Можно ли мцыри назвать романтическим героем почему. "мцыри как романтический герой" - сочинение по поэме лермонтова

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Тест по произведению

Покотило Александр

Проект для учащихся 8 класса при изучении темы "Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Задача учащихся - ответить на вопрос "Мцыри - это романтическая личность?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мцыри как романтический герой Выполнил: ученик 8-го класса Покотило Александр

Гипотеза Воспринимается ли романтическое произведение современными читателями.

Объект исследования Поэма Лермонтова «Мцыри»

Цель проекта Выявить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца; Выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца.

Проблемные вопросы: 1. Что значит "жить" в понимании Мцыри? 2. Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри? 3. Что такое свобода для Мцыри? Что сейчас нам дала свобода? Понятие свободы у подростков? Понятие свободы у взрослого поколения? Злободневность поэмы. Основополагающий вопрос: Мцыри- это романтическая личность?

Методы исследования Теоретический – работа с документами (поисковая работа) Практический – опрос учащихся Метод анализа – анализ прочитанных статей, публикаций, очерков

« Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» Мцыри – человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом В.Г.Белинского

Что значит "жить" в понимании Мцыри? «душой дитя, судьбой монах», юноша был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни, которая звала его «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Что такое свобода для Мцыри? Родина для Мцыри - это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину - одна из его целей, наравне с познанием мира.

Выбор романтического героя.

Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри? Природа - великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому - жизнь Мцыри.

Мы провели опрос по анкете 1.Почему погиб Мцыри 2.Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри 3.Что дала Мцыри желанная свобода 4.Как вы понимаете слово «свобода»? 5. Как Вы думаете, отличается ли Ваше, современное, понятие свободы от понятия свободы Мцыри? В чем отличие? 6. Представьте себе, что это Вам, а не Мцыри, удалось осуществить побег из монастыря. Какие действия бы совершили Вы? 7. Можно ли поступки Мцыри назвать геройскими? 8. Как вы думаете, способны ли современные молодые люди на безумные, но геройские поступки? Всего в анкетировании приняли участие:45 учащихся.

А)судьба-17 человек Б)Божья воля-11 человек В)наказание за непокорность-12 человек Г)другое мнение-5 Другое мнение: 1.он погиб ради любви к близким, ради свободы; 2.он жил в неволе, а когда вырвался, оказалось, что воля для него –смерть; 3.потому что любил природу и свободу, а не заточение; 4.потому что не мог жить в неволе; 5.из-за болезни;

А)смирение-7 Б)раскаяние-12 В)протест против неволи-25 Г) другое мнение-1 Другое мнение: 1.воспоминание о счастливых днях на свободе

А)Три дня счастья-16 Б)Испытания и лишения-7 В)Возможность увидеть другой мир-17 Г) Другое мнение-5 Другое мнение: 1.побыть наедине с собой; 2.увидеть свободу, её красоту, пройти испытания; 3.свобода дала Мцыри прожить настоящую жизнь свободного человека; 4.почувствовать себя свободным, быть частью природы, быть частью своего края; 5.вспомнить своих близких;

Свобода- это ответственность за себя и любимых Свобода-любовь к родине, к своей истории (своего народа) Свобода- это жизнь без заточения Вольность, право выбора и слов,неприкосновенность-4 Независимость от других людей-4 Свобода- это когда человек может делать все, что хочет, но должен знать меру Свобода- это когда человек не зависит ни от чего и ни от кого-10 Свобода- это когда ты делаешь то, что захочешь, идешь, куда хочешь-3 Свобода- это поступать так как велит твоё сердце-2 Это свободный взгляд на мир, свобода голоса даже какая-то независимость-2 Свобода- это состояние душевного и физического покоя. Счастье,жизнь полной грудью, свобода желаний Свобода- это самостоятельная жизнь, принятие самостоятельных решений, ответственность-4 Это когда у тебя есть мечта, которую ты можешь осуществить Свобода- это когда человек свободен душой и сердцем.-2 Это истинное счастье Как вы понимаете слово «свобода»?

Да-39; Нет-6;

Затрудняются ответить-8 человек 1.Наслаждалась бы красотой природы-2 2.Хочется увидеть что-то новое-2 3.Я бы не вернулся в монастырь, даже если бы мне было плохо 4.Наверное радовалась бы 5Нашла бы свой дом и наслаждалась бы свободой-15 6.Бежала бы по зову сердца на родину-10 7.Я пошла бы к людям, попыталась бы жить как все нормальные люди 8.Я бы сделала все,что хотела-3 9.Я бы нашел своих родных, извинился бы перед людьми, которых я обидел 10.Я бы пошел как Мцыри, не испугавшись ничего Представьте себе, что это Вам, а не Мцыри, удалось осуществить побег из монастыря. Какие действия бы совершили Вы?

Да-39; Нет-5; Затрудняются ответить-1;

Да-37(но с оговорками) Нет- 8

Предварительный просмотр:

Учебный проект « Мцыри как романтический герой»

Тема проекта М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Название проекта

Предмет, группа Литература 8 класс

Краткая аннотация проекта

Проект для учащихся 8 класса при изучении темы "Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Задача учащихся - ответить на вопрос "Мцыри - это романтическая личность?" Данный проект направлен на то, чтобы его участники получили дополнительные знания по произведению М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Цель проекта: выявить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца; выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца. Исследования учащихся складываются из поиска и анализа информации по данной теме. Проект имеет образовательное и воспитательное значение.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Мцыри- это романтическая личность?

