«Герои произведений Джека Лондона. Джек Лондон: биография, личная жизнь, интересные факты, книги Джек Лондон для детей

22.02.2011 - 12:32

Книги выдающегося писателя Джека Лондона до сих пор не залеживаются на магазинных и библиотечных полках. Уже не одно поколение читателей стало умнее, добрее и сильнее благодаря этим произведениям и их героям, которых Лондон списывал с самого себя…

Детство на фабрике

12 января 1876 года в Сан-Франциско появился на свет мальчик, которого назвали Джон. Обстоятельства его рождения были более чем скандальными. Мать Джека, Флора, особа неуравновешенная, утверждала, что отцом мальчика является известный профессор астрологии мистер Чейни. Но пожилой профессор утверждал, что это бред больной женщины, с которой он никогда не имел ничего общего.

Беременная Флора от горя покушалась на свою жизнь, но выжила. На новорожденном все эти перипетии никак не сказались - мальчик появился на свет здоровым и крепким. Вскоре Флора вышла замуж за вдовца с двумя дочерьми - Джона Гриффита Лондона, от которого Джон и получил свою знаменитую фамилию.

Отчим, человек простой и добрый, хорошо относился к мальчику, учил его ловить рыбу, охотиться, управлять лодкой. Наверно, именно он и заразил мальчика тягой к странствиям, которая осталась у него в крови до конца дней…

И от него же Джон получил в наследство еще одну страсть - любовь к книгам. Мальчик зачитывался приключенческими романами, полностью погружался в вымышленный мир, принимая его за чистую монету…

А между тем в реальности все было не так уж гладко. Отчим попал под поезд и остался на всю жизнь калекой. Мальчику пришлось думать о том, как обеспечивать семью. Джон устроился на консервную фабрику, где получал доллар в день.

Позже он вспоминал: «Я родился в бедной семье, часто бедствовал и нередко голодал. Я никогда не знал, что значит иметь собственные игрушки. Рубашку, купленную в магазине, я в первый раз надел, когда мне было восемь лет. Только тот, кто голодал, может оценить по-настоящему пищу, только те, кто путешествовал на море или в пустыне, могут оценить питьевую воду, и только ребенок, одаренный богатой фантазией, может оценить те вещи, которых он был лишен в детстве».

Начитанный пират

Возможно, если бы Джон не имел такой богатой фантазии, то он так бы и проработал до конца дней на фабрике. Но он не мог больше выносить однообразия и монотонности жизни и решил изменить свою судьбу.

Правда, выбрал для этого достаточно криминальный путь - стал устричным пиратом. Назанимав денег, он купил старую и разбитую шлюпку, подлатал ее и принялся охотиться за чужими садками. Наверно, ему казалось, что так он становится ближе к героям любимых книг, чувствовал себя кем-то вроде Билли Бонса.

Промысел этот был достаточно опасным во всех отношениях - море новичков не любит, да и хозяева устричных садков охраняли свое имущество серьезно - попавшегося на горячем пирата часто тут же на месте убивали. Но Джону все время везло. Матерые пираты признали его своим, и жизнь пошла совсем по другому руслу - ночные рейды, пьянки в кабаках, драки, поножовщина…

Позже Лондон писал: «Я знаю теперь, что тут было много грязи и глупости. Но я не оглядывался назад тогда. Это была дикая и смелая жизнь, и я поддерживал наяву те приключения, о которых раньше только читал в книгах».

Никому из грубых портовых друзей Джона не приходило в голову, что по ночам этот парень с задубевшим от ветра и солнца лицом читает книги и мечтает о другой, прекрасной жизни…

Вскоре эти мечты привели Джона на палубу парусной шхуны «Софи Сазерленд», на которую он сумел устроиться матросом. Помотавшись по дальним странам и набравшись незабываемых впечатлений, юноша вернулся на родину. Мать не могла понять романтической тяги сына к неизведанным мирам и к какой-то другой, более возвышенной и чистой жизни, и требовала, чтобы он обеспечивал семью. Джон устраивался на одну работу за другой - кочегаром на электростанцию, рабочим на джутовую фабрику, но вся эта скучная и однообразная жизнь никак не походила на его романтические мечты.

И в результате молодой человек решил уйти от всего этого. Уйти в прямом смысле слова - он стал бродягой. Бескрайние американские дороги, ночевки в открытом поле, путешествия на крышах вагонов, встречи с тысячами людей…

Лондон позже всегда вспоминал с нежным чувством о месяцах, проведенных в пути, несмотря на все лишения, что тогда ему довелось испытать. Он говорил, что именно тогда научился с ходу сочинять любые захватывающие истории - чтобы за них его накормили обедом…

Вечная любовь

Вдоволь набродившись по Америке, Лондон решил всерьез заняться своим образованием. В детстве он успел закончить только начальную школу, но собрался поступать в университет. Для этого ему пришлось самостоятельно учиться чуть ли не круглые сутки.

За три месяца он прошел трехгодичный курс колледжа и поступил в Калифорнийский университет. Но вскоре был вынужден его оставить - денег на учебу не хватало, да и сухая наука оказалась для него ненужной. Он писал: «Недостаток средств, а кроме того сознание, что университет не дает мне всего того, что нужно, и отнимает у меня слишком много времени, - все это заставило меня уйти».

