Литературные примеры на тему свободы выбора веры. В каких произведениях отечественной литературы описано ограничение свободы героев и в чем их можно сопоставить с «Одним днем Ивана Денисовича»? (ЕГЭ по литературе)

Понятие «свобода», как мне представляется, существует с тех самых пор, как человек осознал себя человеком. Это слово есть во всех языках мира. Но что значит «свобода»? Что значит «быть свободным»? Похоже, об этом человек тоже размышляет со времен седой древности. И еще в античности он пришел к выводу: «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам».

Но разве так мы представляем себе свободу? Я имею в виду себя и своих сверстников. Мне, например, все время казалось, что свобода — это когда делаешь, что хочешь, ходишь, куда хочешь, говоришь, о чем думаешь, ложишь-ся спать, когда захочешь… А тут вдруг оказывается, что античный человек понимал свободу как подчинение зако-нам. Мало того, точно так же воспринимали свободу и в другие эпохи. Например, французский писатель Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от зако-нов». Или гениальный Достоевский: «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой». Пример-но о том же говорит и Н. Рерих: «Сознательная дисципли-на, — разве это не есть истинная свобода?».

Подобных изречений существует превеликое множество. И произносили их великие люди, знавшие настоящий смысл свободы, многое повидавшие и пережившие в своей жиз-ни. А ведь мне все время казалось, что смысл свободы в том и заключается, чтобы не сдерживаться — ни в по-ступках, ни в проявлении эмоций, ни в утолении желаний. Теперь же, на пороге самостоятельной взрослой жизни, я хочу понять и сам найти ответ на вопрос: «Что такое настоящая свобода?». Известные русские писатели, фило-софы и мыслители неустанно повторяют, что к числу глав-ных черт в характере русского народа относится безгра-ничная любовь к свободе. Высшим проявлением этой свобо-ды является свобода духа. Классические примеры искания личной свободы дает нам великая русская литература. На-пример, в произведениях Ф. Достоевского герой с ярко выраженной индивидуальностью часто вступает в конф-ликт с внешним миром и его условиями, совершает пре-ступление в своем поиске более высоких правил поведе-ния и имеющих более глубокое основание. Такими героя-ми, дерзко и категорично подвергающими испытанию цен-ности и нормы поведения, являются и Раскольников, и Иван Карамазов, и Ставрогин.

Русский философ Н. Лосский писал, что свобода духа, «искание совершенного добра и испытание ценностей» при-водили в истории России к тому, что русский народ не выработал строгих, «вошедших в плоть и кровь форм жиз-ни». Поэтому в русской жизни укоренились разные, порой и противоположные способы поведения. Другой русский мыслитель — славянофил К. Аксаков делал вывод, что свободолюбие русского народа выражается в обществен-ной жизни склонностью к анархии, «в отталкивании от государства». Он говорил, что «русский народ резко отли-чает «землю» и «государство». «Земля» есть община; она живет согласно внутренней, нравственной правде, она предпочитает путь мира, согласный с учением Христа. Воплощение именно этой идеи мы видим в романе Л. Тол-стого «Война и мир», где главное — мысль о народном характере войны с Наполеоном. Отсюда и образ «дубины народной войны», и слова, услышанные Пьером Безухо-вым накануне Бородинской битвы от раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят». То есть — всей громад-ной русской общиной.

Неосуществленная свобода духа приводит русского человека к душевному изгнанию. В одном из своих писем в 1824 году Пушкин писал: «Я устал подчиняться хорошему или дурному пищеварению того или другого начальника; мне надоело видеть, что на моей родине обращаются со мною менее уважительно, нежели с любым английским балбесом, приезжающим предъявлять нам свою пошлость, неразборчивость и свое бормотание».

Отказ от служения и угождения власти, нежелание склонять голову перед сильными мира сего приводит рус-ского человека к возвращению в природу — русскому бунту: Материал с сайта

Когда б оставили меня На воле, как бы резво я Пустился в темный лес! Я пел бы в пламенном бреду, Я забывался бы в чаду Нестройных, чудных грез. И силен, волен был бы я, Как вихорь, роющий поля, Ломающий леса.

Так Пушкин выразил русскую жажду стихийной сво-боды и тяготение к хаосу, из которого вышел дух русско-го человека и в который он должен вернуться. Вот почему он ощущает себя вечным узником в клетке, с завистью и восхищением смотрящим на товарища, вскормленного на воле молодого орла.

Наглядными примерами стремления русского человека к свободе духа можно считать широко распространенный обычай ухода в скиты среди русского монашества, а так-же возникновение казачества. И не зря именно в России появились видные теоретики анархизма — Бакунин, Кропоткин, Толстой.