Проблемные вопросы:

1. Что значит "жить" в понимании Мцыри?

2. Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

3. Что такое свобода для Мцыри? Что сейчас нам дала свобода? Понятие свободы у подростков? Понятие свободы у взрослого поколения? Злободневность поэмы.

Учебные вопросы:

1. Как проявляются в монастыре стремление Мцыри к свободе, его любовь к Родине? 2.Как раскрываются ведущие черты характера Мцыри в описании трех дней его жизни на воле?

3. Что это за "чудный мир тревог и битв", о котором тосковал Мцыри?

4. Чем более всего поразили Мцыри впечатления трех дней на воле по сравнению с жизнью в монастыре?

5. Почему в поэме так много описаний кавказской природы?

План проведения проекта

1.этап. Организационно-подготовительный

Составление плана работы

Формулирование вопросов для исследований

Подбор информационных ресурсов для проекта.

Создание презентации для учащихся.

Создание дидактических материалов.

2. этап Обучающий. Введение в проблематику проекта

Выявление предварительных знаний по теме проекта.

Формулирование проблемных и учебных вопросов проекта, тем исследований. Планирование исследований.

Обсуждение возможных источников информации.

Определение этапов работы над проектом.

Подготовка материала для исследований.

Формирование знаний, умений и навыков работы в ВИКИ.

Знакомство с критериями оценки работ.

3. этап. Исследовательский

Исследования, проводимые в рамках проекта:

Первый вопрос: Что значит "жить" в понимании Мцыри?

Второй вопрос: Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Третий вопрос: Что такое свобода для Мцыри? Что сейчас нам дала свобода? Самостоятельная работа. Проведение исследований. Сбор информации.

4. этап. Итоговый

- Защита проекта. Презентация результатов проекта.

Подведение общих итогов.

Визитная карточка проекта

  1. Введение………………………………………………
  1. Глава 1. Мцыри как романтический герой
  1. «Жизнь» в понимании Мцыри

1.2.

1.3.Роль картин природы в рассказе Мцыри ……………………….

Глава 2.

2.1.Анализ анкет учащихся…………………………………………..

  1. Анализ анкет учителей………..
  2. Творческая работа………………………………………………………………….

III. Заключение…………………………………………….

Литература…………………………………………………

I.Введение

Познакомившись с поэмой Лермонтова «Мцыри», на уроках литературы, я решил подробнее изучить и продумать ее содержание, понять поступки Мцыри и его внутреннее состояние. Также мне хочется разобраться, почему «Мцыри» считают романтической поэмой. Совпадают ли взгляды на свободу юноши Мцыри с нашими современными взглядами? Увлекаясь изобразительным творчеством, я обратил внимание на мир природы, описанный Лермонтовым в поэме. Именно эти проблемы и вопросы я попытаюсь решить в ходе проекта.

II.Глава 1. Мцыри как романтический герой

1.1 «Жизнь» в понимании Мцыри

Эпиграфом к проекту я выбрал слова В.Г.Белинского « Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

Образы сильных людей, бунтарей и протестантов, враждующих с "небом и землей", долгие годы владели творческим воображением Лермонтова.

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот,

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

"Могучим образам" Лермонтов посвятил более десяти произведений. Одно из них - поэма "Мцыри".

Лермонтов повествует о судьбе шестилетнего мальчика-горца, который жил в горах Северного Кавказа и был взят в плен генералом Ермоловым. Возвращаясь в свою резиденцию - Тифлис, Ермолов взял его с собой, но в пути ребенок заболел. В Грузии, недалеко от Тифлиса, во Мцхете, генерал отдал мальчика на излечение монахам. В монастыре никто не называет его по имени. Он - мцыри, что по-грузински означает послушник. Он мусульманской веры, но его окрестили и готовят к пострижению в монахи. Монастырь для Мцыри - тюрьма. Он мечтает о возвращении на родину, о побеге. И однажды ночью, в грозу, Мцыри убегает из монастыря. Три дня Мцыри пытался найти дорогу домой, но, сбившись с пути, вновь вернулся к монастырю.

"Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли". Попав вновь в монастырь, Мцыри умирает. Он не может жить в неволе после того, как глотнул воздуха свободы. В этом и заключается главная мысль поэмы. Недаром эпиграфом для "Мцыри" Лермонтов взял библейское изречение, означающее:"Вкушая, вкусил мало меду, и вот я умираю". Под "медом" Лермонтов подразумевает свободу. Волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам?

Мцыри – человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди – монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.

В начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о «мучительном недуге» пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, «могучий дух», который он унаследовал от предков.

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум,

тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что «душой дитя, судьбой монах», юноша был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни, которая звала его «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы»:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных.

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле?

Жил – и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

1.2. Понятие «свободы» в понимании Мцыри

За три дня его скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются «пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром – все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которое не дано было ему познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж: дерев…

Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх «грозящей бездны на краю», и жажду, и «страданье голода», и смертельную схватку с барсом.

