Гордый человек в произведениях. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Гордым человеком называют того, кто готов бороться, чтобы защитить свои честь и достоинство. Если перед таким человеком встает выбор между нравственным и безнравственным поступком, он всегда выберет честный путь, даже если он принесет беды или смерть. Жизнь в соответствии с честью и достоинством – вот основа мировоззрения человека, которого можно назвать гордым. Именно этими явлениями он руководствуется, когда оказывается перед выбором. Выгодные предложения, которые противоречат его принципам, всегда отходят на второй план. Гордые люди – сильные люди, потому что они идут по своему жизненному пути в соответствии со своими взглядами, никогда от них не отступая.

О том, кого же можно назвать гордым человеком, писали многие русские и зарубежные писатели.

Гордым человеком можно назвать героя повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». оказывается перед сложным выбором, от которого зависит его жизнь. Главному герою приходится выбирать между предательством Родины и смертью. Отказ от перехода на сторону Пугачева фактически являлся гибелью. Чтобы сохранить себе жизнь, Петр Гринев мог присягнуть на верность предводителю восстания. Однако главный герой этого не делает, потому что предательство Родины – поступок, который бы нарушил жизненные ценности Гринева. Он поступает в соответствии с честью и достоинства даже тогда, когда его жизнь оказывается на кону. Чувство собственного достоинства не позволяет Петру Гриневу выбрать путь предательства. Для него смерть лучше такого бесчестного пути. Это говорит о том, что главный герой повести «Капитанская дочка» не готов подчиняться обстоятельствам, он готов бороться за собственные жизненные принципы, за свою честь и за свое достоинство.

Гордой можно назвать и героиню романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Сестра центрального персонажа была довольно бедной девушкой, однако она никогда не давала себя в обиду. Дуня имела чувство собственного достоинства, поэтому на все безнравственные предложения она отвечала отказом. Когда Свидригайлов предложил ей свою материальную помощь взамен на совместное проживание за границей, Дуня отказала ему, потому что честь для нее имела большее значение, чем деньги. Бедная девушка отказывается от выгодного предложения Свидригайлова, потому что это предложение не соответствовало жизненным принципам Дуни Раскольниковой. По этой же причине героиня отказывается и от предложения Лужина, который ухаживает за Дуней. Выйти замуж за нелюбимого человека героине не позволяло ее чувство собственного достоинства. Дуня осталась бедна, однако не дала себя сломить и опозорить.

Таким образом, гордый человек – это тот, кто не сворачивает со своего жизненного пути из-за различных обстоятельств. Гордые люди готовы защищать свою честь до конца, даже если в итоге они останутся ни с чем. Таких людей не пугает даже собственная смерть, ведь для них важно остаться до конца жизни верным и преданным самому себе и своим принципам.

Проблема “гордого человека”, его отношения с окружающими, его жизненного пути волновала многих отечественных классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Горького и др. Гордость – один из семи смертных грехов. Гордые герои по своей природе одиноки, холодны.

Они ставят себя выше простых смертных, считают, что им уготована иная, высшая миссия.

В русской литературе сложилась целая галерея подобных героев: Онегин (роман ” Евгений Онегин “), Печорин (” Герой нашего времени “), князь Андрей Болконский

(” Война и мир “), Раскольников (” Преступление и наказание “), Настасья Филипповна (” Идиот “), Ларра (” Старуха Изергиль “). Все эти герои, несмотря на разнообразие их характеров, обладают одной ведущей чертой – гордостью. Это внутренняя черта личности, которая отдаляет героя от людей, от истинной жизни, от простых радостей, от гармонии с окружающим миром.

Отчуждение, одиночество – вот страшные последствия гордости.

Галерея “гордых героев” открывается образом Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться, играть чужими судьбами долгое время не открываются другим персонажам романа: Ленскому, Татьяне. Истинное лицо героя предстает перед читателем, когда Татьяна оказывается в его библиотеке.

