­ступ­но­го проходимца. Об уда­ле­нии Рас­пу­ти­на умо­ля­ли Го­су­да­ря и Им­пе­ра­три­цу лица, наи­бо­лее близ­кие Цар­ской семье.

Все было безрезультатно. Его тем­ное вли­я­ние все боль­ше и боль­ше укреплялось, а на­ря­ду с этим все силь­нее на­рас­та­ло не­до­воль­ство в стране, про­ни­кая даже в самые глу­хие углы России, где про­стой народ вер­ным ин­стинк­том чуял, что у вер­шин вла­сти тво­рит­ся что-то неладное.

И потому, когда Рас­пу­тин был убит, его смерть была встре­че­на все­об­щим ликованием».

Ответ:

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

1) Прут­ский поход

2) Варфоломеевская ночь

3) Алек­сей Михайлович

5) Кав­каз­ская война

8) Люблинская уния

9) Ели­за­ве­та Петровна

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите отрывок из документа.

«... Мы бояре... приговорили... на том... чтоб король Жигимонт пожаловал, дал на Владимирское и Московское и все великие государства российского царствия сына своего... королевича.

А будучи государю королевичу на российском государстве, церкви божия... чтити и украшати во всем по прежнему обычаю и всем православным христианам быть в православной христианской вере греческого закона по-прежнему, и римские веры и иных разных вер костёлов и молебных храмов в Московском государстве не ставити...

Боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным и по городам воеводам и всяким чинам бытии по-прежнему как повелось в Московском государстве при прежних великих государях... На Москве суду бытии по прежнему обычаю и по Судебнику Российского государства, а будет похотят в чём пополнити для укрепления судов, и государю на то поволоти с думою бояр и всей земли, чтоб было всё праведно».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) данный документ был составлен в период Смутного времени

2) представлен фрагмент Крестоцеловальной записи

3) документ составило боярское правительство Василия Шуйского

4) упоминаемый в отрывке королевич - Лжедмитрий I

5) условием приглашения королевича на русский престол было принятие королевичем православия

6) согласно документу, в случае воцарения королевича бояре сохраняют все свои привелегии

Ответ:

Укажите век, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся события, обо­зна­чен­ные на схеме. Ответ на­пи­ши­те словом.

Ответ:

Укажите на­зва­ние города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

Ответ:

Укажите полководца, воз­гла­вив­ше­го поход, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но на схеме циф­рой «3».

Ответ:

Какие суждения, от­но­ся­щи­е­ся к ис­то­ри­че­ской ситуации, обо­зна­чен­ной на схеме, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Дей­стви­я­ми войск, на­прав­ле­ние дви­же­ния ко­то­рых обо­зна­че­но на схеме циф­рой «1», ру­ко­во­дил князь – ос­но­ва­тель ди­на­стии мос­ков­ских князей.

2) Циф­рой «4» на схеме обо­зна­че­но на­прав­ле­ние дви­же­ния войск под ру­ко­вод­ством ли­тов­ско­го князя Ягайло.

3) В ре­зуль­та­те сражения, обо­зна­чен­но­го на схеме, на Руси было окон­ча­тель­но лик­ви­ди­ро­ва­но ор­дын­ское владычество.

4) В сражении, обо­зна­чен­ном на схеме, на сто­ро­не рус­ских войск при­ни­ма­ли уча­стие вой­ска ря­зан­ско­го князя.

5) В пе­ри­од прав­ле­ния князя, ру­ко­во­див­ше­го дей­стви­я­ми войск, обо­зна­чен­ных на схеме циф­рой «1», были воз­ве­де­ны бе­ло­ка­мен­ные стены Мос­ков­ско­го Кремля.

6) На схеме обо­зна­че­на река, по на­зва­нию ко­то­рой было дано про­зви­ще мос­ков­ско­му князю, ру­ко­во­див­ше­му дей­стви­я­ми рус­ских войск, обо­зна­чен­ных на схеме циф­рой «1».

