Генрих лев и полабские славяне. Западные славяне

(вильцы, велеты) в центральных областях и бодричи (ободриты, ререги) на северо-западе .

Родственными им также являлись племена поморян , проживавшие по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы , до реки Нотечи на юге.

Немцы вплоть до 19 века называли славян вендами .

История полабских или прибалтийских славян

Различные местные условия наложили своеобразный отпечаток на историю бодричей, лютичей и лужичан: так, например, бодричи благодаря соседству с франками поначалу часто действовали заодно с последними, поддерживавшими бодричских князей в их стремлении к усилению власти. У лютичей наоборот, княжеская власть была отменена, и господство перешло в руки аристократии. Лужичане, соседствовавшие с чехами, долгое время разделяли общую с ними историю.

Начиная с IX или даже VIII века н. э. их жизнь протекала в упорной борьбе с постоянными попытками немецкого вторжения . Впервые попытку их завоевания предпринял Карл Великий . Надо отметить, что поначалу, когда ещё не все соседние полабским славянам германские племена были покорены и христианизированы, зачастую они действовали заодно со славянами. Например, войско, отправленное Карлом Великим на завоевание сорбов (лужицких сербов) было уничтожено саксами , которые в то время, подобно славянам, боролись против христианизации и против присоединения к империи Карла. С другой стороны, во время правления у франков Карла Великого ободриты воевали на его стороне против лютичей и саксов.

X-XIII вв. характеризуются частыми и кровопролитными войнами между полабскими славянами и наступающими немцами и датчанами . Эти войны сопровождаются попытками христианизации славян. В ходе этих войн те или иные земли полабских славян на некоторое время подпадают под власть немцев, затем славяне освобождаются от них и существуют независимо какое-то время, затем все повторяется снова. Зачастую славяне переходят в контрнаступление. В это время в немецких летописях зафиксированы частые ответные походы славян на земли немцев, в ходе которых они разоряют немецкие поселения, жгут города и монастыри, грабят и убивают жителей, уводят пленных.

В современной Германии присутствует большое количество славянских топонимов . Также от полабских славян сохранилось множество славянских фамилий . К примеру, славянскими по происхождению являются многие немецкие фамилии, оканчивающиеся на «-ow» («-ов»), например Бюлов, Вирхов, Дмитров, Грабов, Модров.

Описание полабских славян, оставленные современниками

  • Титмар Мерзебургский (ранее 1018 года) «Хроника»:
  • Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), «Деяния священников Гамбургской церкви»:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком…. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград) . Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом. За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином . Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой… из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город - всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути.»

  • Гельмольд фон Бозау (сер. XII века), «Славянская Хроника» сообщал:

«…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их - Радегаст …»"…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…"

  • Саксон Грамматик пишет:

«Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян . В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»

См. также

Напишите отзыв о статье "Полабские славяне"

Примечания

Литература

  • Венелин Ю. И. Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне . - М .: В Университетской Типографии, 1846.
  • Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидрике Бернском (Веронском) (рус.) // Известия ОРЯС Императорской Академии наук: журнал. - 1906. - Т. XI . - С. 1-190 .
  • Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян // Собрание сочинений А. Гильфердинга . - СПб. : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1874. - Т. 4. [Переизд.: Гильфердинг А. Ф. Когда Европа была нашей. История балтийских славян - М.: ЭКСМО, 2010. - 320 c. - Серия «Древняя Русь».]
  • Гильфердинг А. Ф. Остатки славян на южном берегу Балтийского моря (рус.) // Имп. Русское географическое общество «Этнографический сборник»: журнал. - СПб. : Тип. В. Безобразова и комп., 1862. - Вып. V .
  • Иванова-Бучатская Ю. В.
  • Котляревский А. А. «Юридические древности П. славян» и «Сказания об Оттоне Бамбергском» (1874)
  • Лебедев Н. «Последняя борьба балтийских славян против онемечения» (во 2-й части - обзор источников)
  • Павинский «Полабские славяне» (СПб., 1871)
  • Первольф И. И. «Германизация балтийских славян» (СПб., 1876)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Успенский Ф. И. «Первые славянские монархии на Северо-Западе» (СПб., 1872)
  • Шафарик П. «Славянские древности» (т. II, кн. III. рус. пер. Москва, 1848)
  • Шор Т. У. Глава VI. Руги, венды и туземные славянские поселенцы // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 84-102.
  • Bogusławski a Hórnik, «Historija serbskeho naroda» (1884)
  • Giesebrecht L., «Wendische Geschichten» (Берл., 1843)
  • Siemawski, «Pogląd na dzieje słowian zachodno-połniocnych» (1881)

Ссылки

Полабские и поморские славяне к настоящему времени почти полностью ассимилированы немецким и польским народами. Из многочисленных племен, населявших в VI - XI веках нашей эры обширные территории Полабья, сейчас ассоциируют себя со славянами только лужичане (Федеративная Республика Германии) и кашубы (Польская Республика) .

Кашубы (самоназвание - кашеби), потомки древних поморян, живут на побережье Балтийского моря, в северо-восточных районах Польши. На западе их земли граничат с Германией. В средние века кашубы занимали значительно большую территорию; они расселялись в западных районах Поморянии, в бассейне реки Парсенты у города Колобжег. В XIII веке Кашубией называли также западную Поморянию .

С конца V - начала VI веков нашей эры в междуречье Салы (Зале), Лабы (Эльбы), Водры (Одера), Спревы (Шпре) и Нысы (Нейса) стали расселяться славянские племена, пришедшие с востока. Здесь они сменили восточногерманские племена, которые около IV века нашей эры двинулись на запад. Примерно с X - XI веков немецкие племена стали возвращаться обратно, сталкиваясь при этом с полабскими сербами. Постепенно в процессе острой борьбы подавляющая часть полабских славян была ассимилирована немецким этносом. Процесс ассимиляции наметился уже в XII-XIII веках и к сегодняшнему дню почти завершился. Численность жителей Германии, считающих себя лужичанами, постоянно сокращается. Что касается кашубов, то они считают себя самостоятельным этносом, отличным от польского, но и количество кашубов на протяжении ХХ столетия не увеличивалось, а сокращалось .