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

«Уже из этих слов вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью..», - писал В. Г. Белинский о поэме "Мцыри".

Читая поэму, чувствуешь, «что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молний, грохот у громов, гул у ветров, - что вся природа сама несла и подавала ему материалы…».

Начнем с утверждения, что поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Основная тема поэмы – свобода личности – характерна для произведений романтиков. Но герою романтических произведений свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине.

Образ Мцыри трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть...

Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря - символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри - это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину - одна из его целей, наравне с познанием мира.

Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:

“О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.

В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации - в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.

И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри - схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

В центре внимания поэта находится личность одинокого героя, его сложный духовный мир. Автор стремится раскрыть психологию своего героя ("душу рассказать"). Творческому замыслу соответствует и манера повествования. В "Мцыри" рассказ ведется преимущественно от лица героя. Это поэма-исповедь.

М.Ю.Лермонтову пришлось жить в очень непростое время. Это была эпоха общественной депрессии и политической реакции, вызванной поражением декабристов. Это были годы, о которых А.И.Герцен, один из современников М.ЮЛермонтова, писал: «Надо было с самого нежного детства приобрести навык скрывать все, что волнует душу, и не растерять того, что хоронилось в ее недрах – наоборот, надо было дать вызреть в немом гневе всему что ложилось на сердце … надо было обладать беспредельной гордостью, чтобы высоко держать голову, имея цепи на руках и ногах».

М.Ю.Лермонтов блестяще справился с этой задачей. Презрительная гордость (ею он наделял и некоторых своих героев) действительно была одной из основных черт в его поведении. Но это была не просто бытовая черта характера, а вполне осознанный, обусловленный историческим временем принцип поведения, когда приходилось ненавидеть из любви, презирать из ненависти. Творчество М.Ю.Лермонтова пронизано подчас нескрываемым пессимизмом. Но, как и его презрительная гордость, лермонтовский пессимизм был обусловлен эпохой и вырастал на почве абсолютной уверенности поэта в праве на свободное проявление мыслей, чувств, мнений. Вот почему тема свободы стала основной темой его творчества, а пафос протеста – ведущей его идеей. Далеко не все, что делал М.Ю.Лермонтов, было тем, что ему хотелось делать, что он считал нужным. Хотелось жить в Москве, пришлось переехать в Петербург. Хотелось учиться в университете, пришлось поступить в школу гвардейских подпрапорщиков. Хотелось быть только писателем, а пришлось стать военным. Может быть, именно поэтому в самом Лермонтове многие видят Мцыри?

За написание "непозволительных" стихов ("Смерть поэта"- 1837) Лермонтова перевели в Нижегородский драгунский полк, который стоял недалеко от Тифлиса.

"Героический мир, в котором так удивительно сочетались война и свобода, - сражающийся Кавказ, который он (Лермонтов) полюбил еще в детстве, снова открылся ему. И жизнь разнообразная, новая, полная опасностей и лишений, породила в нем чудесные замыслы".

1.3.Роль картин природы в рассказе Мцыри

В романтическом произведении пейзаж занимает одно из главных мест. Мы утверждаем, что поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри” - произведение романтическое. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей - чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о “естественном человеке”, сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к “естественному” состоянию. Он представитель иного, людского, “царства” и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный. Итак, человек и природа - два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы “Мцыри”. Немного лет тому назад

Там, где сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь...

Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, “будто две сестры”. Вскоре в монастырь привозят мальчика, который...был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна - символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к “плену”. “Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет”, но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по “стороне своей родной”. Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители “осенней ночью”. У романтиков ночь - символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. “Темный лес” закрывает ему путь на родину. Побег - шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри? Это “чудный мир тревог и битв”, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался “от келий душных и молитв”. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, “где люди вольны, как орлы”. Утром он увидел то, к чему стремился: “пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев...”. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья - это “братья в пляске круговой”, горные хребты - в “объятьях каменных”. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе. Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была “стройна... как тополь, царь ее полей”. Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, “но... не смел”. Он отправился в путь, поскольку “цель одну, пройти в родимую страну имел в душе”. Его компасом были горы. Вдруг Мцыри “из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал”. Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился “страшней и гуще каждый час”. “Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота...”. Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом. Мцыри был сам “как барс пустынный, зол и дик”, силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь. Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел “к тюрьме”. Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, “цивилизацией”. По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва “блаженство вольности познав”, он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри- “цветок темничный”, на котором “тюрьма оставила печать”, поэтому он не выдерживает испытаний. Природа - это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня “вольности” между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам. Мцыри умирает. Природа - великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому - жизнь Мцыри.

Глава 2. Взгляд на поэму «Мцыри» глазами молодого и старшего поколения

Проанализировав поступки Мцыри, я задался вопросом: как понимают действия героя мои сверстники и люди старшего поколения в наше время, спустя 180 лет. Анкета из 8 вопросов была предложена учащимся и взрослым. Хочется представить результаты анкетирования на ваш суд.