Но за время учебы произошло событие, во многом определившее его дальнейшую жизнь. Молодой человек познакомился с Мейбл Эпплгарт. Трудно было найти столь несхожих людей - безродный нищий бродяга, объездивший весь мир, и девушка, выросшая в тепличных условиях, никогда не покидавшая богатого родительского гнезда.

Но они искренне полюбили друг друга - для Джона она была олицетворением всего светлого, а для Мейбл юноша оказался глотком свежего воздуха в ее упорядоченной и респектабельной жизни. Молодые люди проводили целые дни вместе, и Джон, привыкший сызмальства к успеху у женщин своего круга и снисходительно принимавший восхищение своей красотой, робел перед этой инфантильной девушкой, вознося ее на пьедестал неземной любви. Лучше всего Лондон сказал об этом в автобиографическом романе «Мартин Иден».

«Невольно то и дело переводил взгляд на ее губы и жаждал коснуться их. Но не было в этой жажде ничего грубого, приземленного. Не просто губы из плоти и крови. То были уста непорочной души, и казалось, желает он их по-иному, совсем не так, как тянуло его к губам других женщин. Он мог бы поцеловать ее губы, коснуться их своими плотскими губами, но с тем возвышенным, благоговейным пылом, с каким лобзают ризы господни».

Смерть от морфия

Любовь вдохновляла Лондона на творчество, и, проведя вечер с возлюбленной, он мчался в свою тесную каморку, где писал один за другим рассказы-шедевры. Но презираемое Лондоном «ненавистное племя редакторов» не спешило публиковать произведения начинающего автора.

Денег не было, родители любимой девушки не давали согласия на брак с нищим оборванцем, да и сама Мэйбл все чаще уговаривала Джона бросить это бесполезное занятие и найти себе респектабельную работу. Но он чувствовал, что его повести и рассказы намного лучше бессмысленного чтива, наполняющего журналы, и продолжал писать. Он ждал от Мэйбл поддержки и одобрения, а получал упреки и нравоучения. Однако они продолжали любить друг друга, хотя в их отношениях уже было больше боли, чем радости.

Жизнь Джона превратилась в ад - он вынужден был зарабатывать себе на хлеб, писать и читать урывками и постоянно терзаться мыслями о том, что он не способен завести и обеспечить семью…

А Мэйбл считала его неудачником и стыдилась того, что полюбила недостойного себя человека. В результате их отношения сошли на нет. А между тем в Америке поползли слухи о невероятных золотых запасах, найденных на И Джон собрался в этот суровый северный край. Он не нашел там несметных богатств, но зато получил богатейший жизненный материал, вылившийся в чудесные рассказы, ставшие классикой мировой литературы.

Вернувшись с Севера, Лондон сделал еще одну попытку примирения с любимой девушкой, но ничего не вышло. Вскоре Лондон женился без любви на школьной учительнице Бэсс Маддерн, которая готова была делить с ним все тяготы. А между тем имя Джека Лондона становилось все более популярным, а его книги расходились все большими тиражами.

Но Лондон не чувствовал себя удовлетворенным жизнью. Он пытался уходить в творчество, но ничего не помогало. Чувствуя себя несчастным в семье, он ушел от жены и женился на другой женщине - Чармиан Киттрежд, но долгожданное душевное равновесие так и не наступило. Слава и деньги так же не принесли ему счастья. В 1916 году он покончил с собой, приняв смертельную дозу морфия.

Мэйбл Эпплгарт так никогда и не вышла замуж. Говорят, что она каждый день перечитывала одну и ту же книгу - «Мартин Иден», в которой описывалась история ее единственной настоящей, но неудавшейся любви…

  • 4783 просмотра

Сочинение

Американская литература конца XIX – начала XX века в детском чтении представлена прежде всего творчеством Джека Лондона. Герои многих его произведений – золотоискатели, бродяги, труженики капиталистического города. Первые рассказы и повести Джека Лондона посвящены Северу: «За тех, кто в пути» (1899), «Белое безмолвие» (1899), «Северная Одиссея» (1900), «Закон жизни» (1901), «Сказание о Кише» (1904), «Любовь к жизни» (1906) и др. Суровые условия, в которых живут герои Лондона, люди волевые, не знающие пощады ни по отношению к себе, ни к другим, знакомят читателей с особым, несколько романтизированным миром, каким в представлении Лондона были Аляска и Север Америки. Чаще всего Лондон описывает индейцев и белых, живущих вдали от цивилизации. У них свои законы, свои моральные принципы, с точки зрения европейцев, жестокие, но в тех условиях, в которых живут герои Лондона,- справедливые. Маленький герой Лондона Киш настойчиво отстаивает свэи права, выступая на совете своего племени, проявляет незаурядные личные качества и побеждает в споре со взрослыми воинами. Волевые черты героев Лондона увлекают читателей, имеют несомненное воспитательное значение. Жизнь сурова, человек должен быть выносливым, сильным, должен уметь отстоять свои интересы – вот мысли, которые настойчиво подсказывает Джек Лондон своим читателям. Во многих книгах, и в особенности в анималистских произведениях, Лондон выступает поэтом природы, умея насытить повествование живыми, достоверными подробностями Повесть «Белый клык» (1906) состоит из целого ряда эпизодов, надолго сохраняющихся в памяти. Здесь снова появляются люди в «белом безмолвии» Севера, лишившиеся своих собак, окруженные и преследуемые волками. Затем Лондон рассказывает историю волчонка, описывает его жизнь в лесу и среди людей – у индейца по имени Серый Бобр и у расчетливого и алчного «Красавчика» Смита.