В средние века главными племенами полабских и поморских славян были лужицкие сербы (делеминцы, мильчане, гломачи, дечане, лужичане); ободриты (бодричи, вагры, полабы, древане); лютичи (вильцы, ротари, долечане, чрезпеняне, хижане); поморяне (кашубы, словинцы, кабатки). Каждая из этих групп состояла из более мелких племен, которые не были связаны в самостоятельное государственное объединение. Группы были независимы друг от друга. Полабские и поморские славяне были язычниками. Они поклонялись Святовиту, Триглаву, Чернобогу, Радигосту, Живе, Яровиту. Богам посвящались храмы и рощи. До сих пор в землях, населявшихся полабскими и поморскими славянами, находят свидетельства языческой культуры. Одним из них является Збручский идол, а также микрожинские рунические камни. В 1168 году на острове Рюгене (Руяне), располагающемся в Балтийском море, датчане разрушили святилище Святовита, Аркону, что явилось концом славянского язычества в Полабье .

Только опасность заставляла иногда полабских славян на некоторое время объединиться друг с другом или с другими западнославянскими племенами. В 623 году полабские сербы вместе с чехами, словаками, моравами, черными хорватами, дулебами и хорутанами объединились под предводительством купца Само, чтобы противостоять аварам. В 789 и 791 годах вместе с чехами полабские сербы снова выступают против Аварского каганата, участвуя в походах Карла Великого .

В IX веке часть полабских славян подчинилась немцам, другая часть вошла в состав возникшей в 818 году Великоморавской державы. При преемниках Карла Великого полабские племена несколько раз выходили из-под саксонской власти и снова попадали в зависимость. В 928 году полабские славяне объединились для оказания успешного сопротивления саксонскому королю Генриху Птицелову, захватившему территорию полабско-сербского племени гломачей и обложившему данью лютичей. Однако при Оттоне I лужицкие сербы вновь были всецело порабощены немцами, а их земли были отданы в ленное владение рыцарям и монастырям. Немецкие феодалы, назначая в полабских землях своих мелкопоместных князей, проводили политику "разделяй и властвуй". Разрозненные славянские племена не могли оказывать должного сопротивления завоевателям, которые постепенно захватывали все новые и новые земли .

Поморские славяне в VI-X веках вели оседлый образ жизни, занимаясь рыболовством, земледелием, солеварением. На рубеже VIII-IX веков у них активно начинает развиваться торговля со Скандинавией и славянскими племенами, живущими вдали от Балтийского моря. В X веке происходит объединение восточной группы лехитских племен (мазовшан, вислян, полян и др.), а в 960 году они образуют польское государство. Мешко I начал борьбу за овладение устьем Одры и выход к Балтийскому (Венедскому) морю. Во второй половине Х века Поморяния была присоединена к Польше .

Основным занятием полабских и прибалтийских славян было земледелие. Они сеяли рожь, пшеницу, овес, разводили лен и коноплю, занимались садоводством и огородничеством. Существовала двух - и трехпольная система земледелия. Использовались соха и плуг. Было развито и скотоводство, разводились крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади. Важное место занимал рыбный промысел. Для лова рыбы использовались легкие, подвижные суда .

О высоком развитии ремесла свидетельствуют орудия труда. Кроме плуга и сохи встречаются борона и серп. Славяне ткали полотно и сукна, занимались выделкой кож, гончарным ремеслом. Существовало до 20 видов ремесел по изготовлению оружия и военного снаряжения: топоров, мечей, кольчуг, шлемов и т. п. Было развито производство изделий из кости и рога. В некоторых местах разрабатывались залежи соли. Высокого уровня достигло плотничье и строительное ремесло, о чем свидетельствуют храмы и общественные здания из дерева и песчаника. Хронист Титмар Мерзебургский пишет: "Есть в земле ротарей некий город по имени Радигощ... В городе есть храм, искусно построенный нз дерева, в котором опорные столбы заменены рогами разных зверей. Стены... извне украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь... а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах; на каждом вырезано его имя" .

Около Х века как среди поморских, так и среди полабских славян распространяется христианство. У поморян оно распространяется вместе с принятием христианства Великой Моравией, а затем и Польшей, у полабских славян - вместе с распространением немецкой (саксонской) власти. Язычники поначалу оказывают какое-то сопротивление, но насаждение нового культа проходит весьма агрессивно, с применением жестоких мер по отношению к приверженцам старины .

В начале XI века (1018 год) Болеслав Храбрый присоединил Лузицию к Польше, но уже в 1034 году она вновь попала под власть немцев. В этот же период на какое-то время вновь приобретают независимость и земли поморян .

Положение славян усугубляется тем, что в их землях обнаружены богатые месторождения серебра. С конца XIII века немецкие феодалы возобновляют последовательный захват земель полабских и поморских славян, сопровождающийся их германизацией. В городах запрещается говорить на славянском языке, на немецкий язык переводится всё делопроизводство, на немецком языке ведется обучение в школах, заниматься каким-либо привилегированным ремеслом можно только при условии владения немецкой речью. Такие условия вынуждали сербское население усваивать язык и культуру немцев. Славянские диалекты сохраняются практически только в сельской местности. Наиболее активно процесс германизации проходил в западных землях полабских славян. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) здесь погибло более 50% сербов, в результате чего ареал распространения славян на территории Германии значительно сократился. Дольше всего славянское население со своим языком и обычаями удерживалось в герцогстве Мекленбург (до конца XVII века) и в Ганноверском Вендланде (до первой половины XVIII века) .