Примеры из классической русской литературы, исто-рии и философской мысли неопровержимо доказывают и убеждают меня в том, что личная свобода для человека в России все-таки достижима. Главное, чтобы мы владели собой и зависели только от законов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • душа русских писателей в изгнании
  • примеры литературы свободы и закона человека

Егорова Е.

Исследование "Тема свободы в русской литературе" (рассматривается творчество Пушкина, Лермонтова, Булгакова)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Введение Цель Задачи Гипотеза Ход исследования Этимология Лексикология Слова зарубежных авторов Из современной зарубежной литературы Результаты опроса Произведения русских писателей о свободе и их оценка Стихотворение автора исследовательской работы Заключение Информационные источники Содержание

Русская литература несказанно богата. Богата талантами и их творениями. Через литературные произведения самых разных родов и жанров великие предки передают нам свой опыт, воспитывают нас сквозь время. Часто проза и стихотворения посвящены теме свободы. Наверняка большинство читателей спрашивают себя: «Зачем автор заостряет внимание на этом?» Вот и я задалась таким вопросом и решила направить все свое трудолюбие и настойчивость, чтобы дать на него четкий ответ. Введение

Установление значения темы человеческой свободы в произведениях русских поэтов и писателей. Цель

Изучить значение понятия «свобода» Найти высказывания великих людей о свободе Провести опрос среди подростков Выяснить, какие русские писатели затрагивали тему свободы в своих произведениях Дать оценку книгам, посвященным названной проблеме Сделать вывод Задачи

Действительно ли тема свободы отражалась в творчестве великих литераторов и до сих пор является одной из главных проблем в литературе. Гипотеза

Выяснение этимологического и лексического значения слова «свобода» Поиск крылатых выражений, посвященных теме свободы Опрос учащихся Работа над собственным стихотворением, посвященным данной теме Ход исследования

По мнению инспектора народных училищ Орловской губернии Г. А. Миловидова, данное слово происходит «…от старинного и малоизвестного существительного своба, что служило, по чешским толкователям 1202 года, наименованием одной из языческих богинь» , в связи с чем он делал вывод: «Таким образом, в основе понятия „свобода“ лежит не конкретное какое-либо впечатление или ощущение, а высшее, мистическое начало, преимущественное право, свойственное божеству». Современные светские взгляды на этимологию данного слова, однако, не предполагают ничего божественного или мистического. Древнерусское слово свободь явным образом соотносится с древнеиндийским svapati (сам себе господин: « svo » - свой и « poti » - господин). Этимология

СВОБОДА - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству. В.И. Даль «Толковый словарь» Лексикология

Это - свобода: чувствовать, к чему стремится твое сердце, что бы ни говорили другие. Пауло Коэльо Свобода не есть афиша, которую читаешь на углу улицы. Это живая мощь, которую чувствуешь в себе и вокруг себя. Ф. Ламенне Свобода есть осознанная необходимость. Ф. Энгельс Когда ты спасешься от преследования, каждый день для тебя – целая жизнь. Каждая минута свободы – это отдельная история со счастливым концом. Г.Д. Робертс « Шантарам » Великие – о свободе

Чтобы выяснить, как тема свободы в литературе воспринимается читателями, был проведен опрос среди учащихся. «Как вы думаете, почему русские поэты и писатели в своих произведениях придавали особое значение человеческой свободе?» Раньше времена были очень тяжелые и строгие. Свобода одного человека зависела от другого, а полная свобода была мечтой. Поэтому ей уделялось большое внимание. Екатерина, 14 лет Опрос

Я считаю, что у каждого из нас будет своё определённое на это мнение. Всех людей ограничивают невидимые рамки, за пределы которых мы не можем выходить. В общих чертах свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на самом деле свобода, могут только птицы, парящие в небесах, не ограничивающие себя в чем-либо. Каждый человек нуждается в свободе, а если он не получает её, мысли начинают «сжигать» его, после чего умирает душа, не оставляя за собой следов. Данил, 14 лет В литературе XIX -XX веков в творчестве писателей в основном отражалась жизнь общества. В данный период было много революций и в основном диктаторский строй в государстве, что сам по себе не подразумевал ни свободы слова, ни свободу человека как такового, что часто отражалось в произведениях писателей. Кирилл, 19 лет

УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...» А.С. Пушкин А. С. Пушкин(1799- 1837) 1799 г., Москва, Российская империя Умер: 10 февраля 1837 г.

В стихотворении «Узник» орел олицетворяет природу и призывает лирического героя улететь с ним. Этим А.С.Пушкин показывает, что зов природы – это зов свободы, она так же необходима любому живому существу, как пища, вода, тепло, безопасность. Человек рождается вольным, стремится к независимости.

М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов (1814-1841) Мцыри Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил - и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил... Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?..

