Пряжников теория и практика профессионального самоопределения читать. Пряжников, николай сергеевич

Образование

Окончил психологический факультет МГУ (1981). Кандидат психологических наук (1989), доктор педагогических наук (1996). Научный сотрудник кафедры возрастной психологии факультета психологии (1994).

Профессиональная деятельность

Практическая деятельность в сфере образования (консультирование, тренинги и др.):

  • профконсультирование подростков
  • профориентационные курсы для подростков (с использованием активных методов)
  • консультирование взрослых по вопросам карьеры
  • консультирование педагогов и психологов по вопросам организации

Работа в ведущих организациях и учреждениях

  • МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва)
  • Министерство образования РФ
  • Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО
  • МГППУ

Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ" Алмаз"), профессиональным консультантом первого центра проф. ориентации молодежи г.Москвы, главным специалистом отдела псих. службы иссоциальной работы Мин. образования Р.Ф.

Зав. лабораторией проф. диагностики и проф. консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО.

Профессор факультета психологии в МГУ. Профессор в МГППУ с момента его образования. Доктор педагогических наук с 1996 г.

Научные интересы

Психология труда, возрастная психология, профессиональное и личностное самоопределение; теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости; психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала.

Диссертации

Тема кандидатской диссертации: "Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы".

В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.

Тема докторской диссертации: "Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения".

В этой работе определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования ее внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих профконсультационных средств: (методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения).

Основные труды

  1. "Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики" (1991)
  2. "Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие" (1993)
  3. "Профессиональная ориентация незанятого населения. Методические рекомендации" (соавт., в кн. "Профессиональная ориентация в России и Швеции", 1995)
  4. "Профессиональное и личностное самоопределение" (1996).
  5. Психология элитарности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
  6. S ≠ $, или Личность в эпоху продажности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
  7. Этические проблемы психологии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
  8. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
  9. Введение в профессию "психолог". М.: Московский психолого-социальный институт, 2002 (совм. с И.В. Вачковым и И.Б. Гриншпуном).
  10. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001 (совм. с Е.Ю. Пряжниковой).
  11. Право на нравственность: этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1999, № 1. С. 78–90.
  1. Карточные профконсультационные методики
  2. Карточно-бланковые профориентационные игры
  3. Игровые профориентационные упражнения
  4. Профориентационные игры с классом

Пряжников Николай Сергеевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология» на факультете «Психология образования» МГППУ.

Закончил факультет психологии МГУ имени Ломоносова в 1981 году. Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ «Алмаз»), профессиональным консультантом первого центра проф. ориентации молодежи г. Москвы, главным специалистом отдела психологической службы и социальной работы Министерства образования РФ. Зав. лабораторией проф. диагностики и проф. консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО. Профессор факультета психологии в МГУ. Профессор в МГППУ с момента его образования. Доктор педагогических наук с 1996 г.

Книги (5)

Методы активизации личного и профессионального самоопределения

В данной работе представлены теоретико-методологические основы активизации клиентов в ходе индивидуальных и групповых профориентационных занятий.

Подробно описаны разные группы активизирующих авторских методик. При этом многие методики значительно модифицированы и усовершенствованы по сравнению с предыдущими изданиями.

Важное внимание уделяется самой организации профориентационной помощи с использованием данных методик, а также рассматриваются вопросы самостоятельной модификации этих методик силами самих профконсультантов (в зависимости от специфики решаемых профориентационных задач).

Профессиональное самоопределение. Теория и практика

В пособии раскрывается смысл профессионального самоопределения. Подчеркивается активный характер субъекта профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия формирования такой активности.

Представлены авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также в индивидуальных профконсультациях.

Профориентация

В пособии изложены современные представления о профессиональном и личностном самоопределении, основы профориентации и профотбора.

Затронуты такие вопросы, как этика профконсультирования, организация и планирование труда профконсультанта. Особое внимание уделено активным методам профконсультирования: представлены оригинальные авторские методики для практической работы с самоопределяющимися подростками и взрослыми клиентами.

Предложены разные варианты проведения профконсультационной работы с клиентами, имеющими различные ценностно-смысловые ориентации, а также, рассчитанные на профконсультантов с разным уровнем профессиональной подготовки.

Психология труда

В учебном пособии «Психология труда» представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности.