Население Нижней и Верхней Лузиции находилось в иных условиях. Их земли в IX - начале Х вв. входили в состав Великоморавской державы, а с 1373 по 1635 годы - в состав Чешского королевства. Традиционно немецкое население здесь было в меньшинстве, поэтому сербский язык не изгонялся из официального употребления. Самоидентификации серболужичан со славянским населением и росту национального самосознания способствовало и Гуситское движение. Однако с утверждением в Чехии власти Габсбургов (с 1526 года) и с переходом Лужиц в ленное владение Саксонских правителей (с 1635 года) процесс германизации лужичан усилился. В ходе геополитических изменений Верхняя Лужица с главным городом Будышином (нем. Bautzen) вошла в состав Саксонии, Нижняя Лужица с главным городом Котебузом (нем. Kottbus) - в состав Пруссии. Вспыхивающие время от времени на лужицких землях восстания ни к чему не приводят. Однако во второй половине XVIII - XIX веках большой интерес к Лужицам, их культуре и языкам, проявляют просветители .

апреля 1897 года в Будышине был заложен "Сербский Дом", в котором позже разместились культурные организации лужицких сербов, музей, редакции, типография и библиотека. В начале ХХ века создается первая лужицкая политическая организация "Деревенское избирательное общество" (1910), а в 1912 году - одно из наиболее известных обществ - "Домовина" ("Родина"), деятельность которого прерывалась во время первой мировой войны, но с 1920 года возобновилась .

Последовательному онемечиванию подверглись и поморские славяне. В начале XIV века из земли были захвачены Тевтонским орденом и на протяжении XIV - XVIII веков в них проводилась политика, в соответствии с которой славянам выгоднее было признать себя немцами и забыть свою исконную культуру .

В 1466 году с Польшей воссоединилось Восточное Поморье, где проживали кашубы и словинцы. Дальнейшая история этих народов была связана с историей Польши и Речи Посполитой. По первому и второму разделам Польши (1772, 1793) земли кашубов и словинцев отошли к Пруссии. Они были возвращены Польше только по Версальскому договору 1919 года. Несмотря на длительную насильственную германизацию, кашубы сохранили свою культуру. Словинцы утратили свою национальную самобытность, полностью слившись с немецким населением .

Отсюда следует, что внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Пола́бы , полабские славяне (н.-луж. Połobske Słowjany , польск. Słowianie połabscy , кашубск. Pòłabsczi Słowiónie ) - большая группа западнославянских племён, по распространенной теории, населявшая приблизительно с конца 6 в. до середины 13 в. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии . Занимали эти славяне обширную территории от устья р. Лабы (Эльбы) и её притока р. Салы (Зале) на Западе, до р. Одры (Водры, Одера) на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане , лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, ререги ). Родственными им также являлись племена поморян , проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы , а на юге, по реке Нотечи, граничавших с польскими племенами. Вендами немцы традиционно называли и называют до сих пор исконное, коренное славянское население Германии.

История полабских или прибалтийских славян

Полабские или прибалтийские славяне - условное название для различных ветвей славянского племени, занимавших южное побережье Балтийского моря и бассейн р. Лабы (Эльбы) и дробившихся на массу мелких колен. Из них особенное значение имеют бодричи (ободриты, ререги ) на северо-западе, лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях, лужицкие сербы (сербы, лужичане) на юге. Различные местные условия наложили своеобразный отпечаток на историю бодричей, лютичей и лужичан: так, например, бодричи благодаря соседству с франками , поначалу часто действовали заодно с последними, поддерживавшими бодричских князей в их стремлении к усилению власти. У лютичей, наоборот, княжеская власть была отменена и господство перешло в руки аристократии. Лужичане, соседствовавшие с чехами, долгое время разделяли общую с ними историю. Много, однако, есть и сходного в истории полабских славян.

Начиная с IX и, даже VIII века н. э. их жизнь протекла в упорной борьбе с постоянными попытками немецкого вторжения. Начало этим бесконечным попыткам завоевания положил ещё Карл Великий , который пытался объединить под властью своей империи все соседние с ней племена, как немецкие по этнической принадлежности, так и другие - в частности славянские. Надо отметить, что поначалу, когда ещё не все соседние полабским славянам, германские племена были покорены и христианизированы, зачастую, они действовали заодно со славянами. Например, войско, отправленное Карлом Великим на завоевание сорбов (лужицких сербов) было уничтожено саксами , которые в то время, подобно славянам, боролись против христианизации и против присоединения к империи Карла. Но, постепенно, по мере покорения и христианизации собственно немецких племён Германии, земли полабских славян, в этом регионе, становятся единственной мишенью организованного наступления немецкой империи, поощряемого и инициируемого Римской католической церковью. X-XIII вв. характеризуются частыми и кровопролитными войнами между полабскими славянами и наступающими немцами и датчанами . Эти войны сопровождаются попытками христианизации славян. В ходе этих войн те или иные земли П. славян на некоторое время подпадают под власть немцев, затем славяне освобождаются от них и существуют независимо какое-то время, затем все повторяется снова. Зачастую, славяне переходят в контрнаступление. В это время в немецких летописях зафиксированы частые ответные походы славян на земли немцев, в ходе которых они разоряют немецкие поселения, жгут города и монастыри, грабят и убивают жителей, уводят пленных. Дания долгое время, до короля Вальдемара I, платила дань городу Арконе - столице племени руян , входившего в состав союза ободритов . Но король Вальдемар I Великий в конце-концов уничтожил Аркону. Ирония заключается в том, что Вальдемар по матери был правнуком Владимира Мономаха , в честь которого и получил своё имя. В конце концов, приблизительно к XII-XIII векам, все славянские земли Полабья вливаются в те или иные государственные немецкие образования в составе Священной Римской империи и принимают христианство по римскому образцу.

После этого, начинается постепенный процесс онемечивания местного населения, который продлился несколько веков. Ему подверглись огромные массы людей. Онемечивание происходило несколькими путями, в том числе, посредством притока на земли П. славян немецких переселенцев, благодаря законодательному укоренению немецкого языка, присвоению славянам немецких или «немецкообразных» фамилий, межэтническим бракам, влиянию церкви и т. д.

Внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.

Единственной частью современного немецкого населения, которая все ещё сохранила свой славянский язык и культуру являются лужичане .

Остальные полабские славяне хотя и онемечились, но не бесследно. От них современной Германии досталось огромное количество топографических названий (смотри - Славянская топонимика Германии). Кроме этого, постепенно онемечившись, полабские славяне передали современным немцам массу славянских по происхождению фамилий (смотри - Славянские по происхождению фамилии современных немцев).

Описание полабских славян, оставленные современниками

  • Титмар Мерзебургский (ранее 1018 года) «Хроника»: «Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ , он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю, лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич .»
  • Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), «Деяния священников Гамбургской церкви»:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком…. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой…. из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город - всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути.»

  • Гельмольд фон Бозау (сер. XII века), «Славянская Хроника» сообщал:

«…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их - Радегаст …»"…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…"

  • Саксон Грамматик пишет: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян . В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»

См. также

Примечания

Литература

  • Венелин Ю. И. Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне . - М .: В Университетской Типографии, 1846.
  • Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидрике Бернском (Веронском) (рус.) // Известия ОРЯС Императорской Академии наук : журнал. - 1906. - Т. XI. - С. 1-190.
  • Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян // Собрание сочинений А. Гильфердинга . - СПб. : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1874. - Т. 4.
  • Гильфердинг А. Ф. Остатки славян на южном берегу Балтийского моря (рус.) // Имп. Русское географическое общество «Этнографический сборник»: журнал. - СПб. : Тип. В. Безобразова и комп., 1862. - В. V.
  • Иванова-Бучатская Ю. В. PLATTES LAND: Символы Северной Германии (cлавяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). СПб. : Наука, 2006.
  • Котляревский А. А. «Юридические древности П. славян» и «Сказания об Оттоне Бамбергском» (1874)
  • Лебедев Н. «Последняя борьба балтийских славян против онемечения» (во 2-ой части - обзор источников)
  • Павинский «Полабские славяне» (СПб., 1871)
  • Первольф И. Н. «Германизация балтийских славян» (СПб., 1876)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шафарик П. «Славянские древности» (т. II, кн. III. рус. пер. Москва, 1848)
  • Шор Т. У. Глава VI. Руги, венды и туземные славянские поселенцы // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 84-102.
  • Bogusławski a Hórnik, «Historija serbskeho naroda» (1884)
  • Giesebrecht L., «Wendische Geschichten» (Берл., 1843)
  • Siemawski, «Pogląd na dzieje słowian zachodno-połniocnych» (1881)

Ссылки


Поморяне - это полабские славяне, Брежане, Поморяне, Кашубы, Кабатки, Лебские Словинцы, Руяне (Руги) - жители острова Руян-Рюген (былинный Буян) и южного побережья Балтики. Остров Руян известен нам из русских сказок как былинный остров Буян - “…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…”. Поморяне, как славянский этнос, сформировались на территории Поморянии (немцы искажая славянское имя земли Поморяния говорят “Померания”), простирающейся от устья реки Висла на востоке и далее на запад за устье реки Водра (Одра), включая земли к югу от острова Руян-Рюген и сам остров, до прежних земель славян-Бодричей.

Сегодня поморянами-кашубами себя в Польше называет 500 тысяч человек (по данным газеты “Славяне”, Виктор Юнак, 1993 г.), сохранивших славянский язык поморян и католическую веру в условиях тотальной германизации.

Этноним “Кашубы” имеет древнее происхождение, в средневековье местопребывание кашубов простиралось на более западные районы Поморянии включая бассейн реки Парсенты у города Колобжег. В 13 веке Кашубией называли и западную Поморянию, а поморянские князья титуловали себя князьями Кашубии.

Возможно сами поморяне издревле себя именовали кашубами, весьма вероятно также, что кашубы - древнее название одного из племён поморян, имя которого распространилось и на другие племена поморян, как общий этноним, на раннем этапе их консолидации.

В 6-10 веках в Поморянии среди славян существовали многочисленные мелкие племена пыжичане, волиняне, выжичане, и др. Сохранение мелких племен было обусловлено свойством славян селиться и жить по берегам рек. А реки в основном в Поморянии мелкие и впадают в Балтийское море, что и определило сохранение мелких племен, не объединившиеся в большие племенные союзы в результате отсутствия надёжной взаимосвязи. Поселения поморян сосредотачивались главным образом в низменной прибрежной зоне, на урожайных почвах, местами чернозёмных.

Во второй половине 11 - начале 12 веков поморяне дошли до заболоченной широкой долины Нотеци. Но постепенно поморяне стали объединяться в более крупные племенные союзы, одно - это бассейны рек Реги и Парсенты - союз семи племён. Поселенческой единицей в нем были большие городища. Второй союз племён - между рек Вепжей и нижней Вислой, состоявшей из 8 племён, основной формой оборонительного поселения которых были небольшие городища. Поморяне не отличались от славянских жителей внутренних районов Польши по основным способам добывания пищи.

Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали прежде всего просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья - и овёс. В 7-8 веках преобладала в питании говядина, но в последующие столетия её почти полностью заменила свинина.

В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. В 11-12 веках дичь стала занимать кое-где значительное место в питании. Наличие многих рек и озёр, близость моря, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с 6-7 веков поморяне занимались варением соли; около 1000-го года поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии.

Начиная с рубежа 8-9 веков специфика Поморянии благоприятствовала широкому развитию товарообмена, который способствовал динамичному развитию местного производства. Отсюда в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши - солёная селёдка. О развитии локального рынка свидетельствует относительно густая в 12 веке сеть торгов, которые устраивались, например в Щецине два раза в неделю.

