Бунина). Жизнь и смерть Господина из Сан-Франциско (по рассказу И.А

Тема жизни и смерти была одной из главенствующих в творчестве И. Бунина. Писатель по-разному раскрывал эту тему, но каждый раз подводил к выводу, что смерть является неотъемлемой частью жизни, и чаще всего смерть выступает либо как наказание («Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Чаша жизни»), либо как избавление («Деревня», «Братья»). Жизнь же только тогда наполнена и одухотворена, когда в ней есть любовь (цикл «Тёмные аллеи», «Солнечный удар»).
Рассмотрим некоторые из перечисленных произведений писателя.
В 1914 году писатель пишет рассказ «Братья», общий смысл и тональность которого раскрываются эпиграфом: «Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали. Сутта Нипата». Рассказ построен на характерных для Бунина отвлечённых представлениях о братстве людей. Но эта аллегория соотносится с конкретной исторической содержательностью.
Бунин рассказывает о прекрасном юноше-рикше и «брате» его - богатом английском путешественнике. Жизнь раба -унижение естественности и красоты. Богатые «братья» лишили юношу надежды на счастье и любовь, без которой жизнь для него теряет смысл. Единственное спасение от жестокости мира он видит только в смерти. Жизнь богатого «брата» без высокой внутренней цели предстаёт у Бунина бессмысленной и призрачной и поэтому также фатально обречённой, как и жизнь цейлонского рикши.
Гибель мира, преступившего законы человеческого «братства», мира, в котором личность утверждает себя за счёт других, мира, в котором растеряно представление о «смысле бытия», «божественном величие вселенной», предрекает буддийская легенда в финале рассказа: ворон бросился, ослеплённый жадностью, на тушу погибшего на побережье слона и, не заметив, как отнесло её далеко в море, погиб!
Таким образом, в первом случае (юноша-рикша) жизнь ужасна без надежды на счастье, поэтому смерть избавление, во втором -жадность и бессердечность ведут к смерти-наказанию.
1915 год. В самом разгаре первая мировая война. "Говорят Брианы, Милюковы, - пишет И.Бунин, - а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство -сущий пустяк". Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе "Человек из Сан-Франциско".
Сюжет произведения прост. Герой рассказа, богатый американец, имени которого «никто не запомнил», достигнув высокого материального благополучия решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство-смерть героя.
Гроб в трюме - своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу. Со смертью героя теряется его власть над людьми. На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход. Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, - житейской мудрости, доброте, духовности. Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: "Плакал, когда писал конец". Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.
Также в этом рассказе показана и ещё одна интересная мысль - жизнь и смерть постоянно рядом, в уходе нет ничего парадоксального или неправильного.
Но не всегда смерть является безжалостным приговором. В рассказе «Деревня» главный герой, старик, воспринимает смерть как заслуженную награду. В цикле «Тёмные аллеи» трагическая развязка закономерна, так как любовь, по мнению Бунина, настоящая и всепрожигающая, неминуемо убивает влюблённых, избавляя их от разочарования. Именно поэтому Бунин лишает своих персонажей возможности перейти в семейное русло. Брак несёт с собой привычку, а привычка рано или поздно убивает любовь.
В повести «Митина любовь» героя преследует романс Рубенштейна на слова Генриха Гейне:
Я из рода бедных Азров, Полюбив, мы умираем.
В. Н. Муромцева-Бунина в книге «Жизнь Бунина» пишет о том, что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса, который услышал в юношеском возрасте и в «Митиной любви» как бы вновь пережил его. Таким образом, любовь является главным качеством жизни - кто любит, тот живёт. Но смерть тоже рядом, она выступает главным мерилом чувств, жизни вообще.
Размышляя о смысле бытия, Бунин пишет рассказ «Чаша жизни». У каждого из героев этого рассказа была молодость, любовь, надежды, что-то живое и прекрасное. Но всё это погибло в эгоистических устремлениях. «Зачем мы живём на свете?» - обращает мастер слова вопрос к каждому из них. Чаша жизни не стала для них чашей бытия. Она оказалась наполненной только мелким, житейским, эгоистичным. И Бунин ужасался жизнью всех, кто не задавался вопросом о смысле жизни.

Говоря о творчестве русского писателя Ивана Бунина, часто отмечают глубоко пессимистические настроения, грусть, трагичные мысли о жизни и смерти. В рассказах, вышедших в годы гражданской войны (два сборника – “Чаша жизни” и “Господин из Сан-Франциско”), до предела обострено ощущение катастрофичности человеческой жизни, суетности поисков “вечного счастья”. Противоречия социальной жизни в этих произведениях отражены в резкой контрастности характеров и противопоставлениях основных начал бытия. “Его болезненно занимали