Здесь она впервые видит, чем живет ее возлюбленный, проникает в сферу его духовных интересов. В книгах, которые читает Онегин “отразился век и современный человек с его холодною душою”.

Гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. Его скука, “тоскующая лень” – еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни.

Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли.

Но в итоге, простота, открытость, искренность чувств победили, сердце героя наполнилось нежностью и любовью к изменившейся Татьяне. Только теперь Онегин стал жить по-настоящему, почувствовал весь аромат жизни, испытал и муку, и счастье. Любовь и гордость находятся на разных полюсах.

Они не сосуществуют вместе. Гордыня была свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Во многих случаях он был прав. Его холодность связана с пошлостью высшего общества, но эгоизм, самоуглубленность героя распространяются и на его близких людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу.

Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. С детства Печорину не позволяли быть искренним, и он научился лицемерить.

Герой рано разочаровался в идеалах и окружающих людях.

Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его “я” всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: “Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…”.

Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье “насыщенную гордость”. Человек, уставший от жизни, разочаровавшийся в людях, может быть, нашел бы счастье с Бэлой. Но Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия.

Именно поэтому “глаза его никогда не смеялись”.

Сам герой напряженно ощущает свою внутреннюю обреченность нести людям беды, в одной из дневниковых записей он называет себя “топором в руках судьбы”. Для окружающих он, как и Онегин, – загадка. Этой таинственностью, непохожестью на других он привлекает княжну Мери.

В этой манящей загадочности Печорину пытается подражать Грушницкий, но это оборачивается нелепой и трагической комедией.

Гиперболизированная гордость наполняет сердце Ларры в повести М. Горького “Старуха Изергиль”. Здесь отчуждение достигает высшей степени, высшего накала. Небывалая самовлюбленность героя, его самоуверенность в собственной красоте и величии толкает его на преступления. Проблема эгоизма и вседозволенности решается М. Горьким в символическом, аллегорическом плане.

Люди наказывают Ларру самым страшным приговором – одиночеством. Таковы последствия его гордости.

Таким образом, проблема “гордого человека” всегда оставалась актуальной для русских писателей во все времена. Они решали ее в нравственном, гуманистическом ключе. Гордость создает изоляцию, делает жизнь искусственной, одинокой, приносит страдания, сожжет подтолкнуть к преступлению.