История волка приобретает у Лондона черты «биографической повести». Лондон часто очеловечивает образы животных, способных понимать людей и общаться с ними. Такими являются повести «Зов предков», «Майкл, брат Джерри» и рассказы Лондона «Бурый волк», «Меченый» и другие.

Далеко не во всех произведениях Лондона волевые качества его героев сочетаются с благородством их побуждений. В романе «Морской волк» (1904) Лондон создал яркий, запоминающийся, но по сути дела отрицательный образ капитана шхуны «Призрак» «волка» Ларсена, человека жестокого, цинично подчиняющего себе волю других людей, безжалостно расправляющегося со своими подчиненными – матросами и случайно попавшими на его шхуну молодыми людьми – писателем Хэмфи Ван-Вейдном и поэтессой Мод Брустер. Капитан Ларсен, морской пират, по основным чертам своего облика является прямой противоположностью капитана Ахава, героя романа Мелвилла «Моби Дик». Однако Ларсен, каким его описывает Лондон, в то время увлекавшийся ницшеанскими героями, в конце романа, по мысли автора, должен вызвать к себе сочувствие читателей.

Гармоническое сочетание выдающихся личных качеств – смелости, выносливости, инициативы – мы находим в известных рассказах «На берегах Сакраменто» (1904) и «Мексиканец» (1911). В первом из них описан подросток, решившийся переправить по подвесной дороге двух взрослых людей. Из-за неисправности дороги Джерри пришлось, рискуя жизнью, освобождать трос на высоте двухсот футов над рекой. Мальчик выходит из этого испытания победителем.

Рассказ «Мексиканец» написан в те годы, когда Лондон, автор романов «Железная пята» (1907), «Мартин Идеи» (1909), был участником социалистического движения в Америке. Сам рассказ явился откликом на мексиканскую революцию 1911 года. В нем Лондон создал яркий романтический образ юноши – Филипе Ри-веры, родители которого стали жертвой террора диктатора Диаса. Филипе Ривера чувствует себя одиноким среди взрослых участников революционной борьбы, но, как показывает Лондон, превосходит их в своей жажде мести и справедливости. Лишь необычайная сила воли помогает ему стать победителем при встрече с сильным противником на ринге и помочь хунте приобрести необходимое ей оружие.

В другом, не менее известном рассказе «Отступник» (1906), в отличие от «Мексиканца», Лондон изображает жизнь подростка без всякой романтической приподнятости. Это история мальчика, который с ранних детских лет стал придатком машины и в конце концов отказался выполнять работу, духовно и физически опустошавшую его.

Американская литература конца XIX – начала XX века в детском чтении представлена прежде всего творчеством Джека Лондона. Герои многих его произведений – золотоискатели, бродяги, труженики капиталистического города. Первые рассказы и повести Джека Лондона посвящены Северу: “За тех, кто в пути” (1899), “Белое безмолвие” (1899), “Северная Одиссея” (1900), “Закон жизни” (1901), “Сказание о Кише” (1904), “Любовь к жизни” (1906) и др. Суровые условия, в которых живут герои Лондона, люди волевые, не знающие пощады ни по отношению к

Себе, ни к другим, знакомят читателей с особым, несколько романтизированным миром, каким в представлении Лондона были Аляска и Север Америки. Чаще всего Лондон описывает индейцев и белых, живущих вдали от цивилизации. У них свои законы, свои моральные принципы, с точки зрения европейцев, жестокие, но в тех условиях, в которых живут герои Лондона,- справедливые. Маленький герой Лондона Киш настойчиво отстаивает свэи права, выступая на совете своего племени, проявляет незаурядные личные качества и побеждает в споре со взрослыми воинами. Волевые черты героев Лондона увлекают читателей, имеют несомненное воспитательное значение. Жизнь сурова, человек должен быть выносливым, сильным, должен уметь отстоять свои интересы – вот мысли, которые настойчиво подсказывает Джек Лондон своим читателям. Во многих книгах, и в особенности в анималистских произведениях, Лондон выступает поэтом природы, умея насытить повествование живыми, достоверными подробностями Повесть “Белый клык” (1906) состоит из целого ряда эпизодов, надолго сохраняющихся в памяти. Здесь снова появляются люди в “белом безмолвии” Севера, лишившиеся своих собак, окруженные и преследуемые волками. Затем Лондон рассказывает историю волчонка, описывает его жизнь в лесу и среди людей – у индейца по имени Серый Бобр и у расчетливого и алчного “Красавчика” Смита.
История волка приобретает у Лондона черты “биографической повести”. Лондон часто очеловечивает образы животных, способных понимать людей и общаться с ними. Такими являются повести “Зов предков”, “Майкл, брат Джерри” и рассказы Лондона “Бурый волк”, “Меченый” и другие.
Далеко не во всех произведениях Лондона волевые качества его героев сочетаются с благородством их побуждений. В романе “Морской волк” (1904) Лондон создал яркий, запоминающийся, но по сути дела отрицательный образ капитана шхуны “Призрак” “волка” Ларсена, человека жестокого, цинично подчиняющего себе волю других людей, безжалостно расправляющегося со своими подчиненными – матросами и случайно попавшими на его шхуну молодыми людьми – писателем Хэмфи Ван-Вейдном и поэтессой Мод Брустер. Капитан Ларсен, морской пират, по основным чертам своего облика является прямой противоположностью капитана Ахава, героя романа Мелвилла “Моби Дик”. Однако Ларсен, каким его описывает Лондон, в то время увлекавшийся ницшеанскими героями, в конце романа, по мысли автора, должен вызвать к себе сочувствие читателей.
Гармоническое сочетание выдающихся личных качеств – смелости, выносливости, инициативы – мы находим в известных рассказах “На берегах Сакраменто” (1904) и “Мексиканец” (1911). В первом из них описан подросток, решившийся переправить по подвесной дороге двух взрослых людей. Из-за неисправности дороги Джерри пришлось, рискуя жизнью, освобождать трос на высоте двухсот футов над рекой. Мальчик выходит из этого испытания победителем.
Рассказ “Мексиканец” написан в те годы, когда Лондон, автор романов “Железная пята” (1907), “Мартин Идеи” (1909), был участником социалистического движения в Америке. Сам рассказ явился откликом на мексиканскую революцию 1911 года. В нем Лондон создал яркий романтический образ юноши – Филипе Ри-веры, родители которого стали жертвой террора диктатора Диаса. Филипе Ривера чувствует себя одиноким среди взрослых участников революционной борьбы, но, как показывает Лондон, превосходит их в своей жажде мести и справедливости. Лишь необычайная сила воли помогает ему стать победителем при встрече с сильным противником на ринге и помочь хунте приобрести необходимое ей оружие.
В другом, не менее известном рассказе “Отступник” (1906), в отличие от “Мексиканца”, Лондон изображает жизнь подростка без всякой романтической приподнятости. Это история мальчика, который с ранних детских лет стал придатком машины и в конце концов отказался выполнять работу, духовно и физически опустошавшую его.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Герои произведений Джека Лондона

Другие сочинения:

  1. Произведения Джека Лондона приобрели широкую известность у нас в стране. Со времени появления первых сборников писателя на русском языке его популярность росла, становилась все более прочной. Моряк, рабочий, приисковый старатель, журналист, – он в своем творчестве всю жизнь сохранял тесную Read More ......
  2. Слава к Джеку Лондону пришла, когда он создал “северные рассказы”. Это были первыми произведениями молодого Лондона, имевшими большой успех у читателей. Эти рассказы рисуют исключительно яркий, своеобразный мир, полный действия, энергии, человеческой активности. Это цикл, вобравший впечатления о золотой лихорадке Read More ......
  3. Джек Лондон (1876-1916) – один из крупнейших американских писателей XX века. Книги его популярны во всем мире. Лучшие произведения Лондона привлекают своим жизнеутверждающим пафосом, прославляя любовь к жизни и волю человека в борьбе с суровой природой. Джек Лондон родился в Read More ......
  4. Я очень люблю читать рассказы Джека Лондона. Их герои такие разные и в то же время чем-то похожи на самого автора – беспокойного и азартного, мужественного и постоянно чего-то ищущего. Д. Лондон не слишком церемонится со своими героями. Он постоянно Read More ......
  5. В конце своего пути Иден отчетливо осознает, что там, наверху, в среде Морзон и Бэтлеров он сам по себе никому не нужен. Эта среда вызывает у него гнев и отвращение. Но Иден но может также вернуться назад, к людям своего Read More ......
  6. Жестокий парадокс судьбы Мартина в том, что с каждой новой побежденной им вершиной культуры, с каждым новым постигнутым им секретом творчества он все больше отдаляется от того мира, который питал его творческие силы. Его не поймет португалка, дававшая ему крохи, Read More ......
  7. Трагедия художника в окружающем мире – такова главная проблема, показанная Джеком Лондоном в романе “Мартин Иден”. В нем резко противопоставлены друг другу мир американского мещанства, от банкира до лавочника, и мир людей труда, представленный прежде всего самим Мартином, Его друзьями, Read More ......
  8. Популярность нередко оборачивается для писателя не только приобретениями, она ведет и к известным потерям. Возникает опасность облегченного и выборочного восприятия его опыта. Складывается определенный образ, обобщивший первое впечатление, произведенное книгами, но не помогающий, а скорее мешающий понять его творчество во Read More ......
Герои произведений Джека Лондона

Американская литература конца XIX – начала XX века в детском чтении представлена прежде всего творчеством Джека Лондона. Герои многих его произведений – золотоискатели, бродяги, труженики капиталистического города. Первые рассказы и повести Джека Лондона посвящены Северу: «За тех, кто в пути» (1899), «Белое безмолвие» (1899), «Северная Одиссея» (1900), «Закон жизни» (1901), «Сказание о Кише» (1904), «Любовь к жизни» (1906) и др. Суровые условия, в которых живут герои Лондона, люди волевые, не знающие пощады ни по отношению к себе, ни к другим, знакомят читателей с особым, несколько романтизированным миром, каким в представлении Лондона были Аляска и Север Америки. Чаще всего Лондон описывает индейцев и белых, живущих вдали от цивилизации. У них свои законы, свои моральные принципы, с точки зрения европейцев, жестокие, но в тех условиях, в которых живут герои Лондона,- справедливые. Маленький герой Лондона Киш настойчиво отстаивает свэи права, выступая на совете своего племени, проявляет незаурядные личные качества и побеждает в споре со взрослыми воинами. Волевые черты героев Лондона увлекают читателей, имеют несомненное воспитательное значение. Жизнь сурова, человек должен быть выносливым, сильным, должен уметь отстоять свои интересы – вот мысли, которые настойчиво подсказывает Джек Лондон своим читателям. Во многих книгах, и в особенности в анималистских произведениях, Лондон выступает поэтом природы, умея насытить повествование живыми, достоверными подробностями Повесть «Белый клык» (1906) состоит из целого ряда эпизодов, надолго сохраняющихся в памяти. Здесь снова появляются люди в «белом безмолвии» Севера, лишившиеся своих собак, окруженные и преследуемые волками. Затем Лондон рассказывает историю волчонка, описывает его жизнь в лесу и среди людей – у индейца по имени Серый Бобр и у расчетливого и алчного «Красавчика» Смита.

История волка приобретает у Лондона черты «биографической повести». Лондон часто очеловечивает образы животных, способных понимать людей и общаться с ними. Такими являются повести «Зов предков», «Майкл, брат Джерри» и рассказы Лондона «Бурый волк», «Меченый» и другие.

Далеко не во всех произведениях Лондона волевые качества его героев сочетаются с благородством их побуждений. В романе «Морской волк» (1904) Лондон создал яркий, запоминающийся, но по сути дела отрицательный образ капитана шхуны «Призрак» «волка» Ларсена, человека жестокого, цинично подчиняющего себе волю других людей, безжалостно расправляющегося со своими подчиненными – матросами и случайно попавшими на его шхуну молодыми людьми – писателем Хэмфи Ван-Вейдном и поэтессой Мод Брустер. Капитан Ларсен, морской пират, по основным чертам своего облика является прямой противоположностью капитана Ахава, героя романа Мелвилла «Моби Дик». Однако Ларсен, каким его описывает Лондон, в то время увлекавшийся ницшеанскими героями, в конце романа, по мысли автора, должен вызвать к себе сочувствие читателей.

Гармоническое сочетание выдающихся личных качеств – смелости, выносливости, инициативы – мы находим в известных рассказах «На берегах Сакраменто» (1904) и «Мексиканец» (1911). В первом из них описан подросток, решившийся переправить по подвесной дороге двух взрослых людей. Из-за неисправности дороги Джерри пришлось, рискуя жизнью, освобождать трос на высоте двухсот футов над рекой. Мальчик выходит из этого испытания победителем.

Рассказ «Мексиканец» написан в те годы, когда Лондон, автор романов «Железная пята» (1907), «Мартин Идеи» (1909), был участником социалистического движения в Америке. Сам рассказ явился откликом на мексиканскую революцию 1911 года. В нем Лондон создал яркий романтический образ юноши – Филипе Ри-веры, родители которого стали жертвой террора диктатора Диаса. Филипе Ривера чувствует себя одиноким среди взрослых участников революционной борьбы, но, как показывает Лондон, превосходит их в своей жажде мести и справедливости. Лишь необычайная сила воли помогает ему стать победителем при встрече с сильным противником на ринге и помочь хунте приобрести необходимое ей оружие.

В другом, не менее известном рассказе «Отступник» (1906), в отличие от «Мексиканца», Лондон изображает жизнь подростка без всякой романтической приподнятости. Это история мальчика, который с ранних детских лет стал придатком машины и в конце концов отказался выполнять работу, духовно и физически опустошавшую его.

а) мужчины

Индивидуалистам, хищникам, стремящимся к богатству, к достижению личного успеха, Лондон противопоставляет бескорыстных, благородных людей; эгоизму, силе денег, жажде наживы -- искреннюю любовь, верную дружбу. Здесь мы сталкиваемся.с проблемой положительного героя.

Положительный герой северных рассказов-- образ собирательный. В нем сочетаются разные индивидуальные особенности, свойственные многим персонажам. Так, у Хичкока, героя рассказа «Там, где расходятся дороги», преобладают бескорыстие и храбрость. Материальный расчет в его глазах не играет никакой роли. Ради спасения девушки индианки он готов рискнуть жизнью.

Более разносторонне обрисован Мэйлмют Кид -- один из главных лондоновских героев, фигурирующий во многих рассказах. Он хорошо знает быт и нравы Севера, пользуется огромным авторитетом среди товарищей и во всех спорных случаях обычно становится арбитром, слово которого имеет решающее значение. Это он решительно пресекает глупую ссору товарищей, готовую закончиться кровавой дуэлью («На сороковой миле»). А в рассказе «За тех, кто в пути» он оказывает помощь и поддержку Джеку Уэстондейлу, скрывающемуся от преследования полиции. В «Белом безмолвии» он выступает в роли верного друга. После гибели Мэйсона он принимает на себя заботы о его жене и ребенке. Его великодушие и бескорыстие видны также из отношения к Наасу, которому он дает в долг деньги, не рассчитывая обратно получить их («Северная Одиссея»).

Как и сам Лондон, Кид осуждает новые порядки, принесенные на Север буржуазной цивилизацией. Он порицает поведение Кэла Гальбрейса и стремится его исправить («Жена короля»). Если Кид является старожилом Севера, то Смок Беллью--чечако, только недавно появившийся там. Положительным героем он становится, когда у него вырабатываются новые качества: чувство товарищества, готовность идти на подвиг. «Я знаю все,-- восхищается им Джой Гастелл.-- Карсон мне рассказал. Вы пожертвовали собой, чтобы спасти его» . Смок в высшей степени человечен. Он готов забыть о своих интересах, если нужно оказать кому-нибудь помощь. Так, в рассказе «Как вешали Калтуса Джорджа» он и Малыш прерывают поездку, чтобы спасти от голодной смерти индейцев. В рассказе «Ошибка господа бога» Смок и Малыш, наткнувшись на лагерь умирающих от цинги золотоискателей, делают остановку и принимают все меры к тому, чтобы вылечить их.

Смок Беллью не похож на Мэйлмюта Кида. У него нет той железной выдержки и хладнокровия, которыми обладает Кид. Он -- натура более мягкая, эмоциональная. Нет у него и того жизненного опыта, который помогает Киду так верно судить о людях.

Рядом со Смоком Беллью мы видим Малыша -- тоже положительного героя, но в несколько ином варианте.

Малыш добр, отзывчив. Он прекрасный товарищ и друг, смелый перед лицом опасности, готовый помочь в.беде. Но он гораздо проще Кида и Смока. У него нет тех знаний, которыми обладают они. Он отличается большей непосредственностью, возбудимостью, энергичной, пылкой реакцией на все происходящее вокруг.

Сопоставление положительных героев убеждает нас в том, что, несмотря на индивидуальные различия, у них имеется много общего, сближающего, роднящего их.

Каковы же главные черты положительных героев северных рассказов?

Как правило, все они --сильные, смелые люди, не отступающие перед трудностями и опасностями. Все они отличаются большой активностью. Твердая воля, упорство в достижении цели -- одна из характерных особенностей лондоновского героя. Это было подчеркнуто М. Горьким.

«В Мурманске некто сказал мне: «Здесь хорошо читать Джека Лондона»,-- пишет Горький.-- Этими словами выражена очень верная мысль. На суровом берегу Ледовитого океана, где зимой людей давит полярная ночь, от человека требуется величайшее напряжение воли к жизни, а Джек Лондон -- писатель, который хорошо видел, глубоко чувствовал творческую силу воли и умел изображать волевых людей» M. Горьки и, О литературе. Литературно-критические статьи, М., 1953, стр. 358. .

Положительные герои северных рассказов человечны, гуманны. Они добры не только к людям, но и к животным. И последние платят им за это огромной любовью: «В мужественной душе Мэйлмюта Кида было что-то нежное, женственное, благодаря чему самые свирепые собаки испытывали к нему доверие и самые суровые сердца раскрывались перед ним» .

Среди положительных героев мы не встретим болтливых людей. Все они необычайно сдержанны в выражении своих чувств и предельно лаконичны. Болтуны же, как правило, оказываются хвастунами, .«никудышниками». Нужно действовать, а не говорить попусту -- такого принципа придерживаются «настоящие люди» у писателя: «Жители Севера рано познают тщету слов и неоценимое благо действия» .

Много общего есть во внешнем облике лондоновских героев. «Они были разных национальностей, но жизнь, которую они все вели, выковала из них определенный тип людей, поджарых, выносливых, с крепкими мускулами, с бронзовыми от загара лицами, с простодушным взглядом ясных спокойных глаз» .

В большинстве случаев положительные персонажи -- старожилы Севера. Они хорошо знают быт и нравы его, являются носителями его традиций.

Среди положительных героев мы почти совсем не встретим людей, явившихся на Север только за золотом. Бескорыстие--одна из характернейших их черт. Север привлекает Лондона и его героев вовсе не потому, что там есть возможность обогатиться, а потому что это -- край, где существуют простые отношения, где человек может проявить свои способности, энергию, мужество. Из этого вовсе не вытекает, что лондоновские герои чураются денег. Они, как и другие, ищут золото, находят его, но оно никогда не бывает для них самоцелью, не составляет смысла жизни. «...Человек должен жить не ради денег»,-- говорит Ситка Чарли.

Их более привлекают поиски золота, тяжелая работа, связанная с добычей его. Став его обладателями, они способны легко расстаться с ним. Самое главное--быть человеком, а не преследовать корыстные интересы. Страсть к золоту, к обогащению убивает человеческие чувства, искажает, извращает их. И самое тяжкое оскорбление, которое может быть нанесено человеку,-- это, по мнению писателя, принести чувства в жертву денежной корысти. Именно так мстит Месснер своей сбежавшей жене, продавая ее за четыре тысячи долларов («Однодневная стоянка»). Так делает и Карен Сейзер, поступаясь своими чувствами ради богатства («Великая загадка»). Положительные герои северных рассказов-- истинные романтики по своему настроению и поступкам.

Еще в Детские годы, работая на консервной фабрике, Лондон мечтал о далеких странах, морских путешествиях, всевозможных приключениях. Романтическая мечта сохраняла ему надежду на что-то новое, лучшее, более человечное. «Мне хотелось отправиться в далекое плавание,-- писал он,-- уйти от пошлого однообразия жизни. Я был в ту пору молодым дикарем, цветущим юношей с наклонностями к романтике и приключениям» . Любовь к романтике он сохранил на всю жизнь. Но что же писатель понимал под настоящей романтикой, какое содержание он вкладывал в нее?

Романтика, во-первых, в понимании Лондона -- это нечто противоположное буржуазному обществу с его корыстью и пошлостью. Своих героев он уводит на далекую Аляску, туда, где люди не скованы столькими условностями, где шире душевные порывы и свободнее проявляется характер.

Во-вторых, романтика несовместима с коммерцией. Более того, коммерция убивает романтику. «В его натуре не было романтики,-- читаем мы о Картере Уэзерби,-- занятия коммерцией уничтожили в нем все подобные склонности» .