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) «Троица»

Б) кар­ти­на «Портрет на­поль­но­го гетмана»

B) «Общерусский ле­то­пис­ный свод»

Г) кар­ти­на «Звон - ко­ло­коль­ня Ивана Великого»

1) Произведение на­пи­са­но после 1725 г. и по­это­му вос­при­ни­ма­ет­ся как обоб­щен­ный образ че­ло­ве­ка Пет­ров­ской эпохи.

2) В кар­ти­не от­ра­зи­лись мно­гие осо­бен­но­сти ар­хи­тек­тур­ных росписей, ха­рак­тер­ных для рус­ских икон и фре­сок XVII в.

5) Про­из­ве­де­ние на­пи­са­но в Смут­ное время.

6) Про­из­ве­де­ние да­ти­ру­ет­ся кон­цом XX в.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Дан­ный номер жур­на­ла «Крокодил» вышел во вто­рой чет­вер­ти XX в.

2) В ос­но­ву ка­ри­ка­ту­ры по­ло­жен эпи­зод из поэмы «Мёртвые души».

3) Писатель, го­дов­щи­не со дня рож­де­ния ко­то­ро­го по­свя­ще­на об­лож­ка журнала, за одно из своих про­из­ве­де­ний был рас­кри­ти­ко­ван В. Г. Белинским.

4) Ка­ри­ка­ту­ра на об­лож­ке жур­на­ла по­свя­ще­на внеш­не­по­ли­ти­че­ским от­но­ше­ни­ям СССР.

5) Писатель, го­дов­щи­не со дня рож­де­ния ко­то­ро­го по­свя­ще­на об­лож­ка журнала, был со­вре­мен­ни­ком А. С. Пушкина.

Ответ:

Укажите поч­то­вые марки, посвящённые событию, про­изо­шед­ше­му в том же веке, когда умер писатель, го­дов­щи­не со дня рож­де­ния ко­то­ро­го по­свя­ще­на об­лож­ка журнала. В от­ве­те запишите две цифры, ко­то­рой обо­зна­че­на эта марка.

Ответ:

О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошёл в историю этот период?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырёх реформ).


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения современного историка Е. В. Анисимова.

«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории» чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...

Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.

Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей - максимально способствовать развитию и совершенствованию того "регулярного" государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения современного историка Е. В. Анисимова.

«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории» чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...

Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.

Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей - максимально способствовать развитию и совершенствованию того "регулярного" государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.

Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основной российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 862-988 гг.;

2) 1855-1881 гг.;

3) 1991-2000 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

Ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;

Назвать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениям, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.


Ассамблеи – форма проведения досуга знати – собрания-балы с участием женщин, введенные Петром I в 1718 г.

Бироновщина – режим правления, установившийся при императрице Анне Иоанновне (1730-1740), названный по имени ее фаворита Эрнста Иоганна Бирона. Характеризовался засильем иностранцев во всех областях государственного управления и власти, разграблением страны, репрессиями против недовольных.

Бюрократия 1) совокупность лиц, профессионально занимающихся управлением (чиновничество), ответственных перед государственным руководством и живущих за счет полученной заработной платы (жалованья); 2) система управления государством через аппарат чиновников.

Восточный вопрос – термин, означающий комплекс противоречий держав на Ближнем Востоке, Балканах, в зоне Черноморских проливов и в Северной Африке – на территориях, подвластных Османской империи (Турции).

Гвардия – отборная, лучшая часть армии.

Губерния – основная административно-территориальная единица России с 1708 г. Делилась на уезды . Несколько смежных губерний могли составлять генерал-губернаторство.

Дворцовый переворот – насильственное отстранение монарха от власти одной из оппозиционных придворных группировок при помощи гвардии .

Держава 1) большая и мощная страна; 2) эмблема власти, одна из регалий монарха: золотой шар с короной или крестом наверху.

«Жалованная грамота дворянству» – документ, подтверждавший все привилегии , данные дворянству после смерти Петра I, а также разрешавший создавать дворянские общества в губерниях и уездах .

«Жалованная грамота городам» – документ, определявший права и обязанности городского населения, систему управления в городах.

Император – лицо, носитель высшего монаршего достоинства, а также титул такого лица. В России титул императора был принят Петром I в 1721 г.