Мцыри заявляет: «… и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей». Лермонтов хочет донести до читателей, что ни один сладкий вкус не заменит вкуса свободы. Жизнь нельзя назвать таковой, если ты ни разу не был на воле.

М. А. Булгаков М.А. Булгаков (1891-1940) У морфиниста есть одно счастье, которое у него никто не может отнять, - способность проводить жизнь в полном одиночестве. А одиночество - это важные, значительные мысли, это созерцание, спокойствие, мудрость... «Морфий» Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? Воланд, «Мастер и Маргарита»

По мнению Булгакова, свобода является высшей человеческой ценностью, великой наградой за те трудности и лишения, которые перенес в жизни тот или иной персонаж. Даже морфинист свободен: он способен «проводить жизнь в полном одиночестве». Под влиянием морфия в герое все равно не умерло желание быть свободным. Воланд говорит, что пусть человек и волен, но на протяжении всей своей жизни он не властен над обстоятельствами. Следовательно, именно они ограничивают нашу возможность делать что-либо по-своему.

Свободна я, и ты свободен: Мы можем делать, что хотим. Захочешь – тут же прыгнем в воду, Захочешь – в небо улетим. Желаешь знать, что значит радость? Желаешь знать, что значит боль? Для первого возьми в рот сладость, Потом на рану посыпь соль. Захочешь – в омуте утонем, Захочешь – в маках мы заснем, Боишься честь свою уроним – Забудемся обычным сном. Когда ж свобода нам наскучит, Мы сядем вместе и нацепим (Пусть вольность больше нас не мучит) Друг другу мощные ответственности цепи. О свободе А вдруг появится желанье Сразиться с мраком встречных бурь, Писали чтоб о нас преданья Леса, гроза и берегов лазурь.

Работа над проектом – не просто увлекательное занятие, где я могу проявить себя, обобщить полученные ранее знания и научиться представлять информацию. Это, прежде всего, открытия, прояснения в непонятных и волнующих вопросах, а также колоссальный опыт. Благодаря своей исследовательской работе я осознала истинное значение свободы и поняла, почему данная тема играет важную роль в русской литературе. В современных произведениях роль человеческой независимости по-прежнему не отходит на второй план. Заключение

Г.Д.Робертс « Шантарам » В.И.Даль «Толковый словарь» https://ru.wikipedia.org http://citaty.info/ https://www.livelib.ru/ Информационные источники

Творчество поэтов всегда является откликом не только на изменения во внутреннем мире человека, но и на события, происходящие в общественной жизни. Великому русскому поэту А. С. Пушкину досталось не самое легкое время. С одной стороны, в этот период наблюдается патриотический подъем передовых кругов общества, с другой же стороны - ответная реакция правительства: жесткая цензура, репрессии. Именно в это время в творчестве вольнолюбивого А. С. Пушкина с новой силой начинает звучать ГДЗ свободы. Особенно отчетливо проявляется она в стихотворении «Узник». Главный герой, находящийся в заключении в сырой темнице, с тоской наблюдает за гордой свободной птицей - орлом. Невольник ощущает свое братство с пернатым товарищем и слышит в его крике свои самые сокровенные мысли: Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я! Свободолюбивый характер и творчество были причиной того, что поэт часто оставался в одиночестве. Многие «друзья» А. С. Пушкина, боясь царской немилости и нареканий со стороны правительства, отвернулись от великого поэта. Я думаю, что в стихотворении «Кавказ» А. С. отразил свои мысли и чувства, переживаемые именно в подобные сложные минуты жизни. Кавказ надо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины… Поэт пишет, что в это время лишь орел, поднявшийся с далекой вершины, оказывается с ним «наравне». Мысль поэта забралась так высоко, что он может видеть «потоков рождение и первое грозных обвалов движение». Поэт наблюдает с вершины за тучами и водопадами, зелеными рощами и поселениями горцев, пасущих овец. Однако его грудь теснит бесконечное одиночество, и он сравнивает себя с ревущим и воющим Тереком, чье «свирепое веселье» лишь …бьется о берег в вражде бесполезной И лижет утесы голодной волной… Вотще! нет пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады.