В пособии раскрываются теоретико-методологические и культурологические основания современной профконсультации. Значительное место уделяется описанию конкретных активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения, предназначенных для индивидуальной и групповой работы с подростками и взрослыми клиентами. Особый акцент сделан на ценностно-нравственной стороне самоопределения в условиях духовной растерянности и общей неопределенности, характерной для сегодняшней России. Книга рассчитана на практических психологов, профконсультантов, социальных работников и педагогов, работающих с подростками.

Часть 1. Теоретико-методологические и культурологические основы самоопределения

Глава 1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения 6

Глава 2. Сущность профессионального самоопределения 13

Глава 3. Активность и активизация самоопределяющейся личности 32

Глава 4. Этические проблемы профессионального консультирования 48

Глава 5. Основные стратегии профконсультационной помощи 71

Глава 6. Основы организации и планирования профконсультационной работы 85

Часть 2. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения

Глава 7. Общая характеристика активизирующих профконсультационных методов 102

Глава 8. Профориентационные игры с классом и группой 120

Спящий город 120

Стажеры-инопланетяне 123

Три судьбы 127

Глава 9. Профориентационные игры и упражнения для работы с подгруппой 132

Цепочка профессий 132

Кто есть кто? 133

«Звездный час» 135

Эпитафия 139

Ловушки-капканчики 143

Глава 10. Бланковая игра-шутка «Бизнес-риск-мен» 145

Глава 11. Бланковая игра-шутка «Я — компаньон» 149

Глава 12. Бланковая игра-шутка «Торг» (парами) 155

Глава 13. Карточная бланковая игра «Сударь-государь» 161

Глава 14. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) 168

Глава 15. Активизирующий опросник-шутка «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)» 172

Глава 16. Активизирующий опросник «За и против-1» 180

Глава 17. Активизирующий опросник «Будь готов!» 191

Глава 18. Активизирующий опросник-шутка «Моды-2» 207

Глава 19. Карточная индивидуальная информационно-поисковая система (професьянс) «Формула-5» 211

Глава 20. Схема альтернативного выбора (для индивидуальной профконсультации) 217

Глава 21. Индивидуальная консультационная карточная игра «Человек - судьба - черт» 226

Заключение 241

Литература 242

Предисловие

Книга — книгой, а своим умом двигай... (русская пословица)

Введение

Новое осмысление содержания профконсультационной помощи вызвано резко изменившейся (и постоянно меняющейся) ситуацией в психологии, образовании, экономике и в стране в целом. Просто «проводить» с клиентами те или иные методики на сегодняшний день уже явно недостаточно. Поэтому можно выделить два основных направления (подхода) в развитии профконсультации: 1 - с преимущественным акцентом на создание новых методик (это остается актуальным и в сегодняшних условиях); 2 - с преимущественным акцентом на разработку теоретико-методологических основ профконсультационной работы (предшествующие теоретические наработки хотя и можно использовать в качестве исходных, но они уже часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня). Конечно, проще всего было бы чисто механически объединить оба этих направления (и в определенной мере, без взаимодополнения этих направлений не обойтись!), но если все-таки выделять приоритеты, то сейчас несколько важнее теоретико-методологическое направление, в котором пока еще царит настоящая путаница. Объясняется это тем, что психологическая практика постоянно расширяется, но вопрос, что именно делают многие психологи (в чем смысл их деятельности), чем их усилия принципиально отличаются от обычной помощи людей друг другу по-прежнему остается открытым и далеко не все психологи-профессионалы, особенно психологи-профконсультанты, внятно смогли бы на этот вопрос ответить.

Особенность (и даже парадоксальность) современной ситуации, сложившейся в профессиональном самоопределении, заключается в том, что нередко для новых теоретических осмыслений необходимо сначала разработать и использовать в практике конкретные методики (хотя по логике вещей еще перед созданием методик разработчику необходимо было бы осознать цель и смысл такой методики). Собственно методическая деятельность, по мнению Г.П. Щедровицкого, начинается тогда, когда психолог-практик самостоятельно готов построить систему средств для достижения уже осознанной («увиденной») им цели своей деятельности (Щедровицкий Г., 1992, с. 48-49). На усложнившиеся отношения между теорией и практикой указывает Ф.Е. Василюк, отмечая, что «с появлением психологических служб собственно психологической практики привычный лозунг о внедрении психологии в практику должен быть перевернут: наоборот, практику надо внедрять в психологию...» (Василюк, 1992, с. 19). И все-таки лучше, когда перед непосредственной профконсультационной практикой специалист будет хотя бы стремиться получше осознать для себя смысл оказываемой подростку (или взрослому клиенту) помощи.