Интенсивный – дающий высокую производительность.

Капиталистые крестьяне – зажиточные крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательской деятельностью.

Коллегии – центральные органы исполнительной власти, ведавшие определенной отраслью (армией, флотом, внешней политикой и т.д.). Были введены Петром I вместо приказов .

Кондиции – условия, зафиксированные в договоре.

Крестьяне-отходники – крестьяне, которым позволялось, с разрешения помещика, уходить из деревни на сезонные работы, чтобы заработать оброк .

Магистрат – орган городского управления, введенный при Петре I.

Мещанство (мещане) – в России до конца 1917 г. – сословие , низший разряд лично свободного, податного городского населения. По Жалованной грамоте городам 1785 г. включало мелких торговцев и ремесленников – основных плательщиков налогов и податей .

Модернизация – изменение, реконструкция социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований. В более узком смысле под модернизацией понимается промышленный переворот и индустриализация , складывание общенационального рынка и единой системы хозяйствования.

Подушная подать – основной налог, взимавшийся с мужского населения (каждой «души») податных сословий , независимо от возраста. Заменила собой подворное обложение (когда налог собирался с крестьянского или посадского двора).

Посессионные крестьяне государственные крестьяне , купленные владельцами заводов для работы на них.

Приписные крестьяне дворцовые или государственные крестьяне , которые вместо уплаты податей должны были работать на казенных или частных заводах, были «прикреплены» к ним.

Просветители общее название выдающихся мыслителей XVII-XVIII вв. (Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др.), критиковавших феодальные порядки, отстаивавших свободу личности, равенство людей в правах и перед законом, просвещение народа. Просветители считали, что главной задачей монарха («мудреца на троне») является забота о благоденствии народа, в соответствии с законами, исходящими от правителя. В России идеи Просвещения отстаивали Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.

Просвещение – идейное течение периода перехода от феодализма к капитализму , связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против абсолютизма и феодализма . Причинами человеческих бедствий просветители считали невежество, религиозный фанатизм, выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу и гражданское равенство.

«Просвещенный абсолютизм» – обозначение государственной политики в России (при Екатерине II) и ряде стран Западной Европы (Австрии, Пруссии, Португалии и др.). Эта политика заключалась в использовании буржуазных идей эпохи Просвещения для сохранения феодальных порядков и крепостнического строя в условиях начавшегося его разложения. Екатерина II стремилась построить «законную» самодержавную монархию , строго определив права и обязанности сословий . Свою деятельность она изображала как союз государя и философов, способствуя развитию просвещения и образования. Такая политика была направлена на укрепление господства дворянства , хотя некоторые реформы способствовали развитию капитализма .

Протекторат – форма зависимости, при которой слабая страна, формально сохраняя свое государственное устройство и некоторую самостоятельность во внутренних делах, фактически подчинена другой, более сильной державе .

Регент – временный правитель монархического государства (в случае малолетства или болезни монарха).

Рекруты – солдаты, проходившие военную службу по найму или по повинности . Набор рекрутов в российскую армию был принудительным (с 1705 по 1874 г.).

Ремесленные цехи – объединения ремесленников одной специальности, введенные указом Петра I с 1722 г.

Секуляризация 1) переход монастырской и церковной собственности (земли, крестьян) в собственность светскую; 2) освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

Сенат (Правительствующий Сенат) – высшее государственное административное учреждение, сменившее при Петре I Боярскую думу. Вместе с монархом Сенат разрабатывал новые законы, следил за финансами страны и контролировал работу государственного аппарата. С 1722 г. возглавлялся генерал-прокурором («оком государевым»).

Синод (Святейший правительствующий Синод) – духовная коллегия , ведавшая делами церкви, во главе с обер-прокурором (назначавшимся из светских лиц).

«Табель о рангах» – изданный Петром I в 1722 г. документ, разделивший военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и военные, и гражданские) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие.

Тайная канцелярия – орган политического сыска в эпоху дворцовых переворотов , ведала делами о государственных преступлениях.