2.1.Анализ анкет учащихся

1.Почему погиб Мцыри а)судьба-17 человек

Б)Божья воля-11 человек

В)наказание за непокорность-12 человек

Г)другое мнение-5

1.он погиб ради любви к близким, ради свободы;

2.он жил в неволе, а когда вырвался, оказалось, что воля для него –смерть;

3.потому что любил природу и свободу, а не заточение;

4.потому что не мог жить в неволе;

5.из-за болезни;

2.Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри:

А)смирение-7

Б)раскаяние-12

В)протест против неволи-25

Г) другое мнение-1

1.воспоминание о счастливых днях на свободе;

3.Что дала Мцыри желанная свобода

А)три дня счастья-16

Б)испытания и лишения-7

В)возможность увидеть другой мир-17

Г) другое мнение-5

1.побыть наедине с собой;

2.увидеть свободу, её красоту, пройти испытания;

3.свобода дала Мцыри прожить настоящую жизнь свободного человека;

4.почувствовать себя свободным, быть частью природы, быть частью своего края;

5.вспомнить своих близких;

4.Как вы понимаете слово «свобода»?

1.Свобода- это ответственность за себя и любимых

2. Свобода-любовь к родине, к своей истории (своего народа)

3. Свобода- это жизнь без заточения

4. вольность, право выбора и слов,неприкосновенность-4

5.независимость от других людей-4

6 Свобода- это когда человек может делать все, что хочет, но должен знать меру

7. Свобода- это когда человек не зависит ни от чего и ни от кого-10

8. Свобода- это когда ты делаешь то, что захочешь, идешь, куда хочешь-3

9. . Свобода- это поступать так как велит твоё сердце-2

10.Это свободный взгляд на мир, свобода голоса даже какая-то независимость-2

11. Свобода- это состояние душевного и физического покоя.

12.Счастье,жизнь полной грудью, свобода желаний

13. Свобода- это самостоятельная жизнь, принятие самостоятельных решений, ответственность-4

14.Это когда у тебя есть мечта, которую ты можешь осуществить

15.Свобода- это словно полет души, полная свобода действий, мыслей. Это манящее сладкое чувство, к ней быстро привыкаешь.

16. Свобода- это когда человек свободен душой и сердцем.-2

17. Это истинное счастье

18. Свобода- это жизнь без искушения, свобода от страстей.

19. Свобода- это когда человек имеет выбор, он сам может выбрать, как ему жить, говорить, действовать

20. Жить по совести

21. Гулять до скольки хочешь, делать, что хочешь

Да-39; Нет-6;

1.Жить в родных краях

2.Свобода для Мцыри- видеть мир, не зависеть от человека

3. Свобода для Мцыри- это убежать из монастыря и быть самим собой

Свобода для свободного человека –это свои деньги

4. Свобода для Мцыри- это единение с природой-3

5. Свобода для Мцыри- это возможность увидеть иной мир(свою Родину)-4

6.Для него свобода была во всем за стенами монастыря

7 . Современному поколению больше нужна свобода слова, чем мысли

8. Долг перед страной и семьей

9.Для Мцыри свободой была та природа, которую он никогда не видел, но хотел увидеть

10. Сейчас другие нравы

11.Для Мцыри свобода- это независимость

12.Ранее свободой считалась жизнь без греха.

Сейчас понятие свободы означает отсутствие физических лишений

13.Свобода для Мцыри быть у себя дома, видеть близких, общаться с ними каждый день.-2

У каждого человека своя свобода. Ни от кого не зависеть

14.В современном мире для нас свобода – это быть на воле, для других – это быть свободным от ответственности

15.В наше время свобода – это иметь собственное мнение

16.Раньше свобода ума и действий

Свобода в современном мире –это освобождение от прав и ответственности

Затрудняются ответить-8 человек

1.Наслаждалась бы красотой природы-2

2.Хочется увидеть что-то новое-2

3.Я бы не вернулся в монастырь, даже если бы мне было плохо

4.Наверное радовалась бы

5.Нашла бы свой дом и наслаждалась бы свободой-15

6.Бежала бы по зову сердца на родину-10

7.Я пошла бы к людям, попыталась бы жить как все нормальные люди

8.Я бы сделала все,что хотела-3

9.Я бы нашел своих родных, извинился бы перед людьми, которых я обидел

10.Я бы пошел как Мцыри, не испугавшись ничего

Да-39; Нет-5; Затрудняются ответить-1;

1.Мцыри- мятежный герой, ищущий путь из заточения на родину-3

2.Он не боялся ничего и совершил безумные поступки

3.Он стремился к свободе, к тому, что ему дорого

4.Он освободил себя от плена

5.Он был храбр и смел

6.Он почувствовал себя человеком, а не рабом

7.Он стремился увидеть родной дом и геройски проходит все испытания

8.Чтобы добиться своей цели, он готов был даже умереть

9.Я не понимаю, почему он захотел умереть, если так любил жизнь

10Мцыри очень отважен, для него было постыдным чувство жалости

11.Не у всех людей хватит храбрости убежать в неизвестность и вступить в схватку с барсом

12.Он осуществил свою мечту

13. Это не героизм, а желание души

Да-37(но с оговорками) Нет- 8

1.Способны, но их мало, а другие совершают ради денег-2

2.Иногда, только тогда, когда это касается именно этого человека

3.Один из ста

4.Только под влиянием чувства отваги, любви

5.Я считаю, что современные люди не способны на безумные поступки, так как они этого не хотят, они привыкли жить на всем готовом