В начале XVIII века просвещенные дворяне искали пути освобождения русского народа от рабского, униженного состояния, от гнета самодержавия. Революционные идеи декабристов нашли свое отражение и в творчестве гениального поэта А. С. Пушкина. Особенно актуальной стала ГДЗ свободы и воли после того, как Пушкин испытал преследования царского двора на себе. Именно в ссылке поэт понял, что даже в собственной независимой державе можно быть несвободным. Его душу сильно ранило унижение человеческого достоинства, невозможность отстаивать свои права. Вольнолюбивые мысли Пушкина нашли отражение в его творчестве. Ярким примером служит стихотворение «Узник», написанное от первого лица. В нем автор олицетворяет себя с узником, сидящим в сырой темнице. «Мы вольные птицы пора, брат, пора!» - зовет узника орел. Оба они, и птица, и человек рождены для воли. Различие в том, что орел может улететь, а узник - нет, он лишен свободы. В стихотворении « Кавказ» поэт вновь использует знакомый поэтический образ. Человек и орел, как воплощение свободы, противопоставляются могучей горной реке. «Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне», а река Терек, заключенная меж неподвижными скалами, «играет и воет, как зверь молодой, завидевший пищу из клетки железной». Именно в образе реки автор передает ощущение несвободы. Тереку не вырваться из плена горных массивов, не изменить пути, который ему предначертан, «нет ни пищи ему, ни отрады, теснят его грозно немые громады». По-моему, очень точно схвачен Мариной Цветаевой образ поэта-мятежника, поэта-свободолюбца, поэта пламенного гражданского темперамента. Началось все с лицея. Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и местом на земле, которое определило его мировоззрение и убеждения. Одной из задач преподавателей лицея было воспитание в молодых людях чувства чести и гражданского долга. Лицей дал России целую плеяду революционеров и прекрасных поэтов. В лицее Пушкин впервые начал задумываться о цели и смысле своей жизни. Надо сказать, что, учась в лицее, трудно было не стать вольнолюбивым поэтом, потому что почти все его педагоги были люди, близкие по своим взглядам к революционным дворянским обществам. Там же друзьями будущего великого поэта стали будущие декабристы и будущие известные поэты. Среди них - Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. Атмосфера в лицее была весьма свободной, и поэтическое братство вырастало гармонично. Особенно напряженной творческой и политической жизнью отмечены петербургские дни поэта. Там Пушкин близко сходится с декабристами - М. Луниным, М. Орловым, И. Якушкиным. Тогда же укрепляется дружба поэта с Чаадаевым. Но, симпатизируя декабристам, Пушкин, на мой взгляд, придерживался несколько иных взглядов. Как сейчас принято говорить, Пушкин, несмотря на все свое вольнодумие, оставался законопослушным гражданином. Он не представлял себе революцию как хаотическую борьбу со всем старым. По его разумению, все должно было происходить в законных границах. Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И Рабство, падшее по мании царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Как видим, поэт считал, что процесс освобождения должен исходить от верхов, а не от низов. Я понимаю это как цивилизованные формы внедрения общественных и политических свобод, без кровопролития. Сейчас трудно сказать, кто был больше прав, но и Пушкин, и декабристы, и каждый прогрессивно мыслящий человек того времени сделали для России великое дело: приблизили ее к цивилизованному миру. После подавления восстания декабристов Пушкин не отрекается от своих друзей и единомышленников. Он поддерживает связь со ссыльными. Пишет им в Сибирь письма со стихами. Поддерживает их дух: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут - и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Но Пушкин был потрясен, узнав о казни пятерых декабристов. Рисунок виселицы стал часто появляться в его черновиках. Поэт явно не ожидал от царя такого поступка. Видимо, с той поры царь перестал быть для него запретной для критики фигурой. Он желает краха самовластью: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Это не замедлило сказаться на отношении к поэту государственных чиновников и царя. Началась травля гения бездарностями от власти. Как мы знаем, отношениям этим никогда больше не суждено было потеплеть. Они грубым образом вторглись и в личную жизнь поэта, разметав его человеческий дом, лишив покоя на родной земле и в конце концов поставив великого поэта под дуло пистолета. Очевидцы свидетельствуют, что на смертном одре последние прощальные слова Пушкина были обращены к книгам, но, мне кажется, это было более прощание с Отечеством, лучшие образцы мыслей и духа которого были хранимы этими книгами. Друзья стояли рядом. Никто не обиделся и не удивился. Пушкин заслужил право и на эту последнюю для него на земле вольность.

Пушкин воспел в своих произведениях извечное стремление человека к свободе В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода - это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека. Большинство стихотворений, посвященных свободе именно в этом понимании, написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год («Петербургский период»). Гражданская ГДЗтика в это время играет в его творчестве исключительно важную роль. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная ГДЗ отходит на второй план в его лирике. Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживавшиеся самых прогрессивных взглядов (например, Чаадаев, которому адресовано замечательное стихотворное послание «Любви, надежды, тихой славы…»), и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен. Одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина - ода «Вольность». Он строит это стихотворение в соответствии с канонами и эстетикой классицизма. Поэт использует характерный для этого направления прием - одушевление абстрактных понятий. Везде неправедная власть В сгущенной тьме предрассуждений Воссела - рабства грозный гении И славы роковая страсть. Данью классицизму является и высокая, архаическая лексика: «внемлите», «днесь»; и риторические обороты - вопросы, обращения: «Где ты, где ты, гроза царей, / Свободы гордая певица?», «Восстаньте, падшие рабы!» Пафос оды - в прославлении закона, подчиниться которому поэт призывает царей: «Склонитесь первые главой / Под сень надежную закона…» Этим произведением молодой поэт продолжает традицию Радищева, перу которого принадлежит одноименная ода. Но Пушкин, не разделяя радикализма своего предшественника, не призывает к свержению царской власти, а лишь говорит (в аллегорической форме) о преимуществах конституционной монархии. Стихотворение «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») не принадлежит, как «Вольность», всецело к традиции классицизма. В этом послании сочетаются элементы образности двух поэтических систем классицистской поэзии эпохи французской революции: Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье, - и сентиментальной лирики Жуковского: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман… Новаторство Пушкина в этом стихотворении заключается в смелом соединении гражданских мотивов с личными. Стремление к свободе понимается поэтом не как абстрактная добродетель, а как глубоко личное человеческое переживание: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Поэтому оказывается оправданным даже шокировавшее многих современников сравнение гражданского чувства с любовным: Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. В стихотворении «Деревня» содержится страстное обличение крепостничества, по стилю напоминающее «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева (хотя Пушкин, по-видимому, прочел это произведение гораздо позже, через несколько лет после того, как была написана «Деревня»). Первая часть этого стихотворения построена в жанре элегии со всеми его непременными атрибутами: идиллическим пейзажем, философскими размышлениями о прелестях мирной жизни на лоне природы. Только эта часть «Деревни» появилась в печати. Вторая часть, представляющая собой политический памфлет, резко отличается по стилю: вместо «светлых ручьев» и «лазурных равнин» появляются «насильственная лоза», «невежества убийственный позор» и тому подобное. Во второй части «Деревни», как и в «Вольности», присутствуют риторические обороты («О, если б голос мой умел сердца тревожить!»), архаическая лексика («бразды», «влачится»), одушевление отвлеченных понятий («…Здесь рабство тощее влачится по браздам…»). За образным описанием ужасной судьбы «измученных рабов» следует выражение мечты поэта об освобождении народа, но не в форме каких-либо революционных призывов к насильственному уничтожению крепостного права. Скорее заключительные строки стихотворения можно назвать косвенным обращением к монарху с призывом изменить существующее положение вещей: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный, / И рабство, падшее по манию царя…» Эти три стихотворения - самые известные произведения вольнолюбивой лирики Пушкина. Ее расцвет продолжался в творчестве поэта недолго. Вскоре Пушкин разочаровался в своем юношеском увлечении гражданскими идеями, в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» (1823) он с горечью вспоминает об этом эпизоде своей молодости: «…Но потерял я только время, / Благие мысли и труды…» «вольности», то есть свободы в гражданском понимании этого слова, сменяется у Пушкина сначала идеалом романтической свободы личности (стихотворение «Погасло дневное светило…» и другие), затем идеалом внутренней свободы (стихотворения «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора…» и другие). Но ГДЗ свободы остается для Пушкина одной из важнейших в течение всей его жизни. Даже в одном из последних стихотворений, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он «в свой жестокий век восславил… свободу». Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом — предметом «похвального слова» («Хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории. Петербургский период. Свобода — абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств. Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам «Тиранов мира», «Неправедной власти», «увенчанного злодея»… «Вольность» — весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы… …с апелляцией к разуму монарха… Поэт — противник насилия, свобода не может быть достигнута в рез-те революции (акт возмездия тиранам). В «Деревне» свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно — свобода русского крестьянства.. В «К Чаадаеву» на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге. Романтическая лирика 1820-1824. ГДЗ свободы — центральная. Кинжал — «тайный страж свободы» («Кинжал»), « », «К морю» — пронизывает мотив свободы. «К Дельвигу» — «одна свобода мой кумир». Свобода для Пушкина в годы изгнанничества — один из политических символов, готовился к дороге «в дыму, в крови, сквозь тучи стрел», ведущей к торжеству свободы. В 1823 — разочарование, пессимистические настроения из-за: 1) поражение европейских революций; 2)в заговорщиках, которые не решались посвятить…3) сомнения в возможности скорой революции. « …» — кризис веры в возможность скорого достижения общественной свободы (люди оказались не готовы к восприятию «живительного семени» свободы.) Ведущим стал мотив личной свободы. «Узник» — на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой — тучи, гора, «морские края», ветер. Узник — это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. «К морю» — море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море — еще и символ человеческой жизни, которую может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Но теперь его понимание свободы стало другим — т. к. свобода — благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека. «Во глубине…» — послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам. Конец 20-х — 30-е. Свобода — личная независимость, «достоинства личного». Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба. Свобода для Пушкина — это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать «громкие права, от коих не одна кружится голова». К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь. Итог. «Я памятник…». Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками — людьми, вдохновленными Богом.

Романтическое направление в лирике Пушкина Его надо сослать в Сибирь»- негодовал император. Разумеется, его, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек в «Вольности». И все же возмущала не она, а стихи типа Сказок и послания.»К Чаадаеву». Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года — чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, в. этом была относительная свобода Но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником — и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма Мы уже говорили, что в художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, что для романтика свобода — высшее благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода, давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры — к «Узнику». Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается обручи «темницы» и томящегося в ней «узника». Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое преступление герой «сидит»? На какой срок осужден? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно Нормально и правильно. Пегому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Основное содержание романтизма — выражение страданий души от несоответствия действителыности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма — ГДЗ свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия. Вскормленный в неволе орел молодой, мой грустный товарищ… Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла — очень романтический символ. Прежде всего, это птиц гордая (не дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем — мощь свободного полета, тяга в поднебесье… Обратите внимание: стремление к свободе у орла — врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление — определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному: Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..» Пушкина Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности — центральные вопросы русской литературы «Проклятыми вопросами» назвал их Федор Михайлович Достоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми — ибо не найти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда они мучили и будут мучить людей. И это — залог бессмертия человечества, прочу что вечная: жизнь духа — в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания. Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией, тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сыч взрослого человека. По сути, пушкинское творчество — отражение духовного пути Человека: со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом — и их преодолением с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира. Так, юность не может не узнать себя в восхитительном эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо днем сегодняшним, стремясь возможно более полно исчерпать все радости, которые он нам несет — ибо кто знает, что будет завтра?! Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна насладиться ими торжествуют в каждой сточке стихотворения 1814 года «Пирующие студенты»: Друзья! досужный час настал; Все тихо, все в покое; Скорее скатерть и бокал! Сюда вино златое! Шипи, шампанское, в стекле. Друзья! почто же с Кантом Сенека, Тацит на столе, Фольянт над фолиантом. ? Под стол холодных мудрецов, Мы полем овладеем; Под стол ученых дураков Без них мы пить умеем. Из всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура бросившего в века девиз:»Живи сегодняшним днем!» Жизнь ценна лишь пока мы молоды, пока гибки наши тела, пока души полны огня и желаний. Великолепно сформулировано кредо тех лет в послании » Не пугай нас, милый друг, Гроба близким новосельем: Право, нам таким бездельем Заниматься недосуг. Пусть остылой жизни чашу Тянет медленно другой; Мы ж утратим юность нашу Вместе с жизнью дорогой. Так ставится знак равенства между юностью и жизнью. В 1820 году в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны моей…» Пушкин подведет итоговую черту, по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности — и простится с ней. Попробуем проанализировать стихотворение. С чем расстается без сожаления лирический герой и о чем он все же жалеет? «Не жаль», казалось бы, всех примет юности: «мечты, напрасной» и «таинства ночей», «неверные друзья», «венки пиров», «изменницы младые»… Все, что составив смысл жизни до сих пор — веселье, любовь, пиры, — утратило в его глазах свою ценность, оставлено без сожаления. Жаль не времени, потраченного бездумно, но самого бездумья, уже невозможного. Такова цена опыта. Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… — скажет Пушкин в «Евгении Онегине», ибо человек, сполна насладившийся молодостью, взявший от нее все, развивается полноценно, гармонично. Ведь «грустно думать, что напрасно была нам молодость дана…» Ничто в жизни не дается «напрасно», все требует осмысления. Момент прощанья с юностью тяжел, утрата прежних ценностей приравнивается к утрате самой жизни: Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты Остались мне одни страданья, Плоды сердечной пустоты. Впервые в 1821 году в радостном, светлом мироощущении Пушкина звучит воистину трагическая нота, появляются мотивы пустоты и, одиночества. Однако не следует забывать, что 1820-22 годы — расцвет романтизма в творчестве поэта, а самоощущение романтика слагается из чувств одиночества, преждевременной старости души, борьбы с враждебным миром и собственной «судьбой жестокой»… Логический итог рабства — полная девальвация всех нравственных ценностей, обесчеловечивание мира Добро и то — все стало тенью… Стихотворение том же года «К Морю» завершает романтический период пушкинского творчества Оно стоит как бы «на стыке» двух периодов, пегому в нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма. Это прощание — во всех смыслах. И с реальным Черным морем, с которым расстается (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. Это стихотворение интересно сопоставить с «Узником». В обоих важнейший мнив — мнив бегства, стремления к свободе. Как он звучал в «Узнике», помните? «Куда бежать?» — так вопрос не стоял: «Туда!», в возвышенный романтический мир. Теперь же нет и не может быть прежней однозначности ответа Мир опустел… Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Ибо бежать некуда, нет иного мира там, «где за тучей белеет гора». Но и безысходности уже нет в том стихотворении, ибо пришло понимание, что свобода не вне человека, она в душе каждого. И с того момента понятие свободы окончательно утрачивает политическое содержание, свобода становится этической и философской категорией. События 14 декабря 1825 года стали для Пушкина, как и для большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил историю России на «до» и «после», трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра 1. В стихотворении 1827 года «Арион» Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело — и свое в нем место, свою роль. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого: Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали На руль склонясь, наш кормщик умный В молчании правил грузный челн; А я — беспечной веры полн — Пловцам я пел… Обратите внимание, каждый занят своим, важным делом, и задача певца — петь пловцам, нести Слово о них — Вечности. Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца: спасен тот, кому дано Слово. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе: Я гимны прежние пою… Утверждение вольности прежним идеалам и друзьям, во имя этих идеалов пожертвовавшим собой, звучит и в послании «Во глубине сибирских руд…» Философское понимание свободы не уводит Пушкина от «прежних гимнов», от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение. Глубочайшее философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года «Анчар». В первой же строфе возникает образ «часового». Часовой стоит на границе, охраняет один мир от другого черты особого мира, мира Анчара. Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от переизбытка: «Яд каплет сквозь его кору».. К нему и птица не летит, И тигр нейдет… Тигр — воплощение жестокости; но это жестокость оправданная, понятная: он разрывает жертву и поедает ее, но он убивает оттого что голоден. Зло Анчара — именно абстрактное зло, страшное самой своей беспричинностью. По сути, привычному человеческому миру противостоит антимир. Стихотворение построено на антитезе: первая его часть о самом «древе яда» отчетливо противопоставлена второй, сюжетной, которая начинается именно с подчеркнутого противопоставления: Но человека человек.. Посмотрите, в этой строчке намеренно убраны сословные перегородки: ведь перед лицом «антимира» и господин, и слуга прежде всего — люди, которые должны бы вместе противостоять дачу, идущему извне. И сила зла, сила Анчара именно в том, что перед ним не люди, а хозяева и рабы. Одного лишь «властного взгляда» достаточно рабу, чтобы пойти на смерть и за смертью. Мы привыкли сочувствовать рабам и проклинать угнетателей. Есть ли сочувствие к рабу у Пушкина? Нет, «бедный раб», покорный взгляду царя и умирающий «у ног Непобедимого владыки» вызывает скорее презрение. Он так же отвратителен поэту, как и его господин, ибо смирение раба есть клеймо его духовного рабства; как и чувство вседозволенности, руководящее «владыкой». Ибо духовная свобода не имеет ничего общего ни со вседозволенностью, ни с безволием. Так, через духовное рабство, входит в мир людей яд Анчара: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. И свобода в понимании Пушкина обретает абсолютную самоценность, превышающую по значимости все сущее в мире: » На свете счастья нет, но есть покой и воля.»

Максим Горький вошел в русскую литературу как писатель, на собственном опыте познавший жизнь с мрачных и неприглядных сторон. Он в свои двадцать лет увидел мир в таком разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу возможности. Молодому писателю было присуще стремление к идеалу. Он остро чувствовал растущее в обществе недовольство укладом жизни.

Ранние произведения М. Горького овеяны романтизмом. В них писатель предстает перед нами как романтик. Он выступает один на один с миром, подходит к действительности с позиции своего идеала. Романтический мир героев противостоит реальному.

Большое значение играет пейзаж. Он отражает душевное состояние героев: ”…окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…”. Мы видим, что духовный мир героев находится в конфликте с реальностью. Один из главных героев рассказа Макар считает, что “человек раб – как только родился”. Попробуем доказать это или опровергнуть.

Герои Горького – одаренные вольнолюбивцы. Не скрывая темных сторон жизни своих героев, автор опоэтизировал многих из них. Это сильные духом, красивые и гордые люди, у которых “солнце в крови”.

Лойко Зобар – молодой цыган. Для него высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: ”Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было”. Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: ” Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя”. Для этих героев характерен пафос свободы. Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко – любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И сами герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

Макар Чудра, находясь в центре повествования, получает возможность самореализации. Он считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любимому человеку. Макар, говоря о человеке, с его точки зрения, несвободном, скажет: “ Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, и все тут!” По его мнению, человек, рожденный рабом, не способен совершить подвиг. Эта мысль перекликается с заявлением Ужа из “Песни о Соколе”. Он сказал: “Рожденный ползать – летать не может”. Но с другой стороны, мы видим, что Макар восхищается Лойко и Раддой. Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу.

Читая рассказ, мы видим заинтересованность автора. Он, повествуя нам о Радде и Лойко Зобаре, пытался исследовать их слабые и сильные стороны. И авторское отношение к ним – восхищение их красотой и силой. Конец рассказа, где писатель видит, как “ кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляет его позицию.

В этом рассказе Горький на примере Лойко Зобара и Радды доказывает, что человек не раб. Они гибнут, отказываясь от любви, счастья. Радда и Лойко жертвуют своей жизнью ради свободы. Именно эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни и, - как запомнишь, - век свой будешь свободной птицей”. Горький стремится своим произведением взволновать и вдохновить читателя, чтобы он, как и его герои, почувствовал себя “свободной птицей”. Гордость делает раба свободным, слабого – сильным. Герои рассказа “Макар Чудра” Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Он выдвинул новое мерило ценности человека: его волю к борьбе, активность, способность перестроить жизнь.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ http://lib.sportedu.ru

В данную подборку стихотворений о свободе входят произведения, знакомые абсолютно каждому школьнику. Это значит, что ни у одного одиннадцатиклассника, сдающего ЕГЭ по литературе, не возникнет сложностей с цитированием. Так что вы сможете не только подобрать художественные произведения, затрагивающие философскую проблему свободы, в качестве примера, но и проанализировать их, аргументируя цитатами из текста.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой

Лирический герой стихотворения Пушкина находится в заточении и не имеет возможности выбраться на волю. Но, несмотря на это, его душа и мысли свободны, ведь человек с самого рождения волен сам выбирать свой путь, он – независимая личность. Автор уподобляет героя орлу, называя обоих «вольными птицами».

Темой стихотворения является внутренняя свобода личности, которую никто не может ограничить, даже «спрятав» его от окружающего мира. Главное, по мнению поэта, — сохранить независимость убеждений, именно она делает человека недосягаемым даже для физических угроз.

Марина Цветаева, «Кто создан из камня…»

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье

Стихотворение Марины Цветаевой представляет собой некий манифест, оно провозглашает правила жизни, по которым живет лирическая героиня. Она своевольна и не признает ничего, что могло бы хоть как-то ограничить ее свободу. Она презирает тех, кто «создан из камня», то есть людей, которые сами задают себе границы. Главным для неё является чувство душевной свободу, знание, что она может делать все, что хочет, не только в физическом, материальном плане, но и, в первую очередь, в духовном. Ее не могут остановить никакие запреты и предрассудки, она называет себя «бренной морской пеной», что символизирует абсолютную независимость и безграничность.

Николай Некрасов, «Свобода»

С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен

Стихотворение Некрасова посвящено, пожалуй, одному из самых важных событий 19 века – отмене крепостного права (1861 г.). Произведение носит торжественный характер, лирический герой ликует при виде ребёнка, рождённого уже в свободное время. Ведь теперь он может выбирать свой жизненный путь сам, он не обязан следовать никаким правилам, он свободен от уз крепостничества и теперь сам будет строить свою судьбу – именно это автор находит самым важным в жизни каждого человека. Несмотря на то, что в середине стихотворения поэт упоминает о том, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных», он все равно уверен, что общество наконец встало на истинный путь, и скоро все люди смогут назвать себя по-настоящему свободными, а значит, счастливыми.

Федор Тютчев, «Silentium»

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей

Лирический герой в стихотворении Тютчева находит свободу не во вне, не в окружении, а в самом себе. Он призывает нас к молчанию, ведь внутри каждого из нас существует отдельный мир, в котором можно обрести истинное счастье. Чтобы не потерять эту гармонию и независимость, нужно скрывать свои чувства, не позволять другим разрушить душевный покой и, тем самым, ограничить свободу. Кроме того, люди, которые любят распространяться о своих переживаниях, становятся скованными общественным мнением и самим фактом его необходимости в их личной жизни. От этой зависимости Тютчев нас предостерегает.

Михаил Лермонтов, «Три пальмы»

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» представляет собой восточное сказание о трёх пальмах, которые молились о том, чтобы их кто-нибудь увидел, но когда Бог услышал их просьбу и прислал к ним странников, они безжалостно их срубили. Произведение наталкивает читателя на мысль, что свободным человек может быть лишь в одиночестве. Любое общество ограничивает индивида, не даёт ему свободы выбора, мнения, действий. Только в уединении можно остаться честным по отношению к себе и обрести желанную волю выбирать и решать за себя, что лучше, а не искать истину в пересудах и перебранках.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!