В самом теоретическом подходе можно было бы выделить такой приоритет, как методологическое обеспечение формирования у клиентов ценностно-нравственной основы выбора. В целом, актуальность поиска новых теоретико-методологических оснований профессионального самоопределения обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, существенными изменениями в образовательных системах не только отечественных, но и зарубежных, что связано с общей демократизацией и гуманизацией общественной жизни. Отсюда проблема свободы самоопределения и самореализации в изменившемся обществе становится одной из важнейших не только для педагогики и психологии, но и для всех гуманитарных направлений.

Во-вторых, особенностями переживаемого Россией периода, когда прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Все это приводит к растерянности не только многих выпускников школ и их родителей, но и к растерянности самих педагогов, психологов и профконсультантов, пытающихся оказывать учащимся профориентационную помощь.

В-третьих, явно недостаточной проработанностью теории и практики профессионального самоопределения, часто страдающей узкой направленностью на конкретные аспекты самоопределения и не учитывающей его сложного, комплексного характера, а также связью с жизненным и личностным самоопределением.

В-четвертых, до сих пор ощущается острый недостаток собственных специфических профконсультационных методик, отвечающих новым тенденциям в педагогике, психологии и профессиональном самоопределении.

Кроме того, расширение практики профессионального самоопределения нередко приводит к тому, что профконсультанты, пройдя лишь небольшой курс подготовки, приступают к обслуживанию больших масс учащихся, пытаясь за короткие сроки и без должного организационного, теоретического и методического обеспечения решать сложнейшие вопросы, связанные с планированием дальнейшей жизни учащихся.

Исходя из приведенных выше рассуждений, общая структура пособия включает две основные части. Первая, несколько меньшая по объему часть, посвящена теоретико-методологическому и культурологическому анализу оснований активизации профессионального и личностного самоопределения. Во второй части представлено описание конкретных активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения, где особое внимание также уделяется раскрытию смысла и содержания их использования.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова . Остановимся подробнее на его концептуальных подходах . Подчеркивая неразрывную связь професси­онального самоопределения с самореализацией чело­века в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущ­ностью профессионального самоопределения являет­ся самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в кон­кретной культурно-исторической (социально-экономи­ческой) ситуации» 5 .

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение - это изби­рательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения явля­ется осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профес­сиональной деятельности и социально-экономичес­ких условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществля­ется в течение всей профессиональной жизни: лич­ность постоянно рефлексирует , переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждает­ся в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределе­ния личности инициируется разного рода собы­тиями, такими как окончание общеобразователь­ной школы, профессионального учебного за­ведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с ра­боты и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологичес­кой зрелости личности, ее потребности в самореа­лизации и самоактуализации.

Исследуя профессиональное самоопределение лич­ности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его со­держательно-процессуальную модель:

1. Осознание ценности общественно полезного тру­да и необходимости профессиональной подготов­ки (ценностно-нравственная основа самоопреде­ления) .

2. Ориентировка в социально-экономической ситуа­ции и прогнозирование престижности выбираемо­го труда.

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.

4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных за­ведениях и местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях, осложняющих до­стижение профессиональных целей, а также зна­ние своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопре­деления.

8. Начало практической реализации личной профес­сиональной перспективы и постоянная корректи­ровка намеченных планов по принципу обратной связи.

Анализируя потенциальные возможности саморе­ализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения .

1. Для самоопределения в конкретной трудовой функции характерна реализация себя в рамках выпол­няемой деятельности. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при ра­боте на конвейере). Свобода выбора и диапазон дей­ствий человека минимальны. Для многих работников такой однообразный и монотонный труд почти невы­носим. Поэтому организаторы производства старают­ся обогатить такой труд дополнительными функция­ми за счет смены характера выполняемых операций, усиливают кооперативное начало в деятельности, рас­ширяя тем самым возможности самореализации ра­ботников. Вместе с тем следует отметить, что некото­рые люди получают удовлетворение от такого однооб­разного труда.

2. Самоопределение на конкретном трудовом по­сту предполагает выполнение довольно многообразных функций (например, труд токаря). Трудовой пост ха­рактеризуется определенными правами и производ­ственными заданиями, ограниченной производствен­ной средой, включающей средства труда. Возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности значительно выше, чем в первом случае. Смена конк­ретного трудового поста негативно сказывается на ка­честве и производительности труда и вызывает неудов­летворенность работника.

3. Самоопределение на уровне конкретной специ­альности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.

