Изо конструкция головы человека и ее пропорции. Тема урока: Конструкция головы человека и её основные пропорции

Цели:

Формирование у учащихся навыков изображения лица человека в соответствии с пропорцией.

Развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Материалы: альбом, простой карандаш.

Оборудование: Зрительный ряд:

Репродукции портретов художников.

Плакат: “Пропорции лица”

Образцы нарисованных лиц.

Ход урока

I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов. Сегодня вы познакомитесь с пропорциями лица человека и научитесь изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.

II. Повторение

А сейчас, ребята, повторим материал, с которым вы познакомились на предыдущих уроках.

Назовите жанры изобразительного искусства. (Пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет, исторический, бытовой, мифологический, батальный жанр)

Что называется портретом? (Портрет - это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)

Что такое автопортрет? (Изображение художником самого себя.)

Назовите виды портретов, изображенных на репродукциях.

Парадный - во весь рост, посвящен общественному деятелю, использовано величие позы и жестов, богатство одежды и интерьера, показаны заслуги человека-ордена, медали.

Камерный - противоположен парадному в нем использовано поплечное, погрудное, попоясное изображения.

Психологический - показаны черты характера человека, думающего, размышляющего и т.п.

Социальный - портреты простых людей и знати, рассказывающие о судьбе людей.

Как называются эти портреты по количеству изображаемых людей? (Индивидуальный, двойной, групповой.)

III. Объяснение нового материала. Практическая работа.

Сегодня мы поговорим о том, как рисовать голову и лицо человека.

Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: "Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!" Ни литературные произведения, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары не могут дать такого яркого представления о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет.

Что такое пропорции? (Пропорции — это отношение размеров предмета друг к другу. Значит, пропорции головы — это отношение друг к другу размеров частей головы человека).

Рисовать будем карандашом. Все внимательно слушают объяснение, глядя на доску. Последовательность работы учитель ведёт на доске, одновременно учащиеся работают в альбоме. Все линии намечайте едва заметно. (Еле-еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность в дальнейшем как можно меньше применять ластик, внося изменения и уточнения).

Для того, чтобы начать рисование головы нужно разделить лист вертикальной штрих -линией на две половины, так как лицо симметрично, то есть левая и правая его части похожи, одинаковы. Проведем две горизонтальные линии снизу и сверху овала лица. Получившееся расстояние по вертикальной линии разделим на три равные части и проведем две горизонтальные линии. Подпишем названия этих линий. (Линия подбородка, линия основания носа, линия бровей, линия роста волос.)

Нарисуем овал лица. Верхняя часть чуть шире чем нижняя. На уровне ушей небольшие впадины.

Начнем детальное рисование глаз. Проведем дополнительную штрих- линию- линию глаз. Она расположена на расстоянии равном половине одной части лица. От бока овала лица отступим немного и поставим 2 симметричные точки. Отметим произвольно ширину глаза.

Расстояние между глазами равно ширине одного глаза. Брови расположены на линии бровей. Расстояние между бровью и глазом равно высоте глаза.

Начнем детальное рисование носа. В центре лица рисуем нос. Основание носа расположено на линии основания носа. Ширина носа равна расстоянию между глазами. Выпуклость носа передается за счет наложения штрихов и теней.

Начнем детальное рисование рта. Ширина губ равна расстоянию от одного зрачка до другого.

Проведем дополнительную линию в первой части лица, делящую пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка. Нижняя губа расположена на этой линии.

Начнем детальное рисование ушей. Уши расположены между линией бровей и линией основания носа. Верхняя часть уха находится на уровне брови, а нижняя — на уровне кончика носа.

Начнем детальное рисование волос. Проведем дополнительную линию в третьей части лица, делящую пополам расстояние от линии бровей до линии роста волос. Волосы немного пышнее, чем овал лица, всю верхнюю часть лица занимают лоб и волосы.

Уточняем форму лица: виски вдавлены (линия бровей); косточки скул выпуклые; подбородок выдаётся вперёд.

Шея немного уже лица.

IV. Закрепление изученного

На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? (3)

Чему равно расстояние между глазами? (Ширине одного глаза.)