6.Эти поступки будут скорее безумными, чем героическими-2

7.Ради родных или своей семьи, или из-за любви-3

8.В каждые времена есть свои герои готовые на подвиг, но их становится все меньше-13

9.Только люди, у которых нет чувства страха и боли

10.Очень многие современные люди алчны и трусливы, не все могут постоять за родных и близких, многие неправильно понимают, что такое свобода-4

11.У молодых людей другие мысли и цели

2.2.Анализ анкет учителей

1.Почему погиб Мцыри? Что это:

А)Судьба?-1

Б)Божья воля?-5(спасение от дальнейшей жизни в неволе)

В)Наказание за непокорность? -2

Г)Другое мнение-3

1.Томление души в неволе, бессмысленность жизни в заточении

2.Из-за тоски и одиночества

3.Стремление к свободе

2. Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри:

А) смирение?

Б)раскаяние?

В) протест против неволи? -9

Г) Другое мнение-2

1.Рассказ о понимании вольной жизни

2.Смутные воспоминания + мечта о свободе

3. Что дала Мцыри желанная свобода?

А) три дня счастья-4

Б) испытания и лишения -2

В) возможность увидеть иной мир-2

Г) Другое мнение-3(А,В)-3

4.Как вы понимаете слово «Свобода»?

1.Человек свободен в своих мыслях и в своем выборе

2.Свобода в душе, в мыслях, в творчестве, в вере

3.Это краткий миг счастья

4.Возможность выбора

5.Свобода личности, народа. Возможность поступать по своей воле, действия без ограничений

6.Осознанная необходимость

7.Жить в гармонии с самим собой и с окружающей действительностью

8.Свобода – это когда человек не зависит от окружающего общества, когда он свободен от всего

9.Неограниченность действий

10.Когда воля одного человека не подвергается насилию со стороны другого.Свобода – это мои действия, основанные на этике окружающего меня мира.

11.Умение жить, не причиняя боли другим.

5. Как Вы думаете, отличается ли Ваше, современное, понятие свободы от понятия свободы Мцыри? В чем отличие?

Да- 8 Нет-3

1.Для Мцыри- возможность увидеть иной мир, для современных людей- неограниченность в действиях, мыслях

2.Свобода она всегда свобода. Но есть и превратное истолкование- вседозволенность

3.Молодежь часто подменяет свободу отсутствием контроля

4.Он больше искал свободы физической

6. Представьте себе, что это Вам, а не Мцыри, удалось осуществить побег из монастыря. Какие действия бы совершили Вы?

1.Я не убежала бы-2

2.Я вернулась бы домой к своим близким-3

3.Наслаждалась бы свободой, стремилась бы осуществить свои мечты-2

4.Такие же как Мцыри

5.Я бы почувствовала свободу и пошла туда, где меня никто не найдет

6.Путешествовала бы по миру

7.Действовала бы по обстоятельствам

7. Можно ли поступки Мцыри назвать геройскими?

Да- 10 Нет-1

1.Если борьба за свою жизнь –геройский поступок, то – да

2.Желание жить полной жизнью, а не прятаться

3.Жить свободным, поступать по совести, мечтать, любить- этими качествами должен обладать любой человек

8. Как вы думаете, способны ли современные молодые люди на безумные, но геройские поступки?

Да-8 Нет-3

1.Способны на безумные, но не всегда геройские

2.Способны, но немногие

3.Большая часть молодежи настроена позитивно

4.Другой мир, другая реальность. Это уже не модно совершать безумные геройские поступки. Такими поступками не реально привлечь внимание в нашем мире.

2.3.Творческая работа

Мцыри- это человек, жаждущий жизни и счастья, стремившийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет, Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родных. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринималась как плен. Окружающие его люди- монахи- были враждебны ему, они не смогли понять Мцыри, отняв у мальчика свободу, но стремление к ней отнять не смогли. И однажды ночью в грозу Мцыри убегает из монастыря. Мцыри бежит не из своей среды в чужую, в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря- символом несвободной жизни, чтобы достичь родимого края. Родина для Мцыри- это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину, познание мира- вот цели юноши. Три дня Мцыри пытался найти дорогу домой, но, сбившись с пути, вновь вернулся к монастырю:

Его в степи без чувств нашли,

И вновь в обитель принесли.

Попав вновь в монастырь, Мцыри умирает. Он не может жить в неволе, после того, как глотнул воздуха свободы.

III. Заключение

Как видно из ответов, особенно заинтересовало анкетируемых своевременное понятие свободы, трактовка поступков Мцыри и психологический опыт- почувствовать себя в роли Мцыри.

Наглядно видно, что современное понятие свободы существенно отличается от свободы для Мцыри, для романтического героя. Конечно, это вопрос философский, но не секрет, что современный прагматичный стиль жизни нашего общества изменил восприятие мира, и жизненные приоритеты современного человека существенно отличаются от романтических.

То же можно сказать о трактовке поступков Мцыри. Многие отмечают их как геройские, но сетуют на то, что современная молодежь на них неспособна.