4. Самоопределение в конкретной профессии пред­полагает, что работник способен выполнять близкие

смежные виды трудовой деятельности. Как известно, профессия объединяет группу родственных специаль­ностей. Поэтому по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специально­сти, а не только трудовые посты.

5. Следующий тип - жизненное самоопределе­ние , к которому помимо профессиональной деятель­ности относятся учеба, досуг, вынужденная безрабо­тица и др. По сути, речь идет о выборе образа жизни человека. Следует отметить, что немало людей видят смысл своей жизни во внепрофессиональной дея­тельности. Жизненное самоопределение предполага­ет не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия мо­жет стать средством реализации определенного об­раза жизни.

6. Более сложный тип - личностное самоопреде­ление , рассматриваемое как высшее проявление жиз­ненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личность в этом случае как бы приподнимается и над професси­ей, и над социальными ролями и стереотипами. Чело­век не просто овладевает социальной ролью, а созда­ет новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим нормотворчеством, когда окружающие люди говорят о нем не как о хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважае­мом человеке - уникальной и неповторимой личнос­ти. Можно сказать, что личностное самоопределе­ние - это нахождение самобытного образа Я, посто­янное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

7. Наконец, самый сложный тип - самоопределе­ние личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Здесь обязательно об­наруживается внутренняя активность, направленная на продолжение себя в других людях, что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры, по­нимаемой в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.).

В каждом из представленных выше типов самооп­ределения автор условно выделяет пять уровней са­мореализации человека (критерий выделения уров­ней - внутреннее принятие человеком данной дея­тельности и степень творческого отношения к ней): 1) агрессивное неприятие выполняемой деятельнос­ти (деструктивный уровень); 2) стремление мирно из­бежать данной деятельности; 3) выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4) стремление усовершенство­вать, сделать по-своему отдельные элементы выпол­няемой работы; 5) стремление обогатить, усовершен­ствовать выполняемую деятельность в целом (творчес­кий уровень).

Определение специфики возрастного и професси­онального развития человека позволяет четко опреде­лить содержание профориентационной и профконсуль-тационной работы и, следовательно, эффективно ре­шить проблему профессионального и личностного самоопределения.

Как отмечает Н.С. Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего и в то же время в их содержании можно выделить два принципиальных отличия:

1) профессиональное самоопределение - является более конкретным и его проще оформить офици­ально (получить диплом и т. п.); личностное само­определение - это более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здо­ровым людям пока не выдают);

2) профессиональное самоопределение в большей степени зависит от внешних (благоприятных) усло­вий, а личностное самоопределение - от самого че­ловека, более того, часто именно негативные усло­вия позволяют личности проявить себя по-настоя­щему.

Активизация процесса формирования психологи­ческой готовности личности к профессиональному са­моопределению реализуется в процессе проведения развивающей профессиональной консультации . Глав­ный момент в этой профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной пробле­мы на психологическую подготовку личности к опре­делению своей позиции и самостоятельному принятию решения.

Важным принципом данного типа консультирова­ния является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, ди­рективные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.

Достижение эффективного результата обеспечива­ется применением различных психотехнологий: тре­нингов, игр, активизирующих опросников и др.

И профессиональной деятельности.

Биография

Николай Сергеевич Пряжников родился в Керчи . Мать Пряжникова Маргарита Павловна - экономист, отец Пряжников Сергей Николаевич - инженер-механик, отчим Карелин Семён Кондратьевич - управленец. Родители работали на руководящих должностях в рыбной промышленности. Их отношение к работе, во многом отличавшееся от коллег в этой сфере бизнеса, сформировали мировоззрение Николая Сергеевича и особый взгляд не только на самоопределение конкретной личности, но и на самоопределение работников целых отраслей и всей страны.

Учился в провинциальных школах в Азове, Егорьевске, Ростове-на-Дону, Красногорске.

Служил в Советской Армии на рядовых должностях в автобате, в районе города Львов.

Трудовой путь начал с ученика фрезеровщика на КМЗ (Красногорском механическом заводе). После армии чуть более двух месяцев проработал лаборантом в НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина. За это время благодаря поддержке сотрудников лаборатории научился всему, что необходимо для написания диссертации (начиная от выбора кролика для эксперимента и кончая теоретическим обоснованием, обработкой и интерпретацией результатов). Здесь сложилось настоящее представление о научной деятельности и стало понятно, что будущее будет связано именно с наукой.

Вошёл в Топ-100 самых цитируемых и Топ-100 самых продуктивных российских учёных, по данным РИНЦ .