Гордость вовсе не означает величия или превосходства, ибо “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. К жизни простого, ничем не примечательного человека обращались в своем творчестве многие писатели, ибо подобный герой существовал во все времена. А. С. Пушкин был едва ли не первым, кто постарался показать истинное существование простого человека. В “Станционном смотрителе” он приподнимает своего героя и показывает, что его внутренний мир намного богаче и привлекательнее мира тех людей, […]...
  2. Море – одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе морские просторы. Великие поэты XIX века, Пушкин и Лермонтов, нередко в своем творчестве обращаются к образу моря. Обратимся к стихотворению А. С Пушкина “К морю”. Перед нами стихотворение – обращение к […]...
  3. Раскрывая тему “герой и толпа”, необходимо учитывать следующие моменты. Это конфликт характерен для романтической эстетики: перед нами герой-одиночка, незаурядная личность, приподнятая над толпой. Таким героем является герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Александр Андреевич Чацкий. Это, несомненно, более умный, образованный, интеллигентный человек, чем те “25 глупцов”, которые его окружают. Конфликт комедии выявляет образ […]...
  4. Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений XIX века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы. Самым известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно […]...
  5. Конфликт “частного” человека и государства отображен в таких произведениях российских писателей, как “Один день Ивана Денисовича” А. Солженицына, В. Шаламова “Колымские рассказы”, Г. Владимова “Верный Руслан”. Но рассказ А. Солженицына очень напомнил мне произведение Б. Екимова “Ночь проходит”, в котором повествуется о бесправии простых колхозников и о беспредельной власти над людьми агента по сельхозналогу Романа […]...
  6. Фантастические мотивы являются одним из основных приемов создания определенной ключевой ситуации в произведениях не только русской, но и мировой культуры. В отечественной литературе к данным мотивам обращались писатели различных направлений. Так, например, в романтических поэмах Лермонтова присутствуют образы потустороннего мира. В “Демоне” художник изображает протестующий Дух Зла. В произведении проводится идея протеста против божества как […]...
  7. Патриотизм русского народа воспевался во все времена. Огромная любовь к своей стране воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях родной природы и просто ярких русских характеров. Роман-эпопея ” Война и мир ” поистине считается образцом мужества и героизма русских людей. Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного […]...
  8. Тема города и деревни стала особенно актуальной в русской литературе 20 века, когда эпоха индустриализации стала поглощать деревню: деревенскую культуру, мировоззрение. Деревни стали пустеть, молодые жители стремились перебраться в город, “поближе к цивилизации”. Такое положение дел очень тревожило многих русских писателей, связанных с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они […]...
  9. Прошла война, Прошла страда, Но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Твардовский. Недавно наш народ и вся страна отмечала 56 годовщину Великой Победы в В. О. войны 41-45 годов. Страна ежегодно, торжественно отмечает “праздник со слезами на глазах”, вспоминает всех павших, известных и неизвестных солдат, защищавших родину ценой своей жизни. […]...
  10. В каких произведениях русской литературы находит воплощение об­раз солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяков­ского? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие про­изведения: В. Я. Брюсов “Будем как солнце…”, А. Крученых “Победа над солнцем”, М. И. Цветаева “Солнце вечера – добрее”, М.А. Булгаков “Ма­стер и Маргарита”, М.А. Шолохов “Тихий Дон”. Обосновывая свой […]...
  11. В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в шта­нах”? В качестве литературного контекста вы можете использовать произве­дения М. Горького “На дне”, В. Я. Брюсова “Хвала человеку”. Обосновывая свой выбор, вспомните монолог горьковского героя Са­тина в пьесе “На дне” (“Все – в […]...
  12. Дуэль с Долоховым привела Пьера к потрясению: он осознал, что оказался способным “покуситься” на жизнь человека. Герой Толстого очень переживает и пытается найти нравственную опору. Жена, виновница случившейся дуэли, ему здесь не помощница. Наташа Ростова, которую, не признаваясь себе, Безухов любит, так же пока помочь ему не может, поэтому Пьер принимает предложение масона Баздеева и […]...
  13. Цель: формировать умение работать с текстом и логически систематизировать обработанный материал; формировать читательские навыки исследовательского характера, характеризовать образ Онегина; оказывать содействие формированию гуманной личности. Оборудование: портрет А. Пушкина; тексты романа в стихах “Евгений Онегин”. Тип урока: углубленное изучение художественного произведения. Весь мир мне чужой, и я чужой для мира. Дж. Байрон. Ход урока. I. Актуализация […]...