Разносторонность ответов на вопрос «Представьте себе, что это Вам, а не Мцыри, удалось осуществить побег из монастыря. Какие действия бы совершили Вы?» подчеркивает индивидуальность каждого и осмысление действий героя через призму своего характера, своих взглядов на жизнь, своих психологических и физических особенностей.

Напрашивается вывод, что поэма не находит отзыв в душе читателей, герой Мцыри не близок современным людям, а его поступки им непонятны? В корне не согласен. Именно пестрая картина отзывов, искренние и обдуманные ответы опрошенных показывают, насколько глубоко прониклись современные читатели разных возрастов к осмыслению поэмы, сопереживанию с героем, насколько тонко прочувствовали боль и одиночество Мцыри. Это в очередной раз подчеркивает, что произведение Лермонтова современно, оно не оставляет равнодушных, заставляет читателей задуматься о судьбе, смысле жизни, о таких вечных и незыблемых ценностях, как семья, Родина, жизнь.

Невольно понимаешь, как иногда глупы человеческие обиды и недовольства, как мелочны ссоры и зависть, как ничтожна каждодневная суета и как велика цена жизни, как неоценимо счастье жить в семье и иметь друзей, какой великий дар - возможность любить и быть любимыми.

Итак, в ходе проекта мною было доказано, что поэма носит романтический характер, а сам Мцыри –романтическая личность. Исследования показали, что поэма Лермонтова – нетленное произведение русской литературы, способное будоражить умы читателей, оно заставляет задумываться о смысле жизни человека и не оставляет равнодушных.

Я в ходе работы над проектом добился личных результатов: узнал больше информации об авторе и о создании поэмы, по-иному осмыслил содержание поэмы, задумался о смысле жизни и роли поступков в ней, проникся описанием природы Кавказа, что в свою очередь, повлияло на мои художественные опыты - иллюстрации к поэме.

Поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы Михаила Юрьевича Лермонтова. Еще в юности воображение поэта рисовало образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем" - старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове. - М., 1986. - С. 85

Перед "Мцыри" была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в "Исповеди" и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в "Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Бельская Л.Л. Мотив одиночества в русской поэзии: От Лермонтова до Маяковского. - М.: Русская речь, 2001. - С. 163

Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам он - рабом и узником. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.

Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он. побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог и битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; "Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове. - М., 1986. - С. 98

Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность променял" за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с судьбой". Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества. Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Благой Д.Д. Лермонтов и Пушкин: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.- М.,1941. - С. 35

Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его "прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы). Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.

Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши" остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - "рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал... ") Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове. - М., 1986. - С. 85 - 126

Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал "самобытную живую мысль" в его стихах. Повторял Белинский "Все дышит самобытною и творческою мыслью". Русская литература 19 века: Большой учебный справочник. М.:Дрофа, 2004. - С. 325

Произведение «Мцыри» является одной из художественных вершин всего творческого наследия М. Ю. Лермонтова. Эта поэма - плод длительной и активной работы. Страстное увлечение Кавказом, а также стремление к описанию ситуаций, в которых мог бы наиболее полно раскрыться мужественный характер главного героя, все это привело великого русского поэта к написанию произведения «Мцыри». Можно ли назвать ее главного героя романтическим? И если да, то почему?

Общая характеристика романтического героя

Для того чтобы ответить на эти вопросы и описать Мцыри как романтического героя, рассмотрим основные критерии, по которым литературный персонаж может быть отнесен к данной категории. Романтизм, как известно, является литературным направлением, возникшим в начале XIX века. Данное течение предполагает наличие исключительного героя в определенных обстоятельствах. Романтическому персонажу свойственно одиночество, разочарование в общепринятых идеалах, трагизм, а также бунтарство. Этот герой вступает в открытое противоборство с теми обстоятельствами, в которых он оказывается, с окружающими людьми. Он стремится к определенному идеалу, однако остро чувствует раздвоенность бытия. Романтический герой выражает протест против общепринятых правил.

Основная идея, которая развивается поэтом в произведении, - мужество и протест, что само по себе предполагает наличие такого персонажа, как романтический герой. «Мцыри» не содержит в себе любовного мотива. Он отражается только в кратком эпизоде, где главный герой встречается с грузинкой у горного потока. Однако главный герой, сумев преодолеть зов юного сердца, делает выбор в пользу свободы. Ради этого идеала он отказывается от личного счастья, что также характеризует Мцыри как романтика.

Главные ценности персонажа

В одну пламенную страсть у него сливается и желание свободы, и любовь к родине. Для Мцыри монастырь, в стенах которого он провел столько времени, оказывается подобным тюрьме. Кельи представляются душными. Стражи-монахи кажутся трусливыми и жалкими, а сам он видит себя как узника и раба. Здесь читатель наблюдает мотив протеста против сложившихся правил, который также характеризует Мцыри как романтического героя. У него возникает непреодолимое желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», возникновение которого спровоцировано страстным порывом стать свободным.

Воля для главного героя - это настоящее блаженство. Именно по причине искренней любви к родине Мцыри готов сражаться за нее. Произведение не раскрывает полностью мотивов героя. Однако они ощутимы в косвенных намеках. Об отце и о своих знакомых главный герой вспоминает как о доблестных воинах. Ему не просто так снятся битвы, в которых он одерживает победу. Несмотря на то что на своем жизненном пути Мцыри ни разу не ступил на поле брани, по своему духу он является воином.