Что равно расстоянию одного зрачка до другого? (Ширина губ.)

Что расположено между линией бровей и линией основания носа? (Уши.)

Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? (Нижняя губа.)

V. Итог урока

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

Подобрать портреты из журналов, газет, книг.

Admin

Чтобы скачать материал или !

Работаем по программе Б.М.Неменского.

Второй урок в 3 четверти. 6 класс.

Тип урока: урок освоения нового материала.

Провела Марина О.Н.

Тип урока: урок освоения нового материала.

Цель урока:


  1. Ознакомить учащихся с жанром портрета. Информировать о портретах в разные эпохи.Научить отражать пропорции и мимику лица в портрете. Показать соответствие пропорции мимика лица в соответствии.

  2. Развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; осуществлять меж предметные связи (литература, искусство, история, музыка).

  3. Воспитывать у людей любовь к искусству.

План урока.


  1. Организационный момент. Формулировка темы.

  2. Объяснение темы. Пояснения по выполнению практической работы.

  3. Практическая часть урока.

  4. Выставка работ и самооценка. Подведение итогов.
Оборудование: для учителя – презентация по теме портрета, музыка, макет изображения человека, 25 шаблонов по теме; для учащихся – графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: репродукции картин Василий Пукирев «Неравный брак», Алексей Антропов «Портрет Петра II»I, Владимир Боровиковский «Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной» и т.д.

Литературный ряд: Николай Гумилев «Она», Анна Ахматова «Надпись на неоконченном портрете».
Ход урока:


  1. Организационный момент
Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече рада я.

Ждет сегодня вас,

О русских портретах сказ.

Ребята мы сегодня попали в картинную галерею (показ картин разных пейзажей,. несколько работ с изображением животных и портреты).

Давайте вспомним, как называют художников, которые пишут такие картины? (Пейзажисты) Как зовут художников, которые рисуют животных? (Анималисты) И как зовутхудожников, которые рисуют портреты? (Портретисты)

Внимание я читаю стихотворение, закончив его вы скажете какой теме посвящен наш сегодняшний урок. (Читаю стихотворение).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина

Называется портрет. (Хором)

Так вот по какой теме мы будем работать

В далекие времена до нашей эры не было компьютеров,фотоаппаратов,телевидения, видеокамер,а человеку всегда хотелось оставить о себе память.Об этом задумался и человек, результатом воплощения стало рождение творческих воплощений наскальных рисунков. Скульптур, архитектурные сооружений, произведения живописи и рисунка и т.д.

Художники всех времен передавали, прежде всего, характер человека, через мимику лица, через высоту статуи передать положение человека в обществе,передача красоты человека через классические пропорции строения человека.

Мы отправляемся в зал,где расположены работы художников портретистов.

Ккакому виду относитсяпортреты, изображенные на слайдах?

Ответы: семейный, парадный, групповой, автопортрет.

Пояснения к игровой части урока.

Угадай, что я чувствую?(задание по карточкам)(я чувствую радость, боль, я удивлен, я тоскую, я думаю, я в гневе.)

Что изменили ребята в своем лице для передачи настроения.(Ответы)


  1. Практическая часть. Пропорции лица человека

Учитель. Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человече­ского тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет 1/7-1/8 части всей высоты человека.

При рисовании для установления на глаз правильных пропор­ций человеческой фигуры принято какую-нибудь ее часть прини­мать за единицу измерения - модуль, который укладывается в вы­соте всей фигуры и ее отдельных частей определенное число раз.

Микеланджело принимал за такой модуль высоту головы, ко­торая во всей фигуре укладывалась 8 % раза.

А вот профессор Петербург­ской академии художеств А. Сапожников (XIX век) предложил более подробное пропорциональ­ное членение человеческой фигу­ры с помощью более мелкого мо­дуля. За единицу отсчета он при­нял высоту стопы или шеи, которые, по его выводам, уклады­ваются в высоте идеальной фигу­ры точно 30 раз. При этом голова по высоте занимает 4 такие еди­ницы и, следовательно, укладыва­ется в высоте всей фигуры 7,5 раза.

Рассмотрите на плакате эти пропорции человеческой фигуры.