  14. Человеческая мораль не раз указывала на то, что любое преступление в конечном итоге должно приводить к наказанию, или, так сказать, к возмездию. Эта мысль не раз подтверждается и в отечественной литературе. Вспомним одну из “Повестей Белкина” (А. С. Пушкин) – “Выстрел”. В ней повествуется о том, как некий граф Р*** слишком равнодушно отнесся к возможной […]...
  15. В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в контекст военно-исторической прозы ХХ-го века. Отметьте, что в эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон” представлен подлинный героизм центрального героя Григория Мелехова, Заслужившего звание Георгиевского кавалера. […]...
  16. Личность Наполеона перевернула не только мировую историю. Ореол его успехов оказал огромное влияние на духовное самосознание людей. Наполеон сделал по тем временам невозможное – головокружительную карьеру от простого сержанта до императора, которому почти удалось завоевать мир. История еще не знала подобных примеров. Образ Наполеона отложил свой уникальный отпечаток на произведения русской литературы XIX века. Личность […]...
  17. В трагедии “Фауст”, поэт, изобразил главного героя, Как человека высших духовных порывов. Фауст занимается поиском способа существования, в котором сольются в единое фантазия и реальность, душа и тело, небесное и земное. “Две души живут во мне” – говорил Фауст. Одной нравится земная жизнь, а другая предпочитает хлынуть в небесную даль. Образ Фауста это человек, который […]...
  18. Мотив дороги звучит в двух значительнейших произведениях 19 века. Это – ” Мертвые души ” Н. В. Гоголя и ” Кому на Руси жить хорошо ” Н. А. Некрасова. В “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов показывает жизнь всей Руси через путешествие семи вольнообязанных мужиков по нескольким деревням. Сюжет поэмы – фольклорный. Главные герои поэмы […]...
  19. Тема “русского бунта” нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы, но, несомненно, свое начало в литературе XIX века она берет с романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Работая над этим произведением, писатель пользовался многочисленными историческими источниками, совершил поездку по местам пугачевского бунта, записывал рассказы очевидцев. В “Капитанской дочке” перед нами предстает Пушкин – художник, […]...
  20. Великая Отечественная война, длившаяся тысяча четыреста восемнадцать дней, для русского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому довелось сражаться. Бессмертен подвиг всех, кто боролся и победил фашизм! Мы не видели войны, но знаем о ней, потому что мы должны помнить, “какой ценой завоевано счастье”. Из некоторых прочитанных мною произведений о […]...
  21. Каким образом в приведенном отрывке из поэмы “Облако в штанах” В. В. Маяковского находит воплощение гуманизм как важнейший эстетиче­ский принцип русской литературы? Размышляя над поставленным вопросом, укажите, что герой поэмы “Облако в штанах”, отрицатель, бунтарь и протестант, преодолевая лич­ную трагедию, выходит на улицу и здесь обретает свое истинное пред­назначение: быть глашатаем “улицы безъязыковой”, “сегодняшнего дня […]...
  22. В ряде произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики: в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль”, в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, И. С. Тургенева “Отцы и дети”, И. А. Гончарова “Обломов” и других. В чем героев этих книг можно сопоставить с Плюшкиным? В отношении к ведению хозяйства, к крестьянам, родственникам и друзьям. Конечно, Плюшкин – […]...
  23. Говорят, что широкий расцвет сатиры и юмора приходится обычно на переломные эпохи. Трудно не согласиться с подобным утверждением, особенно если вспомнить историю отечественной литературы в 20-е годы XX века. Пожалуй, ни в один период русской литературы не было столько ярких, самобытных и неповторимых авторов, как в те годы: В. Маяковский, М. Зощенко, М. Булгаков, А. […]...
  24. Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и глубоко сконцентрировать в рассказе опыт войны. Под пером Шолохова эта история становится воплощением человеческих судеб на войне, рассказом о величии, силе и красоте обыкновенного русского […]...
  25. В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина? Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что имя На­полеона связано с особым типом литературного героя. Для человека наполеоновского склада основными целями являются богатство, слава и власть, он противопоставляет себя обществу, осознает себя личностью исключительной, […]...
  26. (СОЧИНЕНИЕ – ОПЫТ КРИТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ) Говорят, что широкий расцвет сатиры и юмора прихо­дится обычно на переломные эпохи. Трудно не согласить­ся с подобным утверждением, особенно если вспомнить историю отечественной литературы в 20-е годы XX века. Пожалуй, ни в один период русской литературы не было столько ярких, самобытных и неповторимых авторов, как в те годы: В. Маяковский, […]...