В течение 9 века некоторые славянские поселения у устья Одры, такие, как Щецин и Волин, а также Колобжег, преобразовывались в регулярно, плотно застроенные поселения, окружённые укреплениями, заселенные ремесленниками, рыбаками и купцами. Население это было в своей основной массе свободное, отягощённое только данями и повинностями в пользу публичной власти. Кое-где поселялись пришельцы, которые пользовались значительной свободой.

Некоторые территориальные союзы со временем приобрели более “городской”, чем “племенной”, характер (Волин, Щецин и др.). Это позволяет назвать политические союзы поморян в устье Одры (Водра) “городскими республиками”. Сопротивление поморян польскому государству Пястов можно объяснить наличием сильной власти их знати, занимавшейся торговлей и морским разбоем.

Польское государство образовалось на берегах реки Водра-Одра (от сл. “вода”) и её притоках, и поэтому польские князья были обеспокоены овладением устьем реки Водра. В силу географического положения молодого польского государства это имело существенное хозяйственное и политическое значение для получения надежного выхода к морю. Поэтому князь Мешко I в 972 году начал борьбу за овладение устьем Одры.

В 990-992 г. рубежи Польского государства через Водру вышли к берегам Балтийского (Вендского) моря. Но уже в 30-е годы 11 века, в период кризиса пястовской монархии, поморяне получили независимость. Болеслав Смелый утратил владычество над поморянами. Из-за сопротивления со стороны жителей поморянских городов, польские князья стали искать выход к морю в другом месте, для этого был увеличена территория Гданьска в районе устья Вислы в конце 10 века.

Присоединение Поморянии к Польше во второй половине 10 века имело далеко идущие общественно-политический последствия для этих земель. Многие грады были уничтожены, а некоторые из них, выполнявшие в 12 веке функции кастелянских центров, были расширены. В Колобжеге Болеслав Храбрый расположил свой главный церковный центр. В 12 веке Болеслав Кривоустый сумел подчинить своей власти восточную Поморянию с городом Гданьск, и поставить в политическую зависимость князей западной Поморянии. Возникшее поморянское княжество Вартислава во многом подражало устройству польской монархии Пястов, заимствовало многие элементы ее строя, что проявлялось в функционировании системы даней и повинностей, организации двора, администрации, судов и др.

Заселение земель Северной (Новгородской) Руси славянами шло, не как историки полагали раньше - из нижнего Поднепровья, а из западных славянских земель, с южного берега Балтийского моря: из земель поморян - Поморянии, и из земель ободритов - Вендланда (земли Венедов).

С южных берегов Балтийского моря на восток двинулись две волны славян: кривичи, основавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, и словене, основавшие Новгород (как продолжение Старгорода-Ольденбурга) и расселившиеся в Верхнем Поволжье. Словинцы-словене, расселившиеся на Руси Северной, известны как словене ильменские. Они и принесли с собой из Поморянии систему народовластия - народное вече (Вече Новгородское) и систему городской республики. В то время Новгородские Земли викинги-скандинавы называли страной городов - Градарика. Радимичи и вятичи, по археологическим и иным данным, “пришли от ляхов”. Как ныне установлено, многие племена славян не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее к 8-му веку, заселив бассейн рек озера Ильмень и Поднепровье.

Балтийская Поморяния представляла собой союз аристократических республик славян. Основой языческой народной религии полабских славян была вера в главного небесного бога - Владыку Мира, а также других богов - его детей и внуков. Византийский историк Прокопий писал в 6 веке о славянских верованиях: “Славяне признают одного Бога, создателя молний, единым господом всего и приносят ему в жертву быков и всякие дары… Они покланяются так же рекам и нимфам и некоторым другим божествам…”.

Богам посвящались храмы и рощи. Старший из богов-детей Владыки Мира звался Святовит. Святовит изображался с тремя головами - Триглав. Существовал также бог ада - Чернобог. Почиталась богиня жизни Жива, бог плодородия Радигост и покровитель воинов Яровит. Радигосту поклонялись в Радигоще - городе ротарей. Яровиту был посвящён храм в Велегоще. Все эти божества были общими для большинства славянских племён.

Кроме них существовали и другие идолы, которым поклонялись только отдельные племена, роды и семьи. В сложном ареопаге богов балтийских славян значились Сварог, Даждьбог - сын Сварогов, Стрибог, Жива, Радигост, Яровит, Тряс, Руевит, Морена, Рановит, Прано - Перун, Чернобог, Белбог. Однако верховным божеством всех славянских племён считался Световит (Святовит - “Святой Свет” или “Святой Светлый”).

Великолепный храм Световита находился на острове Руяне (Рюгене) в городе Аркона. Святовит представлял из себя изваяние идола больше человеческого роста с четырьмя головами.

На побережье, в городах Щецин и Волине, стояли Триглавы - идолы о трёх головах, был идол и пятиглавый. В дальнейшем, с усилением германо-скандинавской экспансии, Свеятовит стал главным богом войны, мифологическим символом сопротивления - с кубком и охотничьим луком в руках и более поздним седлом, уздою и боевым мечом подле.

Кроме каменного четырёхликого Збручского идола, были также и многоглавые боги у славян, живших на острове Руян (Рюген) и на балтийском побережье. Световит в граде Аркона - это большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырмя головами. В другом граде Руяна - Коренице - было 3 храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Руневита, о семи лицах, семь мечей в ножнах было привязано у него на боку на одном поясе. В другом храме находился идол Поревита о пяти голов, и в третьем - идол Поренута о четырёх лицах, а пятое лицо было на груди.

Важнейшим в Поморянии был Триглав, истуканы которого находились в Щецине, Волине и других местах. В Браниборе (Бранденбурге) тоже был трёхглавый идол. Это всё показывает насколько древнеславянская религия была близка религии ариев, переселившихся из европейской России в Индию. Этноним арии многие тысячелетия назад означал “ПАХАРИ”, а затем стал именем господствующего народа Индии. Слово АРИИ-пахари имеет схожий смысл и у всех балто-славянских народов: по-литовски пахать - arti, ariu, пахарь - arijas, латышское art, ar’u, сербохорватское - орати, польское - orac, чешское - orati, старорусское - орати, в современном русском языке есть выражение “перекуём мечи на орало”, орудие землепашества, и т. д. В Индии же слово aryia приобрело значение благородный, верный.

