К а васильев тоска по родине. Васильев Константин Алексеевич: картины и их описание

Алексеевич, картины которого будут рассматриваться в этой статье, не относится к числу известных художников, чьи работы продаются на аукционах за баснословные суммы. Однако этот факт совершенно не уменьшает его заслуги перед отечественным искусством. За свою недолгую жизнь живописец, известный также под псевдонимом Константин Великоросс, оставил около 400 произведений, среди которых наиболее интересными являются картины на сказочные и исторические сюжеты, портреты, пейзажи, графика, полотна в сюрреалистическом стиле.

Краткая биография

Советский художник Константин Васильев появился на свет в 1942 г. в оккупированном немцами городе Майкопе (Краснодарский край). Его отец Алексей Алексеевич — уроженец Петербурга, инженер, любитель литературы и природы. Мать будущего Клавдия Пармёновна была из рода саратовских крестьян.

После войны мальчик с родителями переезжает в Казань, а в 1949 г. — в расположенный под ней живописный посёлок Васильево. С детства Константин увлекался рисованием, показывал небывалый для своего возраста талант в написании акварельных картин. На протяжении четырёх лет (с 1957 по 1961 г.) он учился в Казанском художественном училище. После окончания учёбы преподавал в средней школе рисование и черчение, а также работал художником-оформителем.

Обращение к сюрреализму и экспрессионизму

Как многие живописцы, некоторое время находился в поиске своего художественного стиля Васильев Константин Алексеевич. Картины его раннего периода напоминают сюрреалистические произведения Пикассо и Дали. К ним можно отнести «Апостола», «Струну», «Вознесение». Увлёкшись сюрреализмом, Васильев быстро охладел к нему, считая, что с его помощью невозможно добиться выражения на холсте глубинных чувств.

Следующий этап своего творчества советский художник связал с экспрессионизмом. В этот период из-под его кисти выходят такие картины, как «Икона памяти», «Грусть королевы», «Музыка ресниц», «Видение». Однако в скором времени мастер отказался и от экспрессионизма, считая это направление в искусстве поверхностным и не способным к выражению глубоких мыслей.

Создание картин в русском стиле

Художник Константин Васильев, биография и творчество которого описываются в этой публикации, смог раскрыться по-настоящему только после того, как начал рисовать пейзажи родного края. Природа вдохновила его на создание картин в исконно русском стиле. Постепенно пейзажи он стал дополнять изображениями людей. Параллельно Константин Алексеевич увлёкся изучением исторической литературы, русских былин и мифов. Чем больше он узнавал о прошлом своего народа, тем сильней ему хотелось воспроизводить сцены из его жизни на холсте. Именно здесь художнику удалось максимально раскрыть свой талант. Черпая вдохновение в русской культуре, Васильев пишет самые известные свои произведения: «Северный орёл», «Ожидание», «Человек с филином". Прославился Константин Алексеевич и как художник-баталист. Его авторству принадлежит портрет маршала Жукова, картины «Прощание славянки», «Парад 41-го», «Тоска по Родине».

Константин Васильев — художник, который создавал свои шедевры под музыку. Когда он рисовал, в его мастерской звучали русские народные песни, патриотические произведения военных лет, сочинения Шостаковича и других композиторов-классиков. Любовь к музыке нашла своё отображение и в творчестве Константина Алексеевича. В начале 60-х годов он создал целую серию графических портретов знаменитых композиторов («Римский-Корсаков», «Шостакович», «Бетховен», «Моцарт», «Дебюсси» и др.).

Критика художника, его смерть

К сожалению, не смог добиться признания своего таланта Васильев Константин Алексеевич. Картины его, обвиняемые в русском фашизме, преследовались коммунистической властью. Их беспощадно критиковали, называли «несоветскими». Мастера неоднократно призывали прекратить рисовать. Только несколько раз за жизнь произведениям художника посчастливилось побывать на выставках, проходивших в Москве, Казани и Зеленодольске.