Не имеет ничего общего с романтикой и сентиментальность. Перси Катферт «страдал избытком сентиментальности. Он ошибочно принял эту свою черту за истинную романтичность и любовь к приключениям» .

Одну из.основных черт романтики, как ее понимал Лондон, составляет упорный труд, борьба с опасностями. Романтика также включает в себя любовь к приключениям, известный риск, на который люди идут сознательно, противопоставляя ему мужество и активную волю. «Приходилось тянуть лодки канатом, передвигать их с помощью багра и весел, переправлять через порогами перетаскивать волоком; это были муки, достаточные для того, чтобы внушить одному из них глубокое отвращение к рискованным затеям, а другому дать красноречивое доказательство того, что представляет собою истинная романтика приключений» .

Настоящая романтика требует от человека борьбы с природой, с теми препятствиями, которые она создает ему.

Волевые, активные герои Лондона стойко переносят холод, голод, борются со стихийными бедствиями. Огромные трудности приходится преодолеть Ситке Чарли, чтобы добраться до морского" побережья («Сила женщины») . От истощения гибнут его спутники. У Ситки Чарли обморожено лицо, от слабости кружится голова, но он неуклонно идет вперед. И автор считает его истинным романтиком.

Героический подвиг совершают путники в «Мудрости снежной тропы». Они побеждают ледяную пустыню, хотя их силы уже на исходе.

Поединок человека с природой и его победа над ней являются содержанием таких рассказов, как «Поручение», «Тайна женской души» и многих других. Но не всегда люди выходят победителями из единоборства с природой. Трагически погибает Мэйсон, задавленный сосной («Белое безмолвие»). Страшная участь постигает путников, застигнутых ледоходом на острове («У конца радуги»). Но и в этих случаях люди ведут себя мужественно, смело, не сгибаясь перед настигшим их несчастьем.

б) женщины

Рядом с героями мужчинами со страниц северных рассказов встают замечательные женские образы. Во многих рассказах женщины занимают центральное место и являются подлинными героинями. Подобно мужским женские типы отличаются большим разнообразием. Тут и белые, и индианки, приезжие и старожилки, верные жены и искательницы приключений.

Хотя в большинстве случаев героини у Лондона -- красивые женщины, главное их достоинство заключается не в красоте. Для писателя более важно их внутреннее содержание. Что они за люди, каковы их возможности, на что они способны -- вот вопросы, которые в первую очередь интересуют его. Как и у мужчин, Лондон ценит у женщин упорство, силу воли, способность преодолевать трудности. Тем-то и привлекательна Грэйс Бентам («По праву священника»), что она обладает всеми этими качествами. И наоборот, ее супруг Эдвин Бентам потому" производит неприятное впечатление, что у него этих качеств нет. Грэйс и Эдвин противопоставлены друг другу. В то время, как Грэйс умна, трудолюбива, тактична, Эдвин ленив, эгоистичен, груб. Но в праве ли Грэйс уйти от него к другому человеку, которого она полюбила, в праве ли она бросить Бентама? Лондон не дает готового ответа на этот вопрос. Отцу Рубо удается уговорить Грэйс остаться с Бентамом, но священник сомневается в правильности своего решения.

Не менее привлекательной, чем Грэйс Бентам, выглядит миссис Эпингуэлл. Ситка Чарли восхищается тем, что она пустилась в путь по снежной тропе, хотя этот путь даже от мужчин требовал предельного напряжения сил. Во время путешествия она не становится обузой для других путников, а поддерживает в них бодрость и мужество.

Миссис Эпингуэлл оказывает облагораживающее воздействие на окружающих. Она энергично выступает в защиту принципов добра, справедливости, гуманности. Ее другом является Мэйлмют Кид. Дружбой с ней гордится Ситка Чарли.

Если миссис Эпингуэлл принадлежит к высшему кругу аляскинского общества, то Фреда Молуф -- героиня рассказа «Женское презрение» -- признанная царица полусвета. Фреда так же добра и бескорыстна, как и миссис Эпингуэлл. И хотя они разные люди, это не мешает им делать одно общее дело. Фреда -- натура очень деятельная. Она не может сидеть сложа руки, когда видит, что на ее глазах творится зло, и, подобно героям мужчинам, вступает в борьбу с ним. Свойственная ей активность обнаруживается в истории Вандерлипа, которого собирается женить на себе авантюристка Лорэн Лиснаи. Для того чтобы спасти его, Фреда поступается своей гордостью, вызывает презрение к себе других женщин, но цели своей добивается.

Истинно героический женский образ удалось создать Лондону в рассказе «Мужество женщины». Самоотверженная любовь Пассук здесь показана с такой силой, с таким пафосом, что этот рассказ по справедливости является одним из лучших у писателя. Смысл его раскрывается в названии. Ради спасения любимого человека мужественная Пассук идет на все. Она жертвует жизнью родного брата, приносит в жертву себя. Пассук умирает, но Ситка Чарли остается жив.

Очень похожа на Пассук Лабискви из «Тайны женской души»: она сберегает свою долю пищи для возлюбленного и помогает ему спастись, но сама погибает. Такие любящие, самоотверженные женщины, как Пассук и Лабискви, часто являются героинями северных рассказов. К их числу относится Джис-Ук в одноименном рассказе, Руфь из «Белого безмолвия», героиня рассказа «Сивашка». Романтикой приключений овеян образ героической Унги из «Северной Одиссеи», чье имя и слава облетели весь Север наравне с именем и славой ее мужа.