Все эти общие, ориентиро­вочные данные «идеально» чело­веческой фигуры нужны худож­нику для того, чтобы сравнивая с ними пропорции конкретной че­ловеческой фигуры, всегда легко и точно находить ее индивиду­альные особенности. Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.



Основным методом нашего изуче­ния нового материала будет составление портрета.

Откройте конверты расположенные на ваших столах в них вы видите заготовки:овалы головы,глаз,волосы, головные уборы.

Я предлагаю вам выполнить портрет восполненный пропорциями лица,с передачей эмоций. Работа будет оцениваться по следующим критериям:

1)аккуратность при выполнении работы.

2)соблюдений пропорций лица.

3)передача настроения своего героя.


  1. Подведение итогов урока
Прошу расположить свои работы таким образом:под солнышком работы, где выполнены все требования. Под солнышком с тучкой работы,где есть замечания.Если вы не успели или другие причины,то расположите свою работу под критериями.

Подведение итогов. Задание на дом: подобрать картинки-иллюстрации с изображением различных образов человека,попытаться описать состояние, внутренний мир, особенности,переживания изображаемого на портрете




Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, пере­дать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В рабо­те над изображением человеческой фигуры верный помощницей художника является анатомия.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пла­стической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела - скелет, мышечный и кожный покров.

1.Пропорции лица человека.

Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человече­ского тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет 1/7 -1/8 части всей высоты человека

Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.

Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорци­ям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осредненной» схемой пропорций человеческого лица. Оказывается, что горизон­тальная линия - ось глаз - проходит точно на половине общей вы­соты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столь­ко же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это пред­ставляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разра­ботана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.

Установив, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется, что темя займет 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точки подбородка - по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина - 1/7 высота головы - оказывается моду­лем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Рас­стояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних то­чек висков - все равно единице.

Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индиви­дуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении кон­кретных особенностей каждой индивидуальной головы.

2. Индивидуальные особенности деталей лица.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпук­лые (горбоносые).. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие...

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необхо­димо уловить и стремиться передавать их характерную особен­ность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особен­но нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

Тема урока: Конструкция головы человека и ее основные пропорции (наброски головы человека).

Цель: изучить закономерности в конструкции головы человека и пропорций лица.

Задачи:

    Сформировать навыки изображения головы человека в соответствии с пропорцией.

    Воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внешнем облике человека.

    Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Материалы: бумага, простой карандаш.

Использование компьютера при подготовке к уроку: Педагог в программе Power Point создает презентацию с информативно-иллюстративными материалами; в программе Word готовит разработки урока.

ТСО: Компьютер, проектор с экраном.

Ход урока:

    Организационный момент

1) Приветствие, позитивная установка на урок.

2) Сообщение темы и цели урока.

3) Определение степени готовности к уроку.

    Беседа

Когда мы видим человека – в жизни или на картине, то прежде всего обращаем внимание на его голову. Голова – это самая выразительная часть человеческой фигуры. Учебное изображение головы человека значительно отличается от рисунка, портрета.

Для того, чтобы мы смогли научиться рисовать человека, нам необходимо изучить технику рисунка головы. На первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим голову именно как пространственную форму, т.е. конструкцию. Известно, что все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам.

Какую форму имеет наша голова? (Голова имеет округлую форму)

А что голова напоминает в объеме? (В объеме голова напоминает яйцо (овоид)).

Важно также знать, что наша голова состоит из двух частей – черепной и лицевой. Обращая внимание на голову человека, мы прежде всего обращаем внимание на лицо человека и всегда преувеличиваем его в масштабе относительно черепа. Посмотрите внимательно на лица друг друга. Заметьте, что линия глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы. Высота лба по линии волос и высота головы до темени, покрытая волосами, практически равны. Нижние части головы также имеют равные пропорции. Пропорции – это соотношения величин частей, которые составляют одно целое. Соблюдение пропорций в изображении человеческой головы наиболее важно (слайд 2)

Очень важно в рисунке правильно определить место глаз. Расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза или ширине носа. Ни в коем случае не стоит уменьшать расстояние между глазами, это может привести к искажению изображаемого лица. Нос человека имеет форму призмы, мы видим его верхнюю сторону, боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри. Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка. Важную роль играет форма скул и виски. Уши по длине совпадают с расстоянием от бровей до основания носа (но мы должны помнить о том, что в жизни можно встретить людей с не очень правильными и пропорциональными чертами лица, тут будут иметь место внешние особенности данного человека) (слайд 3).