Уложенная комиссия – комиссия, созванная Екатериной II для выработки нового свода законов Российской империи (Уложения). Состояла из правительственных чиновников и выборных представителей от разных сословий. Проработав 1,5 года и не успев принять никаких решений, комиссия была «временно» распущена, поводом для чего стала начавшаяся в 1768 г. русско-турецкая война.

Фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии , нередко оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства .

Шляхетство – название российского дворянства (на польский манер).

Экстенсивный – направленный на количественное увеличение, расширение, распространение (в отличие от интенсивного ).

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Объясните значение термина «абсолютизм».

2. Объясните значение понятия «дворцовый переворот».

3. Объясните значение понятия «коллегии».

4. Объясните значение понятия «меркантилизм».

5. Объясните значение термина «модернизация».

6. Объясните значение понятия «протекционизм».

7. Объясните значение понятия «просвещенный абсолютизм».

8. Объясните значение термина «секуляризация».

9. Объясните значение понятия «Табель о рангах».

10. Объясните значение понятия «Уложенная комиссия».

11. Два преобразования Петра I, способствовавшие усилению бюрократизации управления – …

12. Два преобразования Петра I, направленные на европеизацию страны – …

А) созыв Земского собора

Б) создание регулярной армии

В) упразднение патриаршества и создание Синода

Г) освобождение дворянства от обязательной службы

13. Два органа государственного управления при Петре I – …


Ответ: Апостол.

Вопрос № 22. Почему патриарх Никон стал проводить реформу Церкви, опираясь на греческие обряды и книги?

Ответ: исправления богослужения по древним русским образцам стало невозможно из-за серьезных разночтений.

Вопрос № 23. Рождение русского театра относится к царствованию?

Ответ: Алексея Михайловича.

Вопрос № 24. В истории Московского государства это был первый выезд монарха за пределы страны. Назовите имя монарха?

Ответ: Петр I.

Вопрос № 25. Ассамблея это?

Ответ: собрание – балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные Петром I.

Вопрос № 26. «Юности честное зерцало - это?

Ответ: книга о хороших манерах, составленная для молодых людей во время царствования Петра I.

Вопрос № 27. С 1702 года в России стала издаваться первая печатная газета под названием?

Ответ: «Ведомости».

Вопрос № 28. В России отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира был введен?

Ответ: Петром I.

Вопрос № 29. Как назывался первый музей в истории России?

Ответ: Кунсткамера.

Вопрос № 30. Представители этого идейного направления боролись за установление царства разума, которое, основано на естественном равенстве. Большую роль в создании нового общественного порядка должно было сыграть распространение знаний. О ком идет речь?

Ответ: о просветителях.

Вопрос № 31. Даже в домах рядовых горожан в XVIII в. Стены стали украшать шпалерами, т.е.?

Ответ: обоями.

Вопрос № 32. В каких произведениях А.С. Пушкина изображен Петр I?

Ответ: «Медный всадник».

Ответ: М.Ломоносов.

Вопрос № 34. Первый уличный карнавал с маскарадом состоялся в 1721 г. Где это произошло?

Ответ: в Ярославле.

Вопрос № 35. Этот человек сделал и подарил Екатерине II удивительные часы: они имели форму гусиного яйца, каждый час открывались, представляя взорам храм Воскресения Христова, а в 12 часов играли музыку, сочиненную талантливым изобретателем. Кто это?

Ответ: И.П.Кулибин.

Вопрос № 36. Этот архитектор создал Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, Большой дворец в Петергофе. Имя зодчего?

Ответ: Ф.Б.Растрелли.

Вопрос № 37. Первая в России публичная библиотека была открыта?

Ответ: в Петербурге.

Вопрос № 38. Где была открыта первая русская консерватория?

Ответ: в Москве.

Вопрос № 39. Кто был директором первой русской консерватории открытой в 1859 г.?

Ответ: А.Г. Рубинштейн.

Вопрос № 40. С какого года бесплатное начальное обучение в России стало обязательным?

Ответ: с 1918 г.

Вопрос № 41. Когда и кем впервые в России был принят закон о привлечении студентов и военных к сельскохозяйственным работам?

Ответ: большевиками в 1918 г.