В 9 веке в Поморянии существовали крупные укреплённые поселения (Щецин, Волин, Колобжег) с густой регулярной застройкой, как центры политических объединений. Была развита торгово-ремесленная деятельность, а имя острова Узедом говорит о том, что поморяне активно освоили Балтийское - Вендское море в своих мореплаваниях и приплывая говорили УЖЕ ДОМ.

С 10 века существовало политическое объединение с центром в граде Волин, жители которого именуются Волыняне. В 1046 г. к императору Генриху III прибыл вместе с правителями Польши - князем Казимиром и Чехии - князем Бржетиславом, князь Поморянии Земузил. Предполагается, что славян-поморян и их землю - Поморяния - так назвали южные их соседи славяне Польши, это имя восприняли и сами поморяне, при этом сохраняя и другой этноним - кашубы.

В 11-12 веках князья Поморянии совершали походы на Польшу, к 20-м годам 12 века в состав Поморянии вошли обширные славянские земли лютичей за Одрой (Водра). Воля князя была непреклонна для всех поморян, когда князь поморян зимой 1107-1108 при встрече с польским князем Болеславом Кривоустым, приблизясь к Болеславу, склонился перед ним и объявил себя верным ему рыцарем и слугой, то польский князь после этого смог в течение 5 недель присоединить почти всё княжество - Поморянию - без единого сражения.

В 1110 г. польский король Болеслав Кривоустый присоединил поморян, сохранивших славянское язычество, к Польше, князья поморян при этом не лишились своих уделов.

В 40-60-х годах 12 века Поморяния представляла собой федерацию славянских княжеств, возглавлял которую славянский город Щецин, решения которого были значимы для других княжеств и городов. Жители Волина говорили, что примут христианство, если это сделает Щецин. Щецин же представлял и интересы Поморянии перед польским князем, добиваясь снижения дани.

Всякая входящая в Поморянию область имела свой политический центр - град, с окружавшей его территорией, на которой располагались другие, более мелкие грады. Верховный орган - Народное собрание ВЕЧЕ - собиралось в граде, но в нем участвовало и славянское население из сельской округи града. Так, для обсуждения вопроса о принятии христианства в Щецин был созван народ бесчисленный - язычники из деревень и градов.

В 12 веке у поморян сложилась своя знать из людей имеющих свои дружины, владеющих кораблями, на которых они занимались торговлей и пиратством, имевших богатые поместья, где трудились пленные и должники. Знать составляла особый орган - совет, на котором она одни вопросы решала, а другие предварительно обсуждала, прежде чем выносить их на вече.

Жрецы входили в состав совета даже тогда, когда обсуждался вопрос о смене религии. В Щецине языческие храмы были местом, где знать устраивала свои пиры, здесь вельможи пили из кубков, хранившихся в храмовой казне. Жрецы становились членами знатных родов, что обеспечивало единство интересов знати и жречества. Здесь культ главного божества - покровителя земли - занимал центральное место в общественной жизни. В храмах хранилась казна, состоявшая из приношений и военной добычи и являвшаяся общим достоянием.

Общество поморян можно охарактеризовать, как “городская республика”, но всё же ВЕЧЕ оставалось верховным органом у поморян. Вече созывалось стихийно, и его решения выполнялись всеми. И в 1126 году, во время эпидемии, и в 1128 году в Вологощи, где жители постановили сохранить язычество, хотя знать дало согласие на введение христианства. Знать не обладала достаточной военной силой, чтобы подчинить участников вече своей воле, когда участвовать в вече могло всё свободное население города и округи.

Княжество поморян - Поморяния - представляло собой федерацию земель - мелких княжеств, каждое из которых не превышало размеров, необходимых для участия в деятельности вече всего населения. Верховный князь поморян имел в своём распоряжении значительную дружину: в 1124 году князь Вартислав встретил миссионеров в сопровождении нескольких сотен воинов, о чём писали мессионеры.

В граде Камень находился княжеский центр, там постоянно проживала жена князя и его наложницы, принимали крещение дружинники, там же находились княжеские владения и их управляющие. Хотя в Камне существовало вече, руководила им княжеская власть: решение о принятии нового культа было принято здесь по предложению жены князя, ещё до приезда миссионеров.

Подобный центр князя был и в Узнаме (Узедом). Князь выступал, как военный предводитель и верховный глава Поморянии в сношениях с соседними славянскими государствами: его “поцелуй мира” с Болеславом Кривоустым скрепил мирный договор между Польшей и Поморянией. В княжеских дворах поморяне, совершившие проступки, могли найти убежище от своих преследователей. Эти функции князь мог выполнять лишь постольку, поскольку его политика совпадала с интересами знати.

В 1124 году, во время первой поездки Оттона Бамбергского в Поморянию, князь поддержал христианскую миссию, но главные грады поморян Щецин и Волин отказались принять новую религию. Князь оказался не в состоянии даже обеспечить безопасность миссионеров, разместившихся на княжеских дворах, а не то что повлиять на решения народных собраний в наиболее крупных градах. В 1128 году, во время войны Щецина с князем Вартиславом, войска Щецина разорили владения князя. Верховный князь поморян был лишь военным, и в какой-то мере политическим, главой федерации в Поморянии, но отнюдь не её правителем. Структура общества поморян принципиально сходна с политическим устройством шведских земель в 9-11 веках.

Иным было положение на землях к западу от реки Водра (Одра), земель славян-лютичей: черезпенян, долензян, редарей, поскольку здесь власть князя была сильнее, так как эти земли были присоединены в результате военной экспансии, которой руководила княжеская власть. Вопрос о принятии христианства на новых землях решался на общем собрании знати (бывших лютичей) и наместников градов, созванном князем в его владении - Узноиме (Узедоме). Вече Вологощи, крупного града, постановило сохранить язычество и не впускать к себе христианских миссионеров, однако пришлось изменить решение, когда к городу подступил князь с воинами.

В 50-60-х годах 12 века Ратибор, брат Вартислава, и его преемники пожаловали первым в Поморянии монастырям в Столпе и Гробе небольшие земельные владения, доходы от различных проезжих пошлин и пошлин с торгов корчем, соляных варниц, а также права на ловлю рыбы в разных частях Поморянии. Папская булла 1140 г. епископству Поморянии подтверждала его права на имущество и доходы. В Поморянии важнейшим источником доходов господствующего класса была централизованная эксплуатация свободного славянского населения. Новшеством во второй половине 12 века стало право князей чеканить монету.

Именовался официально князь поморянии, как князь поморян и лютичей, а в княжеских грамотах 13 века Поморяния обозначается как СЛАВИЯ, это свидетельствует об консолидации поморян и лютичей на основе признания общеславянского происхождения и необходимости противопоставить Поморянию, как особое славянское государство, соседним княжествам, подвергнувшимся скандинаво-немецкой экспансии.

В выписке из грамоты 1159 года о доходах князя Ратибора в Поморянии и его супруги Прибыславы говорится о землях, подвластных князю: “В области Ванцлавской деревня Гробно, крепость Узноима, крепость Щецина; на реке Одра деревня Челехова, крепость Выдухов, реки Текменица и Кременица, деревня Дожбьягора; область Словинская: крепость Камена, деревня Пустихова; Колобрежская область: деревни Поблота и Свелюба, город Радов, река Персанта, крепость Белград”.

В 1168 году датский король Вальдемар I, получивший имя в честь своего прадеда Владимира Мономаха, и совершивший около двадцати походов на балтийских славян, ворвался в крепость славянского острова Руяна (Рюген) город Аркону, разрушил храм - святилище славянского бога Святовита, уничтожил его статую. Позже на остров Руян пришли шведы, за ними немцы. В 1177 г. датчане и саксонцы подчиняют земли славян Поморянии.

Но всё таки дошли и до наших дней отголоски прежнего славяноязычия местного населения острова Руян-Рюген, следы древних верований, обожествлявших природу. Например, у мыса Герген (Горный) стоит огромный гранитный утёс Buskahm - Божий Камень, есть урочище Swantegara- Святая Гора, в устье реки Дивеновы деревня Swantust - Святое Устье; и сегодня на Рюгене-Руяне в названиях местечек звучат славянские понятия - Позериц - Поозёриц, Густов, Мёдов… - всё это говорит, что местное население постепенно становилось немецкоязычным, сохраняя прежние родные названия, а если бы была полная смена населения, то и прежних названий не сохранилось - некому было бы помнить о них.

Память о славянском характере острова Руян-Рюген-Буян и былой гегемонии славян в Балтийском-Вендском море сохранилась и в сказаниях славян, переселившихся на Русь Новгородско-Киевскую, и каждый русский помнит слова А.С.Пушкина: “И лежит нам путь далёк, мимо острова Буяна в царство славного Салтана…”. Остров Руян (Рюген) занимает площадь почти в 1000 квадратных километров, его меловые скалы глядят в море, всё его побережье изрезано глубокими и укромными заливами и бухточками, в которых так удобно было прятаться ладьям славян-варягов.

Само слово “варяг” означало “солевар” от слова варити, то есть выпаривать-варить соль. Отсюда и название варежка - варега, которая использовалась солеварами для защиты рук от ожегов, а в последствии варежка пригодилась и в северных краях зимой для защиты рук от мороза. Есть и другое толкование слова “варяг” - от значения на санскрите слова вода - “вар”. В этом случае “варяги” означает людей, живущих у воды, поморов. Одно не противоречит другому, поскольку понятие “варить” - кипятить в воде, и само слово “вар” - вода, слова одного корня.

Вываренная соль была дорогим товаром, поэтому солевары-варяги были хорошо вооружены и сплочены для защиты в дороге своего продукта, которым они торговали повсеместно. Первоначально варяги были целиком из славян, а в дальнейшем в их число стала входить и пассионарная молодёжь из Скандинавии, в дальнейшем сплочённые варяги включились в борьбу за гегемонию на землях восточных славян.

Варяги-славяне нередко имели смешанные морские дружины с викингами-скандинавами и совершали совместные дальние морские походы в Британию, Францию, арабскую Испанию и иные земли. То же самое часто происходило и в землях Новгородско-Киевской Руси, где варяги и викинги организовывали совместные походы на Царьград и составляли военную элиту княжеской дружины.

Пока в Польше существует славянский этнос КАШУБЫ-Поморяне, никто не может предьявить Польше претензии на часть этой славянской земли - Поморянии. Но опастность есть, в конституции Германии существует 116-я статья, по которой предпологается присоединить к Германии славянские земли: Поморяния, Силезия и Прусия, как это уже произошло 3 октября 1990 года с землёй лужицких сербов-лужичан Лужицей (Лаузиц). Славянскую землю - Лужицу - не признают как территорию, имеющую право на сохранение целостности, хотя бы в составе одной из земель ФРГ. Ведь Лужица была включена в состав Германии, как Лужицкая марка. Так, чтобы можно было сказать журналистке E.Wiibe с радиостанции “Немецкая Волна” (DW), что “лужичане имеют свою государственность и административную единицу в составе Германии”.

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Пола́бы , полабские славяне (н.-луж. Połobske Słowjany , польск. Słowianie połabscy , кашубск. Pòłabsczi Słowiónie ) - большая группа западнославянских племён, по распространенной теории, населявшая приблизительно с конца 6 в. до середины 13 в. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии . Занимали эти славяне обширную территории от устья р. Лабы (Эльбы) и её притока р. Салы (Зале) на Западе, до р. Одры (Водры, Одера) на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане , лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, ререги ). Родственными им также являлись племена поморян , проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы , а на юге, по реке Нотечи, граничавших с польскими племенами. Вендами немцы традиционно называли и называют до сих пор исконное, коренное славянское население Германии.