Жирную точку в творчестве поставила смерть Васильева Константина. Художника, которому было только 34 года, сбил поезд. Случилось это 29 октября 1976 г., через несколько дней после того, как он закончил работу над своим самым известным полотном «Человек с филином». Похоронили Константина Васильевича в родном посёлке Васильево, в той самой берёзовой роще, где он любил черпать вдохновение от природы.

раннего этапа творчества

По картинам разных периодов интересно следить за тем, как совершенствовалось мастерство Васильева с годами. В его произведении «Вознесение», написанном в 1964 г., прослеживается подражание Сальвадору Дали, у которого есть работа с аналогичной тематикой. Однако, присмотревшись внимательнее к картине советского художника, можно увидеть совершенно новую трактовку истории о вознесении Христа. Иисус у Васильева изображён не умерщвлённым, как принято, а живым. Его лицо выражает тревогу о дальнейшей судьбе человечества. Константин Васильев — художник, который с помощью своего полотна заявил: смерти неподвластна не только душа Спасителя, но и его тело.

«Икона памяти» была создана в годы, когда Константин Алексеевич находился в поисках своего стиля и создавал картины в жанре Данная работа художника — это не просто романтический коллаж, она представляет собой воспоминания о его нежных чувствах к девушке по имени Людмила. В неё Константин влюбился в 20-летнем возрасте. После разрыва с барышней он уничтожил все её фотографии. Обрывки снимков Людмилы сохранила мама художника. Они и послужили впоследствии основой для создания «Иконы…», символизирующей образ потерянной любви творца.

Васильев Константин Алексеевич: картины последних лет жизни

Незадолго до смерти Васильев рисует картину «Ожидание», на которой изображена русская красавица со свечой в руках. Девушка глядит в покрытое инеем окошко в ожидании кого-то из родных. Неизвестно, кого выглядывает героиня картины. Вероятно, задержавшегося где-то в дороге жениха, но может быть и мужа, который долго не возвращается с войны. В лице девушки, освещённом пламенем свечи, просматривается тревога за близкого человека. Огонь мастер нарисовал на холсте светящейся краской, благодаря чему он выглядит очень реалистично. Васильев написал эту картину ко дню рождения своей мамы, из-за чего многие думают, что в образе барышни он изобразил её в молодом возрасте.

«Человек с филином» является вершиной творчества Константина Алексеевича и, по печальному стечению обстоятельств, его последней работой. На ней мастер изобразил умудрённого жизненным опытом седовласого старца, держащего в правой руке свечу. Он устал, однако впереди у него долгая дорога. На вытянутой вверх левой руке у него сидит филин. Старик возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Над головой у него — звёздное небо, а у его ног разведён костёр из бумажного свитка с именем художника. Зрители по-разному воспринимают сюжет картины. Кто-то видит в старике Бога, а для кого-то он — воплощение земной мудрости. Картина производит неизгладимое впечатление на окружающих. Возле неё хочется задержаться подольше и попытаться увидеть то, о чём хотел поведать художник человечеству.

Описание картины «Нашествие» Константина Васильева

При поиске информации о картине К. Васильева «Нашествие» вы непременно найдете что-нибудь о том, что в Тверской области проводиться одноименный рок-фестиваль. Под открытым небом собираются отечественные рок-музыканты, среди которых и А. Васильев с группой «Сплин». Если вы обладаете достаточной дотошностью и хоть что-то понимаете в генеалогии, то найдете удивительный факт: музыкант и художник – дальние родственники.

И, если о первом известно достаточно, то о втором можно найти довольно скупые сведения. Так, К. Васильев писал на особую, героическую тематику. Великая Отечественная, прошлое Киевской Руси, богатырский цикл – все это нашло отражение в его особом мировоззрении. Картины «Парад 41-го», «Тоска по Родине», «Прощание славянки» имеют почти осязаемое звучание. Если присмотреться к работе «Нашествие», то вы увидите, как мастерски художник изобразил страх потери и надежду на лучшее, человеческую веру и безверие.

Основные мотивы картины «Нашествие» - это чувство страха, горя и смерти. Кажется, что преграды для завоевателей не существует. Однако, в трактовке автора это – не тишина, а затишье. Взгляды святых с древних фресок словно предупреждают о том, что завоеватели, хоть и покорили полмира, не смогут захватить святую Русь.

Замысел картины вынашивался художником достаточно долго. Васильев несколько раз переписывал полотно и от первоначальной многофигурной композиции с изображенной на ней битве Тевтонского ордена со славянами остался лишь идейный смысл. Были упразднены батальные сцены, осталась лишь борьба духовная и идейно-символический конфликт.

Ключевым образом для этой работы Васильева является само слово «нашествие». Как правило, это определение используется для того, чтобы обозначит вторжение врагов в страну, причем огромного количества врагов. Это лексическое значение слова, которое несет в себе глубочайший подтекст. Картину можно было бы назвать просто «Война», однако воевать можно за то, что дорого, за то, что свято. Сама семантика слова «война» несет в себе печаль, жестокость и смерть. Однако люди могут воевать, отстаивая свои убеждения и желание лучшей жизни. Слово «нашествие» никак не отражает отстаивание убеждений, оно просто становиться синонимом грубой бессмысленной силы. Под нашествием чаще всего подразумевается неудержимость, неосознанность и стихийность. Кроме этого, нашествие символизирует то, что трудно остановить.

Для того, чтобы лучше понять идейный смысл картины, стоит вспомнить особенности употребления этого слова в русском языке: нашествие татаро-монгольской орды, нашествие Наполеона, нашествие врагов и даже нашествие саранчи. Попробуйте произнести эти словосочетания вслух, и вы поймете, что сказали про сильное, страшное и неотвратимое событие.

Рассматривая колористические особенности «Нашествия» невозможно не заметить, что главный цвет на картине – серый. Этот оттенок окрашивает землю, костер, тучи и даже образы святых. Как правило, серый – это унылый, грустный и печальный символ человеческой жизни. Психологические особенности серого цвета заключаются в создании состояния уныния, печали и грусти. Только этот оттенок способен создать гнетущее настроение и чувство тяжести. Серый – это монотонность, трагичность и непередаваемая печаль.

Грозовые серые тона картины не могут не нагнетать депрессивное состояние. Да и ему есть, откуда появиться: руины на фоне свинцово-серого неба, лики святых с нечеловеческой скорбью в глазах. Все полотно охвачено единым слуховым образом – тишиной, причем тяжелой и зловещей. Единственное, что слышно в безмолвии – это марш вражеского войска по дороге.

Васильев словно подталкивает нас к разделению мира на две части. С правой стороны он изображает войско захватчиков, точнее, полчища. Они кажутся бесконечными и заполонившими собой часть этого мира. Слева мы видим разруху, которая затронула и одну из главных человеческих святынь – храм. Посмотрите на небо: оно серое с оттенками синего и грязными фиолетовым разводами. Там, где видно просвет между тучами, проглядывают бледные, даже мертвенно-бледные блики.

На холсте перед нами всего два символа. Оплотом веры и надежды Руси остается разрушенный Успенский собор Киево-Печерской лавры с остатками ликов святых. Они сурово сомкнули губы и возносят молитвы к Богу, надеясь на то, что он сохранит жизнь людям. Второй символ – это разрушение, который отражает железная орда захватчиков.

Разрушенный храм в «Нашествии» - само по себе страшно. Васильев пишет поруганную святыню, которая когда-то давала людям моральную поддержку, утешение и надежду на лучшую жизнь. Храмы, как известно, всегда были в сознании русского человека важной частью его культурного наследия, поскольку возводились в честь важного события и были значимыми для истории. Теперь от него остались лишь немые свидетели – фигуры святых, символизирующих не только всеобъятную скорбь, а и духовную силу людей. Христианские мученики на фоне нашествия – это не просто лики, это – судьи, которые воздают каждому по его деяниям.

Картина Васильева создает настроение, но не дает ответа на многие вопросы зрителя. К примеру, она не скажет, почему полчища завоевателей двинулись на Русь, но обострит чувство справедливости. Зритель невольно начинает верить в ее торжество, в то, что народ может выстоять даже в страшное для него время. Многие, несмотря на созданную художником атмосферу страха, не испытывают его, а наоборот, знают, что скоро все закончиться. Есть, конечно же, боль за своих близких, за разрушения и смерти, но лики христианских святых способны подарить надежду: если выстояли они, выстоят и люди.

Картина «Нашествие» очень важна для воспитания не только патриотических чувств, а и для укрепления веры. Как правило, она вдохновляет на многое, а человека, который верит, победить невозможно.

Другой аспект «Нашествия» - это предостережение. Полотно Васильева показывает, что завоеватели вторгались на Русь и могут сделать это снова. Художник призывает нас задуматься о будущем, особенно в условиях современного, далеко не мирного времени.

Константин Алексеевич Васильев (3 сентября 1942, Майкоп - 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) - советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.
Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики : портреты , пейзажи , сюрреалистические композиции , картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории . Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен - широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков - делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.

Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. С 1949 года жил в посёлке Васильево под Казанью. Учился в Казанском художественном училище (1957-1961). Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды , иллюстрации , эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.
Васильев обращался к народному искусству : русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972-1975).
Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).
Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани » (Москва , 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах

Слайд 2

Чтобы понять внутренний мир человека, надо непременно коснуться его корней.А.Доронин

Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты.

Слайд 3

Автопортрет.1970г

Слайд 4

Родные места

Природа была здесь особая, созданная великой рекой. В голубой дымке высится правый берег, почти обрывистый, заросший лесом; виднеется далекий белый монастырь на склоне, правее – сказочный Свияжск, весь уместившийся на Столовой горе со своими храмами и церквами, лавками и домами, поднявшийся над широкими лугами в пойме Свияги и Волги. А совсем далеко, уже за Свиягой, на ее высоком берегу чуть видна колокольня и церковь села Тихий Плес. Ближе к поселку – река, поток водный, широкий. А вода глубока, медленна и прохладна, а омуты бездонны, тенисты и холодны.

Слайд 5

Слайд 6

Родители, как могли, помогали развитию способностей: тактично и ненавязчиво, оберегая вкус, подбирали книги и репродукции, знакомили Костю с музыкой, возили его в музеи Казани, Москвы, Ленинграда, когда представлялся случай и возможность. Родители видели, что мальчик одарен, жить не может без рисования, и поэтому не однажды задумывались над советами учителей – послать сына в художественную школу.

Слайд 7

Оправившись от первых довлеющих впечатлений города-гиганта, мальчик не потерялся в непривычном для него пространстве. Третьяковка и Пушкинский музей, Большой театр и консерватория – вот ставшие для него главными ворота в мир классического искусства. С недетской серьезностью читает он и "Трактат о живописи" Леонардо да Винчи, а потом изучает картины этого великого мастера и "Наполеона" советского историка Евгения Тарле, со всем пылом юной души погружается в музыку Бетховена, Чайковского, Моцарта и Баха. И могучая, почти овеществленная духовность этих гигантов закрепляется в его сознании кристаллами драгоценной породы.

Слайд 8

Великая Отечественная война

Перед самой войной молодая чета Васильевых жила в Майкопе. Первенца ждали с нетерпением. Но за месяц до его рождения Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд: к Майкопу приближались немцы. Клавдия Парменовна не смогла эвакуироваться. Восьмого августа 1942 года город был оккупирован, а третьего сентября в мир вошел Константин Васильев. Надо ли говорить о том, какие тяготы и лишения выпали на долю молодой мамы и малыша. Клавдию Парменовну с сыном взяли в гестапо, потом отпустили, пытаясь раскрыть возможные связи с партизанами. Жизнь Васильевых висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

Слайд 9

.

Автопортрет 1968г.

Слайд 10

Нашествие

  • Слайд 11

    Создавая военную серию, Константин реализовывал свои самые смелые замыслы. Одним из них было появление работ на темы любимых военных маршей, всегда игравших большую роль в русской воинской жизни. Художник считал, что старинные русские марши в исполнении духовых оркестров - это еще один важный срез с мощного пласта отечественной культуры. И вот из-под его кисти выходят работы «Прощание славянки» и «Тоска по Родине». Писал он их под соответствующее музыкальное сопровождение на больших холстах - до двух метров в длину каждый.

    Слайд 12

    Прощание славянки

  • Слайд 13

    Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова… А.Т.Твардовский

    Слайд 14

    Тоска по родине

  • Слайд 15

    Словарная работа

    Серые солдатские шинели Сплошные стальные каски Зарево войны Профиль юного солдата Прощальный взгляд Реалистическая работа Сила русского духа Легендарная слава Колонна солдат


    Чтобы понять внутренний мир человека, надо непременно коснуться его корней. А.Доронин Константин Алексеевич Васильев () - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты.




    Родные места Природа была здесь особая, созданная великой рекой. В голубой дымке высится правый берег, почти обрывистый, заросший лесом; виднеется далекий белый монастырь на склоне, правее – сказочный Свияжск, весь уместившийся на Столовой горе со своими храмами и церквами, лавками и домами, поднявшийся над широкими лугами в пойме Свияги и Волги. А совсем далеко, уже за Свиягой, на ее высоком берегу чуть видна колокольня и церковь села Тихий Плес. Ближе к поселку – река, поток водный, широкий. А вода глубока, медленна и прохладна, а омуты бездонны, тенисты и холодны.


    .


    Родители, как могли, помогали развитию способностей: тактично и ненавязчиво, оберегая вкус, подбирали книги и репродукции, знакомили Костю с музыкой, возили его в музеи Казани, Москвы, Ленинграда, когда представлялся случай и возможность. Родители видели, что мальчик одарен, жить не может без рисования, и поэтому не однажды задумывались над советами учителей – послать сына в художественную школу.


    Оправившись от первых довлеющих впечатлений города-гиганта, мальчик не потерялся в непривычном для него пространстве. Третьяковка и Пушкинский музей, Большой театр и консерватория – вот ставшие для него главными ворота в мир классического искусства. С недетской серьезностью читает он и "Трактат о живописи" Леонардо да Винчи, а потом изучает картины этого великого мастера и "Наполеона" советского историка Евгения Тарле, со всем пылом юной души погружается в музыку Бетховена, Чайковского, Моцарта и Баха. И могучая, почти овеществленная духовность этих гигантов закрепляется в его сознании кристаллами драгоценной породы.


    Великая Отечественная война Перед самой войной молодая чета Васильевых жила в Майкопе. Первенца ждали с нетерпением. Но за месяц до его рождения Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд: к Майкопу приближались немцы. Клавдия Парменовна не смогла эвакуироваться. Восьмого августа 1942 года город был оккупирован, а третьего сентября в мир вошел Константин Васильев. Надо ли говорить о том, какие тяготы и лишения выпали на долю молодой мамы и малыша. Клавдию Парменовну с сыном взяли в гестапо, потом отпустили, пытаясь раскрыть возможные связи с партизанами. Жизнь Васильевых висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.






    Создавая военную серию, Константин реализовывал свои самые смелые замыслы. Одним из них было появление работ на темы любимых военных маршей, всегда игравших большую роль в русской воинской жизни. Художник считал, что старинные русские марши в исполнении духовых оркестров это еще один важный срез с мощного пласта отечественной культуры. И вот из-под его кисти выходят работы «Прощание славянки» и «Тоска по Родине». Писал он их под соответствующее музыкальное сопровождение на больших холстах до двух метров в длину каждый.












    Патриотические картины Васильева, посвященные борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, вызвали большой общественный резонанс в нашей стране. Великая сила видится в его былинных и исторических героях. От зрителя часто требуется физическое и духовное напряжение, чтобы решить, как же воспринять случившееся на картине событие, ее сюжет, символику. Реализм суровых лиц на картинах художника есть не что иное, как понятная каждому сосредоточенность во время любого трудного дела.