Впервые представления об идеальных пропорциях человека появились в Древней Греции, так как древнегреческие мыслители искали идеал любого явления. Скульптор Поликлет (слайд 4) создал знаменитый трактат «Канон» о пропорциональном соотношении человеческого тела. В этом трактате он уделил большое внимание пифагорейской теории золотого деления. В древности считалось, что фигура человека создана на основе положений пифагореизма, т.е. вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей. Но истинным каноном Поликлета является его скульптура «Дорифор» - иное название «Копьеносец» (слайд 5) . В основе композиции произведения лежит принцип ассиметрии, вся фигура выражает движение. Что касается лица, то расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется 1/7, а от глаз до подбородка - 1/16, высота лица - 1/10. Творение Поликлета явилось первым и едва ли не самым лучшим примером идеальных пропорций.

Позднее представления об идеальных пропорциях изменялись, но интерес мастеров к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека по-прежнему остался.

    Творческое задание

Сегодня мы с вами будем учиться рисовать лицо человека, соблюдая все правила и пропорции. Для работы нам понадобятся бумага, карандаш.

Если смотреть на лицо человека в анфас, то мы заметим, что его ширина составляет примерно две трети высоты головы. А если посмотреть на него в профиль, то ширина будет соответствовать 7/8 его высоты. Голову человека можно условно разделить на четыре части. Первая часть (самая верхняя) – расстояние от макушки до линии роста волос. Вторая часть – расстояние от волос до глаз. Третья часть представляет собой глаза, уши и нос. Четвертая часть - это расстояние от носа до подбородка. Все четыре части практически равны. Деление головы на части будет верно в том случае, если лицо, на которое вы смотрите, находится на уровне ваших глаз.

Начинать рисовать лицо следует с глаз. Обратите внимание на то, что глаза находятся посередине головы. Если вы посмотрите на лицо в анфас, то увидите, что расстояние между глазами равняется расстоянию от краев лица до глаз. Это расстояние равно также ширине носа.

Чтобы изобразить уши, необходимо посмотреть на лицо в профиль. Мы увидим, что ухо находится слева от вертикальной линии, которой условно можно разделить голову пополам.

Если посмотреть на лицо в анфас, то треугольник носа начинается с середины головы. Если же посмотреть на голову в профиль, то глаза, нос и рот вписываются в прямоугольник.

В действительности редко встречаются у людей идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры (слайд 6).

Постарайтесь подойти к этой работе творчески. Не забывая об основных правилах рисунка, смело экспериментируйте, работайте с душой!

    Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы)

Что такое конструкция?

Что такое пропорция? Какую роль играет пропорция в изображении чего-либо?

Кем впервые были представлены идеальные пропорции человека?

Учитель изобразительного искусства Малюкова Елена Александровна

Ц е л и : познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица; развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Демонстрационный материал и оборудование : репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда», методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица».

Ход урока

I .Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

II .Повторение.

У ч и т е ль. Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?

Говорят: талант от Бога

Этим дан, а этим нет...

Всем зато дана дорога

Кто какой оставит след?

С. Викулов.

Вопросы к уч-ся.


  • О каком жанре мы говорили на прошлом уроке? (О портрете)

  • Что такое портрет? (Портрет – это изображение человека или группы людей реально существующего или существовавшего в реальной действительности.)

  • В чём заключается смысл портрета? (Смысл портрета заключается в передаче не только внешнего сходства, но и в изображении внутреннего мира человека, передача внутреннего сходства.)

  • Когда в России появился жанр «портрет?» (В XVII веке.)

  • Как назывались первые портреты? (Парсуны от слова «персона»)

  • Что напоминали первые русские портреты? (Они напоминали иконы, их писали на деревянных досках и таким же методом как иконы).

  • Назовите виды портретов. (Парадный, камерный, характерный, психологический, автопортрет).

II . Основная часть.