История полабских или прибалтийских славян

Полабские или прибалтийские славяне - условное название для различных ветвей славянского племени, занимавших южное побережье Балтийского моря и бассейн р. Лабы (Эльбы) и дробившихся на массу мелких колен. Из них особенное значение имеют бодричи (ободриты, ререги ) на северо-западе, лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях, лужицкие сербы (сербы, лужичане) на юге. Различные местные условия наложили своеобразный отпечаток на историю бодричей, лютичей и лужичан: так, например, бодричи благодаря соседству с франками , поначалу часто действовали заодно с последними, поддерживавшими бодричских князей в их стремлении к усилению власти. У лютичей, наоборот, княжеская власть была отменена и господство перешло в руки аристократии. Лужичане, соседствовавшие с чехами, долгое время разделяли общую с ними историю. Много, однако, есть и сходного в истории полабских славян.

Начиная с IX и, даже VIII века н. э. их жизнь протекла в упорной борьбе с постоянными попытками немецкого вторжения. Начало этим бесконечным попыткам завоевания положил ещё Карл Великий , который пытался объединить под властью своей империи все соседние с ней племена, как немецкие по этнической принадлежности, так и другие - в частности славянские. Надо отметить, что поначалу, когда ещё не все соседние полабским славянам, германские племена были покорены и христианизированы, зачастую, они действовали заодно со славянами. Например, войско, отправленное Карлом Великим на завоевание сорбов (лужицких сербов) было уничтожено саксами , которые в то время, подобно славянам, боролись против христианизации и против присоединения к империи Карла. Но, постепенно, по мере покорения и христианизации собственно немецких племён Германии, земли полабских славян, в этом регионе, становятся единственной мишенью организованного наступления немецкой империи, поощряемого и инициируемого Римской католической церковью. X-XIII вв. характеризуются частыми и кровопролитными войнами между полабскими славянами и наступающими немцами и датчанами . Эти войны сопровождаются попытками христианизации славян. В ходе этих войн те или иные земли П. славян на некоторое время подпадают под власть немцев, затем славяне освобождаются от них и существуют независимо какое-то время, затем все повторяется снова. Зачастую, славяне переходят в контрнаступление. В это время в немецких летописях зафиксированы частые ответные походы славян на земли немцев, в ходе которых они разоряют немецкие поселения, жгут города и монастыри, грабят и убивают жителей, уводят пленных. Дания долгое время, до короля Вальдемара I, платила дань городу Арконе - столице племени руян , входившего в состав союза ободритов . Но король Вальдемар I Великий в конце-концов уничтожил Аркону. Ирония заключается в том, что Вальдемар по матери был правнуком Владимира Мономаха , в честь которого и получил своё имя. В конце концов, приблизительно к XII-XIII векам, все славянские земли Полабья вливаются в те или иные государственные немецкие образования в составе Священной Римской империи и принимают христианство по римскому образцу.

После этого, начинается постепенный процесс онемечивания местного населения, который продлился несколько веков. Ему подверглись огромные массы людей. Онемечивание происходило несколькими путями, в том числе, посредством притока на земли П. славян немецких переселенцев, благодаря законодательному укоренению немецкого языка, присвоению славянам немецких или «немецкообразных» фамилий, межэтническим бракам, влиянию церкви и т. д.

Внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.

Единственной частью современного немецкого населения, которая все ещё сохранила свой славянский язык и культуру являются лужичане .

Остальные полабские славяне хотя и онемечились, но не бесследно. От них современной Германии досталось огромное количество топографических названий (смотри - Славянская топонимика Германии). Кроме этого, постепенно онемечившись, полабские славяне передали современным немцам массу славянских по происхождению фамилий (смотри - Славянские по происхождению фамилии современных немцев).

Описание полабских славян, оставленные современниками

  • Титмар Мерзебургский (ранее 1018 года) «Хроника»: «Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ , он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю, лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич .»
  • Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), «Деяния священников Гамбургской церкви»:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком…. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой…. из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город - всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути.»

  • Гельмольд фон Бозау (сер. XII века), «Славянская Хроника» сообщал:

«…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их - Радегаст …»"…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…"

  • Саксон Грамматик пишет: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян . В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»

См. также

Примечания

Литература

  • Венелин Ю. И. Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне . - М .: В Университетской Типографии, 1846.
  • Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидрике Бернском (Веронском) (рус.) // Известия ОРЯС Императорской Академии наук : журнал. - 1906. - Т. XI. - С. 1-190.
  • Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян // Собрание сочинений А. Гильфердинга . - СПб. : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1874. - Т. 4.
  • Гильфердинг А. Ф. Остатки славян на южном берегу Балтийского моря (рус.) // Имп. Русское географическое общество «Этнографический сборник»: журнал. - СПб. : Тип. В. Безобразова и комп., 1862. - В. V.
  • Иванова-Бучатская Ю. В. PLATTES LAND: Символы Северной Германии (cлавяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). СПб. : Наука, 2006.
  • Котляревский А. А. «Юридические древности П. славян» и «Сказания об Оттоне Бамбергском» (1874)
  • Лебедев Н. «Последняя борьба балтийских славян против онемечения» (во 2-ой части - обзор источников)
  • Павинский «Полабские славяне» (СПб., 1871)
  • Первольф И. Н. «Германизация балтийских славян» (СПб., 1876)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шафарик П. «Славянские древности» (т. II, кн. III. рус. пер. Москва, 1848)
  • Шор Т. У. Глава VI. Руги, венды и туземные славянские поселенцы // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 84-102.
  • Bogusławski a Hórnik, «Historija serbskeho naroda» (1884)
  • Giesebrecht L., «Wendische Geschichten» (Берл., 1843)
  • Siemawski, «Pogląd na dzieje słowian zachodno-połniocnych» (1881)

Ссылки