  27. Ах, год сорок пятый, великий и святый! От щедрого сердца не требуя платы, Свободу и счастье дарили солдаты, А сами ложились под холмик горбатый. С. Орлов Великая историческая победа, одержанная советским народом в Великой Отечественной войне, не только обрадовала людей всего мира, но и потрясла их. Мир вздохнул: все же победили! A наш солдат, присев […]...
  28. В каких еще произведениях русской романтической литературы герой-индивидуалист убивает девушку за то, что она его отвергла? В ответе на вопрос, поставленный в задании, отметьте устойчивость данного сюжетного мотива для романтической литературы. Вспомните фабулу еще одного произведения М. Горького “Макар Чудра”, в котором представлена история музыканта Лойко Зобара и красавицы Радды, Не покорившейся чувству и убитой […]...
  29. Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в гимнах, песнях, стихах и рассказах! И многие посвящали жизнь прославлению нашей страны, многие умирали за ее нетленную, завораживающую красоту. Так было в годы Великой Отечественной войны. Много книг было написано о красоте и долге перед этой красотой – нашей Родиной… Но война прошла, и […]...
  30. В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом и каким образом можно сопоставить эти сюжетные ситуации с романом И.С. Тургенева? Попробуем сопоставить роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” с произведениями А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. В романе в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” Оне­гин и Ленский часто полемизируют друг с другом. При […]...
  31. Подвиг народа бессмертен Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд, И ждем приказа нового, И пусть Не думают, что мертвые не слышат, Когда о них потомки говорят. Б. Майоров Тема Великой Отечественной войны – необычная тема…Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если […]...
  32. В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? Соотнесите сцену всенародного покаяния Катерины в четвертом действии пьесы “Гроза” с аналогичным эпизодом в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Укажите различие мотивации героев. Если героиня А. Н. Островского сама признается перед Богом и людьми в нравственном преступлении, то инициатором покаяния Раскольникова становится […]...
  33. Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу или в театре, в ложе одной из “красоток записных”. И все же, чего же было больше – сходства или различия? Иногда в них разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век. Евгений Онегин. […]...
  34. Много жизни, много радостей в золотом Бокале юности, – и благо тому, кто не Осушал его до самого дна, кто не ведал Тоски пресыщения! В. Г. Белинский Мы знаем: Пушкин жил и формировался в эпоху расцвета декабризма, а Лермонтов отразил в своем творчестве эпоху последекабрьского безвременья. Ho мы далеко не всегда представляем себе, что это […]...
  35. В романтической поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь. С первых же строк становится ясно, что Мцыри не присуща покорность, что в душе он мятежник. Выращенный и воспитанный монахами, обязанный им спасением от смерти, юноша тем не менее не желает провести в […]...
  36. Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Имена героев произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч – стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. […]...
  37. Важнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой “золотого века” – человек во всем многообразии его проявлений. Писатели-классики создали столько непохожих друг на друга образов, что невольно задумаешься, какой из них взять для того, чтобы раскрыть избранную тему. Я понимаю ее в том смысле, что […]...
  38. Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе “Герой нашего времени” он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится “лишним человеком”. Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина […]...
  39. Многие современные писатели обращаются в своих произведениях к темам, освещавшимся в художественной литературе 19 – начале 20 века: теме отцов и детей, памяти, нравственного долга перед предками и потомками, любви к малой родине. Эти темы рассматриваются и в повести В. Распутина “Прощание с Матерой”. Также здесь воплощается русская идея соборности, слияния человека со всем миром. […]...
  40. “Наверх, лейтенант, чтоб и мертвых боялись… чтоб детям, внукам и правнукам заказали в Россию соваться!” Б. Васильев Борис Львович Васильев – талантливый художник, знающий о войне не понаслышке, сам прошел суровыми дорогами войны, оказавшись на фронте совсем молодым парнишкой. Его книги – это драматическая летопись времени и поколения, на плечи которого легли тяжелые испытания. Герой […]...

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, — хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Лappa, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком... А этот — был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

— Не троньте его. Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

— Он не может умереть! — с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... 

Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!"

Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.

М. Горький «Старуха Изергиль»

В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?

олго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, – тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам: – Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание! И тут произошло великое. Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, – юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго – не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко: – Не троньте его. Он хочет умереть! И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы. – Он не может умереть! – с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.

Показать текст целиком

Тема «гордого человека» звучит во многих произведениях отечественной классики.

Так, Клещ из пьесы М.Горького «На дне» вместе с другими жителями ночлежки влачит свое существование на самом «дне» жизни. Однако герой ставит себя выше остальных, ведь он единственный, кто занят хоть каким-то дедом. Клещ уверен, он сможет выбраться «в люди», как только умрет жена. Но его планам не суждено сбыться, продав для похорон Анны все свои инструменты, герой смиряется с мыслью о безвыходности положения, в котором он находится, и сближается с другими жителями ночлежки.

Все люди разные, у всех разная внешность, разные характеры, разные взгляды на жизнь. Я бы хотела рассказать о двух абсолютно разных чертах характера: о гордости и о гордыне на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

Довольно сложно бывает отличить эти два понятия. Гордость мотивирует человека ставить перед собой великие цели и достигать их, это радость не только за себя и за свои успехи, но и способность радоваться успехам других людей и уважительно к ним относится. Гордыня же, это эгоистическое чувство радости только своим достижениям, это высокомерие и несправедливое завышение себя над другими. О гордости и гордыне идет речь в описываемом произведении.
В первой легенде, рассказанной в произведении Горького, речь идет о Ларре. Женщину забрал орел, и через несколько лет она вернулась: «... а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад.» Людям этот человек сразу не понравился: «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.» Главный герой неуважительно и высокомерно относился не только к простым людям, но и к старейшинам. Именно гордыня побудила его на убийство невинной девушки. Ларра был наказан за свое преступление и гордыню вечной жизнью в вечном одиночестве.
Вторая легенда рассказывает о ярком примере гордости. Племя сильных людей враги загнали вглубь непроходимого леса. Люди пытались выжить и поскорее выбраться из страшных зарослей, страх и уныние сковали их. «Но тут явился Данко и спас всех один». Этот молодой, смелый и красивый человек решил вывести свое племя из леса. Люди под предводительством Данко шли очень долго и, устав, стали обвинять его в неумении им помочь. Молодой герой понял, что они не оценили его старания и даже готовы расправиться с ним, но он был благороден и любил людей больше чем себя: «Он любил людей и думал, что может быть, без него они погибнут». Тогда он пожертвовал своей жизнью ради спасения других. Именно гордость за свое племя, за их жизни помогла Данко совершить такой подвиг. По мнению Горького, гордыня – это чистое зло, которое превращает человека в эгоиста, а гордость – это несомненно положительная черта характера.
Я полностью согласна с мнением Максима Горького. Гордый человек всегда благороден, уважает не только себя, но и других людей и готов прийти на помощь в беде.

Горделивый же всегда думает только о себе, руководствуется исключительно своими желаниями и целями. Такие люди как правило не имеют друзей, так как неспособны к коллективной радости. Гордость же за свою страну, за своих соотечественников, за их и за свои достижения делает человека по настоящему счастливым полноценным гражданином своей Родины.

Другие работы по этому разделу:

Сочинение "Обломов и Ильинская"

Взаимоотношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова, как мне кажется, изначально нельзя было назвать идеальными. Между персонажами часто возникали недопонимание и различные конфликты из-за разницы в мировоззрениях и ценностях. Эти сложности особенно заметны в представленном фрагменте.

Сочинение "Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции"

Отношение автора к народу в поэме «Мертвые души» двояко и неоднозначно. Мне кажется, это обусловлено тем, что в произведении многое взято из реализма, где нет возвышенных и идеализируемых писателем персонажей, у каждого есть как положительные, так и отрицательные черты. И народ у Гоголя: с одной стороны – терпимый, верный и честный, с другой – невежественный и несамостоятельный.

Сочинение "Чичиков"

Павел Иванович Чичиков – главный герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», по моему мнению, обладает множеством отрицательных черт, он эгоистичен, корыстен, лжив и неискренен по отношению к окружающим его людям.

Сочинение "Образ природы и ее значение в исторической повести Л.Н. Толстого «Казаки»

В произведениях большинства писателей образ природы всегда занимал важное место. Описывая природу, авторы воспевают красоту мира, выражают свои патриотические чувства, изучают и анализируют характеры тех или иных персонажей.