Хотя Аксель Гундерсон был исключительным человеком, Унга не уступает ему ни в мужестве, ни в выдержке. Она как равная сопровождает его во всех полных опасностей скитаниях.

Возводя в принцип храбрость и мужество, лондоновские героини восхищаются смелыми людьми и не любят трусов. Трусость они презирают и считают одним из самых больших пороков.

Так, дочь вождя племени Тана-нау Су-Су отказывается стать женой вождя племени тлунгетов. Киша только потому, что считает его трусом («Киш, сын Киша»). По этой же причине Уна не признает своим мужем Негора. Она говорит ему, что видела, как его избивали собачьим кнутом, «видела это -- и узнала, что ты -- трус» («Трус Негор», XIX, 202).

Лондоновские героини очень деятельны, они всегда в движении, в борьбе, органически не выносят безделья и лени, считая их серьезными недостатками.

«Вы... как это говорится... лентяй! Вы, лентяй, хотите стать моим мужем? Напрасные старанья. Никогда, о нет, никогда не станет моим мужем лентяй!»--заявляет Джой Молино Джеку Харрингтону («Дочь северного сияния», I, 246).

Лондоновские героини ненавидят людей жадных, алчных. Красавица Эл-Су, достойная дочь своего отца Клаки-На, отвергает богача Порпортука, желающего взять ее в жены; она презирает его за то, что он превратил накопительство в цель своей жизни («Остроумие Порпортука»).

Интересен образ Эдит Нелсон из рассказа «Неожиданное». Став свидетельницей жестокого убийства, она прикладывает все силы для того, чтобы предать убийцу суду. И здесь сильная воля женщины торжествует над всеми препятствиями.

В северных рассказах встречаются и отрицательные женские типы: неверные жены, легкомысленные девушки, корыстные авантюристки.

Такова жена Месснера из «Однодневной стоянки», которая изменяет мужу и скрывается от него. Похожа на нее Мария Шовэ, героиня рассказа «Золотой луч». Эта легкомысленная женщина, став невестой Дэва Уолша, нарушает данное слово и выходит замуж за другого.

Мы не увидим прямого порицания этих женщин, и все-таки поведение их объективно осуждается. Осуждается не самый факт измены. Лондон вовсе не стоит за то, чтобы муж и жена продолжали жить без любви. Но они должны разойтись честно, все откровенно. сказав друг другу. В таких случаях недопустимы ложь и обман, предательство и притворство. Честь и человеческое достоинство нужно сохранять при любых условиях. Иначе людей ждет возмездие. Жестокая расплата ожидает жену Месснера, когда она встречается со своим бывшим мужем. Месснер мстит за нанесенное ему оскорбление. А в рассказе «Золотой луч» роль мстителя вручена самой судьбе. Нечистая совесть Марии Шовэ не выдерживает «появления» мертвого Дэва Уолша, и она сходит с ума. , Лондон не терпел носителей лицемерной морали буржуазного общества. Они изображаются с не свойственным ему обычно сарказмом и иронией. Жена священника миссис Мак-Фи как раз принадлежит к числу жриц официальной ханжеской морали («Презрение женщины»). Она груба, бесцеремонна и в тоже время готова в любой момент произнести язвительную речь на тему об этике своим «тонким, дрожащим от злорадства голосом». Для нее внешняя благопристойность важнее всего остального. Поэтому ее так возмущает поведение миссис Эпингуэлл, попросившей прощения у Фреды Молуф. «При всех, заметьте... не проявив никакого внимания.и уважения к нравственным устоям общества» .

В этом же рассказе фигурирует еще один отрицательный женский образ. Это авантюристка Лорэн Лиснаи, приехавшая на Север, чтобы найти богатого мужа. Корыстные женщины вызывают у писателя так же мало приязни, как и корыстные мужчины. Ситка Чарли называет Лорэн Лиснаи «скверной бабой».

С отрицательными женскими типами встречаемся мы и в рассказе «Светлокожая Ли Ван». Хотя Эвелин Ван Уик и мисс Гиддингс играют там эпизодическую роль, они вырисовываются в крайне непривлекательном свете. Искренняя непосредственная Ли Ван вместо поддержки и сочувствия встречает с их стороны равнодушие и презрение.

Нельзя, однако, не отметить, что отрицательные женские персонажи встречаются в северных рассказах сравнительно редко. Север для них оказывается неподходящим местом. В рассказах преобладают образы героических, волевых женщин, которых писатель любит и которые близки ему своей человечностью, искренностью, непосредственностью. Он видит в них олицетворение грации, красоты, воплощение «вечной женственности». Отношение к ним с его стороны чистое, возвышенное. Женщина у него всегда несколько приподнимается, романтизируется. Лондон сдержан в описании взаимоотношений между полами. Любовь в его произведениях описывается как высокое нравственное чувство. Она оказывает облагораживающее воздействие на человека, способствует возникновению у него благородных порывов, развитию гуманности. Чуждо писателю и отношение к женщине, как к существу низшего порядка. Женщина для него -- товарищ, друг, разделяющий с мужчиной опасности и невзгоды, способный в трудную минуту помочь советом или действием.

Всем этим определяется большое художественное, нравственное, познавательное и воспитательное значение женских образов в северных рассказах.

лондон поэтика северный рассказ