Гордость и отвага

Главный герой никому не показывал своих слез. Плачет он только во время побега, но только потому, что этого никто не видит. Воля главного героя закалена во время пребывания в монастыре. Не случайно для побега выбрана грозовая ночь - эта деталь также характеризует Мцыри как романтического героя. То, что вселяло страх в сердца монахов, для него стало привлекательным. Душа Мцыри наполнялась ощущением братства с грозой. В наибольшей степени мужество главного героя проявилось в его схватке с барсом. Но гибель его не пугала, ведь он знал - возвращение к прежнему образу жизни являлось бы продолжением прежних страданий. Трагический финал произведения говорит о том, что смерть не ослабила духа главного героя и его вольнолюбия. Слова старого монаха не провоцируют его на раскаяние.

Природа и описание характера Мцыри

Лермонтов ввел в поэму описание кавказского пейзажа с целью более полного раскрытия образа главного героя. Он презирает свое окружение, ощущает родственную связь только с природой, что также характеризует Мцыри как романтического героя. 8 класс - это время, когда школьники обычно проходят по литературе это произведение. В данном возрасте поэма будет очень интересна для учащихся, ведь в ней они познакомятся с одним из самых свободолюбивых романтических персонажей всей русской литературы.

Заключенный в стенах монастыря, главный герой сравнивает себя с листком, который вырос меж сырых плит. И вырвавшись на волю, он может вместе с полевыми цветами поднимать голову во время восхода солнца. Мцыри подобен сказочному герою - он узнает загадки щебетания птиц, ему становится понятным спор потока воды и камня, тяжкая дума разъединенных скал, жаждущих снова встретиться.

Романтичность характера Мцыри

Почему Мцыри - романтический герой, какие именно черты делают его принадлежащим к данной категории? Во-первых, он бунтует против устоявшейся системы - монастыря, в котором ему довелось жить. Во-вторых, у Мцыри ярко выражена индивидуальность. Читатель имеет возможность наблюдать за исключительным героем в самых неординарных обстоятельствах. Между ним и обществом случается конфликт - это также черта романтического героя. Мцыри испытывает разочарование в тех условиях, в которых он жил, всей душой он стремится к идеалу. И таким совершенным миром становится для него Грузия. Горячая кровь представителя горного народа очень хорошо подходит для создания образа романтического героя.

Герой поэмы и свобода

Мцыри три дня проводит на свободе, но на его пути попадаются испытания. Ему доводится перенести жажду и голод, чувство страха и порывы любви. И самым главным событием в это время становится схватка с диким барсом. Сильный дух романтического героя в поэме «Мцыри» позволяет ему превозмочь слабость своего тела, одержать победу над зверем. Те трудности, который выпали на долю Мцыри, символизируют препятствия, с которыми сталкивается каждый человек на жизненном пути. Главный герой испытывает множество чувств. Это и ощущение единства с природой, с ее красками и звуками, и нежность любовной грусти.

Знакомство с характером главного героя по ходу произведения

Мцыри - романтический герой Лермонтова, жаждущий счастья и свободы, стремится быть вместе с теми людьми, которых он может назвать родными по духу. Великий русский поэт описывает мятежную душу человека, наделенного могучим темпераментом. Перед читателем предстает герой, который обречен на рабское существование внутри стен монастыря, абсолютно чуждое его страстной природе. В начале произведения поэт лишь делает намеки на черты характера юноши. Он приоткрывает завесу понемногу, раз за разом знакомя читателя с качествами главного героя. Описывая недуг ребенка, поэт этим только подчеркивает его умение справляться с трудностями, гордость, недоверчивость и сильный дух, унаследованный от прадедов. Характер главного героя в наиболее полной степени раскрывается во время исповеди.

Взволнованный монолог Мцыри вводит слушателя в мир его тайных стремлений, дает объяснение причинам его побега. Ведь узник был одержим желанием обрести свободу, познать жизнь. Он хотел жить в мире, где люди свободны, словно птицы. Мальчик хотел узнать о настоящей жизни, снова обрести утраченный родной край. Его манил мир, который был совершенно недоступным в монастырских стенах.

Жажда жизни, которая сильнее обстоятельств

Все это позволяет понять герою, что жизнь прекрасна и неповторима во всем многообразии. На первый взгляд может показаться, что Мцыри остался побежденным, потерпел неудачу в своей борьбе с обстоятельствами и теми трудностями, которые преподносила ему жизнь. Однако главный герой оказался достаточно сильным, чтобы бросить вызов этим препятствиям. И это означает для него победу духовную. Для соотечественников Лермонтова, которые проводили жизнь в пассивном созерцании, Мцыри стал идеалом отчаянной борьбы за высокие духовные ценности.

Романтизм и реализм в произведении

Мцыри - романтический герой поэмы Лермонтова, который полон самых пламенных страстей. Несмотря на это, великий русский поэт вносит в свое произведение и некоторые черты реализма. С одной стороны, Лермонтов создает глубоко психологичную поэму-исповедь, в которой главный герой раскрывает душу. В данном отношении произведение продолжает традиции романтизма. С другой стороны, вступление характеризуется точной и скупой речью, свойственной реализму («Однажды русский генерал…»). И эта романтическая поэма является свидетельством роста реалистических мотивов в творчестве поэта.