Текучесть времени, старость, смерть… ” – подтверждал писатель В. Набоков. В этой связи нельзя не вспомнить о том, как складывалась нелегкая судьба самого Бунина. Трагическим рубежом в биографии писателя, повлиявшим не только на его дальнейшую жизнь, но и на мировоззрение, на взгляды и идеи, которые, конечно же, нашли свое отражение в творчестве, стала эмиграция. Бунину пришлось внезапно и навсегда покинуть родную русскую землю, к которой он был привязан “любовью до боли сердечной”. Трагедия жизни отразилась мрачными настроениями в произведениях этого периода, в которых писатель стал все чаще углубляться в философские размышления о смысле жизни и смерти.
Уже в одном из первых рассказов, посвященных расставанию с родными местами (“На край света”), Бунин обращается мысленным взором к бесконечной Вселенной: “И только звезды и курганы слушали мертвую тишину на степи и дыхание людей, позабывших во сне свое горе и дальние дороги… ” И бессмысленными становятся все тревоги и хлопоты человека перед лицом вечности, перед лицом неизбежной смерти. Но почему так остро встает тема смерти в прозе И. Бунина? Почему с такой щемящей сердце болью говорит он о трагической судьбе народа, оторванного от родной земли? Так тонко чувствовать и остро переживать народную трагедию, без сомнения, может только человек, который сам всей душой предан родине, жизнь которого может полноценно протекать только в окружении родных лесов, полей, рек, озер и тихих деревенских улиц. Да, этот человек на самом деле всем сердцем любит жизнь, и потому разрыв с родиной для него равносилен разрыву с жизнью.
“Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти, – пишет Бунин в “Жизни Арсеньева”. – Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)… Вот к подобным людям принадлежу и я”. Писатель говорит от лица своего героя, но на самом деле – это его собственные мысли, собственные глубокие ощущения. Не случайно “Жизнь Арсеньева” часто относят к автобиографическим произведениям Бунина. Именно это “обостренное чувство смерти”, основанное на таком же “обостренном чувстве жизни”, было характерно для самого автора. Постоянно наблюдая за необратимо уходящей жизнью, Бунин в то же время пытается совместить, соединить существование отдельного человека, отдельную судьбу с “вечностью” и “бесконечностью”. Он пытается найти в любой преходящей жизни признаки ее продолжения в историческом развитии, признаки ее бесконечности.
Именно осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писателя всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необходимо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы “продолжиться” в веках. Именно поэтому некое “продление” жизни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выстраивании прочных мостиков между одним и многими, между прошлым, настоящим и будущим всего народа, всей земли. “Блаженные часы проходят и… надо, необходимо… хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти… ” – отмечал писатель. Именно эта мысль продолжается во многих его произведениях.
Выражением несбывшихся надежд, общей трагедии жизни становится для Бунина чувство любви, в которой он видит единственное оправдание бытия. Представление о любви как о высшей ценности жизни – основной пафос произведений Бунина эмигрантского периода. “Все проходит. Все забывается”, – говорит герой рассказа “Темные аллеи” Николай Алексеевич, но Надежда возражает ему: “Все проходит, да не все забывается”.
Нельзя допустить, чтобы все было забыто, – такова твердая позиция автора. Не всегда эта позиция была правильно понята критиками при жизни писателя.
Бунина откровенно возмущали и расстраивали неверные истолкования его произведений как “упаднических”, “пессимистических”, “безрадостных”. Он не был согласен с тем, что его творчество – это творчество “увядания”, не было в нем той “грусти запустения”, о которой часто говорилось в отзывах о его рассказах и повестях. Именно как о произведении, “овеянном легкой грустью и лирикой увядания и запустения”, писали о повести “Деревня”. Бунин был с этим категорически не согласен: “Это совершено неверная характеристика. В действительности в “Деревне” ни грусти, ни лирики нет и в помине, как нет ни увядания, ни запустения”. В повести, так же, как и в других произведениях писателя, отражена лишь реальность, а грусть вызвана именно тем, что эта реальность – действительная жизнь русской деревни, любимой Буниным родины, – не так радостна, как ему хотелось бы.
Как уже было сказано, жизнь была для писателя неразрывно связана с родиной. И только эту жизнь мог описывать он в своих произведениях. Бунин тосковал по родине. В нем происходил мучительный процесс переоценки ценностей. Тот самый Бунин, который в первые годы после революции решил никогда не возвращаться в Советскую Россию, накануне нападения гитлеровской Германии на его родину в мае 1941 года пишет Н. Д. Телешову: “Очень хочу домой”, через несколько дней А. Н. Толстому – о том же. Последний начал хлопотать о разрешении Бунину вернуться, но грянула война… Бунин страдал в разлуке с родиной, потому и создается иногда впечатление, что он пишет о завершении, окончании этой жизни. Так оно в общем-то и было. Для русского писателя необходимость покинуть родину может быть оправдана лишь благом для отчизны, мечтой о ее свободе и счастье. У Бунина же этого оправдания не было. Именно поэтому и становятся для него основными мотивы конечности бытия, философские углубления в проблемы жизни и смерти.
При всей ведущей роли трагических мотивов в разные периоды творчества эта трагичность появляется лишь тогда, когда автор сознает горечь жизненных тягот, безнадежность потраченных усилий. Тогда же, когда Бунин видит значимость деятельности человека, он приходит к мысли о вечном, в том числе о вечной жизни человечества. Творчество И. А. Бунина дорого нам тем, что в его произведениях запечатлена жизнь в ее многообразных проявлениях. Основной тон его поэтического слова о России – грустный: от элегии до крайней тоски и отчаяния. Тем не менее, в его поэзии и прозе громко звучит хвала всему живому, цветущему, всему человечному – тому, что всегда дорого и свято. Оптимизм Бунина может быть выражен словами героя этюда “Слепой”, обиженного жизнью и все же славящего ее: “Я иду, дышу, вижу, чувствую, – я несу в себе жизнь, ее полноту и радость… Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброе, та, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть”.

Тема любви и смерти становятся одними из основных, главных тем всего творчества Бунина . В прозе они начинают звучать с 10-ого года, достигают своей кульминации в поздних произведениях писателя.

В 1910-е годы в поэзии Бунина основное место заняла философская лирика. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился уловить некие «вечные» законы развития нации, народов, человечества.. Основа бунинской философии жизни в 10-е годы – признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире. Но свой главный сборник рассказов посвящённый любви Бунин создал позднее. Он начал в эти годы работу над «Тёмными аллеями», до войны были написаны 6 рассказов, а в 1943-ем году в Нью-Йорке вышло 11 рассказов (около трети рассказов), а в 46-ом году вышел полный сборник (36 рассказов) в Париже. Всего в книге – которую Бунин считал наиболее совершенной и защищал от любых нападок критики – 40 рассказов. Тёмные аллеи», «Митя» и даже дореволюционные произведения описывают любовь в понимании Бунина – очень широкое понятие. Степун: любовь у Бунина – две правды, любовь духовная, идеальная, и любовь плотская, страстная.

Чувство любви становится для Бунина выражением несмывающихся надежд, общей трагедии жизни, в которой он видит, однако, единственное оправдание бытия. Любовь для бунинских героев – «последнее, всеобъемлющее, это – жажда вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-нибудь» («Братья»). Счастья вечного, «максимального» быть не может, у Бунина оно всегда сопря­жено с ощущением катастрофы, смерти («Грамматика любви», «Братья», «Легкое дыхание»). Бунинское ощущение катастрофичности мира обострялось растущей неприязнью писателя к безнравственности и античеловечности буржуазного миропорядка.

«Митина любовь» 1925 - одно из самых значительных произведений Бунина. Сюжет прост. Юноша Митя любит девушку Катю, собирается на ней жениться. Но девушка Катя любит театр и хочет учиться у директора театрального кружка. Митя ревнует, уезжает в деревню, чтобы прояснить отношения. Мучается, скучает. Писем от кати нет. Решает ее забыть. Сходится с деревенскими девками. Спит с Сонькой. Отвращение, неприязнь к себе. Письмо приходит. Катя уезжает с директором. Митя застрелился. Конфликт – любовь-смерть налицо. На самом деле, все значительно глубже. Бунин показывает тонкие душевные переживания. Катя была его идеалом, который разрушила. Он любил абстрактную девушку, мечтал просто об идеальной любви. Не может пережить крах чувства. Столкновение любви и страсти – Митя не понимает, любит он душу кати, ее тело, все вместе. Физическая любовь с Сонькой не удается. Это слишком пошло, грубо для утонченной Митиной души.

«Солнечный удар» 1927 - Познакомились они летом, на одном из волжских пароходов. Он - поручик, Она - прелестная женщина. Между ними пробегает искра. Она замужем. Он зовет ее сойти на берег, они проводят ночь в гостинице. Подробно описывается сцена. На утро он просит ее остаться с ним, она смеется, говорит, как же, я такого в жизни никогда не делала и больше не буду. Он сажает ее на пароход, она уезжает. Он возвращается в гостиницу, но все уже не то. Все изменилось, без нее все не так. Он ходил, бродил, обедал, пил. Не помогало. Пришел – на столе ее шпилька. Он лег на кровать и плакал. Утром уезжает на пароходе. Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.

Именно в любви видел Бунин «возвышенную цену» жизни, в любви, дающей сознание «приобретения» счастья, хотя всегда неустойчивого, теряемого, как неустойчива в утратах сама жизнь. Наиболее показательны в этом отношении рассказы «Холодная осень», «Генрих».

«Холодная осень» - женщина любящая молодого человека провожает его на войну. Холодный вечер, очень. Если тебя убьют, я тоже умру. Он говорит, не расстраивайся, ты тогда поживешь и придешь ко мне. Его убили через месяц. Она это пережила. У нее дочь – она всю жизнь работала, чтобы ее воспитать. Говорит, что уже не долго – скоро она придет к нему. А в жизни ее был только тот вечер холодной осенью.

«Генрих» - главный герой Глебов едет на вокзал, собирается уезжать. Прощается с любовницей. Говорит, нет, тебе нельзя провожать. На вокзале встречает Генрих – это женщина, красивая, неприступная. Это творческий псевдоним, она журналистка. Говорит, что ревнует, но его любовница опасности не представляет. Они едут вместе. Генрих надо заехать в Австрию к своему писателю-любовнику. Она обещает с ним порвать. Глебов любит ее и уговаривает уйти к нему окончательно. Сначала поехать вместе, Генрих не соглашается, потом соглашается приехать. Она сходит. Глебов едет до Ниццы. Ждет телеграммы от нее, когда она выедет из Вены. Телеграммы нет несколько дней. Он играет, пьет, злится. В конце ему на стол кладут газету – там заметка. В Вене была застреляна в кафе писателем известная журналистка Генрих.

Герои Бунина обычно выведены из сферы общественной в сферу психологических отношений. Возможные социальные основы конфликта сведены к мысли о роке, судьбе, тяготеющей над любовью(«Три рубля»). Герой рассказа приезжает в город. Отдыхает в гостинице. Ему предлагают хорошо провести время с девочкой. Он соглашается. Думает, поговорю, чаю попью. Приходит стеснительная девочка, гимназистка. Она быстро требует три рубля, собирается раздеваться. Раздевается, как в тумане все происходит. Оказывается, она продала свою девственность за три рубля. Признается, что сирота, что есть у нее только гимназистское платье, и она так боялась, что только и думала про три рубля. Они проговорили до утра. Он предложил ей руку и сердце. Вскоре уезжают в минеральные воды, так как она стала часто болеть. Через три месяца умирает.

«Чистый понедельник». Герой рассказа влюбился в нее, водил ее по ресторанам, гулянкам. Однажды она надевает черное платье накануне чистого понедельника и едет с ним в Новодевичий. После этого зовет к себе на квартиру и отдается ему. Больше он ее не видел. Но в 14 году в чистый понедельник ездит по Москве и плачет и едет в марфо-мариинскую обитель. Там служба. И когда он идет на нее, одна из монахинь поднимает голову. Рассказ завершает целый период раздумий писателя о России, ее судьбах, а с точки зрения эстетической был итогом его художественных исканий.Тайна характера героини, необъяснимость поведения связаны с ее изначальным решением уйти, пройдя искусы жизни, от мира, с его соблазнами, накануне жизненных катаклизмов. Уход героини в монастырь внутренне обоснован мотивом искупления за некое историческое отступничество, за то, что Россия и мир «сорвались» со своих нравственных устоев в бунт и мятежность. Ведя ее по пути обуздания чувственной стихии к патриархальности.

«Руся» - муж с женой едут на поезде и оказываются в местечке, где муж был репетитором в дачной усадьбе. Он вспоминает историю любви. Была там девушка Руся, то есть Маруся. Красивая, с родинкой. Она была скромная, почти художница. У была у нее сумасшедшая мать. Они подружились, катались по ночам на лодке. И она его полюбила и отдалась ему. Договорились быть мужем и женой. Мать это узнала, и сказала – либо я, либо он. И он уехал. Едет и понимает, что сильнее чувства в его жизни не было. Грубо разговаривает с женой, с которой по-видимому, имеет мало чего общего.

Можно в дневниках Бунина найти следующие строки, которые характеризуют его отношение к любви: в 1941 году он с удивлением и даже ужасом вспоминает о своём прежнем отношении к женщинам; он говорит о том, что ни разу тело женское не было описано правильно, и надо искать правильные слова – а то получается как-то пошло. В других записях он ставит вопрос значения коитуса, приводя со знаками вопроса разные категории. В любви, в любовном акте есть нечто божественное; и надо дожить до моих лет, чтобы понять это, непередаваемое, что не получается никак ухватить словами, нацепить на крючок; да этого не один он, ещё никто толком не передал – говорил Бунин.

26.Роман И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева": образ автобиографического героя, жанровое новаторство.

В 1927-29 годах Б. пишет первые 4 книги романа, в 1933 - пятую, «Лику»; но окончательно работа сложилась только в 1952 году, когда и вышла в Нью-Йорке. Ему потом за «Ж.А.» дали Нобелевскую премию «за правдивый артистический талант, с которым он создал типический русский характер».

Про жанр : эта книга автобиографична, но не является автобиографией , о чем сам Б. говорил. Он не хотел, чтобы в читательском восприятии установка на воспоминание превратила роман в произведение чисто мемуарного плана. Как нельзя «Ж.А.» назвать автобиографией, так нельзя назвать и романом - неслучайно на папке с рукописями сам Б. поставил слово «роман» в кавычки. К. Паустовский очень круто написал: «Это вещь нового, еще не названного жанра. Это слиток из всех земных горестей, очарований, размышлений и радостей». Формально относясь к жанру романа, произведение практически не имеет важнейшего элемента эпического произведения - сюжета. «Ж. А.» - поток воспоминаний автора (очень похоже на Пруста), не всегда хронологически упорядоченных, всплывающих как будто случайно. Рукопись как бы отражает «ход памяти» автора, и именно процесс воспоминания составлял важнейшую компоненту работы Б. над «Ж.А.». В целом, Б. рассказывает о своей жизни, но поэтически преображает все, воплощая в вещество искусства. Вообще, Б. мечтал написать книгу «ни о чем», где просто рассказывал бы о своей жизни, о том, что его волновало, вот и написал.

Про героя: автобиографично , на самом деле, многое : все детство, включая поезду в Елец за сапожками, то, как мальчик увидел тюрьму и заключенного на обратном пути, вся его семья (Георгий - Юлий и тд), учитель Баскаков перед школой, эпизод, когда он мочит грача, поступление в гимназию, жизнь у мещанина Бякина (Ростовцев в книге), влюбленность в Эмилию Фехнер (Анхен в книге) и прочее. Работа в Орле также биографична. Но вот влюбленность в Лику , которую часто сравнивают с Пащенко, не вполне автобиографична . Так, жена Бунина Муромцев-Бунина приводит слова писателя, что «Лика вся выдумана»; в ней воплощено «общеженское молодое». Пащенко была стервой и в итоге ушла к другу Бунина Бибикова, а Лика была вся такая понимающая и умерла в конце.

Что касается духовного мира Арсеньева, у него страсть к накоплению впечатлений и путешествиям , «он осознает в себе мучительное, «корыстное» стремление не дать исчезнуть ни одному, даже малейшему впечатлению». У него обострена чуткость ко всему : «...зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Мельчайшие детали, мимолетные видения - все озаряется редкой поэзией именно благодаря своеобразно и глубоко воспринимающему их субъекту . На протяжении всей книги Арсеньев открыт миру, постоянно стремится увидеть что-то новое, объять все окружающее - о Бунине писали, что он «человек, беспокойный по натуре, в молодости вечный странник, всегда куда-то ехавший, иногда без какой-либо причины…». И вся книга строится именно на воспоминаниях, причем значимым оказывается для памяти не содержательность эпизода, но интенсивность связанного с ним чувственного переживания мира.

БУНИН И.А.

Жизнь Арсеньева

Алексей Арсеньев родился в 70-х гг. XIX в. в средней полосе России, в отцовской усадьбе, на хуторе Каменка. Детские годы его прошли в тишине неброской русской природы. Бескрайние поля с ароматами трав и цветов летом, необозримые снежные просторы зимой рождали обостренное чувство красоты, формировавшее его внутренний мир и сохранившееся на всю жизнь. Часами он мог наблюдать за движени­ем облаков в высоком небе, за работой жука, запутавшегося в хлебных колосьях, за игрой солнечных лучей на паркете гостиной. Аюди вошли в круг его внимания постепенно. Особое место среди них за­нимала мать: он чувствовал свою «нераздельность» с нею. Отец привлекал жизнелюбием, веселым нравом, широтой натуры и еще своим славным прошлым (он участвовал в Крымской войне). Братья были старше, и в детских забавах подругой мальчика стала младшая сестра Оля. Вместе они обследовали тайные уголки сада, огород, усадебные постройки - всюду была своя прелесть.

Потом в доме появился человек по фамилии Баскаков, ставший первым учителем Алеши. Никакого педагогического опыта у него не было, и, быстро выучив мальчика писать, читать и даже французскому языку, к наукам по-настоящему он ученика не приобщил. Его воздействие было в другом - в романтическом отношении к истории и литературе, в поклонении Пушкину и Лермонтову, завладевшим навсегда душой Алеши. Все приобретенное в общении с Баскаковым дало толчок вооб­ражению и поэтическому восприятию жизни. Эти беспечные дни кон­чились, когда настало время поступать в гимназию. Родители отвезли сына в город и поселили у мещанина Ростовцева. Обстановка была убо­гой, среда совершенно чужой. Уроки в гимназии велись казенно, среди преподавателей не нашлось людей сколько-нибудь интересных. Все гим­назические годы Алеша жил только мечтой о каникулах, о поездке к родным - теперь уже в Батурино, имение умершей бабушки, посколь­ку Каменку отец, стесненный в средствах, продал.

Когда Алеша перешел в 4-й класс, случилось несчастье: был аресто­ван за причастность к «социалистам» брат Георгий. Он долго жил под чужим именем, скрывался, а потом приехал в Батурине, где его по доносу приказчика одного из соседей и взяли жандармы. Это событие стало большим потрясением для Алеши. Через год он бросил гимна­зию и возвратился под родительский кров. Отец сначала бранился, но потом решил, что призвание сына не служба и не хозяйство (темболее что хозяйство приходило в полный упадок), а «поэзия души и жизни» и что, может быть, из него выйдет новый Пушкин или Лер­монтов. Сам Алеша мечтал посвятить себя «словесному творчеству». Развитию его очень способствовали долгие разговоры с Георгием, ко­торого освободили из тюрьмы и выслали в Батурине под надзор поли­ции. Из подростка Алексей превращался в юношу, он возмужал телесно и духовно, ощущал в себе крепнущие силы и радость бытия, много читал, размышлял о жизни и смерти, бродил по окрестностям, бывал в соседних усадьбах.

Вскоре он пережил первую влюбленность, встретив в доме одного из родственников гостившую там молоденькую девушку Анхен, разлуку с которой пережил как истинное горе, из-за чего даже полученный в день ее отъезда петербургский журнал с публикацией его стихов не принес настоящей радости.

Вскоре он пережил первую влюбленность, встретив в доме одного из родственников гостившую там молоденькую девушку Анхен, разлуку с которой пережил как истинное горе, из-за чего даже полученный в день ее отъезда петербургский журнал с публикацией его стихов не принес настоящей радости. Но потом последовали легкие увлечения барышнями, приезжавшими в соседние имения, а затем и связь с за­мужней женщиной, которая служила горничной в усадьбе брата Ни­колая. Это «помешательство», как называл свою страсть Алексей, кончилось благодаря тому, что Николай в конце концов рассчитал виновницу неблаговидной истории.

В Алексее все более ощутимо созревало желание покинуть почти разоренное родное гнездо и начать самостоятельную жизнь. Георгий к этому времени перебрался в ларьков, и младший брат решил по­ехать туда же. С первого дня на него обрушилось множество новых знакомств и впечатлений. Окружение Георгия резко отличалось от де­ревенского. Многие из входивших в него людей прошли через студен­ческие кружки и движения, побывали в тюрьмах и ссылках. При встречах кипели разговоры о насущных вопросах русской жизни, по­рицался образ правления и сами правители, провозглашалась необхо­димость борьбы за конституцию и республику, обсуждались полити­ческие позиции литературных кумиров - Короленко, Чехова, Толсто­го. Эти застольные беседы и споры подогревали в Алексее желание писать, но вместе с тем мучила неспособность к его практическому воплощению.

Смутное душевное неустройство побуждало к каким-нибудь пере­менам. Он решил повидать новые места, отправился в Крым, был в Севастополе, на берегах Донца и, решив уже вернуться в Батурино, по пути заехал в Орел, чтобы взглянуть на «город Лескова и Тургенева». Там он разыскал редакцию «Голоса», где еще раньше задумывал найти работу, познакомился с редактором Надеждой Авиловой и по­лучил предложение сотрудничать в издании. Поговорив о делах, Ави­лова пригласила его в столовую, принимала по-домашнему и представила гостю свою кузину Лику. Все было неожиданно и приятно, однако он даже предположить не мог, какую важную роль пред­назначила судьба этому случайному знакомству.

Сначала были просто веселые разговоры и прогулки, доставлявшие удовольствие, но постепенно симпатия к Лике превращалась в более сильное чувство. Захваченный им, Алексей постоянно метался между Батурином и Орлом, забросил занятия и жил только встречами с де­вушкой, она то приближала его к себе, то отталкивала, то снова вы­зывала на свидание. Отношения их не могли остаться незаме­ченными. В один прекрасный день отец Лики пригласил Алексея к себе и довольно дружелюбную беседу завершил решительным несо­гласием на брак с дочерью, объяснив, что не желает видеть их обоих прозябающими в нужде, ибо понял, сколь неопределенно положение молодого человека.

Узнав об этом, Лика сказала, что никогда не пойдет против отцов­ской воли. Тем не менее ничего не изменилось. Напротив, произошло окончательное сближение. Алексей переехал в Орел под предлогом работы в «Голосе» и жил в гостинице, Лика поселилась у Авиловой под предлогом занятий музыкой. Но понемногу начало сказываться различие натур: ему хотелось делиться своими воспоминаниями о поэтическом детстве, наблюдениями над жизнью, литературными пристрастиями, а ей все это было чуждо.

Но понемногу начало сказываться различие натур: ему хотелось делиться своими воспоминаниями о поэтическом детстве, наблюдениями над жизнью, литературными пристрастиями, а ей все это было чуждо. Он ревновал ее к кавалерам на городских балах, к партнерам в любительских спектаклях. Возни­кало непонимание друг друга.

Однажды отец Лики приехал в Орел в сопровождении богатого молодого кожевника Богомолова, которого представил как претенден­та на руку и сердце дочери. Лика проводила все время с ними. Алек­сей перестал с ней разговаривать. Кончилось тем, что она отказала Богомолову, но все-таки покинула Орел вместе с отцом. Алексей тер­зался разлукой, не зная, как и зачем теперь жить. Он продолжал ра­ботать в «Голосе», опять стал писать и печатать написанное, но томился убожеством орловской жизни и вновь решил пуститься в странствия. Сменив несколько городов, нигде не оставаясь надолго, он наконец не выдержал и послал Лике телеграмму: «Буду послеза­втра». Они снова встретились. Существование порознь для обоих ока­залось невыносимым.

Началась совместная жизнь в небольшом городке, куда переселил­ся Георгий. Оба работали в управе по земской статистике, постоянно были вместе, посетили Батурине. Родные отнеслись к Лике с сердеч­ной теплотой. Все как будто наладилось. Но постепенно сменились роли: теперь Лика жила только своим чувством к Алексею, а он уже не мог жить только ею. Он уезжал в командировки, встречался с разными людьми, упивался ощущением свободы, вступал даже в случай­ные связи с женщинами, хотя все так же не мыслил себя без Лики. Она видела перемены, изнывала в одиночестве, ревновала, была ос­корблена его равнодушием к ее мечте о венчании и нормальной семье, а в ответ на уверения Алексея в неизменности его чувств как-то сказала, что, по-видимому, она для него нечто вроде воздуха, без которого жизни нет, но которого не замечаешь. Совсем отрешиться от себя и жить лишь тем, чем живет он, Лика не смогла и, в отчая­нии написав прощальную записку, уехала из Орла.

Письма и телеграммы Алексея оставались без ответа, пока отец Лики не сообщил, что она запретила открывать кому-либо свое убе­жище. Алексей едва не застрелился, бросил службу, нигде не показы­вался. Попытка увидеться с ее отцом успеха не имела: его просто не приняли. Он вернулся в Батурине, а через несколько месяцев узнал, что Аика приехала домой с воспалением легких и очень скоро умерла. Это по ее желанию Алексею не сообщали о ее смерти.

Ему было всего двадцать лет. Еще многое предстояло пережить, но время не стерло из памяти эту любовь - она так и осталась для него самым значительным событием жизни.

Рассказы и повести: см. текст вопросов №№23-25.

Деревня (1909-1910)

Часть I : жил-был прадед Красовых, которого прозвали Цыганом. Господин его затравил борзыми, за то, что отбил любовницу. Дед Красовых получил вольную, ушел с семьей в город и стал вором. Родитель Красовых был мелким шибаем, завел лавочку в Дурновке, прогорел, запил и помер. Его сыновья – Тихон и Кузьма – тоже какое-то время торговали, но однажды чуть не порезали друг друга ножами и решили расстаться.

О Тихоне: Открыл кабак и лавочку недалеко от Дурновки, жил с кухаркой которая во сне задавила их ребенка, а затем женился на горничной. Разбогател, выкупил именье Дурновых. Жена Настасья Петровна не могла родить, Тихон страшно расстраивался. Одним неурожайным летом, возвращаясь с ярмарки, Тихон ехал через Черную слободу, где прошло его детство. Зашел на старое кладбище, надписи на могилах показались ему лживыми. Едет он дальше, встречает разных людей, и злится все больше и больше. Когда свернул с главной дороги, то он подумал, что главное – это «дело» – везде нищета, все разорились, и нужен хозяин. Все рабочие дни у Тихона слились в один, крупными событиями стали Японская война и революция. Когда стали говорить, что будут забирать земли у тех, у кого больше пятисот десятин, отношение к революции изменилось. В один день вышло некое «распоряжение», прошел слух, что в Дурновке готовится бунт. Поехал туда Тихон, прижали его к своей усадьбе и сказали, что вышел указ согнать посторонних батраков и заступить на их работу местным. Но бунт закончился тем, что поорали мужики, разгромили несколько усадеб. Ходили еще слухи, что Тихона хотят убить дурновцы. Тихону уже исполнилось 50, а его мечта о ребенке все не покидала его. И вот он столкнулся с Родькой, у которого была красивая молодая жена. У этой молодой были ресницы, которые волновали Тихона, и была она хороша даже с «рогами» на голове – уложенные косы на голове. И вот как-то Тихон подходит к молодой и говорит, что будешь ты ходить в шелковых платках. Молодая ничего не ответила. После нанял Тихон молодую и Родьку к себе в дом. Ну и Тихон не расстерялся в своем доме и «овладел» Молодой. Были уже мысли у Тихона, чтобы Родьку задавило где-нибудь, но прошло несколько месяцев и Молодая не забеременела. И решил он прогнать Родьку. Тут как раз он неожиданно померился со своим братом Кузьмой и уговорил его взять на себя управление Дурновкой. Кузьма вроде как выпустил свою книжку стихов. Далее разговор по душам с братом о русском народе, о церкви. Далее идет бред-бред-бред. Вот Тихон сидит и думает о том, что и жену свою хорошо не знает, что он за человек. И жизнь его описывать не надо – нечего сказать. Не спасли бы его жизнь и дети – был бы чужой он им, как и всем близким.

Часть II О Кузьме. Как всю жизнь он мечтал учиться и писать. Ему хотелось рассказать о своей нищете. Его история – история всех самоучек. Он родился в стране, имеющей более 100 миллионов безграмотных. Грамоте его и брата выучил сосед, заливщик калош, и то только потому, что работы у него никогда не было. Начал писать – сначала рассказ о купце, которого убили разбойники, о его предсмертных думах и мольбах. Базар его высмеял и сказал, откуда ему знать, что думал купец. Тогда написал он песню и витязя, который завещал своему сыну коня. Баар снова его высмеял и сказал, что лучше бы написал о войне. И кузьма, подделываясь под базарный вкус, начал писать о войне. После смерти матери, продал лавку, занимался торгашеством и слонялся, слонялся. И томился, что пропадает его жизнь. Кузьма все думал, что про народ, про деревню нужно написать. Из его головы не выходила история о слободском старике Сухоносове, который жил с одним тюфяком, загаженном клопами, и салопе – наследство после жены. Он побирался, болел, голодал, дорожил своим наследством, хотел его продать, потому что думал, что оно дорого стоит, но заламывал такую цену, что отпугивал всех покупателей. Ездил то в Воронеж, то в Киев. В итоге когда пережил пару сердечных ударов, то решил бросить пьянство и вести трудовую жизнь. Бредет Кузьма, смотрит на бедные земли, вспомнил детство и отца и приходит ему восклицание Гоголя «Русь, русь! Куда мчишься ты?». Бродил дотех пор, пока ему не принесли записку от Кузьмы и он не переехал в Дурновку.

Часть III. Кузьме становится плохо, заболевает, а потом приезжает к Тихону, и начинает говорить о лентяях, лгунах, коими являются все дурновцы. Тихон рассказывает, что читает требник. Говорит, что пропала его жизнь, что была у него стрепуха, которой он подарил платок, надевала она его наизнанку, берегла на праздник, а как пришел праздник, то и увидела, что истаскала его до лохмотьев – так же и Тихон прожил жизнь. Свадьба Молодой и Дениски. Кузьма очень расстроился, потому что считал, что их женитьба – бред. Заканчивается рассказ венчанием их в церкви, как все чувствуют себя неловко.

Одиночество.

Стихотворения о несчастливой любви. Образы природы соответствуют настроению главного героя от которого ушла любимая, разлюбив его. Ветер, дождь, жизнь умерла до весны (поры возрождения чувств, любви). След ушедшей женщины налился водой, будто слезами героя. Видя, как любовь его покидает, сердце героя полно боли и стона:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила - и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Хорошо бы собаку купить.

Ночь.

Стихотворение посвящено чувству любви, как вечному чувству, проходящему сквозь время. Любовь никогда не изменится и не умрёт, она всегда будет жить в сердцах людей. Пусть будут меняться поколения, но любовь будет возрождаться в новых людях всё с той же силой. Лирический герой радуется вечности и неизменности чувства, ему приятно, что оно объединяет всех людей. «Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного.» Звёздное ночное небо,берег моря объединяет героя и его любимую с влюблёнными, которые жили до них и также любовались этим небом

«Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь. И в глубине веков

Все, для кого они во тьме светили,

Исчезли в ней, как след среди песков:

Их было много, нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жен,

Ночей и звезд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!»

Он любит, и счастлив, что чувство это объединяет его с далёкими временами и ранее любившими людьми. Любовь воспевается как чувство объединяющее и примиряющее всех людей.

«Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен!»

Сапсан 1905

Стихотворение о том, как одинокий герой застрелил сапсана, а потом ему начало казаться, что кто-то ему в комнату яду подсыпает и пытается отравить, да ещё вещи пропадать стали

«И вот ко мне

Стал гость ходить. Он до рассвета

Вкруг дома бродит при луне.

Я не видал его. Я слышал

Лишь хруст шагов. Но спать невмочь.»

Испугавшись он вышел в поле, выяснить кажется ему или нет. Печальная ночь, холодная луна, следы на снегу, пустынные поля, мертвая тишина. Герой одинок и только молчаливая его собственная тень следует за ним.

«Кто был он, этот полуночный

Незримый гость? Откуда он

Ко мне приходит в час урочный

Через сугробы на балкон?

Иль он узнал, что я тоскую,

Что я один? что в дом ко мне

Лишь снег да небо в ночь немую

Глядят из сада при луне?»

Слоняясь по полям герой видит Сапсана. Он одинок и ему также чуждо чувство любви. Он одинок, седой, зобастый, покинутый. Страшен и Непонятен.

Как воплотившаяся сила

Той Воли, что в полночный час

Нас страхом всех соединила –

И сделала врагами нас.

Вечер

Стихотворение посвящено неуловимости счастья. «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду.» Оно длится лишь миг, и часто человек, думает, что счастье ушло и не ценит того, что имеет, а это быть может и есть счастье.

«Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.» Но герой старается ценить каждый миг жизни, он любуется природой, радуется жизни и её течению

«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.»

ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

Стихотворение посвящено быстротечности времени. Герой задумывается о быстротечности времени, мгновенности счастья. Уходит лето, как теплое чувство единения с природой, герой тоскует, он знает, что всё рано или поздно проходит и немного завидует беспечности шмеля, радостно летающего в тёплые дни.

«Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!»

СЛОВО

Но это стихотворение просто издевательство сокращать:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Листопад 1900

Чудесный пример того, что Бунин действительно был виртуозом в изображении природы. Прочитав «Листопад» вспоминаются невольно строки из стихотворения «Осень»Пушкина, бывшего для Бунина идеалом в поэзии, к которому нужно стремиться.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

Приятна мне твоя прощальная краса…» и т.д.

У Бунина так:

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.»

Бунин передаёт запахи осеннего леса (дуб, сосна), за лето лес от солнца высох, осень вступает в свои права. Лето ещё не ушло: паутины блестят росой, летает последний мотылек.

«Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Затишье это не случайно, как перед бедой, ненастьем.

«Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой -

Предвестник долгого ненастья.»

Постепенно холодает, чаща мертвеет Тишина теперь другая, растущая, пугающая. Солнце светит меньше, тени короче. Сырой туман, мертвенная осенняя ночь, даже сова молчит.

Лес оцепенел, волчьи глаза светятся страшным зелёным огнём.

«Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял…»

Листва облетает, выпал и растаял первый снег. Дождь. Птицы улетают на зимовку. Вот уже и Осень проходит, земля в морозном серебре. Осень улетает вслед за птицами.

«Прости же, лес! Прости, прощай,

День будет ласковый, хороший,

И скоро мягкою порошей

Засеребрится мертвый край.»

Скоро придёт зима и всё покроется инеем и сугробами. Автор в стихотворении рассказывает о вечном цикле природы, торжественно совершающемся во все времена.

Любые образовательные работы на заказ

Курсовая

Осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писателя всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необходимо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы «продолжиться» в веках. Именно поэтому некое «продление» жизни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выстраивании прочных мостиков между одним...

Обостренное чувство смерти в творчестве И.Бунина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Писатель о рано возникшем у него ощущении кратковременности бытия
  • («Жизнь Арсеньева»). Обращение к творчеству как к одной из попыток преодоления смерти
  • 2. Тема смерти как одна из важнейших на протяжении всего творчества Бунина
  • («Захар Воробьев», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»,
  • «Чаша жизни» и др.)
    • 2. 1. «Захар Воробьев»
    • 2. 2. «Сосны»
    • 2. 3. «Легкое дыхание»
  • 3. Любовь и смерть в творчестве Бунина
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Бунина до самой смерти интересовала сущность человеческой жизни, ее хрупкость и изначальная обреченность на смерть, которая всегда по большому счету только случайность, но случайность, фатальная для человека. И вывод, к которому он приходит, можно, вероятно, сформулировать следующим образом: в хаотическом мире, в который приходит человек на очень небольшой отрезок времени, и сама жизнь, которая дается ему, но никому, кроме Бога, по не понятным причинам, и смерть, обрывающая эту жизнь, все оказывается делом случая, и, более того, жизнь, любовь и смерть оказываются взаимосвязанными и взаимообусловленными, порой просто «неразводимыми». Именно этому феномену и посвящена яркая проза писателя.

Осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писателя всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необходимо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы «продолжиться» в веках. Именно поэтому некое «продление» жизни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выстраивании прочных мостиков между одним и многими, между прошлым, настоящим и будущим всего народа, всей земли. «Блаженные часы проходят и… надо, необходимо… хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти…» — отмечал писатель. Именно эта мысль продолжается во многих его произведениях.

Выражением несбывшихся надежд, общей трагедии жизни становится для Бунина чувство любви, в которой он видит единственное оправдание бытия. Представление о любви как о высшей ценности жизни — основной пафос произведений Бунина эмигрантского периода. «Все проходит. Все забывается», — говорит герой рассказа «Темные аллеи» Николай Алексеевич, но Надежда возражает ему: «Все проходит, да не все забывается» .

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Бунин , И. Избранная проза . Критика и комментарии / И. Бунин. - М., 1998.- С. 577−588.
  2. Карпов , И. П. Проза Ивана Бунина : кн. для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей / И. П. Карпов. - М., 1999. - С.105−153.
  3. Мескин , В. А. Любовь в прозе И . Бунина: диалог с предшественниками / В. А. Мескин // Русская словесность. - 2005.- № 5. - С. 20−23.
  4. Сухих , И. Художественный мир Бунина / И. Сухих// Звезда. - 2009. -№ 2. - С. 228 - 231.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Первым большим историческим делом, связанным с именем Тредиаковского, была реформа стихосложения (17 341 735). Реформа эта ни в каком прямом отношении не находится к ранним опытам некоторых образованных иностранцев писать русские тонические стихи. Для шведа, датчанина и немца, которого случай забросил в Московское государство, естественно было, когда он узнавал язык, слагать стихи по германской...

Дипломная

Мы имеем у Ахматовой обычно «не самую лирическую эмоцию в ее уединенном выражении, а повествование или запись о том, что произошло. Если не это, то - или обращение к нему (ты), молчаливое присутствие которого создает ощущение диалога, или форму письма» (23, с.17). Чаще Ахматова пользуется обращением ко второму лицу, которое либо ощущается присутствующим, либо мыслится как присутствующее. Многие...

Но как ни пытается эта душа поверить в уже готовый источник спасения - в последнем, самом честном усилии она его не находит: «Постепенно в его сознании происходил слабый свет сомнения и жалости к себе. Он обратился памятью к Розе Люксембург, но увидел только покойную исхудалую женщину в гробу, похожую на измученную роженицу». Роза - мертва, она лишь женщина, и ее тоже надо спасти из могилы...

Контрольная

Во всех трагедиях он соблюдает формальный черты, эстетического канона классицизма: концепция трагедии заключается в пяти актах, в которых наблюдается единство времени, места и действия. Все трагедии Сумарокова написаны каноническим благородным александрийским стихом (шестистопный ямб с парной рифмой). Оосновной чертой осмысленной ориентации писателя на создание национальной жанровой модели это...

В сравнительном литературоведении творчество многих выдающихся писателей XX столетия неоднократно сравнивается с чеховским наследием. В числе этих писателей Э. Хемингуэй и У. Фолкнер, В. Вулф и А. Миллер, Д. Б. Пристли и Т. Уильямс, Гарсия Лорка и И. Вазов, Елин Пелин и У. Сароян, Т. Манн и многие другие. В результате таких исследований выясняется, что Чехов оказал могучее влияние на развитие...

Автор подчеркивает странность и необычность, которая сопровождает вроде бы обычный ход вещей, создает несколькими скупыми красками напряжение «подъехал он к воротам какогото дома, никого не видно; взошел на крыльцо, словно никто и не слышит». И вот кульминация зрелище совершенно необычное даже и для наших дней заяц, пугливое животное, играющий у ног Февронии. Эта деталь сразу придает облику...

Язык располагает специальными средствам усиления изобразительности и выразительности, к которым относятся словесные фигуры. Выдающиеся русские писатели в своих произведениях искусно пользовались всем разнообразием языковых средств для создания словесных образов, будь то пейзаж или портрет, описание обстановки или повествование о событии. Как верно заметил А. И. Куприн, «Русский язык в умелых...

Дипломная

Трудно не согласиться с мнениями многих исследователей, что общие закономерности, периодизация, тенденции функционирования и стратификация русской лексики уже достаточно изучены. Однако практически все исследователи отмечают, что опубликованные в последнее время источники дают разнородный и разнокачественный материал. В историческом аспекте труды исследователей не могут не опираться на данный...

Курсовая

Изменяемость, подвижность языка поддерживается периферийными (преимущественно инновационными и новозаимствованными, реже - устаревшими восстановленными) элементами, которые фиксируют новые явления, реалии окружающей действительности и внутреннего мира людей, обозначают новые понятия. Понятно, что процесс перегруппировки элементов длится в языке беспрерывно: новые и воскрешенные слова постепенно...

Шквал нигилистической критики, обрушенный на роман и его автора со стороны партийных функционеров и политически ангажированных литераторов с момента опубликования книги в итальянском издательстве в 1957 г., впоследствии перерос в искусственное замалчивание, продлившееся 30 лет. К счастью, все это тридцатилетие изучением романа Б. Пастернака, награжденного в 1958 г. Нобелевской премией...

Жизнь и смерть - вечные темы искусства, к ним возвращались и будут возвращаться писатели, особенно в кризисные, переходные эпохи, каким был рубеж Х1Х-ХХ веков в России. В прозаическом творчестве И. А. Бунина особенно напряженно звучат эти темы.

Всякое подлинное искусство утверждает, что жизнь прекрасна. Проза И. А. Бунина в этом плане не исключение. Жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, в каждой мелочи чувствуется биение ее пульса. Именно поэтому самое любимое бунинское слово - «свежесть». Например, в рассказе «Антоновские яблоки» читаем: «свежее утро», «свежие озимые», «свежий лес». Свежесть означает прежде всего физическое здоровье. Плодоносящая, здоровая жизнь - вот высшее земное благо. И «праздник осени» в «Антоновских яблоках» - это праздник всей жизни.

Однако в прозе И. А. Бунина жизнь и смерть не противоположны друг другу. Органичность, естественность жизни - залог достойной смерти. Например, рассказ «Сосны» повествует о смерти крестьянина - охотника Митрофана. Все в нем рождает ощущение внутренней гармонии и нравственного здоровья: и коричневое лицо с бирюзовыми глазами, и то, как он входит в комнату, наполняя ее свежестью лесного воздуха. Перед смертью на предложение съездить в больницу он отвечает: «За траву не удержишься». Его несуетность, внутренняя величавость сродни вечной природе. Он вышел из нее и ушел в нее, и могильный холм, укрывший его прах, видится писателю «думающим и чувствующим».

А в рассказе «Господин из Сан-Франциско» отношение к смерти становится критерием состоятельности жизни.

Смерть миллионера в сюжете рассказа - единственное важное событие, она описана очень детально, и главное ощущение, которое вызывает это описание, - безобразие. Герой умирает, как животное, потому что у него нет внутренней готовности к концу. В отношении к смерти раскрываются и другие персонажи. Смерть воспринимается ими как досадное происшествие. По И. А. Бунину, человек только тогда чувствует силу и богатство жизни, когда ощущает неизбежность смерти.

В прозе И. А. Бунина любовь становится точкой пересечения жизни и смерти. Писатель находит таинственную связь между ними. Чем пессимистичнее смотрит он на жизнь, тем чаще любовь в его изображении подводит человека к последней, роковой черте - к смерти. Любовь и смерть соединяются в самой человеческой судьбе, где, по мысли писателя, происходит неизбежная расплата за счастье. Например, рассказ «Натали» обрывается неожиданной смертью героини, но надолго остаются в памяти ее слова: «Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» Жизнь и любовь побеждают смерть.

А. Твардовский назвал И. А. Бунина «по времени последним из классиков русской литературы». Это определение означает не только силу слова и гармонию формы, присущие писателю. Своим великим предшественникам он соответствовал глубоким философским осмыслением темы жизни и смерти, их неразрывной связи и непостижимой тайны.