Пряжниковым разработана и апробирована теоретическая модель профессионального и личностного самоопределения человека в единстве методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических и этических принципов. Он является автором оригинальных исследовательских процедур и практико-ориентированных методик активизации профессиональной ориентации и профессиональной деятельности на различных возрастных стадиях человека.

Преподавательская деятельность

· «Активные методы профконсультирования»,

· «Этика профессиональной деятельности психолога»,

· «Профессиональное образование взрослых» и др.

«Организация труда профконсультанта», «Ценностно-смысловые аспекты профессионального и личностного самоопределения», «Управление профессиональной карьерой и личностным ростом», «Основы профессионального самоопределения».

По совместительству работает на кафедре управления персоналом и психологии в Финансовом университете при Правительстве РФ , на кафедре психологии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова , на кафедре психологии Московского психолого-социального университета (МПСУ).

Основные публикации

Автор более 120 научных публикаций и учебных пособий. Учебное пособие «Профориентация» (2005) отмечено в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике» в конкурсе «Лучшая книга года по педагогике −2006», который проводит Объединённая редакция журналов «Демократическая школа» и «Новые ценности образования».

· Пряжников Н. С. Профессия, специальность, квалификация, профессиональная карьера в сборнике Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Методика для преподавателя и профконсультанта. Место издания: РАО Москва;

Статьи

· Priazhnikov N.S. Business game as a means of activating vocational self-determination of schoolchildren в журнале Voprosy Psikhologii, издательство Akademiia pedagogicheskikh nauk RSFSR (Russian Federation), № 4;

· Возможности творческой самореализации педагогов и профконсультантов в досуговом самоопределении школьников в журнале Современные проблемы науки и образования, № 5;

· Пряжников Н. С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении в журнале Вопросы психологии, издательство Педагогика (М.), № 4;

· Пряжников Н. С., Сергеев И. С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы в журнале Современные проблемы науки и образования, № 4;

· Пряжников Н. С. Карточное профконсультирование подростков: возможности и проблемы в журнале Вестник Московского университета, том 14, № 3;

· Пряжников Н. С. Проблема критериев и средств оценки эффективности профориентации в организации в журнале Управленческие науки в современной России, том 1, № 1;

· Пряжников Н. С. Проблема непрестижных профессий в профориентационной игре «Остров» в журнале Школа и производство, № 7;

· Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные профориентационные игры «Пришельцы», «Ветеран» и "Бездельник в журнале Школа и производство, № 6;

· Пряжников Н. С. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности в журнале Вестник Московского университета, том 14, № 4.

Доклады на конференциях

· Использование в профоринетационной работе «активных форм». Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение и профессиональное становление молодежи - важнейшее условие социально-экономического развития государства», Санкт-Петербург, 29 апреля, Россия, 2014

· Психологические барьеры реализации профессионального образования в сборнике Материалы международной конференции "Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХ1 веке. 8-10 октября 2008 г , место издания Кисловодск , с. 311-317

· Пряжников Н. С. Представления подростков о медицинских противопоказаниях по разным профессиям как фактор их профессионального самоопределения. Международная конференция «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях сохранения и укрепления здоровья» 15-16 октября. Кемерово, 2013

· Пряжников Н. С. Проблемы критериев и средств оценки эффективности профориентационной работы с персоналом в организации. Научная конференция «Управленческие науки в современной России», Москва, 21-22 ноября 2013, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Финуниверситет при Правительстве РФ, Россия, 2013.

Тезисы докладов

· Пряжников Н. С., Серебряков А. Г., Булатов Ф. В. Содержательные модели в профессиональном самоопределении личности в сборнике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы ХХ1 века (Курск, 29-30 октября , место издания ООО «Планета» Курск , тезисы, с. 86-92

· Уровневый подход к оценке эффективности профессиональной ориентации в сборнике Материалы 111 Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии», 21-22 октября 2015 г , место издания ФИРО Москва , том 6, тезисы, с. 32-37

· Пряжников Н. С. Особенности профориентационной работы в условиях современной России в сборнике Межрегиональная конференция «Профориентационная работа с молодежью. Настоящее и будущее», Иркутск. 18 октября 2012 г., С.4-7 , место издания Иркутск , том 536, тезисы, с. 4-7

· Моргун В. Ф., Палихов А. Г., Пряжников Н. С. Уровни освоения способа решения задач и тип ориентировки в творческих задачах в сборнике Социальные и психологические проблемы активизации человеческого фактора в народном хозяйстве. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Часть 2 , место издания МГУ М , том 2, тезисы, с. 99-100