Итак, мы ответили на вопрос о том, можно ли назвать Мцыри романтическим героем. Что касается самой поэмы, то она относится к жанру романтизма, однако содержит в себе также элементы реализма. Образ Мцыри глубоко трагичен. Ведь тот, кто отваживается противостоять реальности, чаще всего оказывается побежденным. В одиночку невозможно изменить окружающую действительность. Выходом для такого героя становится гибель. Только так он избавляется от конфликта.

В поэме Лермонтова "Мцыри" как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич практически полностью исключил из своего творения любовный мотив, который играл большую роль в его поэме "Исповедь". Этот мотив в "Мцыри" отразился только в мимолетной встрече главного героя с грузинкой, произошедшей у горного потока.

Побеждая порыв своего молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В поэме патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич эти понятия не разделяет. В его произведении в "пламенную страсть" сливаются жажда воли и любовь к Отчизне. Очень привлекателен Мцыри как романтический герой. План анализа этого персонажа должен включать в себя его отношение к монастырю. Об этом мы сейчас и поговорим.

Отношение Мцыри к монастырю

Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены - глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он - узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, "для воли иль тюрьмы". Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.

Патриотизм главного героя

Меньше всего свободолюбивый патриотизм главного героя похож на любовь к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри и тоскует о них. Он истинно любит свою Отчизну, желает сражаться за обретение ею свободы. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремлений главного героя до конца, однако в намеках они вполне ощутимы. Юноша вспоминает о знакомых и своем отце главным образом как о воинах. Этому герою не случайно снятся битвы, в которых он оказывается победителем. Недаром в мир битв и тревог влекут его мечты.

Характер главного героя

Мцыри как романтический герой показан храбрым и мужественным. Сам он убежден, что "в краю отцов" мог бы быть одним из "удальцов". И хотя изведать упоение сражением этому герою было не суждено, он настоящий воин по складу своего характера. Еще с юных лет Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезам волю, так как их не видит никто. Волю главного героя закалило одиночество в монастырских стенах. Не случайно именно в грозовую ночь Мцыри решился на побег: боязливых монахов пугал разгул стихии, но только не этого юношу. К грозе у него возникало лишь чувство братства.

Стойкость и мужественность юноши

Стойкость и мужественность Мцыри проявляется с наибольшей силой в эпизоде битвы с барсом. Могила его не пугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его вольнолюбивый патриотизм перед ее лицом не исчезает. Мцыри не заставляют раскаяться увещевания монаха. Он говорит, что променял бы вновь вечность и рай на несколько минут, проведенных среди близких. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства нельзя было преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой напрасно пытался спорить со своей судьбой. Он оказался побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри является положительным героем русской литературы. Его цельность, мужественность, смелость были укором бездеятельным и боязливым представителям дворянского общества, современного Лермонтову.

Роль пейзажа в раскрытии характера

Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы "Мцыри". Как романтический герой, презирая окружение, он ощущает родство лишь с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листком. Вырвавшись на свободу, он поднимает свою голову вместе с цветами на восходе. Будучи дитем природы, Мцыри припадает к земле и, подобно герою сказок, узнает тайну вещего щебетания птиц, загадки их песен. Ему понятна дума жаждущих встречи разъединенных скал, спор с камнями потока. Обострен взор юноши: он замечает, как шерсть барса отливает серебром, как блестит чешуя змеи, видит бледную полосу между землей и небом и зубцы далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог бы разглядеть полет ангелов.

Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова

Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. Об этом говорит, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенных страстей Мцыри как романтический герой, одинокий и сумрачный, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это типично для романтизма. Тем не менее Лермонтов, который писал свою поэму в годы, когда работал над реалистическим произведением "Герой нашего времени", в "Мцыри" внес черты, не свойственные более ранним его поэмам. Действительно, прошлое героев "Боярина Орши" и "Исповеди" остается неизвестным нам. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на становление их характеров. А в произведении "Мцыри" мы находим строки о том, что детство и отрочество главного героя были несчастливыми. Это помогает нам глубже понять его мысли и переживания. Следует отметить и то, что форма исповеди, столь характерная для поэм в стиле романтизма, связана с желанием "рассказать душу", то есть максимально глубоко раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создавал одновременно и социально-психологический роман.

Сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, свойственной реализму, весьма выразительно. Поэма начинается строками: "Однажды русский генерал..." Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова становились все более отчетливыми реалистические тенденции.

Новаторство Лермонтова

Итак, мы раскрыли тему "Мцыри как романтический герой". Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и традиций Пушкина. Однако он внес и новое в развитие русского художественного слова.

Белинский говорил о том, что можно вести речь о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснял, что под ним подразумевается прежде всего "самобытная живая мысль". Безусловно, она ощущается и в создании такого образа, как Мцыри. Как романтический герой, кратко этот юноша был охарактеризован нами. Вы увидели, что в произведении имеются и некоторые реалистичные черты.