Изучение нового материала.

1.Пропорции головы человека.

У ч и т е ль: Когда мы видим человека – в жизни или на картине, то прежде всего обращаем внимание на его голову. Голова – это самая выразительная часть человеческой фигуры. Учебное изображение головы человека значительно отличается от рисунка, портрета.

Для того чтобы мы смогли научиться рисовать человека, нам необходимо изучить технику рисунка головы.

В начале давайте определим форму головы человека. Посмотрите друг на друга и скажите: какую форму имеет голова человека. (Овальную или форму яйца).

Теперь рассмотрите внимательнее пропорции головы и лица человека.

Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорциям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осредненной» схемой пропорций человеческого лица. Оказывается, что горизонтальная линия - ось глаз - проходит точно на половине общей высоты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это представляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разработана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.

Рассмотрите на плакате эти пропорции головы человека.

Рис.1.Пропорции головы человека.

Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Очень важно в рисунке правильно определить их место. Расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза или ширине носа. Нос человека имеет форму призмы, мы видим его верхнюю сторону. Рот находится посредине между основанием носа и линией подбородка. Важную роль играет форма скул ивиски. Уши по длине совпадают с расстоянием от бровей до основания носа.

Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и вжизни у каждого человека окажутся свои индивидуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении конкретных особенностей каждой индивидуальной головы.

2. Индивидуальные особенности деталей лица.

у ч и т е ль. Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на (три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие...

От того какой тип носа у человека, зависит освещение его поверхностей. Так поверхности, обращенные к источнику света, освещаются сильнее, поэтому, например, горбатый нос при верхнем освещении будет отражать больше света своей верхней частью, вогнутый (курносый) нос сильнее освещен в нижней части.

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п.


III . Актуализация знаний. Творческое задание.

У ч и т е ль. Сегодня мы с вами будем учиться изображать портрет в технике аппликации. Вначале необходимо вырезать форму головы человека, взяв её в правильных пропорциях. Не следует в учебной работе вырезать голову натуральных размеров, достаточно половины листа А-4. Человек может держать голову прямо или наклонить её. В аппликации также имеет смысл дать живое движение головы относительно шеи. Чтобы голова получилась симметричной, лист необходимо свернуть пополам и вырезать половину овала, развернув – мы получим целый овал. (Все этапы работы демонстрируются учителем). Сгиб – это средняя линия, проходящая через середину лба, середину основания носа, губ и подбородка. Она поможет правильно расположить детали лица: нос, рот подбородок. Далее вырезаем в соответствующем масштабе отдельные части лица. Бумага при этом должна быть разной по цвету и фактуре. Для большей наглядности учителем демонстрируется динамическая модель головы человека на которую при помощи магнитной доски помещаются вырезанные части лица, с учётом основных пропорций.

После этого учащиеся начинают самостоятельно выполнять работу. Необходимо обратить внимание на то что наклеивать детали лица на форму головы необходимо после того, как вырезаны все детали и сформирована основная композиция портрета.

Физкультминутка.

1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно,

разведение стоп в стороны.

3. Исходное положение - стоя. «3амочек» - вести одну руку за

голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение.рук.

IV .Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют задание, учитель проводит индивидуальную и фронтальную работу с учащимися, понимая, что выполнение этого задания – важнейший этап в обучении пониманию конструкции формы и выразительности пропорций головы человека.

V . Заключение .

1. Выставка работ учащихся.

2. Рефлексия.

Учащимся предлагается продолжить предложения:

«Сегодня на уроке я…»

3. 3аключительное слово.

у ч и т е ль. По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.

Домашняя работа: повторить пропорции головы человека. Подготовить сообщение о русском портрете. Подобрать репродукции портретов

VI . Организованное окончание урока.

Уборка рабочих мест.

Литература.


  1. Н.Н. Ростовцев «Учебный рисунок». Москва Просвещение 1985.

  2. Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»Москва Просвещение 2009.

  3. А. С. Щипанов «Юным любителям кисти и резца». Москва Просвещение 1981.

  4. Уильям Ф. Пауэлл “Рисунок. Шаг за шагом” Москва АСТ-Астрель 2004 .

Смотрите также: