Ассамблея петровских времён. Основные понятия и государственные институты петровской эпохи из чьей семьи
Ассамблея
АССАМБЛЕ́Я -и; ж. [франц. assemblée].
1. Общее собрание какой-л. (преимущественно международной) организации; её высший орган; съезд, конгресс. А. народов Азии и Африки. Генеральная А. ООН (один из главных органов ООН, состоящий из представителей всех входящих в её состав государств).
2. В России в эпоху Петра I: увеселительный вечер, бал.
ассамбле́я(от франц. assemblée - собрание), 1) собрание. 2) Название высшего органа государственной власти в ряде стран, а также высшего органа некоторых международных организаций. 3) Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введённые и регламентированные (1718) Петром I.
АССАМБЛЕЯАССАМБЛЕ́Я (от франц. assemblée - собрание), название высших органов государственной власти в ряде стран, а также высших органов некоторых международных организаций. В 18 веке в России ассамблеями называли собрания-балы с участием женщин в домах знати, введенные и регламентированные (1718) Петром I Великим (см.
ПЕТР I Великий)
. Заранее составлялся календарь ассамблей, который строго соблюдался. Петербургская и московская знать затрачивала на ассамблеи большие средства. В 1719 году Петр установил, чтобы на ассамблеи обязательно являлись все «чиновные особы», а также дворяне, купцы, корабельные мастера с женами и подросшими детьми. Гости съезжались к пяти часам вечера, вели себя свободно. Жены иностранных шкиперов, например, могли позволить себе заниматься вязанием. Кульминацией ассамблеи был приезд царской четы Петра и Екатерины, которым представлялись гости. Специальные помещения были отведены для курения, танцев, игр в шахматы и шашки. Карты на ассамблеи не допускались, поскольку были запрещены императором.
Танцы сопровождались духовой музыкой. Предпочтение отдавалось английским, польским танцам, можно было наблюдать и русские пляски. Дамы и кавалеры приглашались свободно, многие учились танцевальным движениям непосредственно во время танцев. Женщинам не возбранялось пить спиртное наравне с мужчинами. В указе 1718 года было сказано, что ассамблеи служат «не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить». Обязательство дам участвовать в ассамблеях ликвидировало прежнее затворничество женщин из боярской среды. Ассамблеи нанесли удар по бытовой косности русского дворянства. Духовенство имело свои особые ассамблеи.
Энциклопедический словарь . 2009 .
Синонимы :Смотреть что такое "ассамблея" в других словарях:
- (фр. assemblée собрание): Ассамблея название руководящего органа организации (обычно достаточно крупной, часто международной): Генеральная ассамблея верховный орган управления некоторых крупных организаций. Национальная… … Википедия
- [фр. assemblee собрание] общее собрание какой л. организации дипломатического, политического или научного характера. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. АССАМБЛЕЯ вечернее собрание, род бала или вечеринки; введены Петром I для развития… … Словарь иностранных слов русского языка
ассамблея - и, ж. assemblée f. 1. Собрание членов какого л. политического органа. Сл. 18. Граф Кронгиелм яко президент от канцелярии учинил, по том преизрядную речь асамблее от Королевиной стороне. Вед. 1719 2 271. Сие письмо получил я, будучи на асамблеи у… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Собрание, сбор, общество; бал, парламент Словарь русских синонимов. ассамблея сущ., кол во синонимов: 4 бал (6) … Словарь синонимов
АССАМБЛЕЯ, 1) собрание. 2) В некоторых странах название парламентов или их высших палат, а также высшего органа ряда международных организаций … Современная энциклопедия
- (от франц. assemblee собрание) ..1) собрание2)] Название высшего органа государственной власти в ряде стран, а также высшего органа некоторых международных организаций3) Собрания балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и… … Большой Энциклопедический словарь
Собраніе, съѣздъ (при дворѣ Петра I). Ассамблейный посѣщающій ассамблею, принадлежащій къ ней. Ср. Явился вдругъ Вашъ возвратившійся супругъ Съ офиціальной ассамблеи. А. Майковъ. Барышнѣ. Ср. Иной бы радъ былъ запереть жену, а ее съ барабаннымъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
АССАМБЛЕЯ, и, жен. 1. Общее собрание какой н. международной организации; её высший орган. Генеральная А. Организации Объединённых Наций. 2. При Петре I: бал, увеселительный вечер. | прил. ассамблейный, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
- (от французского assemblee собрание), собрания балы с участием женщин в домах российской знати. Введены и регламентированы в 1718 Петром I. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
- (Assemblee) этим словом означается на французском языкевсякое собрание, между прочим и собрания народные и сословные. Согласнос принципом, лежащим в основании последних, они разделяются наAssemblees provinciales, созываемые для защиты особых… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- (от франц. assemblee собрание) 1) название высших органов государственной власти в ряде стран, а также высших органов некоторых международных организаций; 2) в 18 веке в России ассамблеями называли собрания балы с участием женщин в домах знати,… … Политология. Словарь.
Книги
- Предел обороны , Игорь Огай. Ассамблея миров, благодаря которой на Земле поддерживается хрупкое равновесие между конкурирующими древними расами, вновь подвергается испытанию на прочность. Изиных пространств на улицы…
- Собрание...
- Название высшего органа государственной власти в ряде стран, а также высшего органа некоторых международных организаций...
- Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные (1718) Петром I.
Эпиграф
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»
В.М. Васнецов
«Знать историю в строгом смысле слова – это значит знать ВСЁ»
С.И. Танеев
«Не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно » Н.Г. Чернышевский
люди и события
Династия Романовых
Расставьте по хронологии правителей
(кто такой,
годы правления и жизни,
из чьей семьи,
их фамилии и отчества)
ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725)
ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725)
российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича. Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-21, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-23 и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при д. Лесная (1708) и под Полтавой (1709). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-06, Булавинское 1707-09 и др.), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией странами Зап. Европы авторитета великой державы.
Пётр I
история и литература
Что это за событие?
Схемы сражений Гренгам, Нарва, Полтава, у Лесной, Гангут
Схемы битв и сражений
Расставить в хронологическом порядке сражения.
а) Нарва, Полтава, у Лесной, Гангут;
а) Нарва,
б) строительство Санкт-Петербурга, в) у Лесной,
г)Полтава,
д) Гангут;
СЕВЕРНЫЙ СОЮЗ
антишведская коалиция России, Дании, Саксонии и Польши.
Заключен в 1699. Распался в начале Северной войны 1700-21. Потерпев поражение, Дания вышла из войны в 1700, Польша и Саксония - в 1706. После Полтавской битвы 1709 возобновлен с участием Пруссии (1713).
Внешняя политика. Международ. отношения. Посольский приказ или Коллегия Иностранных дел . в каких отношениях была
Россия,
Швеция,
Дания,
Речь Посполитая,
Турция
Фильм Петрова «Пётр I»
Военная реформа регулярная армия
Неотосланные депеши (Кто? Когда? Кем? С чем мог послать каждое из этих донесений?)
«Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят»
Кто лишний и почему?
Пётр I, царевна Софья, Иван V, Карл XII
Россия, Швеция, Дания, Англия, Речь Посполитая (Польша)
Нарва, Полтава, у Лесной, Азов
Противники или союзники
Мазепа и Пётр I,
Карл XII и турецкий султан,
Пётр I и Август II,
Булавин и Меньшиков,
Пётр I и Софья,
Карл XII и датская королева
«Было или не было» (Найди правильный ответ, происходило ли это событие в петровское время, если да или нет, то почему и когда произошло)
Северная война, Ливонская война, Стрелецкие бунты, Куликовская битва, Невская битва со шведами,
Крестьянская война во главе К. А. Булавина,
Великое посольство,
строительство новой столицы,
воссоединение Украины с Россией,
Крестьянская война во главе С. Разина.
Исторический диктант Самая исторически грамотная кумпанства
Слова исторические термины XVII - XVIII в. объясните их значение и принадлежность
рекруты, регулярная армия,
подушная подать, абсолютная монархия, поссесионные крестьяне, меркантилизм, коллегии, «Табель о рангах», император, подворное обложение.
СЛОВО ПОБЕДИТЕЛЯМ Петра I
Вариант № 1045212
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Реформы княгини Ольги
2) Реформы Елены Глинской
3) Распад империи Карла Великого
Ответ:
Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, кроме двух, относятся к царствованию Николая II.
1) Государственная дума; 2) декабристы; 3) кадеты; 4) октябристы; 5) Совет Министров Российской империи;
6) верховники
Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
Ответ:
Укажите термин, о котором идёт речь.
Собрания-балы в домах знати с участием женщин, введённые и регламентированные Петром I.
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А | Б | В | Г |
Ответ:
Выберите из списка три исторические личности, связанные с княжением Ивана III. Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) хан Ахмат
2) хан Тохтамыш
3) Сергий Радонежский
4) Иосиф Волоцкий
5) Софья Палеолог
6) Елена Глинская
Ответ:
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) «Рельсовая война» - кодовое название операции советских партизан в августе - сентябре ______ года на оккупированной территории для помощи наступающим войскам Красной армии.
Б) В самые критические периоды защиты _________ войска генерала В. И. Чуйкова не только выстояли в непрерывных боях, но и приняли активное участие при разгроме немецких войск на завершающем этапе битвы.
B) С операцией у города ____________ связывают появление в РККА гвардейских частей и соединений.
Пропущенные элементы:
3) Воронеж
4) Ленинград
6) Сталинград
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
Ответ:
Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ВОЕНАЧАЛЬНИК | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
A) А. А. Брусилов Б) С. М. Буденный B) А. Н. Куропаткин Г) Г. К. Жуков | 1) командир Первой Конной армии в годы Гражданской войны 2) первый заместитель Верховного главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны 3) командующий русскими войсками в русско-японской войне 1904−1905гг. 4) командующий Юго-Западным фронтом в 1916 г. в период Первой мировой войны 5) начальник Генерального штаба с 1942 г., командующий советскими войсками на Дальнем Востоке в 1945 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора.
«До сих пор я не решался печатать моих записок о Распутине. Мне не хотелось до времени касаться тех событий, которые роковым образом связаны с царствованием мученически погибшего Государя Императора Николая И. <...> Чтобы избежать тяжелых разочарований и ошибок в будущем, необходимо знать ошибки прошлого: знать правду вчерашнего дня. Мне, как близкому свидетелю некоторых событий этого вчерашнего дня, и хочется рассказать о них все, что я видел и слышал. Ради этого я решил преодолеть в себе то тягостное чувство, которое подымается в душе при близком соприкосновении с минувшим, особенно при воспоминании об его страшной развязке в подвале Ипатьевского дома. <...> Когда Распутин черной тенью стоял около престола, негодовала вся Россия. Лучшие представители высшего духовенства поднимали свой голос на защиту Церкви и Родины от посягательств этого преступного проходимца. Об удалении Распутина умоляли Государя и Императрицу лица, наиболее близкие Царской семье.
Все было безрезультатно. Его темное влияние все больше и больше укреплялось, а наряду с этим все сильнее нарастало недовольство в стране, проникая даже в самые глухие углы России, где простой народ верным инстинктом чуял, что у вершин власти творится что-то неладное.
И потому, когда Распутин был убит, его смерть была встречена всеобщим ликованием».
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Прутский поход
2) Варфоломеевская ночь
3) Алексей Михайлович
5) Кавказская война
8) Люблинская уния
9) Елизавета Петровна
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите отрывок из документа.
«... Мы бояре... приговорили... на том... чтоб король Жигимонт пожаловал, дал на Владимирское и Московское и все великие государства российского царствия сына своего... королевича.
А будучи государю королевичу на российском государстве, церкви божия... чтити и украшати во всем по прежнему обычаю и всем православным христианам быть в православной христианской вере греческого закона по-прежнему, и римские веры и иных разных вер костёлов и молебных храмов в Московском государстве не ставити...
Боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным и по городам воеводам и всяким чинам бытии по-прежнему как повелось в Московском государстве при прежних великих государях... На Москве суду бытии по прежнему обычаю и по Судебнику Российского государства, а будет похотят в чём пополнити для укрепления судов, и государю на то поволоти с думою бояр и всей земли, чтоб было всё праведно».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) данный документ был составлен в период Смутного времени
2) представлен фрагмент Крестоцеловальной записи
3) документ составило боярское правительство Василия Шуйского
4) упоминаемый в отрывке королевич - Лжедмитрий I
5) условием приглашения королевича на русский престол было принятие королевичем православия
6) согласно документу, в случае воцарения королевича бояре сохраняют все свои привелегии
Ответ:
Укажите век, к которому относятся события, обозначенные на схеме. Ответ напишите словом.
Ответ:
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ:
Укажите полководца, возглавившего поход, направление которого обозначено на схеме цифрой «3».
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Действиями войск, направление движения которых обозначено на схеме цифрой «1», руководил князь – основатель династии московских князей.
2) Цифрой «4» на схеме обозначено направление движения войск под руководством литовского князя Ягайло.
3) В результате сражения, обозначенного на схеме, на Руси было окончательно ликвидировано ордынское владычество.
4) В сражении, обозначенном на схеме, на стороне русских войск принимали участие войска рязанского князя.
5) В период правления князя, руководившего действиями войск, обозначенных на схеме цифрой «1», были возведены белокаменные стены Московского Кремля.
6) На схеме обозначена река, по названию которой было дано прозвище московскому князю, руководившему действиями русских войск, обозначенных на схеме цифрой «1».
Ответ:
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
A) «Троица» Б) картина «Портрет напольного гетмана» B) «Общерусский летописный свод» Г) картина «Звон - колокольня Ивана Великого» | 1) Произведение написано после 1725 г. и поэтому воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи. 2) В картине отразились многие особенности архитектурных росписей, характерных для русских икон и фресок XVII в. 5) Произведение написано в Смутное время. 6) Произведение датируется концом XX в. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Ответ:
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данный номер журнала «Крокодил» вышел во второй четверти XX в.
2) В основу карикатуры положен эпизод из поэмы «Мёртвые души».
3) Писатель, годовщине со дня рождения которого посвящена обложка журнала, за одно из своих произведений был раскритикован В. Г. Белинским.
4) Карикатура на обложке журнала посвящена внешнеполитическим отношениям СССР.
5) Писатель, годовщине со дня рождения которого посвящена обложка журнала, был современником А. С. Пушкина.
Ответ:
Укажите почтовые марки, посвящённые событию, произошедшему в том же веке, когда умер писатель, годовщине со дня рождения которого посвящена обложка журнала. В ответе запишите две цифры, которой обозначена эта марка.
Ответ:
О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошёл в историю этот период?
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырёх реформ).
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из сочинения современного историка Е. В. Анисимова.
«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории» чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...
Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.
Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...
Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей - максимально способствовать развитию и совершенствованию того "регулярного" государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из сочинения современного историка Е. В. Анисимова.
«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории» чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...
Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.
Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...
Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей - максимально способствовать развитию и совершенствованию того "регулярного" государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.
Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основной российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 862-988 гг.;
2) 1855-1881 гг.;
3) 1991-2000 гг.
В сочинении необходимо:
Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Ассамблеи – форма проведения досуга знати – собрания-балы с участием женщин, введенные Петром I в 1718 г.
Бироновщина – режим правления, установившийся при императрице Анне Иоанновне (1730-1740), названный по имени ее фаворита Эрнста Иоганна Бирона. Характеризовался засильем иностранцев во всех областях государственного управления и власти, разграблением страны, репрессиями против недовольных.
Бюрократия – 1) совокупность лиц, профессионально занимающихся управлением (чиновничество), ответственных перед государственным руководством и живущих за счет полученной заработной платы (жалованья); 2) система управления государством через аппарат чиновников.
Восточный вопрос – термин, означающий комплекс противоречий держав на Ближнем Востоке, Балканах, в зоне Черноморских проливов и в Северной Африке – на территориях, подвластных Османской империи (Турции).
Гвардия – отборная, лучшая часть армии.
Губерния – основная административно-территориальная единица России с 1708 г. Делилась на уезды . Несколько смежных губерний могли составлять генерал-губернаторство.
Дворцовый переворот – насильственное отстранение монарха от власти одной из оппозиционных придворных группировок при помощи гвардии .
Держава – 1) большая и мощная страна; 2) эмблема власти, одна из регалий монарха: золотой шар с короной или крестом наверху.
«Жалованная грамота дворянству» – документ, подтверждавший все привилегии , данные дворянству после смерти Петра I, а также разрешавший создавать дворянские общества в губерниях и уездах .
«Жалованная грамота городам» – документ, определявший права и обязанности городского населения, систему управления в городах.
Император – лицо, носитель высшего монаршего достоинства, а также титул такого лица. В России титул императора был принят Петром I в 1721 г.
Интенсивный – дающий высокую производительность.
Капиталистые крестьяне – зажиточные крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательской деятельностью.
Коллегии – центральные органы исполнительной власти, ведавшие определенной отраслью (армией, флотом, внешней политикой и т.д.). Были введены Петром I вместо приказов .
Кондиции – условия, зафиксированные в договоре.
Крестьяне-отходники – крестьяне, которым позволялось, с разрешения помещика, уходить из деревни на сезонные работы, чтобы заработать оброк .
Магистрат – орган городского управления, введенный при Петре I.
Мещанство (мещане) – в России до конца 1917 г. – сословие , низший разряд лично свободного, податного городского населения. По Жалованной грамоте городам 1785 г. включало мелких торговцев и ремесленников – основных плательщиков налогов и податей .
Модернизация – изменение, реконструкция социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований. В более узком смысле под модернизацией понимается промышленный переворот и индустриализация , складывание общенационального рынка и единой системы хозяйствования.
Подушная подать – основной налог, взимавшийся с мужского населения (каждой «души») податных сословий , независимо от возраста. Заменила собой подворное обложение (когда налог собирался с крестьянского или посадского двора).
Посессионные крестьяне – государственные крестьяне , купленные владельцами заводов для работы на них.
Приписные крестьяне – дворцовые или государственные крестьяне , которые вместо уплаты податей должны были работать на казенных или частных заводах, были «прикреплены» к ним.
Просветители – общее название выдающихся мыслителей XVII-XVIII вв. (Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др.), критиковавших феодальные порядки, отстаивавших свободу личности, равенство людей в правах и перед законом, просвещение народа. Просветители считали, что главной задачей монарха («мудреца на троне») является забота о благоденствии народа, в соответствии с законами, исходящими от правителя. В России идеи Просвещения отстаивали Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.
Просвещение – идейное течение периода перехода от феодализма к капитализму , связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против абсолютизма и феодализма . Причинами человеческих бедствий просветители считали невежество, религиозный фанатизм, выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу и гражданское равенство.
«Просвещенный абсолютизм» – обозначение государственной политики в России (при Екатерине II) и ряде стран Западной Европы (Австрии, Пруссии, Португалии и др.). Эта политика заключалась в использовании буржуазных идей эпохи Просвещения для сохранения феодальных порядков и крепостнического строя в условиях начавшегося его разложения. Екатерина II стремилась построить «законную» самодержавную монархию , строго определив права и обязанности сословий . Свою деятельность она изображала как союз государя и философов, способствуя развитию просвещения и образования. Такая политика была направлена на укрепление господства дворянства , хотя некоторые реформы способствовали развитию капитализма .
Протекторат – форма зависимости, при которой слабая страна, формально сохраняя свое государственное устройство и некоторую самостоятельность во внутренних делах, фактически подчинена другой, более сильной державе .
Регент – временный правитель монархического государства (в случае малолетства или болезни монарха).
Рекруты – солдаты, проходившие военную службу по найму или по повинности . Набор рекрутов в российскую армию был принудительным (с 1705 по 1874 г.).
Ремесленные цехи – объединения ремесленников одной специальности, введенные указом Петра I с 1722 г.
Секуляризация – 1) переход монастырской и церковной собственности (земли, крестьян) в собственность светскую; 2) освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.
Сенат (Правительствующий Сенат) – высшее государственное административное учреждение, сменившее при Петре I Боярскую думу. Вместе с монархом Сенат разрабатывал новые законы, следил за финансами страны и контролировал работу государственного аппарата. С 1722 г. возглавлялся генерал-прокурором («оком государевым»).
Синод (Святейший правительствующий Синод) – духовная коллегия , ведавшая делами церкви, во главе с обер-прокурором (назначавшимся из светских лиц).
«Табель о рангах» – изданный Петром I в 1722 г. документ, разделивший военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и военные, и гражданские) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие.
Тайная канцелярия – орган политического сыска в эпоху дворцовых переворотов , ведала делами о государственных преступлениях.
Уложенная комиссия – комиссия, созванная Екатериной II для выработки нового свода законов Российской империи (Уложения). Состояла из правительственных чиновников и выборных представителей от разных сословий. Проработав 1,5 года и не успев принять никаких решений, комиссия была «временно» распущена, поводом для чего стала начавшаяся в 1768 г. русско-турецкая война.
Фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии , нередко оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства .
Шляхетство – название российского дворянства (на польский манер).
Экстенсивный – направленный на количественное увеличение, расширение, распространение (в отличие от интенсивного ).
Задания и вопросы для самостоятельной работы
1. Объясните значение термина «абсолютизм».
2. Объясните значение понятия «дворцовый переворот».
3. Объясните значение понятия «коллегии».
4. Объясните значение понятия «меркантилизм».
5. Объясните значение термина «модернизация».
6. Объясните значение понятия «протекционизм».
7. Объясните значение понятия «просвещенный абсолютизм».
8. Объясните значение термина «секуляризация».
9. Объясните значение понятия «Табель о рангах».
10. Объясните значение понятия «Уложенная комиссия».
11. Два преобразования Петра I, способствовавшие усилению бюрократизации управления – …
12. Два преобразования Петра I, направленные на европеизацию страны – …
А) созыв Земского собора
Б) создание регулярной армии
В) упразднение патриаршества и создание Синода
Г) освобождение дворянства от обязательной службы
13. Два органа государственного управления при Петре I – …
Ответ: Апостол.
Вопрос № 22. Почему патриарх Никон стал проводить реформу Церкви, опираясь на греческие обряды и книги?
Ответ: исправления богослужения по древним русским образцам стало невозможно из-за серьезных разночтений.
Вопрос № 23. Рождение русского театра относится к царствованию?
Ответ: Алексея Михайловича.
Вопрос № 24. В истории Московского государства это был первый выезд монарха за пределы страны. Назовите имя монарха?
Ответ: Петр I.
Вопрос № 25. Ассамблея это?
Ответ: собрание – балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные Петром I.
Вопрос № 26. «Юности честное зерцало - это?
Ответ: книга о хороших манерах, составленная для молодых людей во время царствования Петра I.
Вопрос № 27. С 1702 года в России стала издаваться первая печатная газета под названием?
Ответ: «Ведомости».
Вопрос № 28. В России отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира был введен?
Ответ: Петром I.
Вопрос № 29. Как назывался первый музей в истории России?
Ответ: Кунсткамера.
Вопрос № 30. Представители этого идейного направления боролись за установление царства разума, которое, основано на естественном равенстве. Большую роль в создании нового общественного порядка должно было сыграть распространение знаний. О ком идет речь?
Ответ: о просветителях.
Вопрос № 31. Даже в домах рядовых горожан в XVIII в. Стены стали украшать шпалерами, т.е.?
Ответ: обоями.
Вопрос № 32. В каких произведениях А.С. Пушкина изображен Петр I?
Ответ: «Медный всадник».
Ответ: М.Ломоносов.
Вопрос № 34. Первый уличный карнавал с маскарадом состоялся в 1721 г. Где это произошло?
Ответ: в Ярославле.
Вопрос № 35. Этот человек сделал и подарил Екатерине II удивительные часы: они имели форму гусиного яйца, каждый час открывались, представляя взорам храм Воскресения Христова, а в 12 часов играли музыку, сочиненную талантливым изобретателем. Кто это?
Ответ: И.П.Кулибин.
Вопрос № 36. Этот архитектор создал Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, Большой дворец в Петергофе. Имя зодчего?
Ответ: Ф.Б.Растрелли.
Вопрос № 37. Первая в России публичная библиотека была открыта?
Ответ: в Петербурге.
Вопрос № 38. Где была открыта первая русская консерватория?
Ответ: в Москве.
Вопрос № 39. Кто был директором первой русской консерватории открытой в 1859 г.?
Ответ: А.Г. Рубинштейн.
Вопрос № 40. С какого года бесплатное начальное обучение в России стало обязательным?
Ответ: с 1918 г.
Вопрос № 41. Когда и кем впервые в России был принят закон о привлечении студентов и военных к сельскохозяйственным работам?
Ответ: большевиками в 1918 г.